Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Структуралистский конструктивизм

В определении и изучении сути социальных отношений Бурдьё предложил использовать одновременно два принципиальных подхода:

1) структурализм — в социальной системе существуют объективные структуры, не зависящие от сознания и воли людей, но способные стимулировать те или иные их действия и стремления;

2) конструктивизм — действия людей, обусловленные жизненным опытом, процессом социализации, «формируют социального агента как истинно практического оператора конструирования объектов».

Теория Бурдьё считается интегральной социологической теорией и представляет собой попытку преодоления противоречий между макро- и микро-анализом, агентом и структурой, которое порождает так называемые «парные понятия» (англ. pairedconcepts). В основании теории Бурдьё лежат, в первую очередь, фундаментальные идеи классиков, выражающие два противоположных подхода к определению объекта социологии: это исследовательская программа Маркса, исходным пунктом которой полагается широко понимаемая структура (общественно-экономическая формация), и программа Вебера, который исходит из концепта социального действия. Постольку, поскольку агент и структура связаны диалектически, Бурдьё пытается снять противоречие между ними и вводит ряд своих концептов.

Центральными в социологической теории Бурдьё являются понятия «габитус» и «социальное пространство», посредством которых преодолевается разрыв между макро- и микроанализом социальных реалий.

По Бурдьё, объективная социальная среда производит габитус — «систему прочных приобретённых предрасположенностей»; в дальнейшем они используются индивидами как исходные установки, которые порождают конкретные социальные практики индивидов.

Социальное пространство — это логически мыслимый конструкт, своего рода среда, в которой осуществляются социальные отношения. Социальное пространство — это не физическое пространство, но оно стремится реализоваться в нем более или менее полно и точно. Социальное пространство можно описать как совокупность полей, специфических однородных «под-пространств» (например, поле литературы, экономическое поле и т. п.), власть над которыми дает обладание дефицитными благами — капиталом. Именно распределение различных видов капитала (экономический, культурный, социальный, символический) в социальном пространстве и структурирует его.

Рассмотрение природы различных благ, которые индивиды ставят на карту в борьбе за занятие определенной позиции в поле, привело П. Бурдье к выводу, что за всем богатством и разнообразием ставок скрываются три большие группы, три категории капиталов.

 

Экономический капитал - обладание материальными благами, к которым, исходя из их роли всеобщего эквивалента любого товара, можно отнести деньги, помогающие занять преимущественное место в поле, а также и любой товар в широком понимании этого слова.

Культурный капитал - образование (общее, профессиональное, специальное) и соответствующий диплом, а также тот культурный уровень индивида, который ему достался в наследство от его семьи и усвоен в процессе социализации.

Социальный капитал - ресурсы, связанные с принадлежностью к группе: сеть мобилизующихся связей, которыми нельзя воспользоваться иначе, как через посредство группы, обладающей определенной властью и способной оказать "услугу за услугу" (семья, друзья, церковь, ассоциация, спортивный или культурный клуб и т.п.).

Символический капитал - разновидность социального, связан с обладанием определенным авторитетом, репутацией; это капитал признания группой равных и внешними инстанциями (публикой).

Распределение капиталов между агентами проявляется как распределение власти и влияния в этом пространстве.

Позиции агентов в социальном пространстве определяются объемом и структурой их капиталов. Экономический и культурный капиталы являются источниками власти для тех, кто ими обладает персонально, что дает агенту власть над теми, у кого этого капитала меньше или кто его лишен. Следует заметить, что обозначенные типы капиталов являются не только ставками в игре, ее выигрышем, но и условиями вхождения в саму игру.

Нам же, как культурологам, особое внимание следует обратить на исследования культурного производства Бурдье.

Анализ культурного производства с позиций генетического структурализма предполагает рассмотрение процесса формирования и автономизации художественного поля, становление институтов профессионализации, посвящения и освящения, целой сети специфических инстанций, составляющих условия производства и распространения произведений. Прежде всего, история становления художественного поля есть история его автономизации, в процессе которой возникают характерные агенты (художники, критики, историографы, хранители), а также категории и понятия (жанры, манеры, стили), технические приемы.

Здесь стоит определить понятие «поля» Бурдье.

Совокупность всех социальных отношений не есть нечто аморфное и однородное, но наделено обусловленной структурой. Данное обстоятельство привело П. Бурдье к формированию понятия "поле", понимаемого как относительно замкнутая и автономная подсистема социальных отношений. Поле - это место сил, относительно независимое пространство, структурированное оппозициями, которые нельзя свести к одной лишь "классовой борьбе"; оно есть особое место, где выражаются самые разнообразные ставки борьбы, но чаще всего в преобразованном виде, который делает их отчасти неузнаваемыми. Внешний наблюдатель всегда стремится преуменьшить роль этих ставок, сводя их к обычным межличностным или же политическим конфликтам. Поле представляет собой совокупность позиций, которые статистически определяют взгляды занимающих их агентов как на данное поле, так и на их собственные практики, направленные либо на сохранение, либо на изменение структуры силовых отношений, производящей настоящее поле.

Поле возникает как следствие прогрессирующего общественного разделения практик. Одной из важнейших его характеристик является автономия, т.е. относительная независимость функционирования поля от внешних принуждений. Поле переопределяет все внешние воздействия в собственной "логике". Такое свойство поля П. Бурдье называет способностью к рефракции, сила которой измеряется степенью преобразования внешних требований в специфическую, свойственную характеру поля форму.

Важнейшей характеристикой поля является форма взаимодействий между агентами, чьи позиции в поле должны рассматриваться только во взаимных отношениях. Принцип относительности - важнейший для понимания теории полей и всей концепции П. Бурдье в целом. Агенты определяются через занимаемые ими в поле позиции, отличающиеся друг от друга сочетанием объективированных в них капиталов и, как следствие, специфической властью и влиянием, получаемой материальной и символической прибылью, ценой, которую надо заплатить, чтобы их занять.

Агенты, действующие в поле, наделены постоянными диспозициями, усвоенными за время нахождения в нем.

Структурно-генетический анализ рассматривает художественное поле как "место, где производится и непрерывно воспроизводится вера в ценность искусства и в способность художника создавать эту ценность.

Пьер Бурдье выделяет четыре главных социальных условия формирования поля художественного производства:

Во-первых, наличие тех, кто исследует художественное творчество: историки, критики, искусствоведы и т.п.

Во-вторых, существование инстанций посвящения: академии, салоны, литературные и художественные премии.

В-третьих, создание институтов производства и воспроизводства как самих художников, так и публики: школы, курсы.

В-четвертых, присутствие специализированных агентов, ответственных за "экономику культурных товаров": продавцы, галерейщики, эксперты, оценщики и т.д.

Такого рода специализированные агенты наделены особыми диспозициями и категориями восприятия и суждения, которые отличают их от "рядового потребителя" и благодаря которым они могут навязать собственную шкалу ценности художника и его произведения.

Начав исследования по социологии культуры с интеллектуалов, П. Бурдье постоянно расширял объект изучения в направлениях, представляющих различные области творчества: литература, живопись, наука, высокая мода, фотография - все то, что в дальнейшем он объединит под термином "культурное производство" или производство "символических благ".

Стремление "десакрализировать" творчество, культуру, объективировать позиции и диспозиции "культурных производителей" привело П. Бурдье к употреблению "ортодоксальной" терминологии политической экономии. Этот факт объясняется попыткой ввести социологическое объяснение сферы культуры, откуда исторически, с приходом модернистского видения искусства и становления автономии поля культуры, было изгнано научное ("сциентистское") мышление: "История интеллектуальной и художественной жизни может быть понята как история изменений функций институций по производству символической продукции и самой структуры этой продукции, что соотносится с постепенным становлением интеллектуального и художественного поля, т.е. как история автономизации собственно культурных отношений производства, обращения и потребления. Концепт "производство" аналитически указывает, что любая практика агента есть действие над и с условиями/предпосылками, влекущая за собой их изменение или воссоздание: практики производят/воспроизводят условия производства, понимаемые как социальные отношения. Иными словами, помимо своего непосредственного результата (в случае интеллектуального и художественного производства речь идет о символической продукции) практики интеллектуалов, как и любых других агентов, производят и воспроизводят социальные отношения.

На материалах многих исследований Пьер Бурдье анализирует стили жизни и суждения о вкусе различных социальных групп. Наиболее полно эта проблематика представлена в одной из главных и наиболее цитируемых его работ "Различие. Социальная критика суждения".

В книге представлены результаты масштабного исследования, которое затронуло все основные области культурного потребления: живопись, литературу, музыку, кино, а также кулинарные предпочтения и политические пристрастия.

Исходный тезис Бурдье состоит в том, что существует "экономика культурных благ", но она обладает специфической логикой, которую необходимо обнаружить, чтобы не впасть в вульгарный экономизм. Для этого нужно прежде всего определить условия, в которых сформировались потребители культурных благ и их вкусы; рассмотреть различные способы потребления легитимных благ (тех, которые в данный момент времени считаются произведениями искусства), а также социальные условия становления принятых в обществе способов освоения и присвоения культуры. П. Бурдье показывает, что эстетические представления и вкусы не являются чем-то "данным от бога" или результатом свободного выбора индивида, но вытекают из его социальных условий социализации и наличного положения в обществе. Связи между системами классификации (которые называют вкусом) и условиями существования (т.е. тем, что социолог именует социальным классом), предстают внешнему наблюдателю в превращенной форме, как "выбор", совершаемый социальными субъектами. Социальные субъекты различаются по тому, как они производят различия между красивым и безобразным, вкусным и безвкусным, утонченным и грубым и т.п., в которых выражается или через которые "выдает себя" их положение в объективной социальной классификации. Никто, по мысли П. Бурдье, не классифицирует себя более, чем сам субъект, когда он определяет, как ему приличествует одеваться, вести себя, говорить, куда ходить в свободное время и т.д.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...