Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Теория социального воспроизводства Бурдье и Пассерона.

Тема 11. Теория воспроизводства П. Бурдье и Ж.-К. Пассерона.

1. Понятие социального пространства и социального поля. Принцип построения социального пространства.

2. Капитал и его различные формы. Символический капитал.

3. Понятие класса. Класс "возможный" и класс "действительный".

4. Понятие воспроизводства. Система образования как центральный механизм воспроизводства современного общества. Образование и отношения классов. Рынок труда и сфера образования.

5. Понятие "габитуса". "Габитус", социальное происхождение и социальная структура.

6. Теория вкусов и социальных отличий. Вкус и стиль жизни. Вкус как индикатор социального расслоения (доклад).

7. Методология П. Бурдье и границы её применения в исследованиях социальной структуры.

Литература:

  1. Бурдье, П. Начала: пер. с. фр. Н.А. Шматко. М.: Socio-Logos, 1994. 288 с.
  2. Бурдье, П. Практический смысл: пер. с. фр. Н.А. Шматко. СПб.: АЛЕТЕЙЯ, 2001. 316 с.
  3. Бурдье, П., Пассерон, Ж.-К. Воспроизводство: элементы теории системы образования: пер. с фр. Н.А. Шматко. М.: Просвещение, 2007. 267 с.
  4. Bourdien, P., Passeron, J. -C. Reproduction in Education: Society and Culture. London, 1977.
  5. Bourdieu, P., Passeron, J. -C. The Education System and the Economy: Titles and Jobs // French Sociology: Rupture and Renewal since 1968. N. Y., 1981.

 

Пьер Бурдьё (1930-2002) - французский социолог и философ, представитель неклассического постструктуралистского направления социальной теории, создатель теорий социального поля и габитуса.

Концепция социального пространства П. Бурдье, в частности принцип двойного структурирования социальной реальности опирается на основополагающие категории, предлагает собственное видение механизма образования социальных групп. Данная концепция позволяет изучать характер социальных практик в контексте интегрального учета различных факторов социальной жизни и выглядит следующим образом:

(габитус) х (капитал) + поле = социальные практики.

Так, например, габитус (система приобретённых схем, действующих на практике как категории восприятия и оценивания или как принцип распределения по классам, в то же время как организационный принцип действия) используется индивидами как активная способность вносить изменения в существующие структуры как исходные установки, которые порождают и организуют практики индивидов.

Концепция капиталов (экономического, культурного, социального, символического) позволяет выявить различные средства для удовлетворения интересов, которыми располагают агенты; социальное поле – это среда, в которой осуществляются социальные отношения, и для его функционирования необходимо не просто отношение агентов к полю, их формальная активность, а ещё их предрасположенность действовать по его правилам, наличие у них определенного габитуса, включающего в себя знание правил поля, готовность их признавать и адекватно действовать. Таким образом, если мы имеем данные о габитусе агента, объемах и структуре его капиталов, знаем, в каком конкретно социальном поле агент действует, мы можем получить желаемое – знание о характере его социальных практик, способностях конструировать те или иные структуры.

Применяя данную концепцию при анализе изменений социальной структуры, можно отметить, что любая социальная общность возникает в поле притяжения определенных ценностей, что придает ей устойчивость на определенном отрезке времени. Вследствие этого социальные субъекты способны постоянно менять правила игры в зависимости от поля, в котором действуют.

Жизненные стратегии агентов элиты характеризуются двойственностью положения. С одной стороны, элита, являясь коллективным агентом и занимая высшие позиции в социальной иерархии общества, подчиняется объективным законам гомогенных полей. С другой стороны, элита как агент, наделенный разными видами капиталов, является активным творцом социальной реальности, распределяя индивидов в иерархические поля социального пространства. В данном случае процесс конструирования социальной позиции агента осуществляется с учетом не только объективных условий существования, но и различных форм капиталов (экономического, политического, социального).

 

Теория социального воспроизводства Бурдье и Пассерона.

Связка категорий производство и воспроизводство является основной характеристикой созидательной, преобразующей и сохраняющей деятельности людей. Категория производства позволяет раскрыть структурные связи, эффективность, результаты деятельности как процесса созидания. Категория воспроизводства отражает целостную деятельность людей именно как процесс, протекающий во времени; она раскрывает как, в какой последовательности, вновь и вновь возобновляясь, осуществляется деятельность по созиданию, сбережению, восстановлению, обновлению или сохранению условий, средств и целей субъекта воспроизводства. Воспроизводство - естественный исторический процесс закрепления, повторения и обновления опыта социальных отношений.

Одна из первых попыток применения концепции воспроизводства в рамках стратификационного подхода принадлежит французскому социологу Пьеру Бурдье и его коллеге Жан-Клауду Пассерону.

П. Бурдье вслед за Э. Дюркгеймом представляет социальную реальность как сеть невидимых связей, складывающихся между социальными объектами. «Социальная действительность есть пространство – заданная система координат, относительно которой располагаются наличные социальные субъекты и, в то же время, расположение этих субъектов в реальном пространстве».

Во многих своих работах, в частности «Воспроизводство в образовании, обществе и культуре», ученый выстраивает цепь логических, связанных между собой рассуждений, доказывающих, что структура системы образования целенаправленно обеспечивает воспроизводство существующих элементов социальной структуры - классов.

П. Бурдье доказал, что, несмотря на широко распространенные требования равенства возможностей, элиты приспособили новые стратегии, чтобы обеспечить свою преемственность от поколения к поколению. Образовательная система была ключевым моментом в этих стратегиях. С помощью педагогических методов, отношений между учителем и учениками, отбора учебных курсов и методов селекции экономически привилегированные и хорошо образованные дети получили преимущества по сравнению с менее привилегированными и менее обученными. Другими словами, образовательная система, несмотря на новейшие реформы и возросший уровень обучения в целом, не только не разрушила классовое и культурное неравенство, а скорее усиливала его.

В целом теория воспроизводственной функции образования доказала, что родители с престижными занятиями способны использовать свои социально-экономические ресурсы, чтобы дать своим детям хорошее образование, что, в свою очередь, помогает последним занять престижные рабочие места. Бурдье делает акцент на культурном капитале. Он утверждает, что родители создают особую культурную среду, содействующую развитию разнообразных способностей, которые вознаграждаются в образовательной системе.

Но классовое отношение воспроизвести неизмеримо труднее, чем отношения владения. Оно воссоздается косвенно, через получение хорошего образования.

По мнению Бурдье, репродуктивная функция школы есть следствие действий господствующих классов, обеспечивающих свое воспроизводство. В ранние периоды промышленного капитала «воспроизводственная стратегия» собственников была прямой передачей прав собственности. После Второй мировой войны требование равенства образовательных возможностей вызвала надобность в менее прямых стратегиях социального воспроизводства. Собственники крупных состояний приспособили новую стратегию, конвертируя экономический капитал в образовательный.

Все это, естественно, не отрицает возможности для индивидуумов, обладающих талантом, достичь академических успехов вне зависимости от происхождения. Но такие случаи не носят массового характера. Ведь образование есть путь к занятию позиций контроля в экономике, что в современных условиях более значимо, чем владение собственностью. Однако есть области деятельности, где без стартового капитала не занять высокой социальной позиции.

Действительно, в современную информационную эпоху, новый значимый фактор неравенства стал заключаться в самих людях и их способностях, а именно в способности усваивать информацию и применять полученные навыки и умения в своей деятельности, т.е. в интеллектуальном капитале. В 1970-1980-х гг. преобладало восторженное восприятие информационного общества как свободного и демократического. Доминировали утверждения, что при общей доступности образования у членов общества появляются и равные шансы, и относительное равенство по социальному положению. Однако на смену прежнему неравенству в доступе к полному среднему и высшему образованию пришло более тонкое и гибкое фактическое неравенство в качестве образования и в объеме реального интеллектуального капитала. Постоянно возрастал вклад семьи с ее не только материальными, но и культурными ресурсами (культурный капитал) в социальное и культурное воспроизводство продвинутых социальных слоев, в выращивание новой элиты, где физический и интеллектуальный капиталы стали более взаимосвязаны и взаимозависимы.

«Класс на бумаге («теоретический», «возможный», «сконструированный» класс) - группы, имеющие наибольшие шансы при определенных условиях стать классами в собственном смысле слова, то есть реальными субъектами общественно-исторического процесса.

Таким образом, первым условием существования класса является общность социальной позиции членов класса, “которые, будучи размещены в сходных условиях и подчинены сходным обусловленностям, имеют все шансы для обладания сходными диспозициями и интересами и, следовательно, для выработки сходной практики и занятия сходных позиций”.

Вторым условием класса, по Бурдье, является наличие у данной группы общего габитуса (матрицы восприятий и классифицирующих практик), являющегося важнейшим опосредующим элементом в формировании любой коллективной идентификации. Габитус (“инкорпорированный класс”) оказывает воздействие на политические мнения и поведение данных классов, на образующиеся в рамках этих классов стили жизни и способы потребления.

Третье условие, при соблюдении которого класс становится реальной действующей силой (“мобилизованным”, “реальным” классом, готовым к борьбе) - это осознание членами класса своей общности как группы, имеющей собственные интересы (отличные от других) и готовой их защищать.

Затем класс должен сформировать группу своих представителей (партию или подобную организацию), исключительной целью которой является защита классовых интересов. Именно политическая организация делает класс “видимым”, выделенным и различимым субъектом политической борьбы, ибо говорит и действует она от имени класса. Партия должна сформулировать идеологию класса, то есть представить такое видение социального мира, в котором за классом было бы закреплено место в социальной структуре и подчеркнута значимость его интересов. Классовую же борьбу Бурдье рассматривает как разные формы конфликтов во всех социальных полях -экономическом, политическом, культурном (в системе образования, практике досуга, стратегиях развлечения, в одежде, еде), где доминирующие классы осуществляют разные типы символической власти, стремясь завоевать легитимность.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...