Этапы профессионального становления личности: основные психологические новообразования каждого этапа: выбора профессии, профессиональной подготовки, адаптации, профессионализации, мастерства.
Период выбора профессии и профессионального становления соотносится Д. Сьюпером со стадией исследования (одной из пяти выделяемых им стадий «профессиональной зрелости») и охватывает возраст от 14-25 лет. В этот период индивид пробует свои силы в различных ролях, ориентируясь на свои реальные профессиональные возможности. Э. Ф. Зеер в качестве оснований для выделения стадий профессионального становления личности берет социальную ситуацию, которая детерминирует отношение личности к профессии и профессиональным общностями и уровень реализации ведущей деятельности (ее освоение, совершенствование способов выполнения приводят к кардинальной перестройке личности). Обобщенно влияние этих двух факторов на профессиональное становление личности представлено в табл. 2. Ряд авторов (Т. В. Кудрявцев, В. И. Ковалев, О. А. Овсяник, Е. В. Прокопьева, С. Т. Джанерьян), рассматривая процесс становления специалиста, выделяет разные этапы профессионализации, в частности: формирование профессиональных намерений; профессиональную подготовку; профессионализацию; мастерство. 1. Формирование профессио-нальных намерений – выбор личностью профессии на основе учета своих индивидуальных психологи-ческих особенностей и их соответствия содержанию выбираемой профессии, осознания необходимости профессиональной подготовки, формирования первичных профессиональных целей и путей их достижения, ориентации и самоопределения в мире профессионального труда. Содержание предпрофессионального этапа состоит в формировании профессиональных мотивов. Складывающиеся нередко у школьников неправильные, искаженные представления о профессиях являются результатом стихийного формирования профессиональной направленности. Осознание учащимися требований, предъявляемых профессией, и умение соотносить их с особенностями своей личности – один из важнейших факторов, способствующих активному отношению к выбору профессии.
2. Профессиональная подготовка – освоение системы профессиональных знаний, умений и навыков, формирование профессионально важных качеств личности, положительного отношения и интереса к будущей профессии. Данный этап охватывает возраст примерно от 17–18 до 24–27 лет. Этот возраст определяется как поздняя юность или ранняя зрелость. Исследованиями было установлено, что для большинства молодых людей этого возраста характерны такие особенности, как высокий уровень активности; устойчивое и легкое переключение внимания; прочная память; гибкое мышление, способное к глубокому анализу и синтезу, абстракции и обобщению; это позволило Б. Г. Ананьеву сделать вывод о том, что данный период жизни является максимально благоприятным для обучения и профессиональной подготовки. Основная особенность этапа профессионального обучения заключается в том, что участие студента в специально организуемой деятельности, деятельности с достаточно высокой степенью приближающейся к профессиональной, с одной стороны, способствует формированию у студентов адекватных представлений о профессии, с другой стороны – формированию системы профессиональных знаний, умений, навыков, профессионального мышления и памяти. Развитие же операциональной основы профессионального самоопределения наряду с мотивационной, «обуславливает качественные изменения в структуре самосознания личности». Профессиональное обучение способствует обогащению и формированию более адекватных представлений о профессии и о самом себе. Однако только к четвертому-пятому курсам обучения в структурах образа профессионала и в его мотивационной сфере начинают преобладать компоненты, связанные со спецификой будущей профессиональной деятельности (Овсянникова В. В., Брагина В. Д.). Такой образ профессионала включает:
1. психологический уровень – формирование готовности к данному виду деятельности, осознание человеком своих возможностей, способностей, интересов, отвечающих требованиям специальности; 2. интеллектуальный уровень – усвоение теоретических знаний, умений и навыков в соответствии с государственным стандартом, владение, навыками профессионального самосовершенствования; 3. социальный уровень – формирование представлений о социальном статусе специалиста, востребованность профессии на рынке труда, ее престижность и оплачиваемость. 3. Профессионализация – адаптация и освоение профессии, приобретение профессионального опыта, развитие свойств и качеств личности, необходимых для квалифицированного выполнения профдятельности. Под профессионализмом понимается единство таких категорий как «профессионализм личности» и «профессионализм деятельности». Профессионализм личности – качественная характеристика субъекта труда, отражающая высокий уровень профессионально важных или личностно-деловых качеств, креативности, адекватный уровень притязаний, мотивационную сферу и ценностные ориентации, направленная на прогрессивное развитие; профессионализм деятельности – качественная характеристика субъекта труда, отражающая высокую профессиональную квалификацию и компетентность, разнообразие эффективных профессиональных навыков и умений, в том числе основанных на творческих решениях, владение современными алгоритмами и способами решения профессиональных задач, что позволяет осуществлять деятельность с высокой и стабильной продуктивностью. Можно выделить, как минимум, три фактора, влияющих на становление специалиста-профессионала, его профессионализм. Первый фактор носит характер общего социального контекста – «цена» той деятельности, которой должен заниматься или занимается человек. В современном обществе происходит принятие и понимание значимости помогающих профессий – медицина, психология, социальная работа и др. Однако общественное мнение полагает, что данными видами деятельности могут заниматься все, у кого доброе сердце и кто обладает гуманно-нравственными качествами. Второй фактор – наличие эталона личности специалиста помогающей профессии и профессиональной деятельности; определение функций, обязанностей, прав специалиста любого профиля, и специализации; освоение технологии работы с отдельным человеком, группой людей, в зависимости от проблемы и алгоритма ее разрешения. Третий фактор – личность самого специалиста, его потенциал, качества, свойства, мотивация, интересы, готовность к профессиональной деятельности и т.д.
Профессионализм – это высокий и устойчивый уровень знаний, умений и навыков, позволяющих достигать наибольшего и стабильного эффекта в профессиональной деятельности [55, 129]. Анализ исследований позволяет выделить следующие группы показателей профессионализма специалиста помогающей профессии: показатели объективного и субъективного характера; процессуальные и результативные показатели; нормативные и этические показатели; показатели наличного базиса и прогностические показатели; показатели профессиональной обучаемости и показатели инновационного характера; показатели социальной активности и конкурентоспособности той или иной помогающей профессии в обществе. 4. Мастерство – на данном этапе профессионализации личность характеризуется творческим выполнением профессиональной деятельности, интеграцией сформированных профессионально важных качеств личности в индивидуальный стиль деятельности, постоянным совершенствованием методик и технологий собственной профессиональной деятельности. Итак, профессиональное самоопределение – это длительный и динамичный процесс, в котором можно выделить стадии, характеризующиеся качественным его своеобразием. Из краткого анализа периодизаций профессионального становления личности можно сделать следующие выводы. Во-первых, несмотря на разные критерии и основания дифференциации этого процесса, выделяются примерно одинаковые стадии. При наложении существующих классификаций этапов профессионального самоопределения оказалось, что в основном они совпадают, а в чем-то дополняют друг друга, позволяя при этом остановиться и использовать в работе классификацию, предложенную Т. В. Кудрявцевым. Во-вторых, следует отметить, что данные этапы не являются строго разведенными во времени, в значительной степени они зависят от содержания профессии, от индивидных и личностных качеств человека, а также внешних благоприятных или неблагоприятных обстоятельств, в том числе экономических и социально-психологических. И, наконец, в-третьих, отдельно можно отметить, что, поскольку самоопределение всегда предполагает утверждение собственной позиции в проблемной ситуации, для каждой из выделяемых стадий профессионального самоопределения характерны определенные трудности и конфликты.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|