Органы центрального и местного управления
Император. Как уже говорилось выше, главой государства в России был монарх, носивший с 1547 г. титул «царь». В 1721 г. Петру I Сенат преподнес титул «императора». Этот титул в монархической номенклатуре занимал верхнюю ступеньку, он рассматривался выше королевского титула. Присвоение императорского титула имело международное значение, т.к. означало признание России великой европейской державой. Император обладал неограниченной властью: законодательной, исполнительной, военной, судебной. Петр I радикально перестроил всю систему центральных органов государства. Произошли большие преобразования в различных областях государственного управления. Сенат. Ранняя форма абсолютизма с Боярской думой и боярской аристократией, сложившаяся во второй половине XVII в., оказалась неприспособленной к решению стоявших перед страной проблем. Радикальные реформы государственного аппарата были проведены в начале XVIII в. Петром I и завершены в царствование Екатерины II во второй половине XVIII в. Боярская дума окончательно потеряла свое значение и перестала созываться. Но потребность в органах, которые проводили бы в жизнь Замыслы царя и с которыми при необходимости можно было бы «совет держать». Компетенция Сената, порядок работы, оформление его в качестве высшего государственного органа, состоящего непосредственно при императоре, определил указ 1722 г. "О должности Сената". С созданием в 1718 г. коллегий (о них речь пойдет далее) их президенты вошли в состав Сената. Важной функцией Сената был надзор за деятельностью всех государственных учреждений и должностных лиц. Эти функции выполняли фискалы во главе с обер-фискалом. Особое место среди должностных лиц при Сенате занимали генерал-прокурор и его помощник - обер-прокурор, должности, учрежденные петровским указом в 1722 г. Генерал-прокурор являлся руководителем Сената и высшим должностным лицом среди других лиц, состоящих при Сенате. В качестве исполнительного органа при Сенате действовала его канцелярия.
В 1711-1720 гг. окончательно упраздняется сеть прежних правительственных учреждений – приказов. Вместо приказов Петр I организовал коллегии. Преимущество коллегий состояло в том, что они ведали вполне определенными участками государственного управления. Каждая коллегия состояла из президента, вице-президента, трех-четырех коллежских советников и четырех коллежских асессоров (заседателей), а также включала штат вспомогательного персонала (переписчиков, делопроизводителей, регистраторов и т.д.). Вопросы в коллегиях должны были решаться коллегиально, причем первым свое мнение должен был высказать младший по должности и чину. Поскольку он еще не знал мнение старших чиновников и руководителей коллегии, то невольно должен был высказывать свое мнение (“дабы дурость каждого явлена была” - писал в Регламенте Петр I). Решения должны были приниматься голосованием. При равенстве голосов голос президента был решающим. К их числу относились: ü Коллегия Иностранных дел заменила Посольскую канцелярию. В ее компетенцию входило координирование деятельности дипломатических агентов, осуществление дипломатической переписки; ü Юстиц-коллегия руководила деятельностью губернских надворных судов; осуществляла судебные функции по уголовным преступлениям, гражданским и фискальным делам; ü Камер-коллегия (казенных сборов) осуществляла высший надзор за всеми видами сборов, наблюдала за хлебопашеством, собирала данные о рынке и ценах; ü Ревизион – коллегия осуществляла финансовый контроль за использованием государственных средств центральными и местными органами;
ü Штатс-контор-коллегия контролировала государственные расходы и составляла государственный штат; ü Военная коллегия управляла «всеми воинскими делами»; ü Адмиралтейская ведала делами флота; ü Коммерц-коллегия. Ей вменялись в обязанности торговые дела; ü коллегии, управлявшие промышленностью (Берг- и Мануфактур-коллегии). Первая ответственна за горную промышленность. Мануфактур‑коллегия – за прочие отрасли промышленности. Позднее была создана Вотчинная коллегия, в круг обязанностей которой входила охрана земельных прав феодалов. При проведении реформы преимущественное внимание обращалось на структурную перестройку государственного аппарата и централизацию управления, формирование регулярной армии, упорядочение финансов и подчинение Церкви государству. Реформа стала важнейшей частью внутренней политики Петра I, направленной на ослабление и роспуск Боярской думы, разрушение прежней, приказной администрации и замену ее новой, позволявшей царю-реформатору полностью контролировать государственный аппарат и гарантировавшей ему поддержку регулярных вооруженных сил в случае открытого выступления консервативных элементов. Одновременно с реформой центральных органов радикально было реорганизовано местное управление. В отличие от XVII в. с его дробным управлением, когда уезды, отдельные города, а иной раз волости и отдельные слободы непосредственно подчинялись центру, а уезды по территории и населению отличались друг от друга, петровская реформа установила более четкое административно-территориальное деление. В 1708 г. вся территория страны была разделена на 8 губерний, огромных по размерам и неодинаковых по количеству проживающего в них населения. Возглавлял губернию губернатор (или генерал-губернатор). По губерниям расписывались все уезды и города. В помощь губернаторам назначались помощники, ведавшие ниже перечисленными отраслями управления: ü обер-комендант – военное управление; ü обер-комиссар и обер-провиантмейстер – губернские и иные сборы; ü ладрихтер – губернскую юстицию; ü обер-инспектор –сборы. Губернии делились на уезды во главе с комендантами. Смысл реформы состоял в том, чтобы перенести центр тяжести в управлении на места.
В 1719 г. проводится второй этап реформы. Губернии делятся на провинции. В пограничные провинции назначаются также губернаторы, а во внутренние-воеводы. И хотя губернии продолжали существовать, но за губернаторами остается командование войсками, общий надзор за управлением, а основной единицей местного управлений становится провинция. В каждой из них создается аппарат управления и назначаются чиновники, отвечавшие за сбор налогов, набор рекрутов и т.д. Они помимо губернатора и воеводы подчинялись также соответствующей коллегии в центре. Провинции в свою очередь были разделены на дистрикты, управлявшиеся земскими комиссарами. Таким образом, на местах была создана трехзвенная система: губерния, провинция, дистрикт. Однако города имели свое городское управление: в губернских городах - магистраты, в уездных - ратуши. Общее руководство магистратами и ратушами осуществлял Главный магистрат, действовавший на правах государственной коллегии.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|