Методика выявления детских страхов “Страхи в домиках”.
Г. Москва ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нестабильные социально - экономические условия жизнедеятельности человека привели к резкому увеличению нарушений нервно - психического характера. Одним из таких нарушений является повышенный уровень тревожности, который представляет собой наиболее значимый риск-фактор, ведущий к нервно-психическим заболеваниям человека. По данным Всемирной организации В настоящее время в психологической практике имеется достаточно большой набор техник и приемов, непосредственно направленных на преодоление различных видов тревожности, но в большей степени они предназначены для работы с детьми и подростками, для развития их эмоциональной сферы. Особое значение в связи с этим имеет работа по психопрофилактике и регуляции тревожности дошкольников, особенно в преддверии их поступления в школу, что, несомненно, является сильно фрустрирующим фактором. Беспокойство, тревога, страх - такие же неотъемлемые, эмоциональные проявления нашей психической жизни, как и радость, восхищение, гнев, удивление, печаль. Мир детства полон всевозможных тайн, загадок, тревог. Разве не внушает страх незнакомое пространство, в которое внезапно попадает ребенок, и даже его собственная комната? А какие опасности таит в себе темное время суток – вечер и ночь, когда страшным представляется то, что днем никакого испуга не вызывает или первый поход в школу. Плоды детских страхов, возникающие вдруг в воображении ребенка, нереальны, однако страх, испытываемый дошкольником, переживается им по-настоящему.
Детские страхи - это обычное явление для детского развития. Они имеют разное значение для ребенка. Каждый страх или вид страхов появляется только в определенном возрасте, т.е. у каждого возраста есть "свои" страхи, которые в случае нормального развития со временем исчезают. Появление определенных страхов совпадает во временном отношении со скачком в психомоторном развитии ребенка. Детские страхи в случае нормального развития являются важным звеном в регуляции поведения ребенка и в целом имеют положительный адаптационный смысл. Страх, как любое переживание, является полезным, когда точно выполняет свои функции, а потом исчезает. Детские страхи, если к ним правильно относиться, понимать причины их появления, чаще всего исчезают бесследно. Если же они сохраняются длительное время, то это служит признаком неблагополучия, говорит о нервной ослабленности ребёнка, неправильном поведении родителей, незнании ими психических особенностей ребёнка, наличии у них самих страхов, конфликтных отношений в семье. Идея данной программы - предупредить возможность проявления страхов и тревожности и устранить проблемы у детей уже имеющих нарушения, вызванные семейными проблемами, чрезмерной опекой, или же просто родительской невнимательностью. Это в будущем может помочь им быть более адаптированными к школьным трудностям и облегчить знакомство с новой для них школьной системой.
Цель программы – создание условий для преодоления социальных страхов у детей дошкольного, младшего школьного возраста.
В ходе достижения цели решаются следующие задачи: 1. Совершенствовать умения у детей передачи своего эмоционального состояния; 2. Снизить общий уровень тревожности; 3. Формировать навыки общения, контроля своего поведения; 4. Содействовать развитию творческих навыков;
5. Повысить психологическую готовность к школе. Критерии эффективности программы:
Эффективность программы может быть проверена перед началом работы, и после ее завершения с помощью следующих диагностических методик:
Условия реализации программы: -кадровые: данную программу проводят 1-2 педагога- психолога в с высшим специальным образованием в группе до 5 человек. Может быть использована для детей в возрасте с 5 до 9 лет. -пространственно - временные: программа рассчитана на 10 часов групповой работы, которые проводятся раз в неделю по 40 минут. -организационные: для реализации программы требуется свободное от парт помещение с ковром и со стульями по количеству участников, подготовленные до начала занятия. -материально – технические: материалы и средства, необходимые для проведения занятия прописаны к каждому занятию.
Ожидаемые результаты: 1. Снижение уровня тревожности. 2. Развитие коммуникативных навыков, повышение представлений о собственной ценности, развитие уверенности в собственных силах, а также способности наиболее успешно реализовать себя в поведении и взаимодействии с окружающими людьми. 3. Усиление способности социальной адаптации и стрессоустойчивости
ЭТАПЫ РАБОТЫ:
1 этап — диагностический. Диагностика: Данный этап предполагает первичную встречу психолога с ребенком и его родителями. Проводится диагностика с ребенком, а также беседа с родителями, в ходе которой объясняются принципы работы, цели и задачи программы. Также собираются данные анамнеза. 2 этап - практический. 3 этап - контрольный.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ Тема Количество часов Теоретических Практических Всего Знакомство в группе, правила группы.
Повышение позитивного настроя и сплочения детей, эмоциональное и мышечное расслабление.
Достижение взаимопонимания и сплочённости. Снятие напряжения.
Формирование навыков выражения эмоций и чувств.
Развитие умения справляться с чувством страха. Развитие смелости.
Совершенствование путей преодоления страха.
Повышение уверенности в себе.
Всего:
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
ЗАНЯТИЕ 1. 1. Ритуал приветствия: Упражнение "Росточек под солнцем". Дети превращаются в маленький росточек (сворачиваются в клубочек и обхватывают колени руками) всё чаще пригревает солнышко, и росточек начинает расти и тянуться к солнышку. 2. Упражнение "Доброе утро…" Дети вместе с психологом сидят в кругу. Всем предлагается поприветствовать друг друга Доброе утро Саша … Оля…и т.д. 3. Упражнение "Что я люблю?". Дети в кругу, каждый говорит по очереди, что он любит из еды, одежды, во что любит играть и т. д.
4. Правила группы. Всегда говорит только один человек, остальные слушают. В играх участвуют все члены группы Информация не выносится за пределы группы.
5. Упражнение "Художники – натуралисты". Дети рисуют совместный рисунок по теме "Следы невиданных зверей". 6. Ритуал прощания: Упражнение «Листочек падает». Психолог поднимает в метре от стола лист бумаги, затем отпускает его и обращает внимание детей на то, как плавно тот спускается вниз и ложится на стол. Затем просит детей превратить свои руки в листы бумаги – дети поднимают руки вверх. Психолог опускает лист, он опускается на стол. Детям нужно отпустить руки на стол плавно, в одно время с листом бумаги. Повторить несколько раз.
ЗАНЯТИЕ 2.
При затруднении в ответах психолог называет ласкательные производные от имени ребёнка, а тот выбирает понравившиеся.
3. Рисование на тему "Моё настроение". После выполнения рисунков дети рассказывают, какое настроение они изобразили.
ЗАНЯТИЕ 4.
4. Упражнение «Лисичка веселая - грустная». Психолог просит всех детей превратиться в лисичек, а затем показать веселых лисичек, когда они играют. После этого грустных лисичек, скучающих по маме. И, наконец, снова веселых лисичек, когда им купили новую игрушку. 5. Рисование на тему "Автопортрет". Детям предлагается нарисовать себя с тем настроением, с которым они идут на занятия.
ЗАНЯТИЕ 5.
2. Упражнение "Расскажи свой страх". Психолог рассказывает детям о своих собственных страхах в детском возрасте, тем самым показывая, что страх - нормальное человеческое чувство и его не надо стыдиться. Затем дети сами рассказывают, что они боялись, когда были маленькими.
ЗАНЯТИЕ 6.
1. Ритуал приветствия: "Росточек под солнцем". См. 1 занятие.
ЗАНЯТИЕ 7.
Детям предлагается сказать, за что их любят взрослые и за что они любят взрослых.
ЗАНЯТИЕ 8.
ЗАНЯТИЕ 9. 1. Ритуал приветствия: "Росточек под солнцем". См. 1 занятие.
ЗАНЯТИЕ 10.
2. Упражнение "Неоконченные предложения". Детям предлагается предложения, которые нужно закончить. "Я люблю…", "Меня любят…", "Я не боюсь…", "Я верю…", "В меня верят…", "Обо мне заботятся…"
5. Ритуал прощания: «Листочек падает». См. 1 занятие.
Используемая литература 1. Арюкова С., Пушкинская Л. Другие мы... //Школьный психолог. - 2003. - № 2. - С. 17-19 2. Баркан А.И. Практическая психология для родителей. - М.: АСТ- ПРЕСС, 2001.-432 с 3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. (Психологическое исследование). - М.: Просвещение, 1968. - 464 с. 4. Бороздина Л.В., Залучёнова Е.А. Увеличение индекса тревожности при расхождении уровней самооценки и притязаний // Вопросы психологии. - 1993. -№ 1.-С. 104-112 5. Вачков И. В. Основы технологии группового тренинга. Учеб. пособие. - М.: Изд-во "Ось-89", 2005. - 256 с 6. Вачков И. Тревожность, тревога, страх: различие понятий //Школьный психолог.- 2004. - № 8. - С. 9 7. Дружинин В.Н. Психическое здоровье детей. - М.: Тв.Центр, 2002. - 64 с. 8. Захаров А.И. Детские неврозы. - СПб.: Респекс, 1995. - 192 с. 9. Захаров А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка. - СПб.: Союз, 1997.-224 с. 10. Изард К.Э. Эмоции человека- СПб.: Изд-во "Питер", 2000. -464 с. 11. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. - Ярославль: Академия развития, 1996. - 240 с. 12. Кочева Е. Программа работы психолога с детьми по оптимизации общения в детском саду// Школьный психолог, 2000. - № 25 13. Краткий психологический словарь/Под ред. А.В. Петровского, М.Г.Ярошевского. - М.: Политиздат, 1985. - 431 с. 14. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. - Ярославль: Академия развития, 1996. - 208 с. 15. Кузьмина М. Детский невроз страха //Школьный психолог, 2000. -№ 5. - С. 8-9 16. Лаврентьева Г.П., Титаренко Т.М. Практическая психология для воспитателя. Вып. 2.- Киев, 1992. 17. Макаренко А.С. О воспитании. - М.: Просвещение, 1980. - 196 с 18. Немов Р.С. Психология. Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений. Кн. 1. Общие основы психологии. - М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. - 576 с. 19. Основы специальной психологии / Под ред. Л.В. Кузнецовой. - М.: Изд. Центр "Академия", 2002. - 480 с. 20. Панфилова М.А.. Игротерапия общения. - М.: ГНОМ и Д, 2000 21. Прихожан А.М. Причины, профилактика и преодоление тревожности // Психологическая наука и образование. - 1998. - № 2. - С. 12-14 22. Психолого - педагогическая диагностика: Учебное пособие для студентов высш. пед. учебн. Заведений/ Под ред. И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамной. - М.: Академия, 2005. - 320 с. 23. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. - М.:ВЛАДОС, 1995.-529 с. 24. Столяренко Л.Д. Основы психологии. - Ростов Н/Д.:Феникс, 2003. - 672 с. 25. Широкова Г.А. Развитие эмоций и чувств у детей дошкольного возраста. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. - 304 с 26. Эмоциональное развитие дошкольника/ Под редакцией А.Д. Кошелевой. - М.:Просвещение, 1985. - 176 с. 27. Ярушина И. Программа социально-психологической коррекционно-развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста// Школьный психолог. - 2000. - № 22
Рекомендуемая литература для родителей:
1. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? – М. «ЧеРо», 2002. 2. Зажигина М.А. Чего не стоит делать родителям, но что они все равно делают. – М.: Генезис, 2010. 3. Млодик И.Ю. Книга для неидеальных родителей или Жизнь на свободную тему. – М.: Генезис, 2010. 4. Кравцова А. Мама, давай вернем его аисту! или Как помочь ребенку подружиться с братиком или сестричкой. – М.: Эксмо, 2007. 5. Башкирова Н. Ребенок без папы. Решение проблем неполной семьи. – М.: Наука и техника, 2007. 6. Корчак Я. Как любить ребенка. – М.: У-Фактория, 2007. 7. Баркан А. Плохие привычки хороших детей. - М: Дрофа-Плюс, 2007. 7. Патрушина Т. А., Филякина Л. К. Первоклассник на пороге школы. Советы родителям, советы учителям. – Спб.: Речь, 2009. 8. Образцова Л.Н. Нестандартный ребенок. Не хочу, не буду! 101 способ договориться: подсказки для родителей. – М.: АСТ, 2010.
Приложение 1
Методика выявления детских страхов “Страхи в домиках”.
Авторы методики: А.И. Захаров и М.Панфилова. Захаров А.И. Детские неврозы. - СПб.: Респекс, 1995. Цель: выявление и уточнение преобладающих видов страхов (страх темноты, одиночества, смерти, медицинские страхи и т. д.) у детей старше 3-х лет. Инструкция и описание: Прежде чем помочь детям в преодолении страхов, необходимо выяснить, весь спектр страхов и каким конкретно страхам они подвержены. Данная методика подходит в тех случаях, когда ребенок еще плохо рисует или не любит рисовать (хотя такое задание даже не интересующиеся рисованием дети принимаю обычно с удовольствием). Взрослый рисует контурно два дома (на одном или на двух листах): черный и красный. И потом предлагает расселить в домики страхи из списка (взрослые называет по очереди страхи). Записывать нужно те страхи, которые ребенок поселил в черный домик, т.е. признал, что он боится этого. У детей постарше можно спросить: “Скажи, ты боишься или не боишься …”. Беседу следует вести неторопливо и обстоятельно, перечисляя страхи и ожидая ответа “да” - “нет” или “боюсь” - “не боюсь”. Повторять вопрос о том, боится или не боится ребенок, следует только время от времени. Тем самым избегается наводка страхов, их непроизвольное внушение. При стереотипном отрицании всех страхов просят давать развернутые ответы типа “не боюсь темноты”, а не “нет” или “да”. Взрослый, задающий вопросы, сидит рядом, а не напротив ребенка, не забывая его периодически подбадривать и хвалить за то, что он говорит все как есть. Лучше, чтобы взрослый перечислял страхи по памяти, только иногда заглядывая в список, а не зачитывая его. После выполнения задания ребенку предлагается закрыть черный дом на замок (нарисовать его), а ключ - выбросить или потерять. Данный акт успокаивает актуализированные страхи.
Инструкция: “В черном домике живут страшные страхи, а в красном - не страшные. Помоги мне расселить страхи из списка по домикам”. Ты боишься: 1. 1. когда остаешься один;
Анализ результатов: Анализ полученных результатов заключается в том, что экспериментатор подсчитывает страхи в черном доме и сравнивает их с возрастными нормами. Совокупные ответы ребенка объединяются в несколько групп по видам страхов. Если ребенок в трех случаях из четырех-пяти дает утвердительный ответ, то этот вид страха диагностируется как имеющийся в наличии. Из 31вида страхов, выделенных автором, у детей наблюдаются от 6 до 15. У городских детей возможное количество страхов доходит до 15.
Все перечисленные здесь страхи можно разделить на несколько групп: · медицинские страхи - боль, уколы, врачи, болезни; · страхи, связанные с причинением физического ущерба - транспорт, неожиданные звуки, пожар, война, стихии; · страх смерти (своей); · боязнь животных; · страхи сказочных персонажей; · страх темноты и кошмарных снов; · социально-опосредованные страхи - людей, детей, наказаний, опозданий, одиночества; · пространственные страхи - высоты, глубины, замкнутых пространств;
Наличие большого количества разнообразных страхов у ребенка - это показатель преневротического состояния.
Для детей подготовительной группы (5-7 лет) характерны такие страхи: выраженные страхи у девочек у мальчиков страх перед нападением 70% 90% страх умереть 100% 50% страх смерти родителей 100% 60% страх перед папой и мамой 90% 90% страх наказания 70% 100% страх чудовищ 50% 80% страх глубины 90% 40% страх перед стихией 80% 60% страх высоты 90% 40% страх пожара 100% 60% боязнь врачей и боли 80% 50% боязнь крови 100% 20% боязнь уколов 90% 40% страх перед неожиданными звуками 100% 60% страх темноты 60% 40% страх увидеть страшные сны 70% 40% страх замкнутого пространства 70% 20% страх войны 70% 60% страх огня 60% 60% страх больших улиц 20% 20%
Приложение 2
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|