Глава I. Теоретические основы исследования проблемы межличностных отношений подростков с девиантным поведением
Московский Гуманитарно-Экономический институт Кировский филиал Кафедра общей психологии КУРСОВАЯ РАБОТА ПО ПСИХИЛОГИИ «ОСОБЕННОСТИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ПОДРОСТКОВ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ» Выполнила: студентка 2 курса социально-психологического факультета (дневное отделение) Марандич Лилия Лукьяновна
Научный руководитель: Ефремов Виктор Леонидович Защищена: Оценка 4 «___»_____________2005г. «______________» Киров, 2005
Оглавление
Введение 3
I глава. Теоретические основы исследования особенностей межличностных отношений подростков с девиантным поведением 5
1.1. Возрастные психологические особенности подростков с девиантным поведением 5 1.2. Межличностные отношения как фактор развития личности подростков 9 1.3. Особенности работы с подростками с девиантным
поведением 14 Выводы по I главе 19
II глава. Экспериментальные исследования особенностей межличностных отношений подростков с девиантным поведением 21
2.1. Характеристика методов и методик исследования 21 2.2. Анализ результатов исследования 22 Выводы по II главе 31
Заключение 32
Библиография 33
Приложение 1 35 Приложение 2 37
ВВЕДЕНИЕ
Потребность в общении, в непосредственных контактах с др. людьми – одна из главных социальных потребностей человека. Особенно ярко она проявляется в подростковые годы. Проблема общения трудных подростков с девиантным поведением, в наши дни приобрела исключительную актуальность. Проблема волнует педагогов и родителей, психологов и юристов, социологов и журналистов; интенсивно исследуется сейчас представителями многих наук от физиологии до философии и от семиотики до кибернетики. Общение как педагогическая проблема было поставлено в работах целой группы исследователей: Л.И. Новиковой, А.Т. Куракина, А.В. Мудрика, Э.Ш. Натанзона, А.С. Белкина и многих др. Одним из фундаментальных вопросов психологии отношений является адекватность отношений к миру, объектам, др. людям, обществу, самому себе. Неадекватное, искаженное отношение вызывает затруднения в жизнедеятельности человека, общении, общества. Объективная необходимость в сотрудничестве и субъективная потребность в общении ведут к образованию особых объединений, которые называются группами. Среди них есть официальные группы - специально созданные обществом для осуществления тех или иных функций (напр., класс в школе). Значимость, ценность групп для себя личность переживает и осознает по-разному. Своей подросток может считать не только школьный коллектив, где он проводит свое основное время и с которой он связан функционально, но совсем др. группу, ценности и интересы которой ему кажется более привлекательными. Это может создавать почву для раздвоенности личности подростка. Особенно часто это бывает в тех случаях, когда его не удовлетворяет положение в основной группе.
Часто встречающиеся факты безразличного или негативного отношения подростка к воспитательным воздействиям объясняются ориентацией этого ученика на позиции скрытой, неизвестной воспитателям, родителям группы. Это влияние нескольких групп с различной ориентацией на личность подростка (напр., школа, семья с одной стороны и дворовая компания с др.), то это приводит к разладу, тяжелым психологическим переживаниям, срывам, конфликтам и, наконец, к преступлениям. Деловые и личные отношения, возникающие в процессе повседневного общения, получили название межличностных отношений. С психологической точки зрения межличностные отношения рассматривают как взаимонаправленную психофизическую реакцию между индивидуумами в процессе их интеллектуального и эмоционального обмена. Процесс возникновения межличностных отношений начинается, прежде всего, с установления контактов, которые могут носить как деловой, так и личный характер. Деловые отношения переплетаются с личными и оказывают друг на друга серьезное влияние. И именно неудовлетворенность подростков деловыми отношениями сказывается на развитии его личных связей с окружающими, на его положение в обществе, на формирование мировоззрения и характера. Несоответствие значимости сфер общения возрастным особенностям подростка – один из самых серьезных факторов, определяющих возникновение социально опасного общения, и ведущих к отклонениям в поведении детей.
Цель нашего исследования: выявление особенностей межличностных отношений подростков с девиантным поведением, ограничиваясь рассмотрением этого явления у подростков 11-14 лет. Объектом исследования выступают младшие подростки 11 – 14 лет с девиантным поведением в количестве 72 человека. Предмет: особенности межличностных отношений подростков с девиантным поведением: желание, чтобы другие проявляли интерес к индивиду и принимали его в свое общество, желание устанавливать близкие отношения с другими, контроль отношений с другими. Развитие и становление личности подростка – результат ее взаимодействия со средой, характера ее взаимоотношений с окружающими людьми в системе отношений «родители-дети», «педагоги-дети», «дети-дети» и т.д. Социально-педагогическая запущенность – следствие нарушений процессов общения, конфликтных взаимоотношений. Исходя из этого, гипотезой данного исследования является: подросток с девиантным поведением имеет очень сильную потребность быть принятым обществом и стремление контролировать отношения с другими, но он очень осторожен в выборе лиц при установлении глубоких эмоциональных отношений. Методологический аппарат составляет беседа и тестирование «Опросник межличностных отношений» Шутца (ОМО). Исследования проблемы межличностных отношений является составной частью реализации системного подхода к исследованию проблем коллективного воспитания.
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ПОДРОСТКОВ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|