Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава I. Теоретические основы исследования проблемы межличностных отношений подростков с девиантным поведением

Московский Гуманитарно-Экономический институт

Кировский филиал

Кафедра общей психологии

КУРСОВАЯ РАБОТА ПО ПСИХИЛОГИИ

«ОСОБЕННОСТИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ПОДРОСТКОВ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ»

                                                                         Выполнила: студентка 2 курса

                                                                     социально-психологического

                                     факультета

                                                      (дневное отделение)

                                                                       Марандич Лилия Лукьяновна

 

                                                                  Научный руководитель:

                                                                  Ефремов Виктор Леонидович

Защищена: Оценка 4

«___»_____________2005г. «______________»

Киров, 2005

 

Оглавление

 

 

Введение                                                                                           3

 

I глава. Теоретические основы исследования особенностей                 межличностных отношений подростков с девиантным    поведением                                                                              5

 

1.1. Возрастные психологические особенности подростков с девиантным поведением                                                         5      

1.2. Межличностные отношения как фактор развития личности подростков                                                                       9

1.3.  Особенности работы с подростками с девиантным

     поведением                                                                             14

 Выводы по I главе                                                                19

 

II глава. Экспериментальные исследования особенностей                 межличностных отношений подростков с девиантным    поведением                                                                              21

 

2.1. Характеристика методов и методик исследования            21

2.2. Анализ результатов исследования                                       22

   Выводы по II главе                                                                  31

 

Заключение                                                                                      32

 

Библиография                                                                                  33

 

Приложение 1                                                                                  35

Приложение 2                                                                                  37

 

ВВЕДЕНИЕ

 

    Потребность в общении, в непосредственных контактах с др. людьми – одна из главных социальных потребностей человека. Особенно ярко она проявляется в подростковые годы.

Проблема общения трудных подростков с девиантным поведением, в наши дни приобрела исключительную актуальность. Проблема волнует педагогов и родителей, психологов и юристов, социологов и журналистов; интенсивно исследуется сейчас представителями многих наук от физиологии до философии и от семиотики до кибернетики. Общение как педагогическая проблема было поставлено в работах целой группы исследователей: Л.И. Новиковой, А.Т. Куракина, А.В. Мудрика, Э.Ш. Натанзона, А.С. Белкина и многих др.

Одним из фундаментальных вопросов психологии отношений является адекватность отношений к миру, объектам, др. людям, обществу, самому себе. Неадекватное, искаженное отношение вызывает затруднения в жизнедеятельности человека, общении, общества. Объективная необходимость в сотрудничестве и субъективная потребность в общении ведут к образованию особых объединений, которые называются группами. Среди них есть официальные группы - специально созданные обществом для осуществления тех или иных функций (напр., класс в школе). Значимость, ценность групп для себя личность переживает и осознает по-разному. Своей подросток может считать не только школьный коллектив, где он проводит свое основное время и с которой он связан функционально, но совсем др. группу, ценности и интересы которой ему кажется более привлекательными. Это может создавать почву для раздвоенности личности подростка. Особенно часто это бывает в тех случаях, когда его не удовлетворяет положение в основной группе.

 Часто встречающиеся факты безразличного или негативного отношения подростка к воспитательным воздействиям объясняются ориентацией этого ученика на позиции скрытой, неизвестной воспитателям, родителям группы. Это влияние нескольких групп с различной ориентацией на личность подростка (напр., школа, семья с одной стороны и дворовая компания с др.), то это приводит к разладу, тяжелым психологическим переживаниям, срывам, конфликтам и, наконец, к преступлениям.

Деловые и личные отношения, возникающие в процессе повседневного общения, получили название межличностных отношений.

С психологической точки зрения межличностные отношения рассматривают как взаимонаправленную психофизическую реакцию между индивидуумами в процессе их интеллектуального и эмоционального обмена.

Процесс возникновения межличностных отношений начинается, прежде всего, с установления контактов, которые могут носить как деловой, так и личный характер. Деловые отношения переплетаются с личными и оказывают друг на друга серьезное влияние. И именно неудовлетворенность подростков деловыми отношениями сказывается на развитии его личных связей с окружающими, на его положение в обществе, на формирование мировоззрения и характера. Несоответствие значимости сфер общения возрастным особенностям подростка – один из самых серьезных факторов, определяющих возникновение социально опасного общения, и ведущих к отклонениям в поведении детей.

  Цель нашего исследования: выявление особенностей межличностных отношений подростков с девиантным поведением, ограничиваясь рассмотрением этого явления у подростков 11-14 лет.

Объектом исследования выступают младшие подростки 11 – 14 лет с

девиантным поведением в количестве 72 человека.

Предмет: особенности межличностных отношений подростков с девиантным поведением: желание, чтобы другие проявляли интерес к индивиду и принимали его в свое общество, желание устанавливать близкие отношения с другими, контроль отношений с другими.

Развитие и становление личности подростка – результат ее взаимодействия со средой, характера ее взаимоотношений с окружающими людьми в системе отношений «родители-дети», «педагоги-дети», «дети-дети» и т.д. Социально-педагогическая запущенность – следствие нарушений процессов общения, конфликтных взаимоотношений.

Исходя из этого, гипотезой данного исследования является: подросток с девиантным поведением имеет очень сильную потребность быть принятым обществом и стремление контролировать отношения с другими, но он очень осторожен в выборе лиц при установлении глубоких эмоциональных отношений.

Методологический аппарат составляет беседа и тестирование «Опросник межличностных отношений» Шутца (ОМО).

Исследования проблемы межличностных отношений является составной частью реализации системного подхода к исследованию проблем коллективного воспитания.

 

Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ПОДРОСТКОВ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...