Понятие предупреждения преступности.
Предупреждение преступности – это многоуровневая система мер (государственных, общественных, специальных), направленных на выявление, устранение, ограничение, ослабление или нейтрализацию причин и условий преступности, отдельных видов преступлений и конкретных преступлений, а также на удержание от перехода или возврата на преступный путь людей, условия жизни и (или) поведение которых указывают на реальную возможность совершения ими преступлений в будущем. Деятельность по предупреждению преступности направлена на сокращение преступности как явления. Система предупреждения преступности имеет три уровня: общий (федеральный), субъектов федерации и органов местного самоуправления. Предупреждение преступности – это специфическая разновидность социального управления, целью которого является снижение вероятности преступного поведения, для чего субъект, используя весь комплекс законных мер воздействия (в том числе и принудительных), стимулирует включение объекта в систему общественно полезных отношений и ограничивает его негативные связи (Щедрин). В криминологической литературе предлагаются разные варианты обозначения полного комплекса всех видов воздействия, используемых для сдерживания преступности: -“борьба с преступностью"; -"комплексное воздействие на преступность"; -“предупреждение преступности”; -“деятельность по предупреждению преступности”; -“социально-правовой контроль над преступностью”. Все виды деятельности по предупреждению преступлений подразделяются на две части: 1уголовная репрессия, то есть предупреждение, которое осуществляется в рамках уголовного правосудия; 2. профилактика или превенция, в которую входят все виды антикриминогенного воздействия, находящиеся за рамками уголовного правосудия.
Уголовная репрессия - необходимое и очень весомое средство, но еще никто не доказал ее исключительность и преимущество перед другими. Признание специфичности уголовно-правового предупреждения ничего не меняет. Свои особенности имеет также предупреждение преступности средствами, предусмотренными административным, трудовым и другими отраслями законодательства, которые изучаются соответствующими правовыми науками. Экономические средства влияния на преступность, например, не менее специфичны и эффективны, чем уголовно-правовые. Предупреждение преступности средствами, которые предоставляет уголовное законодательство, должно протекать в сфере криминализации и декриминализации, предупредительной эффективности средств, используемых в рамках уголовного правосудия. Исследователи ФРГ пришли к выводу о том, что уголовно-исполнительные учреждения открытого типа применительно ко многим осужденным гораздо эффективнее и выгоднее «закрытых». Например, материальные затраты на ис-полнение лишения свободы и применение амбулаторных мер соотносятся меж-ду собой как 5:1. Одной из задач Уголовного кодекса является "предупреждение преступлений” (ст. 2 УК РФ), а одной из целей уголовного наказания - "предупреждение совершения новых преступлений" (ст. 43 УК РФ). Криминологическая теория предупреждения преступности - это учение о совокупности всех законных видов, форм, способов, средств и методов контроля над преступностью независимо от того какой отраслью права они предусмотрены. Предупреждение преступности является специфической разновидностью социального управления. Рассматривая систему деятельности по предупреждению преступности, можно выделить объект, субъект и меры предупреждения.
Специфика деятельности по предупреждению преступлений состоит в том, что значительная ее часть связана с принуждением, сопряжена с вмешательством в сферу личной жизни, с ограничением конституционных прав и свобод личности. Эта принудительная часть должна быть жестко регламентирована законом. Отсюда следует, что кроме принципов социального управления (целеполагания, системности, объективности, основного звена, оптимальности и эффективности) предупреждение преступности должно соответствовать правовым принципам, важнейшим из которых является принцип законности. Предметом предупреждения преступности – является комплекс общественных (правовых) отношений, направленных на предупреждение (профилактику) преступности в целом и отдельных преступлений. Деятельность по предупреждению преступности должна быть направлена на: 1.выявление, устранение либо ослабление или нейтрализацию неблагоприятных факторов формирования личности, затрудняющих процесс социализации; 2.выявление и пресечение начавшегося процесса неправильного формирования личности и ее коррекцию; 3.недопущение перехода на преступный путь лиц с явной антиобщественной направленностью; 4.предупреждение совершения преступлений лицами, уже совершившими ранее преступления. Выделяется два вида предупреждения преступности: 1)общее предупреждение преступности – направленное на выявление, нейтрализацию или устранение причин и условий преступности, отдельных ее видов, а также способствующих ей условий; 2)индивидуальное предупреждение преступности – направленное на выявление и оказание профилактического воздействия в отношении лиц, поступки которых указывают на реальную возможность совершения ими преступлений в будущем, а также по оказанию положительного влияния на их ближайшее окружение. Нормы, ограничивающие права и свободы граждан в связи с применением мер предупредительного воздействия, являются исключительной компетенцией федерального законодательства. Деятельность по предупреждению преступности являются частью политики государства по национальной безопасности и имеет цели предупреждения преступности: 1.сокращение преступности и качественное изменение ее структуры;
2.способствование созданию и укреплению в обществе атмосферы спокойствия и стабильности; 3.устранение причин и условий преступности, посредством решения политических, правовых, социально - экономических, идеологических задач. 4.обеспечение исправления лиц, вовлекаемых в сферу предупредительного воздействия, и их ресоциализацию. 5.влияние на негативные элементы непосредственного социального окружения (микросреду) личности, формирующие антиобщественные позиции и мотивацию преступного поведения индивидов; Задачи предупреждения преступности 1.Систематическое выявление и анализ явлений, факторов, ситуаций и обстоятельств, способствующих преступлениям. 2.Выявление и изучение противоречий и конфликтов, которые приводят к возникновению преступных намерений, а также к формированию личности правонарушителей. 3.Постоянное выявление и постановка на учет лиц, от которых можно ожидать совершения преступлений, и активное корректирующее воздействие на данных лиц. 4.Устранение или нейтрализация явлений и факторов, способствующих антиобщественному поведению. Проблемы предупреждения: основания применения мер предупреждения; сроки применения мер предупрежде-ния; процедура предупреждения. Предупреждение: -социальная профилактика; -принудительное предупреждение (меры компенсации, безопасности и наказания). Возможность применения мер наказания, восстановления и безопасности к отдельным гражданам просматривается и в п. 3 ст. 17 Конституции РФ, если эти граждане нарушают права и свободы других лиц. А пункт 3 ст. 55 Конституции РФ предусматривает, что "права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства". 19.Харктеристика системы предупреждения преступности, ее практическая ориентация, содержание и сущность.
Для регулирования предупреждения преступности использу-ется весь спектр законодательства. Нормы, содержащие предупредительный потенциал, имеются на всех уровнях и во всех отраслях права. Деятельность по предупреждению преступлений в России должна соответствовать принципам, которые содержатся в ряде международно-правовых актов, признанных Россией: Всеобщей Дек-ларации прав человека; Международному пакту о гражданских и политических правах; Кодексу поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка; Руководящих принципах в области преду-преждения преступности и уголовного правосудия в контексте развития и нового международного экономического порядка; Декларации основных принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотреблений властью и других документах. Определенные обязательства в этой сфере вытекают из конвенций, многосторонних и двухсторонних договоров, которые Россия имеет сегодня со многими государствами. Конституция РФ содержит основные принципы, которым должна соответствовать борьба с преступностью. В целом их можно свести к двум положениям: 1) государство несет обязанность по защите прав и свобод граждан, в том числе и от преступных посягательств; 2) в борьбе с преступностью должны соблюдаться права и свободы граждан, а необходимые случаи ограничения возможны только в соответствии с федеральным законом. Предупреждение преступности регламентируется всеми отраслями права, среди которых, конечно, главную роль играют специализированные - уголовное, уголовно-процессуальное, оперативно-розыскное, уголовно-исполнительное. Однако нормы, имеющие значение для предупреждения преступлений, есть в конституционном, административном, трудовом, финансовом, семейном и граждан-ском праве. Более 20 лет в России обсуждаются предложения о принятии специального нормативного акта, который регулировал бы деятель-ность по предупреждению преступлений, так называемого «Закона о профилактике правонарушений». На наш взгляд, у подобного закона больше минусов, чем плюсов. Как уже отмечалось, предупреждение преступлений осуществляется многочисленными субъектами соци-альной профилактики, юридической ответственности и безопасности. Регламентация их деятельности в едином нормативном акте сложна не только с точки зрения законодательной техники, но и с точки зрения правоприменителя. Общие принципы, общие начала предупредительной деятельности можно было изложить в Основах предупреждения преступлений, как это уже предлагалось некоторыми крими-нологами. Правовая база несколько отстает от потребностей правоохранительной практики. Многие необходимые законы уже приняты, другие, такие как "Закон о борьбе с коррупцией", "Закон о борьбе с организованной преступностью», в течение многих лет не могут покинуть стены Федерального Собрания.
Планирование может быть двух видов: а) стратегическое (ко-торое еще называют программированием), включающее в себя кон-цептуальные положения развития, формулировку приоритетов, це-лей и основных задач; б) текущее, которое содержит перечень меро-приятий, сроков, исполнителей и источников финансирования. Оба вида могут сочетаться в различных формах. Постановление Главы администрации Новосибирской области от 01.11.2000 N 960 "О первоочередных мерах по усилению борьбы с преступностью и укреплению правопорядка на территории Новосибирской области в 2001 году" (получено по рассылке) В настоящее время в России действует "Федеральная целевая программа по усилению борьбы с преступностью на 1999 - 2000 го-ды" // Собрание законодательства Российской Федерации от 22 марта 1999 г., N 12, ст. 1484. Это уже третья федеральная программа. Приоритетными на-правлениями этой программы являются: - преодоление криминализации экономики, защита всех форм собственности, борьба с коррупцией; - противодействие организованной преступности; - меры по борьбе с терроризмом; - повышение эффективности раскрытия и расследования тяжких преступлений; - обеспечение общественного порядка, профилактика и предотвращение правонарушений; - реформирование уголовно-исполнительной системы; - реформирование правоохранительной системы; - развитие международного сотрудничества в борьбе с преступностью; - совершенствование правовой базы правоохранительной деятельности в сфере борьбы с преступностью. Кроме того, в Российской Федерации и в регионах принимают специализированные программы по борьбе с незаконным оборотом наркотиков, содействия трудовой занятости осужденных, профилак-тики правонарушений несовершеннолетних и другие. (В качестве примера можно назвать Указы Президента РФ: «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 6 сентября 1993 г. № 1338, «О мерах по усилению борьбы с терроризмом» от 7 марта 1996 г. № 338 и др.). Своеобразие "текущего момента" состоит в том, что планы и программы в сфере борьбы с преступностью составляют грамотно и, можно даже сказать, красиво, но, они, как правило, не реализуются. Основная причина - недостатки финансирования. В этих условиях исполнительная власть финансирует планируемые мероприятия избирательно, а следовательно, приоритеты определяют чиновники. Все это делает программирование бессмысленным. Пусть программы будут скромными, но зато реальными. Важнейшие программы должны иметь статус закона (Постановление Правительства РФ от 10 марта 1999 г. N 270 "О Федеральной целевой программе по усилению борьбы с преступностью на 1999-2000 годы"(с изменениями от 21 декабря 1999 г., 9 февраля 2000 г.)// СЗ РФ от 22 марта 1999 г., N 12, ст. 1484). Раздел 4. Система программных мероприятий (указанной выше программы), включает мероприятия по следующим приоритетным направлениям: 1. Развитие правовой, социальной и организационной основ деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью. 2. Предупреждение преступлений. 3. Защита жизни, здоровья, свободы и достоинства граждан от преступных посягательств, повышение эффективности раскрытия и расследования преступлений. 4. Преодоление криминализации экономики, защита всех форм собственности, борьба с коррупцией. 5. Противодействие организованной преступности. 6. Укрепление материально-технической базы правоохранительных органов области. 4.2. Предупреждение преступлений. Основными целями предлагаемых мероприятий является выявление причин и условий способствующих совершению правонарушений, усиление профилактического воздействия на криминогенные процессы среди несовершеннолетних, их правовое воспитание; предупреждение рецидивной преступности; пресечение возможных фактов политического экстремизма; профилактика бродяжничества и проведение разъяснительных мероприятий о последствиях наркомании. Важнейшим разделом таких программ должно стать виктимологическое просвещение. Чтобы знакомить население с формами и видами самозащиты от преступных посягательств, можно использовать все возможные средства. 2 Решение двадцать второй сессии Областного Совета депутатов от 02.12.99 "Об областной целевой программе координации совместной деятельности администрации Новосибирской области и правоохранительных органов по усилению борьбы с преступностью на 2000 год" (Опубликовано не было). 3.Постановление Главы администрации Новосибирской области от 01.11.2000 N 960 "О первоочередных мерах по усилению борьбы с преступностью и укреплению правопорядка на территории Новосибирской области в 2001 году" ¦2.16¦Провести на территории области специализированные комплексные операции "Бродяга", "Вихрь", "Вихрь - Антитеррор", "Сигнал", "Надзор", "Быт". 4. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Татарстан о координации борьбы с преступностью и другими правонарушениями 5.Постановление Правительства РФ от 7 декабря 1996 г. N 1427 "О Национальном плане Российской Федерации по реализации Межгосударственной программы совместных мер борьбы с организованной преступностью и иными видами опасных преступлений на территории государств - участников Содружества Независимых Государств на период до 2000 года" // Собрание законодательства Российской Федерации от 16 декабря 1996 г., N 51, ст. 5800. 6. Приказ МВД РФ от 11 августа 1998 г. N 490 "Об утверждении нормативных актов о деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений"
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|