Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Развитие предмета и метода макроэкономики




Российской Федерации»

(Финансовый университет)

Кафедра «Экономическая теория»

Под ред. Нуреева Р.М.

Экономическая теория

Рабочая программа дисциплины

 

Для направления 38.03.01 – «ЭКОНОМИКА»

(программы подготовки бакалавров)

 

 

Рекомендовано Ученым советом Факультета международных

экономических отношений и Международного финансового факультета

протокол № 25 от 16 июня 2015 г.

Обсуждено: протокол заседания Департамента

экономической теории № 7 от 20 апреля 2015 г.

Одобрено кафедрой «Экономическая теория»

протокол № 5 от 04 марта 2015 г.

ДЛЯ ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ НА БАЗЕ СПО

Москва 2015

Таблица 13Для обучающихся по сокращённой программе на базе СПО (заочное отделение):

 

Вид учебной работы по дисциплине Всего (в з/е и часах) Семестры (в часах)
1-й микроэкономика 2-й макроэкономика
Общая трудоемкость дисциплины 6 з/е 216 ч    
Аудиторные занятия      
Лекции 8 4 4
Семинарские занятия (на группу) 16 8 8
Самостоятельная работа      
В семестре      
В сессию 36   36
Вид промежуточной аттестации   зачет экзамен
Письменная работа   Реферат Курсовая работа
Консультации (на группу)   7. 2 7,2

 

Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) дисциплины с указанием их объёмов (в академических часах) и видов учебных занятий

Содержание дисциплины

 

РАЗДЕЛ I. МИКРОЭКОНОМИКА

 

Тема 1. Введение в экономическую теорию

Эволюция предмета экономической теории. Определения предмета экономической теории: классическое (наука о богатстве народов), марксистское (наука о производственных отношениях), современные западные. Общие черты разных определений предмета.

Предыстория науки в античности и средневековье.

Меркантилисты как первая научная школа.

Классическая школа (Физиократы, В. Петти, А. Смит, Д. Рикардо, Дж. С. Милль.

Раскол экономической науки в эпоху зрелого капитализма свободной конкуренции. К. Маркс и радикальная критика капитализма.

Маржинальная революция.

Ведущие современные западные школы: кейнсианство, монетаризм, институционализм.

Прорыв российских ученых на передовые рубежи мировой экономической науки. (Е.Е. Слуцкий, М.И. Туган-Барановский, Н.Д. Кондратьев, А.В. Чаянов). Разработка проблем планирования и прогнозирования.

Последовательность научного познания: наблюдение - обобщение - выводы. Экономические наблюдения (эмпирический и статистический методы). Диалектика как метод экономической теории. Экономические модели и эксперименты.

Базовые экономические понятия:

· Потребности, ресурсы, выбор.

· Экономические потребности.

· Экономические блага.

· Экономические ресурсы.

· Экономический выбор.

· Альтернативные издержки.

· Производственные возможности.

· Принцип сравнительных преимуществ.

· Экономические блага и их классификация.

· Экономические интересы, цели и средства.

· Три фундаментальных проблемы экономики: Что производить? Как производить? и Для кого производить?

· Принципиальная важность ограниченности ресурсов.

 

Экономический кругооборот. Общее понятие об экономических агентах (рыночных и нерыночных). Субъекты экономики: домашние хозяйства, предприятия (фирмы), государство. Схема кругооборота продукта и дохода (капитала) с учетом и без учета кредитно-финансовых потоков. Воспроизводство экономических основ существования домашних хозяйств и предприятий. государства. Воспроизводство и четыре основных его сферы. Основные типы рынков. Рынки факторов производства и готовых продуктов. Кредитно-финансовые рынки. Степень развития основных типов рынков в России.

Экономические системы: основные ступени развития. Доиндустриальное общество. Индустриальное общество. Постиндустриальное общество. Традиционные цивилизации. Их характерные черты. Рыночная экономика. Частная собственность, отсутствие планирования. Чистый капитализм. Отсутствие вмешательства государства в экономику. Социальное неравенство. Командная экономика. Социалистическая (плановая) экономика. Смешанная экономика как разновидность капиталистической. Частная собственность при сильной социальной функции государства. Современные экономические системы.

Деньги: сущность, функции, формы, эволюция.

 

Тема 2. Рыночная система: спрос, предложение и рыночное равновесие

Характеристика рыночной системы. Достоинства рыночной системы. Недостатки рыночной системы.

Потребности и платежеспособный спрос. Определение спроса. Величина спроса. Цена как решающий фактор, определяющий величину спроса. Закон спроса. Причины повышения спроса с падением цен (расширение круга потребителей, эффект дохода, эффект замещения). Индивидуальный и рыночный спрос. Кривая спроса. Факторы смещения кривой спроса. График смещения кривой спроса. Эмпирические данные динамики спроса.

Определение предложения. Величина предложения. Закон предложения. Причины повышения предложения с ростом цен (расширение круга производителей, рост загрузки мощностей, переключение мощностей). Кривая предложения. Факторы смещения кривой предложения: цены на ресурсы, технологии, налоги и дотации, цены на другие товары, ожидания производителей, автономные изменения численности продавцов.

Рыночное равновесие, его устойчивость. Равновесная цена и равновесный объем. Излишки производителя и потребителя. Равновесие по Вальрасу и Маршаллу. Паутинообразный ход приближения к точке равновесия. Неравновесные состояния рынка. Государственное вмешательство в рыночное ценообразование и его формы. Государственный контроль за ценами, его позитивные и негативные последствия.

Определение эластичности. Формулы эластичности. Графики эластичности, метод двойных логарифмических шкал. Диапазоны изменения эластичности и их экономическое значение. Эластичный и неэластичный спрос по цене, их значение для продавцов и покупателей. Факторы эластичности спроса. Эластичность спроса по доходу. Эластичное и неэластичное предложение, их значение для продавцов и покупателей. Перекрестная эластичность.

 

Тема 3. Поведение потребителя в рыночной экономике

Потребительский выбор и его особенности. Полезность благ и теория потребительского поведения. Полезность, психологические и экономические корни этого понятия. Кардинализм: предельная полезность благ и потребительское равновесие. Предельные величины в экономической теории. Предельная полезность. Закон убывающей предельной полезности, график.

Мир потребительских предпочтений: закономерности развития. Ординализм: категории потребительских предпочтений. Кривые безразличия, бюджетная линия. Предельная норма замещения. Концепция рационального потребителя, максимизация общей полезности.

Статическое и динамическое равновесие потребителя. Кривые «доход-потребление» и «цена-потребление».

 

Тема 4. Производство экономических благ. Издержки производства

Определение издержек. Внешние издержки. Внутренние, альтернативные издержки. Нормальная прибыль как специальный случай внутренних издержек. Экономическая прибыль и бухгалтерская прибыль.

Закон убывающей отдачи, причины его существования. Определение производительности фактора производства. Краткосрочный период: валовые, постоянные и переменные издержки. Постоянные издержки (TFC), их график. Понятие амортизации и износа. Классификация видов износа (физический износ первого и второго рода, моральный износ первого и второго рода). Переменные издержки (TVC), их график. Компоненты переменных издержек. Общие издержки (TC = TFC + TVC). Краткосрочный период: средние и предельные издержки. Понятие предельных издержек, их график. Взаимосвязь предельных издержек со средними переменными и средними общими издержками.

Проблема издержек и российские предприятия. Высокая материалоемкость производства. Ускоренный рост сырьевых, издержки и курс рубля. Недогрузка мощностей и средние постоянные издержки. Способы снижения издержек в России.

Издержки производства в долгосрочный период. Экономия на масштабах производства. Формирование кривой средних долгосрочных издержек, ее график. Три периода в динамике долгосрочных издержек. Оптимальный размер предприятия и структура отраслей.

Производственная функция. Изокоста. Изокванта.

 

Тема 5. Фирма как совершенный конкурент

Типы организации предприятий. Значение размеров фирмы. Малый бизнес. Формы организации малого бизнеса. Достоинства и недостатки этих форм. Крупный бизнес. Акционерные общества как основная форма организации крупного бизнеса. Их преимущества и недостатки. Виды акционерных обществ. Управление акционерным обществом, основные органы АО и их функции. Контрольный и запирающий пакеты акций, контрольный пакет в условиях распыления капитала. Менеджериальная революция. Концентрация производства. Горизонтальная, вертикальная и диагональная интеграция. Диверсификация.

Особенности рынка совершенной конкуренции. Абсолютно эластичный спрос на продукцию фирмы как критерий эластичности, график спроса. Средний, предельный и общий доход фирмы. Совпадение графиков спроса, цен, среднего и предельного дохода при совершенной конкуренции (D = P = AR = MR). Методологическое и практическое значение теории совершенной конкуренции. Малый бизнес в России и совершенная конкуренция.

Принципиальные варианты поведения фирмы в краткосрочном периоде.

Производство с целью максимизации прибыли (при TR > TС min).

Производство с целью минимизации убытков (при TC min > TR > TVC min).

Прекращение производства (при TR < TVC min).

Графики валовых издержек и валовых доходов, средних издержек и средних доходов. Критические точки. Их связь с размером постоянных (первая) и переменных (вторая) издержек.

Динамика прибыли и объема предложения в долгосрочный период. Уровень прибыльности как регулятор объема используемых в отрасли ресурсов. Безубыточность (нулевая экономическая прибыль) фирмы в долгосрочном периоде в условиях совершенной конкуренции. Связь безубыточности с отсутствием барьеров в отрасли (приток новых фирм и снижении цен при наличии экономической прибыли, обратный процесс при наличии экономических убытков). Графики притока и оттока фирм в отрасль. Установление долгосрочного объема предложения фирмы на уровне, обеспечивающем минимальные издержки. Виды долгосрочных кривых предложения для отрасли. Позитивные стороны совершенной конкуренции. Ограниченность позитивного влияния совершенной конкуренции на эффективность.

Тема 6. Монополия и антимонопольное регулирование

Основные черты монополии. Барьеры монополистической отрасли. Рыночное равновесие в условиях монополии. Последствия монополизации: резкое занижение производства, завышение цен, монопольные сверхприбыли, х-неэффективность. Ценовая дискриминация и ее разновидности.

Необходимость и сложность политики демонополизации. Основная цель антимонопольной политики - ограничение монополистических злоупотреблений. Антимонопольная политика в отношении естественных монополий. Главный инструмент - регулирование цен. Два целевых уровня цен: максимально большого добровольно поддерживаемого уровня производства (Pрегулир. = MC = D) и нулевой экономической прибыли (Pрегулир. = D = ATC), их преимущества и недостатки. Реформирование структуры российских естественных монополий.

Антимонопольная политика в отношении искусственных монополий. Понятие искусственной (предпринимательской) монополии. Признаки монополизации рынка. Степень концентрации и ее измерение (индекс Херфиндаля-Хиршмана). Степень концентрации российской промышленности. Переплетение с конкурентами. Два подхода к регулированию: поведенческий критерий применения санкций (в случае монополистических злоупотреблений) и структурный критерий применения санкций (в случае превышения предельной доли рынка). Достоинства и недостатки обоих подходов. Антимонопольные меры по отношению к существующим и формируемым монополиям. Контроль захватов и слияний. Антикартельные меры.

 

 

Тема 7. Монополистическая конкуренция и олигополия

Предпосылки несовершенной конкуренции: значительная доля рынка у отдельных производителей, наличие барьеров проникновения в отрасль, неоднородность продуктов. Критерий несовершенной конкуренции (понижение кривой спроса и цен с ростом выпуска продукции).

Условия монополистической конкуренции. Дифференциация продукта как основной фактор ограничения конкуренции в условиях монополистической конкуренции. Факторы дифференциации продукта (качество, сервис, реклама). Ценовая и неценовая конкуренция. Преобладание неценовой конкуренции в современных условиях. Дифференциация продукта как способ рыночной адаптации российской промышленности. Усиление международной конкурентоспособности российских товаров за счет дифференциации.

Поведение фирмы в краткосрочном и долгосрочном периоде. Общеэкономическое значение рекламы. Реклама как способ выявления действительной и создания кажущейся дифференциации продукта. Механизм действия и основные принципы рекламы. Позитивные стороны влияния рекламы на экономику. Негативные стороны рекламы. Нарушения прав потребителя в современной российской рекламе.

Распространенность олигополии. Олигополия как преобладающий тип рынка в России. Крупные размеры предприятия как основной фактор ограничения конкуренции в условиях олигополии. Теория игр и упрощенные (дуополистические) модели олигополии. Ценовая война. Модель Курно. Равновесие Курно.

Три основных разновидности олигополии.

Нескоординированная олигополия. Особенности: ломанный характер кривой спроса, разрывы кривой предельного дохода.

Картели. Цель фирм-участниц - монополистическая прибыль. Типичное соглашение: квоты производства или раздел рынков, единые цены, общая политика по отношению поставщикам факторов производства (в первую очередь -профсоюзам). Картель как наиболее распространенная форма реальной монополизации рынка.

Картелеподобная структура рынка. Принцип предсказуемого поведения (лидерство в ценах, схема “издержки плюс”).

Неизбежность олигополизации в условиях крупного производства.

Тема 8. Рынок труда и распределение доходов

Общие проблемы спроса на экономические ресурсы. Субъекты рынков ресурсов. Вторичность спроса на ресурсы по отношению к спросу на готовую продукцию. Предельный продукт и предельный продукт в денежной форме. Правило равенства предельного продукта в денежной форме и предельных издержек на ресурс (MRP = MRC) как способ максимизации прибыли (минимизации убытков). Оптимальные пропорции использования разных ресурсов.

Кривая предельного продукта в денежной форме как график спроса фирмы на труд. Соотношение спроса и предложения фактора труд в условиях совершенной конкуренции (для фирмы и для отрасли). Рыночное равновесие на рынке труда в условиях совершенной конкуренции. Монопсония. Ускоренный рост предельных издержек на ресурс. Рыночное равновесие в условиях монопсонии (заниженность заработной платы и численности занятых, ломанная кривая спроса на труд), график. Монопсония в России.

Заработная плата как цена фактора труд. Структура занятости в мире и России. Номинальная и реальная заработная плата. Заработная плата и уровень квалификации. Уровень заработной платы в России. Дифференциация уровня заработной платы. Неконкурирующие группы. Повременная и сдельная заработная плата. Их сравнительные достоинства и недостатки.

Цели профсоюзов на рынке труда (повышение зарплаты, увеличение занятости) и их противоречие. Закрытые (цеховые) и открытые профсоюзы. Последствия господства профсоюзов на рынке труда. График рыночного равновесия в условиях взаимной монополии. Последствия взаимной монополии.

Тема 9. Рынок капитала и земли

Капитал как фактор производства. Капитал предприятия и его структура. Оборотный и основной капитал (фонды). Факторы спроса на инвестиционные ресурсы (уровень предполагаемого дохода и процент). График инвестиционного спроса. Кривая предложения инвестиционного капитала. Равновесие на рынке основного капитала.

Фактор времени как основная причина модификации рынка основного капитала. Проблема современной стоимости доходов будущего года. Текущая дисконтированная стоимость (PDV), ее формула для одного года (PDV1 = TR1 / 1 + i) и для многолетнего проекта. Текущая дисконтированная стоимость бесконечного периода (PDV = TR const /I). Чистая дисконтированная стоимость (NPV). Критерий экономической обоснованности инвестиционного проекта (NPV > 0).

Узкое и широкое значение категории процент. Широкое понимание процента как платы за фактор капитал. Теории происхождения процента:

Фактор земля в широком и узком понимании. Природные условия. Природные ресурсы, их классификация. Реальные и потенциальные ресурсы, возобновляемые и невозобновляемые.

Земельная рента, абсолютная неэластичность предложения земли (график). Дифференциальная рента I (по плодородию и местоположению). Связь размера ренты с безубыточностью использования худших земель. Дифференциальная рента II. Дифференциальная рента вне сельского хозяйства. Чистая (абсолютная) рента. Особенности присвоения разных видов рент. Связь сроков аренды и прогресса в сельском хозяйстве. Рента и арендная плата. Равновесие на рынке земли. Цена земли.

Рынок невозобновляемых природных ресурсов. Ограниченность запасов и фактор времени. Проблема выбора между использованием и консервацией невозобновляемых ресурсов. Консервация ресурсов как инвестиционный проект, дисконтирование. Фактор риска. Долгосрочное равновесие на рынке невозобновляемых ресурсов. Роль невозобновляемых ресурсов в современной российской экономике.

Тема 10. Общее равновесие и экономическая эффективность

Анализ общего равновесия. Модель общего равновесия Л.Вальраса. Коробка Эджуорта. Эффективность по Парето. Кривая потребительских возможностей.

Эволюция научных подходов к исследованию общественного воспроизводства. Кругооборот годового продукта и доходов в «Экономической таблице» Ф. Кенэ. К. Маркс о сущности общественного воспроизводства. Простое, расширенное и суженное воспроизводство. Воспроизводство экономических основ существования домашних хозяйств, предприятий и государства.

Межотраслевой баланс. Структурные условия национального воспроизводства в модели межотраслевого баланса В. Леонтьева (матрица «затраты – выпуск»).

Методологические и исторические предпосылки анализа макроэкономического равновесия. Частичное и общее экономическое равновесие. Сущность общего равновесия: история вопроса (Ф. Кенэ, Ж.-Б. Сэй, К. Маркс, Л. Вальрас). Проблема стабильности равновесия. Закон Сэя. Абсолютная эластичность цен и зарплаты. Макроэкономическое равновесие в неоклассической интерпретации. Действие механизмов саморегуляции рыночного хозяйства в условиях совершенной конкуренции. Долгосрочный период.

 

Тема 11. Рыночное фиаско: производство общественных благ, экстерналии и асимметрия информации

Общественные блага и принципы их классификации. Характеристика чистых общественных благ: свойства неисключаемости и неизбирательности в потреблении. Чистые частные блага. Блага совместного потребления (общие блага), коллективные блага, перегружаемые общественные блага, клубные блага. Особенности спроса на общественные блага. Эффективный объем общественного блага. Проблема «безбилетника». Возможности рынка и государства в предоставлении общественных благ.

Теория общественного выбора: анализ закономерностей в условиях демократического правления. Концепция Дж. Бьюкенена. Принципы принятия политических решений. Неэффективность голосования по принципу большинства. Парадокс голосования. Теорема избирателя-центриста.

Причины неэффективности участия государства. Внутренние источники неэффективности. Давление электората, лоббирование. Система логроллинга. Поиск политической ренты и возникновение коррупции. Оппортунистическое поведение чиновничества. Бюрократизм и проблемы формирования конституционной экономики. Необходимость соизмерения затрат и выгод при выборе механизма предоставления общественных благ. Роль государства в установлении рамочных условий функционирования рыночной экономики. Создание и регулирование правовой (законы, стандарты, правила и др.) и институциональной (суды, арбитраж, полиция, центральный банк и т.п.) экономической среды. Формирование экономического климата (налоги, субсидии, нормы амортизации, таможенные пошлины и др.). Необходимость поддержания конкурентной среды и антимонопольная политика.

Внешние эффекты: последствия и регулирование. Внешние эффекты (экстерналии). Природа внешних эффектов. Частные и внешние издержки. Общественные (социальные) издержки. Частная, внешняя и общественная выгода. Формы проявления внешних эффектов: отрицательные и положительные экстерналии. Причины возникновения внешних эффектов. Внешние эффекты и эффективность. Теорема Коуза-Стиглера. Способы регулирования внешних эффектов. Трансформация внешних предельных издержек во внутренние. Административные и экономические меры регулирования внешних издержек и выгод. Регулирование отрицательных внешних эффектов. Политика в области контроля за загрязнением окружающей среды. Предельно допустимая концентрация и стандарты вредных выбросов. Корректирующие налоги. Регулирование положительных внешних эффектов посредством стимулирования спроса или предложения благ. Субсидии. Трудности, возникающие при регулировании внешних эффектов.

Выбор в условиях неопределенности. Оппортунистическое поведение. Рынки с асимметричной информацией. Спекуляция и ее роль в экономике. Риск инвестиционных решений.

РАЗДЕЛ II. МАКРОЭКОНОМИКА

Тема 1. Введение в макроэкономический анализ.

Развитие предмета и метода макроэкономики

Предмет макроэкономики. Становление и развитие макроэкономики. Соотношение макроэкономического и микроэкономического анализа. Основные макроэкономические понятия. Методологические и методические аспекты макроэкономического анализа. Цели макроэкономического анализа. Макроэкономическая статика и динамика. Краткосрочный и долгосрочный периоды.

Агрегирование экономических субъектов и экономических показателей. Агрегированные рынки: реальный рынок, финансовый рынок, рынок труда.

Моделирование. Экзогенные и эндогенные переменные. Макроэкономические модели, их виды. Равновесие в макроэкономических моделях.

Экономические субъекты: мотивация поведения.

Кругооборот расходов и доходов как отражение взаимосвязей между макроэкономическими агентами и макроэкономическими рынками. Схемы кругооборота без учёта и с учётом финансовых потоков в закрытой и открытой экономике. Равновесие потоков и равновесие запасов. Метод изъятий (утечек) и инъекций. Сбережения, импорт, налоги как изъятия. Инвестиции, экспорт и государственные расходы как инъекции.

Реальный и монетарный макроэкономический анализ. Номинальные и реальные величины.

Понятие «закрытой» и «открытой» экономики. Макроэкономическая политика. Актуальные проблемы современной макроэкономики.

 

Тема 2. Национальная экономика: структура и средства измерения результатов ее функционирования

Национальная экономикаи её элементы: функциональные, отраслевые, территориальные. Цели её развития.

Национальное богатство как важнейшая социально-экономическая категория, используемая для оценки экономического потенциала и уровня экономического развития страны. Значение показателей национального богатствадля измерения накопленных результатов производства, оценки уровня экономического развития и мощи государства.

Эволюция научных подходов к исследованию общественного воспроизводства. Кругооборот годового продукта и доходов в «Экономической таблице» Ф. Кенэ. К. Маркс о сущности общественного воспроизводства. Простое, расширенное и суженное воспроизводство. Воспроизводство экономических основ существования домашних хозяйств, предприятий и государства.

Межотраслевой баланс. Структурные условия национального воспроизводства в модели межотраслевого баланса В. Леонтьева (матрица «затраты – выпуск»).

Измерение результатов экономической деятельности. Валовой внутренний продукт (ВВП). Валовой национальный доход (ВНД). Резидентные и нерезидентные институциональные единицы. Чистый доход факторов производства, полученный из-за границы.

Валовой внутренний продукт: производство, распределение, обмен и потребление. Конечный и промежуточный продукт.

Методы расчета ВВП по добавленной стоимости, по доходам и расходам.

Основное макроэкономическое тождество. Принцип равенства величины ВВП, рассчитанного на основе разных методов.

Отраслевая и секторальная структуры национальной экономики.Структура производства ВВП в западных странах и в России: доли промышленности, сельского хозяйства, сферы услуг. Реальный и финансовый секторы.

Понятие прогрессивной отраслевой структуры национальной экономики. Первичный, вторичный и третичный секторы экономики. Экономика услуг. Информационная экономика. Необходимость структурной перестройки российской экономики.

Теневая экономика. Проблемы учёта натурального производства и теневой экономики.

Система национальных счетов (СНС). СНС: исторический экскурс. Взаимосвязь макроэкономических показателей в системе национальных счетов (СНС): ВВП, чистый внутренний продукт, валовой национальный доход (ВНД), личный располагаемый доход, национальное богатство.

Фактический и потенциальный ВВП. Номинальный и реальный ВВП. Индексирование: индекс потребительских цен, дефлятор ВВП. Виды ценовых индексов: индекс Ласпейраса и индекс Пааше. Макроэкономические индикаторы и индексы (индикаторы занятости, индикаторы инфляции и стоимости жизни, номинальная и реальная ставки процента, платёжный баланс, индексы опережающих, запаздывающих индикаторов и индикаторов совпадения и др.). Динамика основных макроэкономических показателей в России.

Чистое экономическое благосостояние общества.

Особенности макроэкономической ситуации в разных странах.

Тема 3. Экономическое равновесие на товарных рынках.

Модель AD-AS

Методологические и исторические предпосылки анализа макроэкономического равновесия. Частичное и общее экономическое равновесие. Сущность общего равновесия: история вопроса (Ф. Кенэ, Ж.-Б. Сэй, К. Маркс, Л. Вальрас). Проблема стабильности равновесия. Закон Сэя. Абсолютная эластичность цен и зарплаты. Макроэкономическое равновесие в неоклассической интерпретации. Действие механизмов саморегуляции рыночного хозяйства в условиях совершенной конкуренции. Долгосрочный период.

Макроэкономическое равновесие в модели AD — AS. Совокупный спрос (AD) и его составляющие. Кривая совокупного спроса. Особенности совокупного спроса, его общие черты и отличия от спроса на отдельное благо. Ценовые факторы совокупного спроса: эффект процентной ставки (эффект Кейнса), эффект богатства (эффект Пигу) и эффект импортных закупок (эффект Манделла-Флеминга). Неценовые факторы совокупного спроса.

Совокупное предложение (AS) в краткосрочном и долгосрочном периодах. Характер кривой совокупного предложения и факторы, влияющие на совокупное предложение. Кейнсианская и классическая модели совокупного предложения.

Фактический и потенциальный ВВП. Факторы, определяющие величину потенциального ВВП.

Взаимодействие совокупного спроса и совокупного предложения. Модель AD-AS. Эвристические возможности модели AD—AS.

Шоки спроса и предложения.

Рыночное равновесие в российской экономике.

Нарушение равновесия между совокупным спросом и совокупным предложением в экономике России.

Тема 4. Кейнсианская модель макроэкономического равновесия

Кейнсианская и неокейнсианская критика рыночной саморегуляции.

Необходимость государственного регулирования рыночного хозяйства в условиях несовершенной конкуренции в краткосрочном периоде.

Кейнсианский анализ потребления и сбережения. Использование личного располагаемого дохода на потребление и сбережение. Конечное потребление.

Факторы, влияющие на потребление и сбережения. Субъективный фактор — психологическая склонность к потреблению и сбережению. Средняя склонность к потреблению и сбережению. «Загадка» средней склонности к потреблению (АРС).

Предельная склонность к потреблению и сбережению, их взаимосвязь. Функция потребления: содержательная сторона и графическая интерпретация.

Потребительский выбор и его концепции. Кейнсианская теория потребления и основной психологический закон.

Межвременной потребительский выбор И. Фишера. Межвременное бюджетное ограничение.

Изменение реальной процентной ставки. Эффект дохода и эффект замещения.

Теория «жизненного цикла» Ф. Модильяни. Теория перманентного дохода М. Фридмена. Неоклассическая функция потребления.

Функция сбережения: содержание и графическая интерпретация. Соотношение потребления и сбережений в современной России.

Спрос на инвестиционные блага. Кейнсианская и неоклассическая концепции спроса на инвестиции. Определение оптимального объема капитала.

Модель совокупных расходов и доходов («кейнсианский крест»). Изменения национального дохода под влиянием изменений в потреблении, инвестициях и государственных расходах. Понятие акселератора и мультипликатора в экономике. Инвестиционный мультипликатор. Инфляционный разрыв. Дефляционный разрыв.

Равновесие между инвестициями и сбережениями – важнейшее условие макроэкономического равновесия. Модель S – I. «Парадокс бережливости». Проблемы превращения сбережений в инвестиции в современной России.

Тема 5. Равновесие на денежном рынке

Деньги: понятие, функции. Исторический процесс эволюции денег. Концепции происхождения денег. Виды и современные формы денег. Денежные теории (металлистическая, номиналистическая, количественная). Принцип нейтральности денег.

Спрос на деньги. Номинальный и реальный спрос на деньги.

Основные теоретические модели спроса на деньги: классическая количественная концепция спроса на деньги, кейнсианская концепция спроса на деньги, монетаристская концепция спроса на деньги. Теория предпочтения ликвидности. Трансакционный мотив спроса на деньги, спрос на деньги по мотиву предосторожности, спекулятивный мотив спроса на деньги.

Предложение денег. Денежная масса и денежные агрегаты. Деньги в узком смысле слова. «Квази-деньги». Монетарное правило.

Структура денежной массы в России и в развитых странах.

Предложение кредитных денег коммерческими банками. Банковские резервы и их виды. Кредитная мультипликация. Банковский (депозитный) мультипликатор.

Равновесие на денежном рынке. Процентная ставка как альтернативная стоимость денег. Номинальная и реальная процентная ставка. Связь между номинальной и реальной ставками процента: уравнение И. Фишера.

Краткосрочная и долгосрочная кривые денежного предложения. Формирование долгосрочной кривой предложения в зависимости от тактических целей Центрального банка.

Понятие банковской системы. Двухуровневая банковская система. Центральный банк и его основные задачи и функции.

Роль коммерческих банков в экономике. Активные и пассивные операции банков.

Специализированные кредитно-финансовые учреждения и их основные формы.

Рынок ценных бумаг. Ценные бумаги, их основные признаки и функции. Основные виды ценных бумаг. Первичный и вторичный рынки ценных бумаг. Рыночный курс ценных бумаг и факторы, его определяющие. Формирование портфеля активов. Модель Баумоля-Тобина. Рынок ценных бумаг в России.

Тема 6. Совместное равновесие на рынках благ, денег

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...