Опыт организации учебно-исследовательской деятельности старшеклассников на уроках географии
Опираясь на известное определение учебно-исследовательской деятельности учащихся, данное Г. В. Артемьевой и А. В. Дружковой, учебно-исследовательская деятельность считается одним из видов школьного исследования, целью которого является выяснение учениками реального состояния изучаемого географического явления и его оценка [16, С.86]. Использование этой формы организации самостоятельной исследовательской деятельности учащихся вошло в практику преподавания географии в МОУ СОШ с. Талдан Сковородинского района, Амурской области, в старших классах. Школьный учебный процесс, даже хорошо построенный, вызывает у школьников скуку, страх и другие отрицательные переживания из-за того, что каждый учитель – предметник создает культ своего предмета, культ заучивания подряд содержания учебника по предмету Интересы школьника нельзя «втиснуть» в рамки учебной программы. Они гораздо шире, разнообразнее и отвечают различным видам деятельности в области исследований [8, С.120]. Предметом исследования могут быть самые разные проблемы. Например, при изучении темы «Нации и национальные отношения» для исследования была выбрана проблема малых народов Дальнего Востока, обеспечения прав и свобод личности независимо от этнической принадлежности. Опыт показал, что использование ученических исследований в процессе обучения географии способствует более глубокому усвоению учебного материала, формированию исследовательских умений, выработке лично значимой и обоснованной оценки географического явления, события, дает ориентир в жизненном выборе [2, С.36]. Опрос администрацией школы среди учащихся старших классов выявил возрастание их интереса к курсу географии при использовании этой формы организации учебно-познавательной деятельности. Учащиеся стали больше интересоваться географической информацией и дебатами по географическим и экологическим проблемам в средствах массовой информации. Старшеклассники оценили ученическое географическое исследование как: а) интересное, увлекательное средство изучения новой темы; б) средство, помогающее ориентироваться в информационном потоке; в) научную базу для формирования собственной позиции по исследуемой проблеме.
Поскольку методы географии требуют, в основном, коллективной работы, необходимо применять структуру группового ученического исследования. К тому же, как показал опыт, и сами ученики охотнее решают любую проблему в группе (см. Приложение №8). Как уже говорилось выше, учебно-исследовательская работа имеет ряд отличий от научного исследования. Цель ученического исследования – глубокое и прочное усвоение программного материала, формирование у учащихся исследовательских навыков. Не исключено, что в процессе исследования учащиеся могут получить какие-либо новые данные, но они не будут носить характер научного открытия. В ходе учебно-исследовательской работы по географии используются разнообразные источники: текст учебника, научно-популярная литература, хрестоматии, документы, статистическая информация, материалы СМИ и Интернета и многое другое. Эти источники различаются по степени дидактической обработанности, характеру содержащейся в них информации. При их отборе требуются руководство и помощь со стороны учителя [1, С.83]. Структура ученического исследования разрабатывалась с учетом логики научных исследований (труды А.Г. Здравомыслова, Е.Г. Слуцкого, А.В. Воронцова, В.А. Ядова и других) и на основе разработок в области теории и методики преподавания географии в школе (работы О.И. Ануфриевой, Г.С. Ассоновой, В.В. Барабанова, С.А. Малиновской и других).
Методическая модель учебно-исследовательской работы по географии представляет собой совокупность двух блоков, основанных на ролевых характеристиках и действиях учителя и учащихся в ходе работы [14, С.237]. Функциональное значение модели состоит в том, что она включает в себя алгоритм поэтапных действий учителя и учащихся в ходе исследования. В первый блок учебно-исследовательской деятельности старшеклассников входит деятельность учителя. К функциям учителя относятся следующие: 1. Учитель знакомит старшеклассников с построением исследования, с методами географии; 2. Выявляет наиболее значимые для учащихся элементы содержания географического курса и устанавливает их соответствие с базисной программой и учебно-воспитательными задачами курса; 3. Организует их изучение методами географии (наблюдение, измерение, опрос, интерпретация географической информации и другие); 4. Формирует исследовательскую группу из числа учащихся, проявивших интерес и способности к исследованию какой-либо из поднятых проблем; 5. Знакомит учащихся с методикой проведения учебно-исследовательской работы (проводит инструктаж); 6. Подводит итоги первоначального ознакомления с темой на основе сбора эмпирического, помогает в его анализе; 7. Проводит учебное занятие с привлечением материалов проведенной учебно-исследовательской деятельностью (дискуссия); 8. Оценивает самостоятельную работу участников исследовательской группы. Во второй блок учебно-исследовательской деятельности входит сама деятельность старшеклассников. К функциям учащихся относятся следующие: 1. Ознакомление учащимися со структурой и методами учебно-исследовательской работы; 2. Участие в совместном поиске тем для исследования, содержание которых отвечает их познавательным интересам и ценностным ориентациям; 3. Объединение в группы для исследования интересующей их проблемы; 4. Планирование самостоятельной исследовательской работы по избранной проблеме; 5. Организация и проведение исследования в соответствии с разработанной программой; 6. Подведение итогов проведенного исследования (выводы и обобщения) и формулирование наиболее острых вопросов для дальнейшего дискуссионного обсуждения всем классом на уроке, учебном занятии или во внеурочное время;
7. Участие в дискуссионном изучении темы; Рассмотрим более подробно структурные элементы дискуссионного изучения любой географической проблемы. На первом этапе, который является введением, учитель называет тему, обосновывает выбор данной темы и ее актуальность, доводит до сведения учащихся задачи, цели и план дискуссии. Если есть необходимость, восстанавливает материал пройденных уроков, который связан с содержанием данного занятия. Затем учитель (или руководитель одной из исследовательских групп) знакомит учащихся с основными аспектами проблемы, официальной или неофициальной точками зрения на нее, определяет задачи, стоящие перед участниками обсуждения, уточняет условия проведения дискуссии. На втором этапе проходят выступления руководителей исследовательских групп, которые знакомят всех присутствующих с результатами проведенного исследования, выводами и предложениями. Особое внимание уделяется положениям и вопросам, которые вызвали в исследовательской группе наибольшие разногласия. Эти положения задают логику обсуждения проблемы, формируют его внутреннюю структуру, что позволяет избежать хаотичности («кто о чем»), характерной для школьной дискуссии. На третьем этапе происходит обсуждение – основной элемент, вовлечение в разговор приглашенных учителей. Заключительный этап, на котором подводятся итоги изучения проблемы на основе ученических исследований, формулирование выводов к которым пришли все участники учебно-исследовательской деятельности. В своем заключительном слове учитель дает оценку как коллективной, так и индивидуальной работе школьников. Особое внимание при этом обращается на содержание выступлений, глубину и научность аргументов, точность выражения мысли, понимания сущности явления. Учитель оценивает умение отвечать на вопросы, использовать приемы доказательства и опровержения, применять различные средства ведения дискуссии.
8. Выполнение контрольной работы по изученной проблеме или теме, в целях проверки приобретенных знаний и умений, а также выполнение письменного отчета о проведенном исследовании. С помощью данной модели учебно-исследовательской деятельности организуется исследовательская работа старшеклассников на достаточно высоком профессиональном уровне. Так же данная модель помогает учащимся овладеть алгоритмом научного исследования – системой постоянных и строго определенных действий. Заключение
Роль и значение учебно-исследовательской деятельности старшеклассников в процессе обучения географии в школе состоит в том, что с их помощью в значительной мере решаются проблемы формирования общественного сознания у подрастающего поколения, более глубокого изучения учащимися географических процессов и явлений. Поставленные нами цель и задачи: определить понятие, сущность, виды; рассмотреть формы и опыт организации учебно-исследовательской работы старшеклассников на уроках географии были достигнуты в полной мере. Посредством использования следующих методов исследования: анализа методической, психолого-педагогической литературы, самоанализа уроков, практической работы по внедрению учебно-исследовательской деятельности, изучения передового педагогического опыта, нами доказано, что использование метода учебно-исследовательской деятельности способствует реализации творческого потенциала выпускников, формированию их научных взглядов и успешному усвоению социально-экономической и физической географии. Учащиеся убеждаются в том, что: для выработки собственной позиции по актуальным общественным, географическим и экологическим проблемам важно обладать широкой и разносторонней информацией, знать факты, законы, закономерности, оценки, существующие по конкретной проблеме точки зрения; собирать эмпирическую информацию помогает использование научных методов исследования в географии (наблюдение, прогнозирование, статистика, моделирование и так далее); необходимо так же правильно интерпретировать полученные географические данные, делать выводы. Список используемой литературы 1. Ассонова Г.С. Система самостоятельных работ по курсу физической географии России. М.: Просвещение, 1994. – 128 с. 2. Барабанов В.В. В помощь учителю географии. – СПб.: ВЛАДОС, 2000. – 210 с. 3. Колесников Л.Ф. Школа: время перемен: из опыта работы школ Новосибирской области. – 2-е издание, переработанное и дополненное. – М.: Педагогика, 1987. – 144 с. 4. Кочетов А.И., Верцинская Н.Н. Работа с трудными детьми: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1986. – 160 с.
5. Леонтович А.В. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения. // Народное образование, 1999. - № 10. – с. – 42-47. 6. Леонтович А.В. Исследовательская деятельность учащихся: Сборник статей. М.: МГДД(Ю)Т, 2002. 110 с. 7. Лернер И.Я. Проблемное обучение. — М.: Знание, 1974 – 197 с. 8. Ланина И.Я. Не уроком единым: Развитие интереса к школьным предметам. – М.: Просвещение, 1991. – 223 с. 9. Макаренко А.С. Воспитание гражданина / Составители Бескина Р.М., Виноградова М.Д. – М.: Просвещение, 1988. – 304с. 10. Мудрость воспитания: Книга для родителей / Составители Б.М. Бим-Бад, Э.Д. Днепров, Г.Б. Корнетов. – 2-е издание, дополненное. – М.: Педагогика, 1989. – 304 с. 11. Обухов А.С. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения. // Народное образование,1999. - № 10. – с. – 34-41. 12. Огородникова Н.В. Проектная деятельность старшеклассников. // География в школе, 2006. - №1. – с. – 55-61. 13. Педагогический поиск / составитель И.Н. Баженова. – 3-е издание, исправленное и дополненное – М.: Педагогика,1990. – 560 с. 14. Педагогический словарь под редакцией Каирова И.А. и других, в 2-ух томах, М.: Издательство Академии педагогических наук. 1970. – т.I. – 775 с. 15. Педагогический словарь под редакцией Каирова И.А. и других, в 2-ух томах, М.: Издательство Академии педагогических наук. 1970. – т.II. – 765 с. 16. Поддьяков А.Н. Дети как исследователи: [Психол. аспект] // Magister. – 1999.- N 1. – с. 85-95. 17. Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов – 100 ответов: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Издательство ВЛАДОС – ПРЕСС, 2004. – 368 с. 18. Понурова В.А. Проблемный подход в обучении географии: Методическое пособие.- М.: Просвещение. – 1999. – 326 с. 19. Развитие исследовательской деятельности учащихся. Методический сборник. — М.: Народное образование, 2001. — 272 с. 20. Саввичев А.С. Модель предметного содержания юношеской исследовательской экспедиции. // Народное образование,1999. - № 10. – с. – 23-29. 21. Савенков А.И. Детские исследования в домашнем обучении // Исследовательская работа школьников. 2002. - №1. – с. 34-45. 22. Словарь педагогических терминов под редакцией Березикова В.Н., М.: Учебный проект, 1996. – 367 с. 23. Слуцкий В.И. Элементарная педагогика или как управлять поведением человека: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1992. – 159 с. 24. Степанова М.В. Учебно-исследовательская деятельность школьников в профильном обучении: Учебно-методическое пособие для учителей / Под ред. А.П. Тряпицыной. – СПб.: КАРО, 2005. – 96 с. 25. Тысько Л.А. Исследовательская деятельность учащихся в общеобразовательной школе. // Преподавание истории и обществознания в школе. 2006. - №4. – с. 14-22. 26. Хуторская А.В. Развитие одаренности школьников: Методика продуктивного обучения: пособие для учителя – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2000. – 298 с. Приложение 1
Таблица 1 Исследовательская деятельность школьников
Приложение 2 Методические рекомендации по проведению исследовательской практики учащихся.
Исследовательская работа выполняется учащимися 10-го класса в рамках летней исследовательской практики. Целями этой практики являются: · совершенствование навыков исследовательской работы; · формирование исследовательской компетентности; · углубление знаний в выбранных предметных областях; · формирование исследовательских умений, практических и общеучебных навыков; · самоопределение в выборе будущей специальности; · знакомство с научными учреждениями, лабораториями, технологическими процессами; · формирование коммуникативных навыков работы со специалистами. Реализация исследовательских технологий предъявляет определённые требования к руководителям исследовательской практики. Они должны: · уметь ставить и решать исследовательские задачи; · выполнять функции координатора и соучастника исследовательского процесса; · избегать авторитарной помощи, проявлять терпимость к ошибкам; · уметь формировать мотивацию, стимулировать достижения; · обеспечивать организационные условия качественного проведения исследования, поощрять критическое отношение к исследовательским процедурам, организовывать дискуссии ради поиска истинного решения. Практика проходит в школе. Её организация может быть представлена схемой, включающей следующие шаги: 1) знакомство с тематикой исследования; 2) предложение тем исследования (при подборе тем следует руководствоваться целями практики, посильностью задания для учащегося 10 класса, обеспечить несколько вариантов тем, прокомментировать каждую из них); 4) изучение учащимися данных тем с использованием дополнительной литературы; 5) осуществление выбора темы; 6) изучение учащимися различных источников с целью расширения осведомлённости по проблеме: 7) конкретизация идей; 8) поиск возможностей; проектирование основных этапов исследования (цель —> что нужно сделать? —> что для этого понадобится? --- какова последовательность действий? —> каков возможный результат? --- каковы возможные затруднения?); 9) составление учащимися плана-графика работ; 10) осуществление руководства практической деятельностью (в процессе руководства рекомендуется проводить обсуждение промежуточных результатов исследований); 11) анализ и оценка учащимися полученных результатов; 12) оформление статьи - отчёта о результатах исследования; рецензирование статьи руководителем исследовательской практики; оценка исследовательской практики ученика. Основные параметры оценки: · теоретическое видение проблемы; · сформированность исследовательских умений и практических навыков; · культура оформления статьи. Приложение №3 Требования к ВЭР
Выпускная экзаменационная работа - это учебно-исследовательское ученическое произведение на определённую тему. Основными целями ВЭР являются: - систематизация, расширение и углубление теоретических знаний школьника; - развитие навыков самостоятельной работы, овладение методикой исследования и экспериментирования при решении учебных задач; ВЭР - это не пересказ источников, литературы, а достаточно самостоятельный исследовательский труд, включающий в себя: 1. выдвижение проблемы (т. е. постановка вопроса, требующего ответа); 2. выявление и введение в научный оборот новых источников и сообщение на этой основе новых фактов; 3. установление новых связей между известными явлениями; 4. новую постановку известной проблемы: 5. оригинальные выводы; 6. рекомендации об использовании выявленных материалов и выводов в учебном процессе. Процесс подготовки и выполнения ВЭР включает несколько основных этапов: - выбор темы; - составление плана работы; - выбор методики работы над источниками и литературой; - составление календарного плана выполнения работы; - сбор материалов, составление библиографии, анализ и обобщение собранного материала; - письменное изложение результатов исследования; - формулировка выводов; - проверка текста научным руководителем, составление им отзыва о работе; - внесение исправление и литературная обработка рукописи; - оформление работы, составление библиографии, приложений, оформление титульного листа; - рецензирование ВЭР; - подготовка к защите: написание текста выступления, отбор необходимых материалов (схем, диаграмм, таблиц, иллюстраций) для демонстрации во время защиты. Приложение №4 Что такое интегративные образовательные экспедиции
Основная идея проекта ИОЭ - создание системы интегративных образовательных экспедиций по историко-культурным и литературным местам России, в ходе которых происходит знакомство с памятниками живописи, архитектуры, скульптуры и зодчества, дворцовой, усадебной и парковой архитектурой. Экспедиции способствуют духовно-нравственному, эмоционально-ценностному развитию личности и воспитанию патриотического чувства у её участников. Основные цели проекта: - пробуждение у учащихся чувства национальной гордости, патриотизма; - реализация основной воспитательной задачи школы - воспитание свободной и ответственной личности, способной строить жизнь, достойную человека; - расширение духовного опыта учащихся и педагогов путём восприятия «живого знания»: от эмпирической действительности через познание и переживание увиденного к пониманию; - пробуждение у учащихся интереса к изучению художественного и научного наследия российских писателей, художников, архитекторов, скульпторов, путешественников, ученых и так далее, к изучению их биографий и творческого наследия; - включение учащихся в исследовательскую деятельность литературоведческого, культурологического, географического, исторического и социологического характера. Этапы ИОЭ 1 этап - подготовительный, он включает в себя изучение эпохи, знакомство с биографиями писателей, художников, путешественников, ученых и их творческим и научным наследием. Реализация этого этапа предполагает подготовку и проведение учащимися совместно с учителем «заочной экскурсии». Уже на этом этапе учащиеся делают свои маленькие «открытия» и делятся ими со своими одноклассниками. Рождается активное внутреннее стремление к познанию нового, которое воплощается в желании школьника увидеть своими глазами литературные, культурные, исторические места России, связанные с жизнью и творчеством выдающихся людей нашей Родины. Участники предстоящей экспедиции составляют её проект, определяют индивидуальные (или групповые) исследовательские задания. 2 этап - экспедиционный, это само путешествие во времени и пространстве, оно включает сбор необходимых для выполнения проекта материалов, впечатлений, наблюдений, переживаний. Этот этап осуществляется «здесь и сейчас». 3 этап - исследовательский, на этом этапе происходит обобщение, систематизация и оформление материалов, собранных в ИОЭ, выполнение заданий экспедиции, написание учебно-исследовательской работы, подготовка к её публичной защите. Кроме того, после возвращения из интегративной образовательной экспедиции может быть организована работа спецсеминара, занятия которого обобщают, расширяют и углубляют какой-либо аспект экспедиции. 4 этап - рефлексивный, где каждый участник ИОЭ (и педагог, и гимназист) оценивает личную значимость данной экспедиции и выполненной проектной работы. Приложение № 5 Что такое учебные проекты
Технология учебного проектирования включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой сути. Эту технологию относят к технологиям XXI века, предусматривающим, прежде всего, умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека постиндустриального общества. Основные требования к учебным исследовательским проектам; 1) наличие значимой в исследовательском творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска её решения (например, исследование демографической проблемы в разных регионах мира; создание серии репортажей из разных концов земного шара по одной проблеме; проблема влияния кислотных дождей на окружающую среду и т. п.); 2) практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов (например, доклад в соответствующие службы о демографическом состоянии данного региона, факторах, влияющих на это состояние, тенденция, прослеживающаяся в развитии данной проблемы; совместный с партнёрами по проекту выпуск газеты, альманаха с репортажами с места событий; охрана леса в разных местностях, план мероприятий и т. п.); 3) самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся; 4) структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов); 5) использование исследовательских методов, предусматривающих определённую последовательность действий: • определение проблемы и вытекающих из неё задач исследования (использование в ходе совместного исследования метода «мозговой атаки», «круглого стола»); • выдвижение гипотезы их решения; • обсуждение методов исследования (статистических, экспериментальных, наблюдений и пр.); • обсуждение способов оформления конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчётов, просмотров и пр.); • сбор, систематизация и анализ полученных данных; • подведение итогов, оформление результатов, их презентация; • выводы, выдвижение новых проблем исследования. Приложение № 6
Таблица 2
Приложение № 7 Программа спецкурса «Введение в исследовательскую деятельность»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Цель изучения спецкурса: развитие исследовательской компетентности учащихся посредством освоения ими методов научного познания и умений учебно-исследовательской деятельности. Задачи спецкурса: · по окончании изучения спецкурса «Введение в исследовательскую деятельность» учащиеся должны знать: - основы методологии исследовательской деятельности; - структуру и правила оформления исследовательской работы; · по окончании изучения спецкурса «Введение в исследовательскую деятельность» учащиеся должны уметь: - формулировать тему учебно-исследовательской работы, доказывать её актуальность; - составлять индивидуальный план учебно-исследовательской работы; - выделять объект и предмет учебно-исследовательской работы; - определять цель и задачи учебно-исследовательской работы; - формулировать гипотезу учебно-исследовательской работы; - работать с различными источниками информации, в том числе с первоисточниками, грамотно их цитировать, оформлять библиографические ссылки, составлять библиографический список по проблеме: - выбирать и применять на практике методы исследовательской деятельности адекватные задачам учебного исследования; - оформлять теоретические и экспериментальные результаты учебно-исследовательской работы; - рецензировать чужую учебно-исследовательскую работу: · по окончании изучения спецкурса «Введение в исследовательскую деятельность» учащиеся должны владеть понятиями: абстракция, анализ, апробация, библиография, гипотеза исследования, дедукция, закон, закономерность, индукция, историзм, концепция, метод, моделирование, наблюдение, наука, обобщение, объект исследования, предмет исследования, принцип, рецензия на исследовательскую работу, синтез, сравнение, теория, факт, эксперимент. Характеристика содержания спецкурса Содержание спецкурса «Введение в исследовательскую деятельность» базируется на классических канонах ведения научной работы, основах методологии научного исследования и традициях оформления такого рода текстов. В содержании спецкурса можно выделить три направления. I. Формирование представлений о роли и ценности научного познания, престиже образования и научной деятельности. II. Формирование знаний о структуре, этапах, содержании исследовательской работы, её методах. III. Развитие умений работать с различными источниками информации и текстом исследования. Однако, эти направления не выделяются в разделы спецкурса, так как занятия призваны сопровождать работу школьников над учебными исследованиями от этапа формулирования темы до взаимного рецензирования завершённых работ и подготовки доклада к их защите. Поэтому материал располагается таким образом, чтобы обеспечить поддержку учебно-исследовательской деятельности учащихся. Отбор содержания спецкурса проводился с учётом другого вида внеклассной работы — функционирования исследовательских групп, на заседаниях которого проводятся такие мероприятия, сопровождающие учебно-исследовательскую работу школьников, как: • защита тем учебно-исследовательских работ школьников; • круглые столы, дискуссии, дебаты, посвящённые обсуждению отдельных частей учебных исследований школьников и проблемам современно науки; • предзащита завершённых учебно-исследовательских работ школьников; • защита завершённых учебно-исследовательских работ школьников; • итоговая конференция; Спецкурс обеспечивает связи надпредметного характера, в первую очередь с предметами таких образовательных областей, как математика, естествознание, обществознание. • навыками работы с электронными источниками информации (Интернет, мультимедиа); • навыками компьютерной обработки и представления экспериментальных данных. Методическое обеспечение спецкурса Занятия по спецкурсу «Введение в исследовательскую деятельность» предполагают сочетание двух основных форм работы: лекционную и семинарскую. Семинарская часть занятия включает в себя различные технологии критического мышления, технологии, связанные с большой долей самостоятельной индивидуальной и групповой работы учащихся. Текущий контроль основан на небольших самостоятельных работах проблемного характера и отслеживании хода работы над учебным исследованием. Итоговая аттестация включает в себя основные этапы контроля над выполнением учебного исследования: • защиту темы учебного исследования; • обсуждение исследовательской работы в исследовательских группах Форма итоговой аттестации — зачёт. Защита учебно-исследовательской работы служит основанием для аттестации по соответствующему учебному предмету. Приложение № 8
Таблица 3 Структура учебного исследования в группах
Приложение № 9
Таблица 4 Маршрутный лист
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|