Самодеятельные формы туризма в системе физкультурно-оздоровительной работы
самодеятельный туризм физкультурный оздоровительный Массовые формы самодеятельного туризма представляют собой группу эффективных средств восстановления физических и психических сил, повышения резервов здоровья, увлекательного и эмоционально насыщенного отдыха детей, подростков и молодежи. Комплексный эффект воспитания личности проявляется в расширении общекультурных, гуманистических ценностей, в развитии сознательности и нравственности, в улучшении коммуникабельности, общественной активности, допрофессионального самоопределения учащихся. В процессе походов, экскурсий, экспедиций, туристских слетов и соревновании идет активный процесс усвоения новых знаний, стимулируются процессы самовоспитания, самосовершенствования, самореализации. Анализ статистических данных о состоянии спортсооружений и инфраструктуры физкультурно-оздоровительных комплексов, туристских городков (полигонов), расположенных непосредственно в микрорайонах городов России, свидетельствует о значительном сокращении их числа, что сдерживает рост массовости занимающихся активными формами физкультурно-оздоровительной и туристской деятельности. Уровень обеспеченности населения РФ спортивными сооружениями сегодня составляет около 35% от потребности (Л. В. Аристова, В. В. Бойко, 1998). Функционирующая сеть учреждений дополнительного образования детей, клубов по месту жительства и центров досуга подростков и молодежи не в полной мере обеспечивает потребности подрастающего поколения в физкультурно-оздоровительных, в том числе туристских услугах. Тем не менее, последнее десятилетие наряду со снижением численности занимающихся на спортсооружениях отмечается некоторый рост количества занимающихся в учреждениях детско-юношеского туризма, где не требуется дорогостоящая инфраструктура спорта. Однако и этот процесс в определенной мере сдерживается негативными тенденциями разрушения инфраструктуры организованного отдыха и досуга детей, подростков и молодежи в микрорайонах города по месту жительства.
За последнее десятилетие в силу ряда причин часть туристско-спортивных и оздоровительных ресурсов, а также и объектов туристской инфраструктуры РФ утрачена: разрушены, сгорели, разворованы; поменяли форму собственности и собственников; используются не по прямому назначению либо вообще не используются. Места размещения - санатории, профилактории, пансионаты, гостиницы, мотели, кемпинги, дома и базы отдыха, детские оздоровительные лагеря относятся к разным формам собственности, имеют разную отраслевую и ведомственную принадлежность (В.А. Квартальнов, 2002), что не способствует ни физкультурно-оздоровительной работе, ни самодеятельным формам туристской деятельности. Положение, сложившееся в большинстве городов и поселков России в сфере социально-культурного обслуживания населения, организации досуга и рекреации, массовых народных праздников, ярмарок-продаж товаров народного потребления, продуктов, нуждается в коренном улучшении. Самодеятельные формы спортивно-оздоровительного туризма в России представляют собой уникальное общественное явление, получившее статус национального вида спорта. До 1990 г. спортивный туризм как общественное движение реализовывался через сеть туристских клубов при Советах по туризму и экскурсиям, активно работали около 80 региональных федераций спортивного туризма. На предприятиях и в учреждениях на общественных началах функционировали более 30 тыс. туристских секций и комиссий. Были разработаны и действовали более 3 тыс. классифицированных спортивных и оздоровительных маршрутов, на которых реализовывались программы физкультурно-оздоровительной, восстановительно-реабилитационной и адаптационной работы с населением, и в первую очередь с детьми, подростками, учащейся молодежью.
Государственная система детско-юношеского туризма России в условиях социальных реформ сохранилась и базируется на федеральных и муниципальных органах управления образованием. В ее структуре работают около 500 центров, станций, клубов и баз юных туристов, а также свыше 2 тыс. дворцов и домов детского и юношеского творчества, в которых функционируют отделы и секции, объединения, кружки и клубы самодеятельного туризма и краеведения. В настоящее время в туристско-краеведческих объединениях, клубах, кружках и секциях только учреждений дополнительного образования постоянно в течение круглого года занимаются свыше 300 тыс. детей, а в походах, экспедициях и путешествиях, организованных в каникулярное время, участвуют более 1,5 млн. детей. Одной из самых острых проблем нашей страны является кризис здоровья народонаселения. Формирование здорового образа жизни, нравственных ориентиров - первейшая задача специалистов, педагогов дополнительного образования, тренеров-преподавателей, социальных педагогов. В условиях деидеологизации и снижения социального статуса большинства россиян в связи с ухудшением условий жизни государство и общественные институты имеют возможность культивировать спортивно-оздоровительный туризм как одну из наиболее проверенных временем и практикой эффективных технологий продуцирования у человека здоровых духовных и физических качеств, а также познавательных и творческих начал при минимизации затрат со стороны государства и самих занимающихся этим видом активной деятельности. Из всего комплекса мер, направленных на развитие спортивно-оздоровительного туризма среди населения, образовательно-воспитательные, досуговые и соревновательные программы учреждений дополнительного образования детей и подростков должны предусматривать пропаганду здорового образа жизни, быть доступными для реализации, как педагогами, так и в ходе самостоятельных занятий и самими занимающимися, и их родителями. Задачи планирования развития самодеятельных форм спортивно-оздоровительного туризма сегодня сводятся:
·к построению оптимальной организационно-управленческой и финансовой системы в сфере спортивно-оздоровительного туризма, базирующейся на механизмах взаимодействия государственной, общественной и частной инициатив, а также введению в действие комплекса конкретных нормативно-правовых мер, усиливающих ответственность общества и государства за состояние и степень развития спортивно-оздоровительного туризма, особенно в детско-юношеской и молодежной среде; ·реконструкции и развитию материально-технической базы спортивно-оздоровительного туризма, включая средства размещения и инфраструктуру, а также производство товаров туристского назначения и для организации активных форм досуга и отдыха; ·совершенствованию системы дифференцированной подготовки и переподготовки широкого круга специалистов применительно к основным видам их профессиональной деятельности в туризме, в том числе оздоровительной, адаптационной и реабилитационной, с созданием соответствующих рабочих мест; ·внедрению спортивно-оздоровительного туризма в систему непрерывного образования в рамках общего, среднего и высшего образования, а также дополнительного образования в оздоровительных лагерях, на базах рекреационного типа, учреждениях санаторно-курортного профиля, на предприятиях и в организациях по месту жительства детей, подростков и молодежи, в центрах досуга и учреждениях дополнительного образования детей и подростков.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|