ТЕМА 5.4: Формы и технологии взаимодействия с другими субъектами образовательного процесса.
- 4 часа – 2 занятия: 5.4.1.Формы и технологии взаимодействия с учреждениями и коллективами дополнительного образования; с общественными организациями. 5.4.2.Формы и технологии взаимодействия с родителями учащихся, шефами и друзьями школы. Це ль изучения темы: - уметь использовать воспитательный потенциал учреждений дополнительного образования в воспитательном процессе школы; - владеть формами взаимодействия школы и детских общественных организаций и объединений; - уметьпланировать и осуществлять сотрудничество школы с родителями и общественностью.
Содержание темы: Субъектами образовательного процесса являются одновременно и его инициаторы, и его исполнители, и его участники. В образовательном процессе школы такими субъектами являются педагоги, учащиеся, другие сотрудники школы, а также- педагогический и ученический коллективы, а также- коллективы школьных объединений. В качестве других субъектов образовательного процесса рассмотрим: *учреждения дополнительного образования (детско-юношеские центры; центры культуры, спорта и туризма; библиотеки и стадионы; клубы, кружки и секции); *детские и юношеские организации и объединения; *семьи учащихся; *шефы, друзья школы, общественность.
Учреждения дополнительного образования. К ним относятся Детско-юношеские центры; Центры культуры, спорта и туризма; библиотеки и стадионы (которые могут быть и в составе вышеназванных центров); Клубы, кружки и секции (которые также могут быть как самостоятельными учреждениями, так и в составе различных центров). Воспитательный потенциал всех учреждений дополнительного образования заключается в том, что они:
- помогают удовлетворять интересы и потребности взрослеющих подростков в различных сферах; - развивают способности; - помогают каждому индивидуально найти «дело и занятие по душе»;
- способствуют занятости подростков во внеурочное свободное время; - способствуют предпрофильной ориентации; - позволяют самореализоваться и самоутвердиться; - расширяют общий кругозор; - позволяют обрести сообщество сверстников – единомышленников, увлечённых одним делом; - «дарят» друзей, значимые коллективы, а также – интересных, мудрых взрослых руководителей; - обучают культуре взаимодействия и культуре времяпровождения; - являются «отдушиной» для неуспешных в школе подростков, а успешным – предоставляют поле для дальнейшего самосовершенствования; - позволяют чувствовать всю полноту и насыщенность жизни, и т.д.
Технология взаимодействия классного руководителя с УДО складывается из следующих шагов: 1. Составление карты учреждений дополнительного образования микрорайона (района) школы. 2. Знакомство со спецификой каждого УДО с целью ответа на вопрос: что интересного они могут предложить его ребятам (какие кружки и секции; какие библиотеки, какие массовые мероприятия и пр.). 3. Изучение интересов и способностей своих учащихся. 4. Знакомство учащихся и их родителей с возможностями УДО микрорайона (района). 5. Организация посещения УДО учащимися своего класса: Дни открытых дверей; показательные занятия кружков; презентации, приглашение к себе интересных руководителей, и пр. 6. Внимательное наблюдение за учащимися во время ознакомительных посещений с целью дальнейшей рекомендации заинтересовавшимся учащимся того или иного кружка. 7. Составление карты-схемы «Мир увлечений нашего класса». 8. Использование в течение года возможностей УДО (акции, праздники и пр.) в воспитательной работе с классом, а также – специальных минуток на классных часах «Наши хобби», чтобы все желающие могли поделиться своими увлечениями.
Самое главное: классный руководитель должен понимать, что жизнь ребёнка не ограничивается школьными занятиями; что богатство души не определяется одними учебными достижениями; что каждый ребёнок имеет право на собственные увлечения и на успех в своей жизнедеятельности. И чем богаче и разнообразнее увлечения учащихся, - тем интереснее всему классному сообществу.
Детские и юношеские организации и объединения. Для начала – разберёмся в понятиях: детское объединение; организация; движение. Любое ОБЪЕДИНЕНИЕ – есть совокупность множества людей, которые совместно действуют, и при этом между ними существуют разнообразные, довольно устойчивые связи. Каждое объединение имеет своё неповторимое, только ему присущее своеобразие. Существует большое количество различных форм объединений: союз, федерация, ассоциация, организация, клуб, коммуна, дружина, звено, команда, класс, ансамбль, студия, кружок, лаборатория, секция, компания, и т.д. Объединения могут быть формальными (внутри официальных структур и учреждений) – и неформальными; одновозрастными – и разновозрастными; возникать на основе профильного или иного интереса, совместной деятельности или совместного общения. Каждое объединение может существовать и действовать обособленно, либо устанавливать связи с себе подобными, участвовать в совместных делах, акциях и т.п., включаясь тем самым в молодёжное движение. Чем интереснее, шире, разнообразнее сеть досуговых объединений,- тем ярче, богаче жизнь детей и подростков. Забота об этом – есть задача любого образовательного учреждения. Может ли любое детское объединение быть организацией? Нет, не может. И не должно! ОРГАНИЗАЦИЯ – это такое объединение, которое имеет в совокупности: - чётко обозначенную социальную цель (в Уставе, или в Положении); - конкретно определённую программу (проекты) деятельности; - чётко сформулированные права и обязанности её членов, их сознательную дисциплину, фиксированное членство; - чёткую структуру, соотношение социальных ролей членов организации, координацию их действий; - подготовленных взрослых руководителей – членов этой же организации;
- место(а) расположения, базирования (руководящих органов и первичных коллективов); - организация обязана зарегистрироваться в региональном отделе юстиции. Каждая детская организация является детским объединением, но не каждое детское объединение может быть организацией. Статус организации детское объединение получает в момент регистрации. Детская организация занимает нишу между семьёй и школой, и призвана решать все вопросы социализации взрослеющего подростка во всех аспектах понимания этого процесса. Детская организация не может быть массовой, т.к. это ведёт к её растворению, формализму, распаду. Детская организация не может быть создана «сверху», по чьему бы то ни было указу: она создаётся взрослыми членами этой организации. Детская организация не может действовать «сезонно»: она живёт и действует постоянно. И у каждой первичной ячейки организации есть постоянный взрослый руководитель – член организации.
Детское ДВИЖЕНИЕ – самое широкое понятие. Во-первых, оно- часть молодёжного движения; во-вторых, оно- является совокупностью всех реально действующих детских организаций и объединений в конкретном регионе; в-третьих,- это их реальные, активные, целенаправленные действия. Поясним всё сказанное на примерах: классы, общешкольные коллективы, клубы, кружки, секции, студии и пр.,- всё это – детские объединения, имеющие более/менее формальный статус. Участвуя в совместных акциях, делах и пр.- они включаются в детское движение. В него же включаются и детские организации. К примеру, в интернациональном движении КИДов могут участвовать и школьные классы, и подростковые клубы, и др.детские объединения и организации. Аналогичные примеры можно привести и с краеведческим, и со спортивно-туристским движениями, и т.д. Чтобы участвовать в детском движении,- не нужно получать юридический статус организации! Детское движение Волгоградской области представлено широкой сетью детских объединений и организаций, а также – их совместными действиями. У каждой организации есть свой профильный лагерь – для актива или первичных ячеек, педагогический отряд которого обычно является той творческой инициативной группой, которая и заботится о развитии своей организации. Практически все организации являются разновозрастными, т.е не детскими, а детско-юношескими, или молодёжными.
Назовём некоторые из них:
СРС: подготовьте реферативные выступления о специфике каждой организации, её проектах, инициативах, и пр.
Детские и юношеские общественные организации являются замечательной школой общественной активности, неуспокоенности, гражданской и патриотической зрелости, и просто – позитивного жизненного опыта взаимодействия с окружающими. Их первичные коллективы могут создаваться как на базах школ, так и на базах детско-юношеских центров, клубов, и пр. Но опыт лидерства, активности, творчества, каких-то профильных умений,- этот опыт своих учащихся, безусловно, может быть поддержан, использован и классными руководителями, и школами. Да так оно и происходит: среди активистов школ много ребят, являющихся членами различных общественных организаций.
Семьи учащихся. Работа с родителями. ПРИНЦИПЫ взаимодействия семьи и школы (Щуркова Н.Е.): 1. Принцип соглашения как основа заботы обеих сторон о максимальном развитии ребёнка 2. Принцип сопряжения с целью создания единого поля воспитательного пространства. 3. Принцип сопереживания: взаимное выражение расположенности и доброжелательности друг к другу. 4. Принцип сопричастности: взаимная практическая забота об улучшении условий жизнедеятельности ребёнка. 5. Принцип со-деятельности: совместная практическая деятельность. ФОРМЫ взаимодействия педагогов и родителей: - родительское собрание; - родительский лекторий, - конференция по обмену опытом воспитания, - вечер вопросов и ответов, - диспут – размышление по проблемам воспитания, - встреча с администрацией, учителями, другими школьными работниками, - консультации для родителей, - привлечение к совместным мероприятиям с детьми, - работа с родительским комитетом, - посещение учащихся на дому - и др.
Задания для самостоятельной работы и подготовки к занятиям по теме: 1. Изучите информационные материалы к занятию; познакомьтесь с указанной литературой; сделайте выписки к занятиям; подготовьтесь к обсуждению вопросов. 2. Подготовьте реферативные выступления о детских и молодёжных организациях, специфике их деятельности, их проектах и программах. 3. Подберите методики изучения отношения родителей к деятельности школы. 4. Составьте программу родительского лектория с ориентацией на тот класс, в котором проходили практику. 5. Выпишите в «Педкопилку» разработки отдельных форм работы с родителями. Вопросы для самопроверки: 1. Воспитательный потенциал учреждений дополнительного образования. 2. Включение УДО в систему воспитательной работы классного руководителя. 3. Взаимодействие школы и детско-юношеских общественных организаций. 4. Формы и технологии работы классного руководителя с родителями. 5. Школа и общественность: пути взаимодействия. Темы рефератов по теме: 1. Специфика деятельности детской (молодёжной) общественной организации … (выбрать одну из Волгоградских общественных организаций).
Литература: Основная: 1. Классному руководителю./Под.ред. Рожкова М.Ю.- М.: 199.-С.127-161. 2. Маленкова Л.И. Теория и методика Воспитания.- М.: 2004,- С.156-225. 3. Щуркова Н.Е. Прикладная педагогика воспитания.- СПб.: 2005, -С.294-324. 4. Управление воспитательной системой школы: проблемы и решения /Под ред. Караковского В.А. и др.-М.: 1999, С.44-66. Дополнительная: 1. Маленкова Л.И. Педагоги. Родители. Дети.- М.:2000,- С. 236-246. 2. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе.- М.: 2001,- С.58-72, 105-110. 3. Щуркова Н.Е. Классное руководство. Настольная книга учителя.- М.: 2000.,-С.161-180. 4. Материалы КДМ (комитета по делам молодёжи) Волгоградской области и ежегодных Фестивалей педотрядов профильных лагерей о детских и молодёжных организациях.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|