Алтай в эпоху энеолита и бронзы
ДРЕВНЯЯ ИСТОРИЯ АЛТАЯ Неандерталец. Реконструкция М. М. Герасимова Алтай в эпоху камня История нашего края начинается с глубочайшей древности, со времени появления на его территории первых людей еще в эпоху древнекаменного века — палеолита. Хронологические рамки палеолита обширны. Начало его отдалено от нашего времени не менее чем на 2 млн лет, а завершение приходится примерно на 12—10-е тысячелетия до нашей эры. Палеолитический период делится исследователями на три разных по протяженности этапа: ранний, или нижний, палеолит (2 млн — 150 тыс. лет), средний (150 — 40 тыс. лет) и поздний, или верхний,' палеолит (40— Ютйс. лет до н. э.). Нижний палеолит был временем постепенного отделения человека от животного мира, периодом существования архантропов — древнейших людей типа питекантропа, синантропа. Средний палеолит был временем обитания на Земле людей более совершенного вида — палеоантропов, или неандертальцев. Верхний палеолит характерен существованием человека современного биологического типа. Продвижение человека из зоны его первоначального формирования и обитания было процессом очень длительным и становилось возможным по мере усвоения навыков изготовления одежды, использования пригодных для жилья пещер и огня. Эти навыки позволили человеку продвинуться на север, в том числе и на территорию Алтая, уже в ледниковый период. На Алтае найдены следы обитания человека и в межледниковые периоды потеплений и в суровое время наступления ледников. Древнейшая палеолитическая стоянка — Улалинская — была открыта в 1961 г, академиком А. П. Окладниковым и Е. М. Тощаковой в пределах городской черты Горно-Алтайска» на реке Улалинке. А. П. Окладников датировал эту стоянку возрастом около 600 тыс. лет. Материал Улалинки свидетельствует об умении древнейших обитателей Алтая пользоваться огнем костра не только для согревания, но и для изготовления орудий. Кварцитовые булыжники расщеплялись накаливанием и последующим обливанием водой, на большие овальные отщепы, из которых, грубой оббивкой изготовлялись примитивные скребла. Из целых галек делали примитивные орудия: чопперы и чоппинги.
Грубые галечные изделия были обнаружены также на стоянках на реке Майме у села Кызыл-Озек и на реке Бии у горы Малый Иконостас. Находки на реках Улалинке, Майме, Бии свидетельствуют об обитании человека на Алтае в эпоху нижнего палеолита. Значительно больше найдено на Алтае памятников среднего палеолита, среди них пещеры Усть-Канская и Денисовская, стоянки Кара-Тенеш и Кара-Бом, в Горном Алтае, пещера Страшная в Краснощековском районе. Наиболее хорошо изучены пещеры Усть-Канская и Страшная. Найденные на этих стоянках орудия труда сильно отличаются от нижнепалеолитических. Грубые галечные орудия сменили скребла, сколотые с плоских нуклеусов прямоугольной формы. Остроконечники служили в качестве ножей, кинжалов, наконечников копий и дротиков, скреблами выделывали шкуры животных, обрабатывали дерево, кость. А. П. Окладников предполагал, что среднепалеолитические памятники на Алтае оставлены людьми, пришедшими из Средней Азии. Позднепалеолитическая эпоха представлена на Алтае еще большим числом памятников. Многие из них еще не изучены. Наиболее интересные стоянки — Сростинская, Одинцовская, Бехтемировская в Бийском районе, Чебашихинская, Ушлеп-2 и Ушлеп-3 в Солтонском районе, Точильное-2 и Точильное-4 в Смоленском районе, Урожайная в Советском районе, верхние горизонты пещер Усть-Канская и Страшная, нижние горизонты стоянок Маймы и Усть-Семы, стоянка Каратурук, пещерная стоянка Иульчак в Горном Алтае. Раскопаны стоянки Сростинская, Майминская и Усть-Семинская. На них не было долговременных жилищ, а скорее всего, были переносные, типа чумов. Не исключено, однако, существование на Алтае и долговременных жилищ с остовом из костей крупных животных. Набор орудий, изученных на верхнепалеолитических стоянках, усложнился по сравнению с предшествующей эпохой.
Появилось большое количество скребков, обработанных ножевидных пластин, которые скалывали не только с прямоугольных нуклеусов, характерных для среднего палеолита, но и с более совершенных призматических и клиновидных. Разнообразнее стал набор скребл. Наряду с орудиями нового типа встречаются примитивные галечные, напоминающие, улалинские.
Конец палеолита совпал с завершением ледникового периода. На Алтае, как и во всей Северной Азии, постепенно начинали складываться природные условия современной геологической эпохи — голоцена. По археологической периодизации наступил мезолит — средний каменный век, датируемый 10—6 тысячелетиями до н. э. С территории Алтая, еще до начала голоцена, исчезли животные холодолюбивой фауны: мамонт, волосатый носорог, пещерный лев, пещерный медведь и др. Однако обилие прочих животных (северный олень, лось, лошадь, горный баран и др.) позволило людям существовать без резкого изменения хозяйственного уклада. Поэтому мезолит — время ломки старых форм охоты и собирательства— в Горном Алтае не столько выразителен, как в других районах страны. В связи с этим А. П. Окладников называл памятники этого периода эпипалеолитическими, т. е. послепалеолитическими. К ним относятся стоянки Усть-Куюм, верхний слой Усть-Семы, Красная горка в устье реки Ануй и др. Материал их во многом сходен с палеолитическим, но заметна микролитизация орудий, т. е. уменьшение их размеров. Исчезают крупные галечные изделия и скребла, зато встречается много более мелких скребков и микронуклеусов. Иная картина наблюдается археологами в лесостепной зоне юго-западного Алтая. Вдоль ленточных боров по берегам многочисленных озер и стариц обнаружены целые серии мезолитических стоянок. Наиболее интересные из них — у села Павловки Угловского района, расположенные по кромке бора вдоль берегов древнего озера, близ современной границы между Алтаем и Казахстаном. В эпоху мезолита здесь были целые мастерские по изготовлению каменных орудий. Найденные орудия и отходы производства исчисляются тысячами единиц. Чаще всего встречаются ножевидные пластинки, которые использовались в качестве вкладышей. В это время складывается характерный для мезолита тип хозяйства— охота на мелких подвижных животных, боровую и водоплавающую дичь.
Мезолит сменяется следующим периодом — неолитом, или новокаменным веком, который на территории нашей страны, за исключением крайних северных районов, датируется V—IV тысячелетиями до н. э. На территории Алтайского края в настоящее время известно около 50 неолитических памятников. Все они, как правило, располагаются по берегам крупных озер, богатых рыбой и дичью, или мелких рек, на которых возможны различные типы рыболовства. У населения Алтая в эпоху неолита, так же как и в предшествующее время, хозяйство оставалось присваивающим, тогда как в более южных районах эпоха неолита была связана с освоением земледелия и животноводства, т. е. переходом к хозяйству производящему. На Алтае главную роль в хозяйстве играли рыболовство и охота, а подсобную — собирательство. На поселениях и в могильниках в большом количестве находят каменные и керамические грузила, костяные гарпуны, каменные стерженьки для рыболовных крючков, каменные рыбки — приманки. Интересный комплекс неолитических памятников известен на озере Иткуль на границе Верх-Обского бора и Бийско-Чумышской лесостепи. Здесь обнаружен могильник, фрагменты глиняных сосудов, каменные топоры и другие орудия. В устье реки Иша в Красногорском районе Б. X. Кадиковым был раскопан неолитический могильник, в котором было обнаружено большое количество вкладышевых орудий труда, оружия, каменных и костяных украшений. Целый комплекс неолитических поселений обнаружен Ю. Ф. Кирюшиным и А. Б. Шамшиным в Угловском районе у сел Павловки и Алексеевки. Здесь, на дюнных выдувах более чем десяти поселений, собран многочисленный каменный инвентарь, керамика, кости животных. Только на поселении Павловка-1 найдено более тысячи каменных орудий (ножевидные пластинки, наконечники стрел, ножи) и более пяти тысяч каменных отщепов. Эти находки свидетельствуют о том, что здесь в эпоху неолита существовал крупный центр по производству каменных орудий.
От эпохи неолита сохранилось несколько наскальных изображений, выбитых на скалах у реки Куюс в Шебалинском районе и на реке Бии в окрестностях села Турочак. Основным сюжетом изобразительного творчества неолитических художников была охота на оленей и лосей. Неолитические памятники Алтая принято относить к верхнеобской неолитической культуре. Они были оставлены людьми, занимавшими по своему антропологическому типу промежуточное положение между палеомонголоидами и древними европеоидами. Алтай входил в зону древнего контакта между монголоидами и европеоидами, результатом которого явилось формирование на огромных просторах Западной Сибири, Урала и северо-востока Европы уральского промежуточного расового типа, (вот только выкладки советских ученых, отдающих дань, принятым догмам мировых ученых, на генетическом уровне - не подтверждается) Алтай в эпоху энеолита и бронзы В конце IV — начале III тысячелетия до н. э. на территории Горного Алтая появились группы пришлого населения, видимо из районов восточной Евразии, знакомого с производством меди и скотоводством. С этого времени Алтай вступает в энеолит, или меднокаменный век. Культура этого пришлого населения получила название афанасьевской — по могильнику, раскопанному С. А. Теплоуховым у горы Афанасьевой на юге Красноярского края. Территория распространения этой культуры включает Горный Алтай, Минусинскую котловину на Енисее, Туву, Северо-Западную Монголию. Афанасьевские памятники представляют собой главным образом могильники. В Горном Алтае их известно более двадцати: Курота-2, Куюм, Арагол, Нижний Тюмечин и др. Найдено также несколько поселений, два из которых (Кара-Тенеш в Шебалинском районе и Балыктыюль в Улаганском) раскопаны. Остатки афанасьевских поселений встречены при исследовании пещер Денисовой и Каминной в Усть-Канском районе. Афанасьевские памятники представлены могильниками, поселениями и культовыми памятниками: Балыктыюль, Ело, Ело-Баши, Нижний Тюмечин, Семисарт, Первый Межелик, Кара-Коба, Большой Толгоек. Афанасьевцы были первыми жителями Сибири, овладевшими медью, изготовлявшими медные изделия. Навыки медной металлургии они, очевидно, принесли с запада и в местах нового обитания открыли и использовали рудные месторождения. В штольне на горе Безымянной у села Владимировки Усть-Канского района афанасьевцы оставили кожаные ремни, клинья из рогов домашних быков, кайло для дробления руды, каменный топор. Медные изделия афанасьевцев представлены небольшими ножами, шильями, иглами, украшениями. Афанасьевцы, как и жители других районов эпохи энеолита, изготовляли основные орудия труда из камня. Материалы поселений афанасьевской культуры дают картину скотоводческого хозяйства, носившего отгонный характер: летом стада отгонялись на высокогорные луга, а к зиме возвращались в речные долины. Разводили крупный и мелкий рогатый скот. Скотоводство повысило роль мужчины, способствовало возникновению имущественного неравенства. Об этом свидетельствует неодинаковость погребений: некоторые могилы выделяются богатством.
Вопрос о происхождении афанасьевской культуры полностью не решен исследователями, но несомненно, что в ее формировании приняли участие племена, близкие по своему происхождению древнеямным племенам восточно-европейских степей. По физическому типу афанасьевцы были протоевропеоидами. Одновременно с афанасьевцами на Алтае жили и другие племена. В предгорном Алтае прослеживается группа энеолитических памятников, датируемых второй половиной III го тысячелетия до н. э. Эти памятники, известные по поселениям и могильнику Большой Мыс на озере Иткуль, дали керамический материал, близкий к афанасьевскому. Население, оставившее памятники, было знакомо со скотоводством, разводило тех же животных, что и афанасьевцы. Антропологический тип этого населения смешанный. Несколько позднее, в начале II тысячелетия до н. э., в предгорном Алтае жили племена, оставившие памятники, которые объединяются археологами в елунинскую культуру. Название эта культура получила по грунтовому могильнику, раскопанному у села Елунина Павловского района. Памятники елунинской культуры встречаются в лесостепных районах Алтайского края, представлены могильниками и поселениями. Елунинская культура датируется началом II тысячелетия до н. э. (XVII—XIV вв. до н.э.). Целые комплексы елунинских поселений известны на озерах Иткуль к северу от Бийска, на Кривом и Круглом в Завьяловском районе, Горько-Перешеечном в Егорьевском, на озерах в Мамонтовском и Угловском районах. На озере Иткуль раскопаны однослойные поселения Коровья Пристань-I и Озерки Восточные, многослойные — Костенкова Избушка и Коровья Пристань-III. В поселениях в большом количестве найдены сосуды баночной формы, украшенные оттисками крупнозубой гребенки, отпечатки которой образуют горизонтальные, волнистые, вертикальные или наклонные пояса (рис. 1—3,8). Кроме керамики, найдены каменные песты, тесла, наконечники дротиков, стрел, скребки, ножи, костяные наконечники стрел с одним или двумя зубцами, похожие на гарпуны, костяные и роговые мотыги. Могильники елунинской культуры чаще всего располагаются по высоким коренным берегам Оби и ее протоков. Известны Елунинский грунтовый могильник-1, Староалейка, в устье реки Алей, на Поселковой улице в Барнауле и др. Умерших клали на левый бок в скорченном положении головой на северо-восток. Днища могил посыпаны охрой. В захоронениях чаще всего находят сосуды, гораздо реже орудия труда и оружие из камня и кости. Лишь в одной могиле Елунинского могильника найден бронзовый нож. Рукоять ножа украшена заштрихованными ромбами, а в верхней части рукояти вылита голова лошади с длинными ушами и развевающейся гривой. Племена елунинской культуры вели комплексное хозяйство. Они занимались охотой, рыболовством, скотоводством. Кости домашних животных составляют около 33—37% общего количества костей, найденных на поселениях. На ранних этапах елунинской культуры первое место в стаде занимала лошадь, позже — крупный рогатый скот. Во второй половине II тысячелетия до н. э., на огромной территории от Южного Зауралья на западе до Минусинской котловины на востоке расселяются скотоводческие племена андроновской культуры. Название этой культуры было дано по могильнику, раскопанному в 1974 г. близ Енисея у деревни Андроново сибирским краеведом А. Л. Тугариновым. По антропологическим признакам андроновцы были европеоидами и, по мнению исследователей, принадлежали к индоевропейской языковой семье, говорили на индо-иранском наречии. На Алтае андроновские памятники концентрируются в местах, удобных для скотоводства. Отсутствие долговременных поселений свидетельствует о подвижности населения. Андроновцы разводили крупный рогатый скот, овец двух пород (грубошерстной и тонкорунной), а также лошадей. Лошадь уже использовалась как транспортное животное, на что указывают детали узды. Своих умерших андроновцы хоронили преимущественно в грунтовых могильниках, укладывая их в скорченном положении на боку головой на запад или юго-запад. Большого развития достигли у андроновцев домашние ремесла: керамическое, бронзолитейное, обработка кож, изготовление шерстяных тканей для пошива одежды. В могилы умершим ставили сосуды, клали орудия труда из бронзы и кости, бронзовые и золотые украшения (чаще в женские могилы). Известны андроновские могильники: Нижняя Суетка, Ближние Елбаны-XII, -XIV, Змеевка, Урлапово, Елунино, в Барнауле на Депутатской улице, на Туриной горе возле Повелягинского взвоза. Андроновские памятники на Алтае датируются XIV—XIII вв. до н. э. Проникновение андроновцев на Алтай было, видимо, не одновременным. Первая, ранняя, волна шла из Южного Зауралья, вторая, поздняя, из Казахстана. Андроновцы не занимали сплошной территории, а сосуществовали с аборигенным елунинским населением лесостепного Алтая, взаимодействовали с ним, смешивались. Это взаимодействие привело в последней четверти II тысячелетия до н. э. к формированию на территории Верхнего Приобья своеобразной позднебронзовой культуры — корчажкинской, которая свое название получила по поселению Корчажка на озере Иткуль в Зональном районе Алтайского края, раскопанному в начале 1960-х гг. директором Бийского краеведческого музея Б. X. Кадиковым. Культура датируется XII—IX вв. до н. э. и представлена в основном поселениями, значительная часть которых локализуется в Барнаульско-Бийском Приобье по берегам озер и рек, богатых рыбой и дичью.
Корчажкинцы вели оседлый образ жизни и комплексное хозяйство, в котором преобладало коневодство и в меньшей степени рыболовство и охота. Они разводили лошадей, крупный и мелкий рогатый скот. Удобное расположение поселений по берегам богатых рыбой рек и озер обеспечивало продуктивное рыболовство. Объектами охоты были крупные мясные животные (лось, марал, олень, кабан) и мелкие пушные (лиса, бобр, сурок, заяц). Роль пушной охоты, по сравнению с предшествовавшим временем, возросла, что было, видимо, связано с дальнейшим развитием межплеменного обмена. У корчажкинцев продолжало развиваться бронзолитейное производство, следы которого часто встречаются на поселениях. Все необходимые бронзовые и костяные орудия труда, оружие, украшения, красочно орнаментированная посуда изготовлялись местными мастерами. В IX—VII вв. до н. э. на территории лесостепного Верхнего Приобья появляется новая волна скотоводческих племен. Их культура получила название ирменской по поселению Ирмень-1 на юге Новосибирской области. В Алтайском крае известно около 40 ирменских памятников или ирменских слоев на разновременных поселениях. Первые исследования ирменского памятника на Алтае были произведены еще в 1912 г. Н. С. Гуляевым у села Большая Речка Топчихинского района (ныне село Чаузово). Позднее, в конце 40-х гг., этот памятник исследовал М. П. Грязнов. Ряд отдельных ирменских могильников и захоронений был изучен в 1930 г. С. М. Сергеевым. В 1968—1971 гг. А. П. Уманский раскопал ирменский могильник у станции Плотинной. Погребальный обряд ирменцев Алтая достаточно устойчив. Умерших клали в скорченном положении на боку головой на юго-запад. Над погребением возводилось сооружение из дерна, которое со временем расплывалось, приобретая вид небольшого кургана. Самым характерным инвентарем в могилах была глиняная посуда, украшенная резным штампом. Встречаются характерные бронзовые украшения: гвоздевидные серьги, пластинчатые браслеты с шишечками на концах, кольца. Судя по соотношению костей животных, ирменцы Алтая содержали стада крупного рогатого скота, в меньшем количестве разводили лошадей и мелкий рогатый скот. Подсобную роль играла охота на мясных и пушных зверей. Вопрос о происхождении ирменской культуры пока не решен. Некоторые исследователи считают, что она складывалась в результате контактов пришлых групп населения из Казахстана, носителей карасукской культуры Минусинской котловины, и местных андроновских племен. На протяжении всей эпохи бронзы Алтай входил в огромную зону степей и лесостепей Евразии, населенную индоевропейскими племенами.
Алтай в раннем железном веке На огромных просторах евразийских степей от нынешней Венгрии до Монголии в I тысячелетии до н. э. оседлые племена переходили от комплексного хозяйства к пастушескому, полукочевому или кочевому скотоводческому. Типичными представителями новой, степной культуры были скифы, давшие название периоду господства ранних кочевников в степях Евразии. Единая хозяйственная база пастушеского населения, отсутствие естественных преград на занимаемой территорий способствовали непрерывным контактам между племенами степного пояса и придавали единый облик их культуре. Существенные перемены в I тысячелетии до н. э. происходили и на территории Алтая. В результате дальнейшего развития производительных сил и притока новых групп населения углубляются различия между племенами Горного Алтая и приалтайских степей, совершенствовавшими свое скотоводческое хозяйство, и обитателями лесостепной зоны, продолжавшими традиции комплексного хозяйства. Важным экономическим фактором становится переход к широкому использованию железа. В раннем железном веке Алтай являлся частью огромной территории скифо-сибирского мира, раскинувшегося по степям Евразии от Дуная до Енисея. Всемирную известность получает яркая самобытная культура скифов Горного Алтая — п а з ы р ы к с к а я. Эпоха ранних кочевников Горного Алтая скифского времени делится исследователями на три этапа: майэмирский (VII—VI вв. до н. э.), пазырыкский (V—III вв. до н. э.) и шибинский (II в. до н. э.). Памятники первого этапа в Майэмирской степи Западного Алтая были исследованы первоначально в 1911 г. А. Б. Адриановым, а затем в советское время С. И. Руденко, С. В. Киселевым и М. П. Грязновым. Название второму этапу дали всемирно известные курганы урочища Пазырык в долине реки Большой Улаган. Пазырыкские памятники открыты также в Баш-Адаре, Туэкте Онгудайского района, в урочище Уландрык Кош-Агачского района, в верховьях реки Елангаш и в других пунктах Горного Алтая. Исключительная ценность курганов пазырыкского типа определяется тем, что под их насыпями, расположенными на большой высоте (около 1600 м над уровнем моря), образовалась линза вечной мерзлоты, сохранившая предметы из дерева, кожи, войлока, тканей, от которых в обычных условиях не остается и следа. В больших курганах сохранились также трупы коней, а в саркофагах из лиственницы мумии погребенных в I тысячелетии до н.э. людей.
Курганы шибинского этапа, сходные с Пазырыкскими по размерам, устройству и характеру погребального ритуала, известны по рекам Катанде, Караколу, Песчаной, Урсулу. Устройство всех алтайских курганов было одинаковым: под насыпью, как правило, находился мощный настил из бревен (иногда до 300 стволов), под ним — могильная яма глубиной от 1 до 3 м и площадью от 12 до 69 кв. м, внутри которой помещались один или два бревенчатых сруба. В погребальную камеру опускали колоду с мумифицированным телом вождя, а за ее пределами хоронили верховых лошадей (от 5 до 22). Потолок сруба покрывался полотнищами из проваренной бересты, а выше над ним многими рядами укладывались бревна и наваливались огромные камни, иногда весом в несколько тонн. Исследования культуры ранних кочевников Алтая вели советские ученые М. П. Грязное, С. В. Киселев, С. И. Руденко, В. Д. Кубарев и др. Ведущим занятием населения Горного Алтая в скифскую эпоху раскопанному в начале 1960-х гг. директором Бийского краеведческого музея Б. X. Кадиковым. Культура датируется XII—IX вв. до н. э. и представлена в основном поселениями, значительная часть которых локализуется в Барнаульско-Бийском Приобье по берегам озер и рек, богатых рыбой и дичью. было скотоводство. Летом кочевали по равнине в предгорьях, а зимой уходили в горные долины. Первостепенное значение имело коневодство, о чем свидетельствует обязательное захоронение лошади во всех могилах, независимо от социального положения, пола и возраста умершего. Горноалтайцы держали лошадей двух пород: стройных, высоких скакунов среднеазиатской породы и низкорослых, сильных, выносливых лошадей, подобных современным табунным лошадям Монголии и Казахстана. Кроме лошадей, разводили овец и в меньшем количестве коров, коз, яков, домашнюю птицу. Скотоводство давало основные продукты питания. В курганах найдены остатки заупокойной пищи — кости лошади, овцы, коровы, сыр, не утративший вкусовых качеств, хотя изготовлен более двух тысяч лет назад. Мясная еда варилась в медных котлах скифского типа, широко известных в степях Евразии. Для хранения продуктов и воды служили узкогорлые глиняные кувшины, деревянные и кожаные сосуды различной формы. Важным подсобным промыслом была охота, о чем свидетельствуют найденные в курганах прекрасные реалистические изображения лосей, оленей, горных козлов и баранов, волка, барса и других животных,' а также остатки одежды из меха соболя, белки, горностая, выдры. Материалы раскопок дают представление о жилищах того времени. Остатки огромных полотнищ проваренной и сшитой бересты, войлока, лиственничной коры поверх погребальных камер, а также прутяная решетка одного из Пазырыкских курганов свидетельствуют о бытовании конусообразных берестяных шатров и юрт, свойственных вплоть до настоящего времени пастушеским народам Евразии. В качестве зимних постоянных жилищ горноалтайское население использовало, видимо, рубленые дома, вид которых реконструируется по погребальным камерам исследованных курганов. Мебель в таких жилищах ограничивалась специальными деревянными «подушками» для сиденья и разборными столиками, хорошо известными по Пазырыкским памятникам. Своеобразной была одежда ранних кочевников Горного Алтая. Мужской костюм состоял из рубахи, вытканной из кендырного полотна, штанов, сшитых из тонко выделанной кожи, и войлочного кафтана. Кожаный пояс, прошитый крученой сухожильной нитью, дополнял одежду мужчин. Обувь состояла из войлочных чулок и мягких кожаных, без подметок, сапог с высокими голенищами, обшитыми квадратными кусочками разноцветного меха. Голову покрывали треухами или войлочными шапками-ушанками, отделанными кожей. Женская одежда была более нарядной. Известна шубка, сшитая из прекрасно выделанного беличьего меха, украшенная кожей с резными узорами. Шуба дополнялась нагрудником, отороченным мехом выдры, расшитым кожаным головным убором, а также сапожками из меха или кожи, голенища которых украшались аппликацией, а подошвы вышивались бисером. Нарядную одежду знатных людей дополняли аппликации из кожи и цветного меха, посеребренные и позолоченные бляхи. Свидетельством высокого уровня культуры населения Горного Алтая в скифское время являются произведения искусства, выполненные из дерева, кости, кожи, войлока в так называемом скифско-сибирском зверином стиле, для которого наиболее характерно изображение борьбы животных. Эти изображения украшали конскую сбрую, одежду, бытовые вещи. Во второй половине I тысячелетия до н. э. обитатели Горного Алтая находились, видимо, на заключительном этапе разложения первобытного общества. Жизнь ранних кочевников была заполнена походами и войнами. О военных столкновениях, свидетельствуют изображения конных воинов, на войлочном ковре из пятого Пазырыкского кургана. Фигурки всадников из сибирской коллекции Петра I, остатки убитого боевым чеканом и скальпированного вождя из второго Пазырыкского кургана, а также многочисленные предметы вооружения: железные мечи-акинаки, бронзовые клевцы, луки со стрелами, боевые щиты, деревянные и костяные модели оружия. Причиной военных столкновений была борьба за захват лучших пастбищ, скота, составлявшего главное богатство пастушеских племен. Горноалтайские курганы скифской эпохи ярко демонстрируют процесс имущественного и социального расслоения. О богатстве и выдающемся положении родовых и племенных вождей свидетельствуют грандиозные погребальные сооружения, многочисленные захоронения коней с метами собственности и в богатейшем убранстве, дорогие ткани и ковры, остатки золотых украшений и других ценностей в погребальных.камерах. Соплеменники заботились о том, чтобы тела вождей оставались нетленными, для чего прибегали к трепанации черепов и мумификации трупов. Наряду с захоронениями вождей известны сравнительно богатые усыпальницы зажиточных семей и малые курганы с бедными погребениями основной массы населения. Изменения в общественных отношениях горноалтайцев были обусловлены переходом от комплексного хозяйства к более прогрессивному — кочевому и полукочевому скотоводческому. В наиболее зажиточных семьях, владевших большими стадами скота, стал использоваться труд рядовых соплеменников, а также рабов, захваченных в военных походах. Ранние кочевники Алтая имели широкие культурные и торговые связи с другими народами. Об этом свидетельствуют китайские и византийские монеты, бронзовые зеркала и шелк из Китая, ткани и ковры из Ирана, ювелирные изделия, украшения из Средней Азии, Индии и Египта. Привозные товары обменивались, вероятно, на пушнину, золото, местные изделия прикладного искусства. Во внешнем облике горноалтайцев того времени преобладали европеоидные черты. Очевидно, ранние кочевники Алтая в этническом отношении были родственны ираноязычным скифам Причерноморья, сакам и массагетам Средней Азии, с которыми их сближало скотоводческое хозяйство, одинаковый уровень общественного развития, сходные черты материальной и духовной культуры.
Вместе с тем в скифскую эпоху на Алтай из районов Центральной Азии начали проникать монголоидные элементы. Ряд исследователей полагают, что письменные источники донесли до нас названия ранних кочевников Алтая. Одни считают, что в древних китайских летописях они назывались «юэчжами», другие видят в них «аримаспов», или «стерегущих золото грифов» греческого историка Геродота. Северными соседями ранних кочевников Горного Алтая были племена, обитавшие на обширной территории Верхнего Приобья от Кулунды и Барабы на западе до Кузнецкого Алатау на востоке, от устья реки Томи на севере до Алтайских гор на юге. Памятники, оставленные этими племенами, относятся к большереченской культуре. Свое название эта культура получила по наиболее изученным памятникам у села Большая Речка. Исследователь памятников М. П. Грязнов выделил в этой культуре три этапа: большереченской (VH—VI вв. до н. э.), бийский (V—П1 вв. до н. э.) и березовский (П—I вв. до н. э.). Ранний этап большереченской культуры был, очевидно, связан с тем, что к VII в. до н. э. закончилось смешение пришлого скотоводческого населения с местным, ведшим комплексное хозяйство. Большереченцы вели оседлый образ жизни в долговременных поселках. Один такой поселок был раскопан М. П. Грязновым у села Большая Речка. На площади почти в 1,5 га сохранилось 16 землянок (каждая до 200 кв. м), расположенных правильными рядами. Основания землянок углублялись на 70—80 см, стенки укреплялись бревнами. Ведущей отраслью хозяйства было скотоводство, разводились все основные виды домашних животных. Подсобную роль играли мотыжное земледелие, рыболовство, охота. Были развиты домашние ремесла: производство глиняной и деревянной посуды, ткачество, обработка кож, меха, бронзолитейное дело. Умерших, большереченцы хоронили под курганами, и в грунтовых могилах, с ними клали посуду, орудия труда, украшения. Памятники бийского этапа обнаружены в окрестностях Бийска и Новоалтайска, у сел Большая Речка, Енисейское, Елунино. Интересный могильник был раскопан у устья реки Алей, где найдены грунтовые могилы глубиной от 1 до 1,5 м. Встречаются следы деревянной обкладки и перекрытия. В захоронениях много оружия, характерного для ранних кочевников Горного Алтая и всего скифского мира, и украшений. Это бронзовые кинжалы с перекрестьями, железные короткие мечи, наконечники стрел, колчанные крюки, различные бляшки с изображениями животных, поясные бляхи с кошачьими хищниками, грифонами, кабаном, свернувшейся змеей. В захоронениях найдены останки убитых во время военных действий. Памятники свидетельствуют о контактах большереченцев бийского этапа с племенами скифского мира. Причем эти контакты не, всегда носили мирный характер. На Левобережье Оби в долинах рек Чарыша, Барнаулки, Касмалы, у озер Кулундинской степи по памятникам этого этапа прослеживаются приходы скотоводческих групп населения из Казахстана и Средней Азии, которые не привели к смене местной культуры, но оказали влияние на ее дальнейшее развитие. Свидетельством военных столкновении являются укрепленные поселки. Березовский этап лучше всего изучен по могильникам Ближние Елбан, Быстрянское, Сростки. В могилах устанавливался бревенчатый или дощатый сруб, который перекрывался несколькими накатами бревен. Умершего, укладывали вытянуто на спине головой на юго-запад или запад. При похоронах резали барана и часть его туши клали в могилу. На березовском этапе уменьшается площадь жилищ (до 79 кв. м), хотя сами поселки оставались прежними. Считается, что это связано с выделением патриархальной семьи из родового коллектива, т. е. с определенным прогрессом в общественной организации. Для всего первого тысячелетия до н. э. в истории Алтая характерно последовательное развитие местных культурных традиций единого по происхождению европеоидного населения, жившего здесь в эпоху бронзы. Алтай в I тысячелетии нашей эры Конец I тысячелетия до н. э. — начало I тысячелетия и. э. - Время великого переселения народов. Дальнейшее развитие скотоводческого хозяйства племен евразийских степей потребовало обширных пастбищ, их постоянного обновления. Это привело к учащению столкновений между кочевыми племенами, к перемещению огромных масс кочевников. Алтай оказался на пути этих перемещений, и памятники I тысячелетия н. э. отразили те бурные события. Постепенно исчезает культура ранних кочевников скифского времени. Под давлением монголоидных племен, продвигавшихся с востока, скотоводы Алтая во П—I вв. до н. э. начали откочевывать на территорию нынешнего Казахстана и западно-сибирских степей. Часть автохтонного населения была ассимилирована монголоидными тюркоязычными племенами. С начала И в. до н. э. до конца I в. н. э. Алтай находился в сфере политического господства кочевников хунну. Союз племен, возглавляемый хунну, сложился в степях Внутренней Монголии и распространил свое влияние на огромную территорию в Центральной Азии. Хунну были типичными кочевниками-скотоводами, владевшими огромными стадами скота. Постоянные войны приносили им огромную добычу, а покоренные народы платили дань •рабами, зерном, мехами, предметами роскоши. Хуннская держава, подчинившая население Алтая, Тувы, Минусиеской котловины, Забайкалья, пала в конце I в. н. э. под ударами сяньбийцев, объединивших в Центральной Азии предков монголоязычных, тюрко- язычных и тунгусо-маньчжурских народов. Господство сяньбийцев сменилось в IV в. и. э. владычеством монголоязычных племен жуань-жуаней, создавших объединение раннегосударственного типа Жуань-жуаньский (Жужанский) каганат, просуществовавший до середины VI в. н. э. Интересным памятником эпохи великого переселения народов на Алтае является захоронение у с. Тугозвонова в Шипуновском районе, которое по богатству материалов превосходит многие памятники того времени. В могиле, отнесенной А. П. Уманским к числу «княжеских», был захоронен богатырски сложенный мужчина в возрасте около 30 лет. Череп его при жизни был подвергнут искусственной деформации, отчего голова была сильно вытянута. Умершего сопровождали военное снаряжение, орудия труда, детали одежды и обуви, украшения. Наибольший интерес представляют палаш и кинжал из железа. Рукоять палаша обложена деревом, пластинами из кости и золотой оковкой, инкрустированной цветной пастой или стеклами, имитирующими, судя по цвету, сапфир, бирюзу, изумруд. Инкрустацией украшены и золотые обоймицы, скреплявшие деревянные ножны палаша. В подобных, но еще более нарядных ножнах был кинжал с навершьем из золота и перекрестьем и
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|