программную — позволяет выдвигать новые цели, корректировать уже поставленные; информирует об оптимальных способах их достижения;
прогностическую — ставит в известность о предполагаемых последствиях различных действий человека и его возможной ответственности.
Право состоит из действующих в данном обществе юридических, или правовых норм
Норма права — это общеобязательное формально-определенное правило поведения, установленное и обеспеченное обществом и государством, закрепленное и опубликованное в официальных актах, направленное на регулирование общественных прав и обязанностей их участников.
Признаки правовой нормы:
Единственная из норм, которая исходит от государства.
Представляет собой меру свободы человека.
Структура нормы права — это внутреннее строение нормы, которое раскрывает ее основные элементы и способы их взаимосвязи.
Компоненты структуры нормы права:
Гипотеза — указывает обстоятельства вступления нормы в действие.
Диспозиция — содержит само правило поведения его суть и содержание, права и обязанности субъектов.
Санкция — определяет неблагоприятные последствия, в случае нарушения диспозиции.
Виды правовых норм:
По субъекту правотворчества
Государственные
Волеизъявление народа
По социальному назначению
Учредительные (Нормы — принципы)
Регулятивные (Нормы — правила поведения)
Охранительные (Нормы — стражи порядка)
Обеспечительные (Нормы — гарантии)
Декларативные (Нормы — объявления)
Дефинитивные (Нормы — определения)
Коллизионные (Нормы — арбитры)
Оперативные (Нормы — инструменты)
По характеру содержащихся норм
Обязывающие (Нормы, устанавливающие обязанности)
Управомочивающие (Нормы, предоставляющие права на совершение действий)
Запрещающие (Нормы, содержащие требования воздержаться от определенных действий)
По функциональной роли
Общие (обычно распространяются на всех)
Специальные (регулируют вопросы, требующие детальной регламентации)
5) Метод правового регулирования
Императивные (не допускают отклонений в регулируемом поведении)
Диспозиционные (дают возможность субъектам в пределах требований закона самим разрешать спорные моменты).
Рекомендательные (нормы устанавливают варианты желательного для государства поведения)
Поощрительные
Сфера и субъекты действия
Общего действия (нормы, распространяющиеся на всех граждан и функционирующие на всей территории государства)
Ограниченного действия (нормы, обусловленные территориальными, временными, субъективными факторами)
Локального действия (нормы, действующие в пределах какого-либо образования: предприятие, учреждение, организация).
Значения термина «право»:
система правовых норм;
официально признанные возможности, которыми располагают граждане и организации;
правовая система;
совокупность высших, постоянно действующих, независимых от государства норм и принципов, олицетворяющих разум, справедливость, мудрость Бога.
Признаки права:
Социальность
Нормативность (информация о возможных действиях гражданина)
Общеобязательный характер
Государственно-волевой характер
Системность
Формальная определенность (право выражено в конкретной форме)
Обеспеченность государством (Государство обеспечивает реализацию норм).
Функции права:
Культурно-историческая — право аккумулирует в себе все духовные ценности и достижения народа, общества, передает их из одного поколения в другое.
Воспитательная — право оказывает стимулирующее воздействие на поведение субъектов общественных отношений посредством запретов, ограничений правовой защиты и наказания.
Социального контроля — право определяет меру возможного и должного поведения субъектов общественных отношений, используя при этом меры стимулирования и ог-раничения.
Регулятивная — право устанавливает в обществе правила поведения, которые направлены на координацию общественных отношений, упорядочение связей между людьми.
Охранительная — право защищает наиболее важные общественные отношения от негативного воздействия на них со стороны, которое может пагубно отразиться на всем ходе об-щественного развития.
Система права: основные отрасли, институты, отношения
Система права — это внутренняя структура права, которая выражается в единстве и согласованности составляющих его норм и одновременно в дифференциации на отрасли и институты.
Структура системы права:
Институт права — совокупность норм, регулирующих вид однородных общественных отношений (в трудовом праве — институт охраны труда; гражданства; купли-продажи и т. д.).
Подотрасль права — совокупность родственных институтов (в гражданском праве «обязательственное право» объединяет ряд правовых институтов — таких как институт поставки, мены, подряда и др.).
Отрасль права — совокупность правовых норм и правовых институтов, регулирующих однородную сферу общественных отношений (конституционное право; уголовное право; финансовое право и др.).
Основные отрасли российского права:
Конституционное (государственное) — закрепляет форму правления, государственно-территориального устройства, права и обязанности граждан, избирательное право и избирательную систему.
Гражданское право имущественные отношения право собственности, обязательственные отношения, возникающие из договоров, и наследственное право.
Административное право отношения, возникающие в процессе организационной и исполнительнораспорядительной деятельности должностных лиц и органов государственного управления (соблюдение правил дорожного движения, противопожарных и санитарных правил и т. д.).
Семейное право брачно-семейные отношения: условия и порядок вступления в брак, прекращения брака, права и обязанности супругов, родителей и детей и т. д.
Трудовое право — отрасль права, которая регулирует трудовые отношения (трудовые договоры, рабочее время и время для отдыха).
Уголовное право — юридические нормы, определяющие, преступныедеяния.
Уголовно-процессуальное право — нормы, регулирующие порядок делопроизводства по уголовным делам.
Гражданское процессуальное право — судопроизводство по гражданским делам.
Финансовое право — финансовую деятельность государства, т. е. формирование и исполнение государственного и местного бюджетов.
Источники права
Источник (форма) права — это внешние официально- документальные формы выражения и закрепления норм права, исходящие от государства.
Виды источников права:
Правовой обычай — сложились независимо от государственной власти и приобрели обязательное значение (после признания государством).
Судебный (юридический) прецедент — решение по конкретному делу, которое принимается за правило при разрешении всех аналогичных дел.
Правовая доктрина — изложение права представителями власти, которым придается обязательное значение.
Священные книги
Нормативный правовой акт — официальный письменный документ, который содержит нормы права.
Нормативный правовой договор — принятие на себя каждой из сторон юридических обязанностей: Федеративный договор, подписанный 31 марта 1992 г. субъектами РФ, договоры между органами государственной власти РФ и органами государственной власти ее субъектов, договоры между органами государственной власти субъектов РФ.
Международно-правовые акты — официальные письменные документы, заключенные государствами или иными субъектами международного права, например: международные договоры, международно-правовые обычаи, акты международных организаций и т. д.
Правовые акты
Нормативный правовой акт — это правовой документ, изданный в особом процедурном порядке компетентным органом государственной власти, устанавливающий, изменяющий или отменяющий правила регулирования общественных отношений.
Основные признаки нормативного правового акта:
Издается компетентными органами государства.
Обладает юридической силой, охраняется и обеспечивается государством.
Имеет вид письменного документа.
Носит легитимный (от лат. legitimus — законный) характер.
Содержит нормы права.
Характеризуется неконкретностью адресата, т. е. отсутствием индивидуально-определенного адресата.
Иерархия НПА РФ:
— Конституция РФ
— Федеральные законы:
федеральные конституционные законы;
текущие (обычные) федеральные законы
— Указы Президента РФ
— Постановления Правительства РФ
— НПА министерств и ведомств
Закон — НПА, принятый в особом порядке органом законодательной власти или референдумом, выражающий волю народа, обладающий высшей юридической силой.
Виды законов:
Конституция — основополагающий учредительный политико-правовой акт, закрепляющий конституционный строй, права и свободы человека и гражданина, определяющий форму правления и государственное устройство, учреждающий органы государственной власти (Конституция РФ, принятая 12 декабря 1993 г., конституции республик в составе РФ).
Федеральные конституционные законы — принимаются по вопросам, связанным с Конституцией (законы о Конституционном суде РФ, о судебной системе, о референдуме, о Правительстве РФ и т. п.).
Федеральные законы (текущие или обычные) — акты текущего законодательства (Гражданский, Уголовный, Семейный кодекс РФ и т. п.).
Законы субъектов Федерации — издаются субъектов РФ, действуют на их территории (закон Саратов-ской области о муниципальной службе Саратовской области, о социальных гарантиях и т. п.).
Подзаконные акты — это нормативные правовые акты, изданные на основе и во исполнение законов. Они базируются на них, играют вспомогательную роль.
Виды подзаконных актов:
Указы Президента РФ — обязательны для исполнения на всей территории РФ, не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам, подготавливаются в пределах президентских полномочий, предусмотренных конституционными и законодательными нормами. Президент, будучи главой государства, принимает акты, которые занимают следующее после законов место.
Постановления Правительства РФ — обязательны к исполнению на территории РФ. Могут быть приняты лишь на основании и во исполнение законов РФ, а также указов Президента РФ.
Приказы, инструкции, положения министерств, государственных комитетов и других федеральных органов исполнительной власти — принимаются на основе и в соответствии с законами РФ, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ; регулируют общественные отношения, находящиеся, как правило, в пределах компетенции данной исполнительной структуры.
Решения и постановления местных органов государственной власти — принимаются, например, областными представительными, законодательными структурами.
Решения, распоряжения, постановления местных органов государственного управления — принимаются, например, главами областных администраций, губернаторами и др.
Нормативные акты муниципальных (негосударственных) органов — принимаются в пределах компетенции муниципальных органов власти и действуют на территории соответствующих городов, районов, сел, поселков, микрорайонов и т. п.
Локальные нормативные акты — нормативные предписания, принятые на уровне конкретного предприятия, учреждения и организации и регулирующие их внутреннюю жизнь (например, правила внутреннего трудового распорядка).
Правоотношения
Правоотношения — это отношения между людьми, урегулированные нормами права.
Нормы права воплощаются в жизнь именно с помощью правоотношений.
Структура правоотношения:
• Субъект (сторона) правоотношения — это участники правового отношения, обладающие взаимными правами и обязанностями.
• Объект правоотношения — это то, по поводу чего возникает правоотношение: вещи, включая ценные бумаги, иное имущество; работы и услуги; информация; результаты интеллектуальной деятельности; нематериальные блага.
• Содержание правоотношения:
конкретные действия по реализации субъективных прав и обязанностей участников правоотношения;
юридическую обязанность — предусмотренную законом необходимость должного поведения в интересах того лица, которое вправе этого требовать;
субъективное право — предусмотренная законом возможность субъекта по своему усмотрению совершать действия, закрепленные в нормативных актах,
Основные субъекты правоотношений:
Физические лица
Организации (юридические лица)
Граждане, иностранцы, лица без гражданства
Государство в целом, государственные органы,общественные организации, хозяйственные объединения.
Правоспособность — способность обладать правами и нести юридические обязанности (возникает с рождения)
Дееспособность — способность осуществлять права и обязанности (с 18 лет. Исключения: гражданин может быть привлечен к уголовной ответственности с 16 лет, а по некоторым видам преступлений — с 14 лет. Связана также с психическим состоянием человека: необходимо быть психически здоровым)
Юридический факт — предусмотренные нормой права обстоятельства, служащие основанием для возникновения правоотношений.
Юридические факты бывают:
События — то, что не зависит от воли человека (смерть, природные явления).
Действия — юридические факты, наступление которых зависит от воли человека:
Правонарушения
Правонарушение — общественно опасное виновное деяние, противоречащее нормам права и наносящее вред обществу, влекущее за собой юридическую ответственность.
Соответственно, не является правонарушением вариант поведения, хотя и нарушающий правовые предписания, но не наносящий ущерб. Действие, хотя и социально опасное, но осуществляемое в рамках правовых предписаний, также не считается правонарушением, как и не относится к таковым и противоправное деяние недееспособного лица.
Юридический состав правонарушения — это система достаточных для возложения юридической ответственности признаков правонарушения.
Состав (структура) правонарушения:
Объект правонарушения — регулируемые и охраняемые правом общественные отношения, которым правонарушение причиняет вред
Субъект правонарушения — право- и дееспособное физическое или юридическое лицо (организация), совершающее правонарушение.
Объективная сторона правонарушения — конкретное внешнее проявление правонарушения, отражающееся в таких правовых категориях, как деяние, причиненный вред и причинная связь между ними
Субъективная сторона правонарушения — психическое отношение лица к противоправному деянию и его последствиям, которое конкретно проявляется как цель, мотив правонарушения и вина в его совершении.
Преступления — общественно опасные виновные деяния, предусмотренные УК РФ.
Проступки — виновные противоправные деяния, не предусмотренные УК РФ.
Проступки:
административные (наносят ущерб отношениям, складывающимся в сфере гос. управления :нарушение правил дорожного движения, санитарных правил и др.);
дисциплинарные (нарушениетрудовой, служебной, воинской, учебной дисциплины, неисполнение своих трудовых обязанностей)
гражданские проступки (нарушения, в сфере имущественных и таких неимущественных отношений, которые представляют для человека ценность, например, достоинство).