Краткая характеристика рынка недвижимости
В настоящее время рынок офисных помещений в бизнес-центрах г. Челябинска переживает период активного роста. В основной своей массе рынок аренды в отдельно стоящих зданиях представлен помещениями научно-исследовательских институтов или сопутствующих производству капитальных зданий (административных, административно-хозяйственных), выведенных на рынок офисной недвижимости без надлежащего перепрофилирования и глубокой реконструкции. Уровень отделки такого рода офисных помещений, как правило, оставляет желать лучшего, в ряде случаев ремонт производится за счет арендаторов. Преобладающими, в данном случае, являются предложения со стороны организаций, имеющих финансовые трудности и пытающихся их разрешить за счет сдачи в аренду временно свободных площадей. Данный источник предложения офисных помещений является наиболее емким, такие административные здания невозможно отнести к профессионально оборудованным бизнес-центрам, специализирующимся на сдаче в аренду качественных офисных помещений. Вторым, более качественным источником предложения в аренду офисных помещений в г. Челябинске, являются реконструированные и перепрофилированные здания, ранее неофисного назначения: бывшие жилые здания, административные здания и общежития. Собственники таких объектов постарались максимально приспособить данные объекты под сдачу в аренду офисных помещений с минимальным уровнем инвестиций в них. Уровень отделки офисных помещений в офисных зданиях данной категории выше в сравнении с первой группой и варьируется от обычного «советского ремонта» до уровня среднего и ниже среднего «евроремонта». Третьим источником предложения офисных помещений являются специализированные офисные центры, введенные в эксплуатацию за последние несколько лет. Для этого сектора характерно наиболее качественное на рынке предложение офисных помещений. Как правило, это удачно расположенные здания в центральной части города с хорошим уровнем отделки: качественный «евроремонт», организация некоторых сопутствующих услуг арендаторам. К данному источнику предложения также относятся вновь введенные многофункциональные торгово-офисные комплексы, в которых офисные помещения занимают верхние этажи. Уровень арендных ставок на офисные помещения вышеперечисленных объектов максимальный на рынке.
В западном понимании профессиональных управляющих компаний на рынке офисной недвижимости г. Челябинска нет. Появление на рынке качественных бизнесцентров придает импульс к формированию рынка профессиональных услуг по управлению офисными зданиями. В 2007 году инвесторы и застройщики оценивают г. Челябинск как город, инвестиционно-привлекательный для вложений в коммерческую недвижимость. Спрос на рынке офисной недвижимости в настоящее время неудовлетворен и будет расти. Пока наблюдается дефицит качественного предложения. В настоящее время, в Челябинске насчитывается 45 зданий бизнес - центров площадью от 1 000 кв.м с качественными офисными помещениями классов «А», «В» и «С». На рынке аренды бизнес - центров города преобладают бизнес - центры класса «С». В общем объеме рынка на долю бизнес - центров класса «А» приходится 5% офисных площадей, на долю класса «В» - 20,6%, на долю бизнес - центров класса «С» -74,4%. Таким образом, общая доля высококачественных площадей - в бизнес - центрах классов «А» и «В» - составляет 25,6% от общего объема предложения на рынке'. В соответствии с оценками проектов строительства офисных, торгово-офисных, офисно - гостиничных центров в 2008 г., в г. Челябинске ожидается увеличение объема предложения на рынке офисных помещений. Прогнозируемый прирост рынка к концу 2008 г. по отношению к 2007 г. составит 7,7%.
Уровень арендных ставок и стоимости продажи офисных площадей в бизнес центрах г. Челябинска на данном этапе развития рынка определяется, в основном, местоположением объекта, его принадлежностью к историческому центру города, близостью ведомственных зданий и зданий администрации города и области, расположением на высокоскоростных магистралях, имеющих удобную транспортную доступность до исторического центра города. Арендные ставки в бизнес - центрах города по классам в 1 полугодии 2007 г. составляют (за исключением выпадающих значений, без НДС и КУ): · Класса «А» - 1135 руб./кв.м/мес. - 1200 руб./кв.м/мес.; · Класс «В» - 700 руб./кв.м/мес. - 950 руб./кв.м/мес.; · Класс «С» - 550 руб./кв.м/мес. - 800 руб./кв.м/мес.; По мнению экспертов локального рынка недвижимости, а также согласно результатам исследований специалистов компании LCMC, наибольший спрос в настоящее время сосредоточен в сегментах класса «В», что во многом объясняется отсутствием необходимого количества качественных площадей. На сегодняшний день можно отметить заполняемость практически всех действующих бизнес - центров на уровне 98 - 100%, что характеризует высокий спрос на офисные помещения в бизнес - центрах. До уровня 98-100% не дотягивают лишь те бизнес - центры, которые находятся в отдаленных районах Челябинска. Наибольший спрос по площади арендуемых офисных- помещений в бизнес центрах г. Челябинска приходится на помещения до 100 кв. м. (по разным оценкам, порядка 61%). Доля в общей структуре спроса на более крупные помещения, площадью от 100 до 500 кв.м, составляет около 30%, от 500 до 1000 - 5%. Доля спроса на офисные помещения площадью свыше 1000 кв.м составляет примерно 9%. Средняя площадь арендуемых офисных помещений, составляет около 100 кв.м. Источник LCMC: London Consulting & Management Company, Основные понятия, используемые в работе 1. Под рыночной стоимостью понимают наиболее вероятную цену продажи объекта недвижимости на открытом рынке в условиях конкуренции при соблюдении всех условий, присущих справедливой сделке, а также при том, что покупатель и продавец действуют разумно, со знанием дела, а на цену сделки не влияют посторонние факторы.
2. Принцип наилучшего и наиболее эффективного использования объекта недвижимости, требует при оценке рассмотреть все возможные варианты использования и среди них выбрать тот, который обеспечивает максимальную стоимость недвижимости на дату оценки. Под возможными имеются в виду физически осуществимые, юридически правомочные, финансово обеспеченные, а среди них экономически наиболее эффективные. 3. В теории оценки приносящей доход недвижимости известно три основных подхода к оценке, на базе которых строятся конкретные методы оценки недвижимости: затратный подход, доходный подход, рыночный подход (сравнительный подход). Затратный подход, основан на предположении о том, что затраты на строительство объекта (за минусом износа) в совокупности с рыночной стоимостью земельного участка, на котором этот объект находится, являются приемлемым ориентиром для определения рыночной стоимости всего объекта недвижимости. Доходный метод, позволяющий получить оценку стоимости объекта из условия ожидаемых покупателем (инвестором) доходов (прямых - прибыль, и косвенных -экономия на налогах). Сущность доходного подхода состоит в оценке текущей (сегодняшней) стоимости будущих выгод, которые как ожидаются, принесут эксплуатация и возможная продажа в дальнейшем недвижимого имущества Рыночный - подход, основанный на анализе фактических сделок купли-продажи аналогичных объектов недвижимости и сравнении их с оцениваемым объектом и внесении соответствующих поправок на различия, которые имеются между сопоставимыми объектами и оцениваемым объектом. Правильный выбор подхода к оценке конкретного объекта недвижимости является залогом адекватной оценки. При развитом рынке и информационной инфраструктуре все три подхода теоретически должны давать одинаковую оценку стоимости недвижимости. Однако такая ситуация - довольно редкое явление. Это связано с тем, что рынок недвижимости является несовершенным рынком.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|