Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Становление профессионализма

Тема. Образовательно-профессиональный путь студента

Педагогического вуза

 

Профессионализм и саморазвитие личности педагога

Профессионал – лицо, избравшее какое-либо постоянно оплачиваемое занятие в качестве своей профессии и обладающее необходимыми для этого занятия знаниями, пониманием дела и умениями.

Профессия (лат. professio – официально указанное занятие) – вид (род) трудовой деятельности человека, владеющего комплексом специальных теоретических знаний и практических навыков, которые приобретены в результате целенаправленной подготовки, опыта работы.

Профессионализм – приобретенная в ходе учебной и практической деятельности способность к компетентному выполнению оплачиваемых функциональных обязанностей; уровень мастерства и искусства в определенном занятии, соответствующий уровню сложности выполняемых задач.

Результатом профессионального становления любого человека является его профессиональное мастерство.

Мастер – специалист, достигший высокого искусства в своем деле.

Любая работа требует развития определенных навыков. Но самым главным навыком, характеризующим высококвалифицированного специалиста, является навык самообразования.

 

Самообразование

Самообразование – целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью; приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т. п.

СРС – один из видов (аудиторной и внеаудиторной) самоуправляемой, познавательной учебной деятельности, направленной на выработку готовности к профессиональному самообразованию.

 

Функции самообразования

Князева М. в книге «Ключ к самосозиданию выделяет следующие функции самообразования:

- экстенсивная – накопление, приобретение новых знаний;

- ориентировочная – определение себя в Культуре и своего места в обществе;

- компенсаторная – преодоление недостатков школьного обучения, ликвидация «белых пятен» в своем образовании;

- саморазвития – совершенствование личной картины мира, своего сознания, памяти, мышления, творческих качеств;

- методологическая – преодоление профессиональной узости, достраивание картины мира;

- коммуникативная – установление связей между науками, профессиями, сословиями, возрастами;

- сотворческая – сопутствие, содействие творческой работе, непременное дополнение ее;

- омолаживания – преодоление инерции собственного мышления, предупреждения застоя в общественной позиции (чтобы жить полноценно и развиваться, нужно время от времени отказываться от положения учащего и переходить на положение учащегося);

- психологическая (и даже психотерапевтическая) – сохранение полноты бытия, чувства причастности к широкому фронту интеллектуального движения человечества;

- геронтологическая (геронтология – старик + логия, раздел медико-биологической науки, изучающий явления старения организмов) – поддержание связей с миром и через них – жизнеспособности организма.

4. Управление самообразованием

Управление самообразованием осуществляется посредством самовоспитания, в частности посредством самостоятельной работы.

Реализация цели СР потребует значительных усилий, особенно наличия специальных умений, способствующих ее рациональной организации. К таким специальным умениям СР относятся умения: составлять разумный режим работы; формулировать цели СР; четко определять систему иерархических задач; составлять личный план по усвоению содержания СР; эффективно отбирать способы наиболее быстрого и экономного решения поставленных задач; оперативно контролировать выполнение заданий и быстро вносить коррективы в СР; анализировать общие итоги работы; сравнивать эти результаты с целевыми установками в ее начале; выявлять причины отклонений и определять пути их устранения в дальнейшей работе.

Данные умения развиваются непосредственно в реализации плана самообразования.

Таблица 1

План самообразования

Основные качества профессионала Оценка исходного состояния, задачи самообразования Пути, методы и средства работы над собой Результаты самообразования (критерии результативности СР)
Профессионально-педагогические качества      

 

Критерии результативности самостоятельной работы

• Высокая мотивация к самостоятельному изучению материала (по степени мотивации).

• Объем усвоенных ценностей-знаний (по объему усвоения ценностей-знаний).

• Абсолютная самостоятельность в работе (по степени самостоятельности).

• Целесообразность деятельности (по направлению).

• Оптимальность (в выборе средств).

• Творчество (по содержанию деятельности)

• Продуктивность деятельности (по степени плодотворности). Самостоятельная продуктивная деятельность подразделяется на 4 уровня, соответствующих учебным возможностям обучающихся:

- копирующие действия, обеспечивающие подготовку студентов к самостоятельной деятельности;

- репродуктивная деятельность, способствующая обобщению методов и приемов познавательной деятельности, их переносу на решение более сложных, но типовых заданий;

- продуктивная деятельность самостоятельного применения приобретенных знаний для решения задач, выходящих за пределы типовых, требующая способности к индуктивным и дедуктивным выводам;

- самостоятельная деятельность по переносу знаний при решении задач в совершенно новых ситуациях, условиях по составлению новых программ принятия решений, выработке гипотетического аналогового мышления.

• Высокая результативность деятельности (по степени результативности).

 

Становление профессионализма

В профессиональном становлении можно выделить две составляющие: становление личностное; становление статусное (внешнее).

Становление профессионализма в личностном плане:

- становление личностного стиля деятельности;

- становление профессионального мировоззрения;

- становление профессиональной культуры.

Факторы, влияющие на личностное профессиональное становление:

- личностные особенности и желание развиваться;

- активность как осознанный и управляемый процесс (а не импульсивные действия);

- фактор самой профессиональной деятельности, заставляющей развивать определенные качества как профессионально значимые;

- способ вхождения в профессию;

- длительность пребывания в профессиональной деятельности.

 

Становление профессионализма во внешнем плане – это статусное становление, т. е. признание в обществе.

Факторы, влияющие на внешнюю сторону профессионального роста педагога:

- индивидуальные особенности человека;

- потребность общества в тех или иных специалистах, спрос на людей определенных профессий и определенного уровня квалификации (для повышения профессионального авторитета требуется масса новых умений – владение компьютерными технологиями обучения, знание иностранных языков и т. д.);

- реальное знание о будущей профессии от членов семьи, возможности протекции, расположения образовательного учреждения вблизи от места жительства, определенный уровень знаний, ограничивающий выбор конкретного учебного заведения и т.д.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...