Становление профессионализма
Тема. Образовательно-профессиональный путь студента Педагогического вуза
Профессионализм и саморазвитие личности педагога Профессионал – лицо, избравшее какое-либо постоянно оплачиваемое занятие в качестве своей профессии и обладающее необходимыми для этого занятия знаниями, пониманием дела и умениями. Профессия (лат. professio – официально указанное занятие) – вид (род) трудовой деятельности человека, владеющего комплексом специальных теоретических знаний и практических навыков, которые приобретены в результате целенаправленной подготовки, опыта работы. Профессионализм – приобретенная в ходе учебной и практической деятельности способность к компетентному выполнению оплачиваемых функциональных обязанностей; уровень мастерства и искусства в определенном занятии, соответствующий уровню сложности выполняемых задач. Результатом профессионального становления любого человека является его профессиональное мастерство. Мастер – специалист, достигший высокого искусства в своем деле. Любая работа требует развития определенных навыков. Но самым главным навыком, характеризующим высококвалифицированного специалиста, является навык самообразования.
Самообразование Самообразование – целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью; приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т. п. СРС – один из видов (аудиторной и внеаудиторной) самоуправляемой, познавательной учебной деятельности, направленной на выработку готовности к профессиональному самообразованию.
Функции самообразования
Князева М. в книге «Ключ к самосозиданию выделяет следующие функции самообразования: - экстенсивная – накопление, приобретение новых знаний; - ориентировочная – определение себя в Культуре и своего места в обществе; - компенсаторная – преодоление недостатков школьного обучения, ликвидация «белых пятен» в своем образовании; - саморазвития – совершенствование личной картины мира, своего сознания, памяти, мышления, творческих качеств; - методологическая – преодоление профессиональной узости, достраивание картины мира; - коммуникативная – установление связей между науками, профессиями, сословиями, возрастами; - сотворческая – сопутствие, содействие творческой работе, непременное дополнение ее; - омолаживания – преодоление инерции собственного мышления, предупреждения застоя в общественной позиции (чтобы жить полноценно и развиваться, нужно время от времени отказываться от положения учащего и переходить на положение учащегося); - психологическая (и даже психотерапевтическая) – сохранение полноты бытия, чувства причастности к широкому фронту интеллектуального движения человечества; - геронтологическая (геронтология – старик + логия, раздел медико-биологической науки, изучающий явления старения организмов) – поддержание связей с миром и через них – жизнеспособности организма. 4. Управление самообразованием Управление самообразованием осуществляется посредством самовоспитания, в частности посредством самостоятельной работы. Реализация цели СР потребует значительных усилий, особенно наличия специальных умений, способствующих ее рациональной организации. К таким специальным умениям СР относятся умения: составлять разумный режим работы; формулировать цели СР; четко определять систему иерархических задач; составлять личный план по усвоению содержания СР; эффективно отбирать способы наиболее быстрого и экономного решения поставленных задач; оперативно контролировать выполнение заданий и быстро вносить коррективы в СР; анализировать общие итоги работы; сравнивать эти результаты с целевыми установками в ее начале; выявлять причины отклонений и определять пути их устранения в дальнейшей работе.
Данные умения развиваются непосредственно в реализации плана самообразования. Таблица 1 План самообразования
Критерии результативности самостоятельной работы • Высокая мотивация к самостоятельному изучению материала (по степени мотивации). • Объем усвоенных ценностей-знаний (по объему усвоения ценностей-знаний). • Абсолютная самостоятельность в работе (по степени самостоятельности). • Целесообразность деятельности (по направлению). • Оптимальность (в выборе средств). • Творчество (по содержанию деятельности) • Продуктивность деятельности (по степени плодотворности). Самостоятельная продуктивная деятельность подразделяется на 4 уровня, соответствующих учебным возможностям обучающихся: - копирующие действия, обеспечивающие подготовку студентов к самостоятельной деятельности; - репродуктивная деятельность, способствующая обобщению методов и приемов познавательной деятельности, их переносу на решение более сложных, но типовых заданий; - продуктивная деятельность самостоятельного применения приобретенных знаний для решения задач, выходящих за пределы типовых, требующая способности к индуктивным и дедуктивным выводам; - самостоятельная деятельность по переносу знаний при решении задач в совершенно новых ситуациях, условиях по составлению новых программ принятия решений, выработке гипотетического аналогового мышления. • Высокая результативность деятельности (по степени результативности).
Становление профессионализма В профессиональном становлении можно выделить две составляющие: становление личностное; становление статусное (внешнее).
Становление профессионализма в личностном плане: - становление личностного стиля деятельности; - становление профессионального мировоззрения; - становление профессиональной культуры. Факторы, влияющие на личностное профессиональное становление: - личностные особенности и желание развиваться; - активность как осознанный и управляемый процесс (а не импульсивные действия); - фактор самой профессиональной деятельности, заставляющей развивать определенные качества как профессионально значимые; - способ вхождения в профессию; - длительность пребывания в профессиональной деятельности.
Становление профессионализма во внешнем плане – это статусное становление, т. е. признание в обществе. Факторы, влияющие на внешнюю сторону профессионального роста педагога: - индивидуальные особенности человека; - потребность общества в тех или иных специалистах, спрос на людей определенных профессий и определенного уровня квалификации (для повышения профессионального авторитета требуется масса новых умений – владение компьютерными технологиями обучения, знание иностранных языков и т. д.); - реальное знание о будущей профессии от членов семьи, возможности протекции, расположения образовательного учреждения вблизи от места жительства, определенный уровень знаний, ограничивающий выбор конкретного учебного заведения и т.д.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|