Место и роль иностранного капитала в экономике России
В целом, как и для любой другой страны, для России актуальна проблема оптимального соотношения между отечественными и иностранными инвестициями. С одной стороны, если отечественные инвестиции обеспечивают эффективный экономический рост в стране, то нет необходимости в иностранных инвестициях. С другой стороны, если в стране неблагоприятен инвестиционный климат, то в нее «не придет» иностранный капитал и, более того, из нее будет «уходить» свой собственный, отечественный капитал. На практике соотношение объемов ввоза и вывоза капитала конкретно для каждой страны с учетом ее специфики (политических, социально-экономических, финансовых и других условий) и тех задач, которые стоят перед данной страной в настоящий момент и на перспективу. Несколько слов об истории привлечения иностранного капитала в Россию. По существу, первый опыт в этой области относится еще к правлению Петра I. В последующем эта политика с большей или меньшей степенью успешности сохранялась. Однако вплоть до 80—90-х гг. XIX в. иностранный капитал привлекался в основном в форме государственных займов, получаемых у иностранных банков. Займы способствовали развитию промышленности, с их помощью решалась проблема бюджетного дефицита. Но по ним надо было выплачивать большие проценты, для чего приходилось брать новые займы. В результате в 80-е гг. XIX в. платежи по старым государственным займам превышали поступления по новым. Стремясь решить эти проблемы, граф С. Ю. Витте (министр финансов России в 1892 — 1903 гг. и глава правительства в 1905 — 1906 гг.) вместо займов начал осуществлять политику привлечения прямых заграничных инвестиций в конкретные отрасли промышленности и региональные банки. В 90-е гг. XIX в. в России отмечался активный приток иностранных инвестиций в угольную, металлургическую, нефтяную и энергетическую промышленность, а также в строительство железных дорог.
Иностранных инвесторов привлекали в России: богатые природные ресурсы; дешевая рабочая сила; достаточно устойчивый внутренний рынок; недостаток собственных капиталов (вследствие чего — не очень острая конкуренция); низкие налоговые ставки и высокая доходность вложения капитала; достаточно развитое законодательство, обеспечивающее благоприятные условия функционирования иностранного капитала и одновременно защиту интересов экономики страны. Ввоз капитала давал возможность иностранным инвесторам обойти высокие импортные пошлины, которые ограничивали ввоз в страну импортных товаров. В результате политики привлечения иностранного капитала прямые иностранные инвестиции в акционерные общества России составили к началу 1900 г. около 1/3 всего функционирующего в стране капитала. Приток почти половины этих инвестиций осуществляли филиалы иностранных компаний или обществ, специально учрежденных за границей для деятельности в России. Приток иностранного капитала в этот период стал постоянным, неотъемлемым элементом экономического развития нашей страны, выступая в качестве одного из существенных факторов формирования российского капитализма и одновременно включения России в общую систему мировых хозяйственных связей. Тем не менее историки России дают неоднозначные оценки роли иностранного капитала в России в дореволюционный (до 1917 г.) период. С одной стороны, иностранный капитал способствовал возникновению и развитию в России новых отраслей промышленности, научно-технических разработок, использованию накопленного опыта организации производства, банковской системы и других рыночных институтов, росту занятости и конкуренции. С другой — в ряде случаев представители иностранного капитала тормозили производительное использование мощностей в некоторых отраслях промышленности, вывозили из страны значительные средства (иногда они были существенно больше вложений иностранного капитала в России). Характерно, что и общественные деятели того периода по-разному оценивали место и роль иностранного капитала в экономике России. Так, премьер-министр С.Ю. Витте, выдающийся ученый и организатор промышленности Д.И. Менделеев в своих программах промышленного развития России рассматривали иностранные инвестиции едва ли не как единственное средство подъема производительных сил страны. Однако Московский биржевой комитет в тот же период принял обращение к правительству, в котором говорилось о вреде и несоответствии интересов иностранного капитала национальным интересам России. Нетрудно убедиться в том, что подобная дискуссия продолжается до настоящего времени.
К 1913 г. в экономике России 40 % инвестиций составлял иностранный капитал. Главной формой иностранных капиталовложений стали прямые инвестиции в действующие в России акционерные общества. Во многом благодаря иностранному капиталу за 1890 — 1913 гг. промышленное производство в стране увеличилось в 4 раза. После октября 1917 г. положение иностранных инвесторов в России существенно изменилось: в промышленности была проведена национализация, акции национализированных компаний аннулированы. Правда, интерес к иностранному капиталу советское правительство проявило сразу после прихода к власти: уже через два месяца после прихода к власти было сделано первое предложение о концессиях американскому представителю в России. Практически иностранные капиталовложения стали поступать в народное хозяйство после перехода в 1921 г. к НЭПу (новой экономической политике). Иностранный капитал привлекался главным образом в форме концессий (от лат. concessio — разрешение, уступка). Концессия представляет собой договор о передаче в эксплуатацию иностранным инвесторам на определенный срок месторождений минеральных ресурсов, предприятий и других хозяйственных объектов, принадлежащих государству. При этом использовались формы так называемых чистых концессий, где капитал был полностью иностранным, и смешанных обществ — акционерных обществ, где государству принадлежала определенная часть.
Привлечение иностранного капитала в СССР в 20 —30-е гг. не дало большого эффекта. В определенной мере это объясняется факторами политического характера, а также общим тяжелым состоянием народного хозяйства страны. Низкая производительность труда, отсутствие необходимых сырья и полуфабрикатов соответствующего качества и их дороговизна, значительные общие расходы по оплате труда иностранных специалистов, сложности в обеспечении транспортных перевозок, завышение курса советской валюты, высокие таможенные тарифы и т. п. — все это затрудняло деятельность иностранных инвесторов. Основная масса концессий прекратила существование в 1937 г., перестала функционировать и подавляющая часть смешанных обществ несмотря на острую потребность в дополнительных финансовых ресурсах, получаемых в виде иностранных инвестиций. В дальнейшем смешанные предприятия с участием отечественного капитала создавались исключительно за рубежом. В послевоенный период внешнеэкономическое сотрудничество нашей страны начало активизироваться лишь с конца 50-х гг., а в большей степени — со второй половины 60-х гг. Начиная с этого момента иностранный капитал поступал в страну в виде целевых кредитов, которые шли на приобретение оборудования, технологий, лицензий и т.п., а также кредитов в рамках компенсационных соглашений. Последние использовались в СССР для привлечения иностранных фирм и банков к осуществлению проектов строительства крупномасштабных объектов. Однако ожидаемого эффекта получено не было: не были решены задачи технического перевооружения обрабатывающих отраслей, машиностроения, легкой и пищевой промышленности, ускоренного развития новейших производств и технологий. Привлечение иностранного капитала в виде прямых инвестиций в экономику СССР длительное время считалось нецелесообразным. Этому препятствовали как существовавшие в тот период объективные причины — нерыночный механизм хозяйствования, так и субъективные — некоторые идеологические догмы, переоценка собственных научно-технических и технологических возможностей.
Определенный пересмотр подходов к привлечению и использованию иностранных инвестиций начал происходить уже в конце 80-х гг. (это было связано, например, с первыми попытками формирования свободных экономических зон). Но наиболее кардинальные сдвиги в отношении иностранных инвестиций произошли в начале 90-х гг., в период уже самостоятельного развития экономики России после распада СССР. В целом для этого периода был характерен по существу обвальный экономический спад (по объемам ВВП, промышленного и сельскохозяйственного производства и т.д., но в еще большей степени — инвестиционной сфере). И только в 1999 г. проявились первые признаки повышения активности в инвестиционной сфере, когда общие инвестиции в основной капитал выросли на 4,5 %. В 2000 г. этот показатель составил уже 17,7 %. В 2001 — 2003 гг. инвестиционная активность в России продолжала возрастать. Что же происходило в 90-е гг. с процессом привлечения в нашу страну иностранного капитала? У современной России имеется целый ряд факторов, способствующих «приходу» в страну иностранного капитала: · огромные запасы природных ресурсов; · еще сохранившийся научно-технический и производственный потенциал (прежде всего у предприятий оборонно-промышленного комплекса); · кадровый потенциал; · потенциал перспективного роста внутреннего рынка страны; · отсутствие серьезной конкуренции со стороны российского бизнеса; · перспективы экономического роста, связанные с реформированием экономики России. Однако имеют место и факторы, сдерживающие приток иностранного капитала в Россию: · неразвитость инфраструктур транспорта и связи; · устаревший (со значительным физическим и моральным износом) производственный аппарат во многих отраслях экономики; · «утяжеленность» структуры экономики, где высок удельный вес отраслей добывающей и тяжелой промышленности при относительной неразвитости современных отраслей перерабатывающей промышленности; · сохраняющийся со времен СССР высокий удельный вес оборонно-промышленного комплекса в структуре экономики страны; · низкий уровень развития сельскохозяйственного производства; высокий уровень коррупции и криминализации экономики. Соотношение указанных позитивных и негативных факторов (учитывая, что влияние негативных факторов было велико) выразилось в том, что доля РФ в общем объеме мировых прямых иностранных инвестиций составляла в конце 90-х гг. лишь около 0,5%.
В 90-е гг. можно выделить три основных этапа привлечения иностранных инвестиций в Россию (на примере прямых иностранных инвестиций). Первый этап (с 1991 г. до финансового кризиса августа 1998 г., когда произошла девальвация отечественной валюты, — рубль «упал» по отношению к доллару в течении одного месяца в 4 раза). В этот период объемы прямых иностранных инвестиций в РФ возрастали. Если за три года (1991—1993 гг.) они составили 2,9 млрд долл. (т. е. менее 1 млрд долл. в год), а в 1994 г. -— 1,05 млрд долл., то в 1997 г. — уже 5,3 млрд долл. К концу 1997 г. в России было зарегистрировано 25,7 тыс. предприятий с иностранными инвестициями, в том числе и предприятия со 100%-ным участием иностранного капитала. Второй этап характеризовался спадом прямых иностранных инвестиций в связи с негативными последствиями финансового кризиса августа 1998 г. В 1998 г. прямые иностранные инвестиции составили 3,5 млрд. долл. Для третьего этапа, начавшегося в 1999 г., характерен постепенный рост объемов прямых иностранных инвестиций: 1999 г. — 4,26 млрд. долл., 2000 г. — 4,43 млрд. долл. В 2001—2002 гг. ежегодные прямые иностранные инвестиции в России стабилизировались на уровне 4 млрд. долл. К концу 90-х гг. в России было зарегистрировано свыше 27 тыс. предприятий с иностранными инвестициями. Несмотря на то что фактически из них работала только половина предприятий (другие же по существу сохраняли свое присутствие в России), их удельный вес в основных макроэкономических показателях РФ был достаточно высок. Доля предприятий с иностранными инвестициями в ВВП России в 1999 г. составляла 9,6 %, в промышленном производстве — 11,4%, в инвестициях в основной капитал — 10,2% (при этом в пищевой промышленности и в сфере услуг связи — по 24%), в общей численности занятых в экономике РФ — 1,4 %. Производительность труда на предприятиях с иностранными инвестициями была в 2 раза, а заработная плата в 1,5 раза выше, чем в среднем по промышленным предприятиям России. По имеющимся оценкам, общий объем накопленных иностранных инвестиций на 1 января 2003 г. составлял 43,0 млрд долл., в том числе прямых инвестиций — 20,5 млрд долл. В целом же приток иностранных инвестиций в Россию к концу 2003 г. оставался на относительно низком уровне и не соответствовал реальным возможностям привлечения иностранного капитала в нашу страну. Как же изменялось соотношение между прямыми, портфельными и прочими иностранными валютными инвестициями в 90-е начале 2000 гг.? Об этом свидетельствуют данные табл. 1.
Таблица 1 Структура поступивших в 1991 – 2005 гг. в Российскую Федерацию иностранных валютных инвестиций (%)
* Относятся кредиты (в том числе и торговые) и банковские вклады.
Анализ данных табл. 1 позволяет выделить следующие характерные тенденции в соотношении прямых, портфельных и прочих иностранных инвестиций: · снижение (по 1998 г. включительно) заинтересованности иностранных инвесторов к прямым инвестициям, а затем рост их удельного веса в 1999 г.; · уменьшение удельного веса портфельных иностранных инвестиций (при небольшом росте в 1995—1998 гг.); · существенный рост до 1998 г., а затем снижение в 1999 г. доли прочих иностранных инвестиций (причины — замораживание кредитов МВФ, замораживание и приостановление правительственных, в том числе торговых, кредитов, банковских вкладов); · начиная с 1999 г. по 2002 г. — снова существенное сокращение удельного веса прямых иностранных инвестиций и значительный рост прочих инвестиций при сохраняющемся относительно небольшим удельном весе портфельных иностранных инвестиций. · С 2002 г. По 2005 г. – наблюдается равномерное небыстрое увеличение прямых инвестиций. Портфельные инвестиции вносят совсем незначительный вклад. Отраслевая структура иностранных валютных инвестиций в России в 2005 г. выглядела следующим образом: в промышленность РФ были направлены 33,5% всех иностранных инвестиций в 2005 г. При этом самыми привлекательными для иностранных инвесторов были металлургическое производство — 6,4 % всех иностранных инвестиций, производство кокса и нефтепродуктов — 15,1 %, производство пищевых продуктов — 2,2 %. Традиционно большие иностранные инвестиции направляются в общую коммерческую деятельность по обслуживанию рынка, а также в транспорт (1,1 %) и связь (6,1 %). Существенной проблемой является привлечение и использование иностранных инвестиций в техно- и наукоемких отраслях промышленности, в том числе и экспортно-ориентированных, а также в аграрно-промышленном комплексе страны. В целом распределение иностранных инвестиций между основными отраслями (сферами) экономики России в период с начала 90-х гг. по 2005 г. выглядит неудовлетворительно, поскольку крайне незначительна в их структуре доля реального сектора экономики. Но эта структура иностранных инвестиций сложилась не только в результате политики иностранных инвесторов, но и определенной непоследовательности (а нередко и ошибочности) экономической политики в самой России. В настоящее время в нее вносятся необходимые коррективы. Объем инвестиций, поступивших от иностранных инвесторов в экономику России в 2005 г., по основным странам-инвесторам см. в табл. 2.
Таблица 2. Объем инвестиций по основным странам-инвесторам
Кипр, Виргинские острова, Люксембург не относятся к разряду ведущих стран с рыночной экономикой, но в течение продолжительного времени выступают как наиболее известные оффшорные центры или зоны. Анализ показывает, что в данном случае мы имеем дело в значительной мере с российским капиталом, ранее ушедшим в указанные оффшорные центры, а теперь возвращающимся в Россию уже под маркой иностранных инвестиций. Причины этого связаны как с улучшением инвестиционного климата в самой России, повышением выгодности вложений капитала и снижением риска этих вложений, так и повышением прозрачности финансовых отношений в некоторых из указанных стран (в частности, на Кипре) и формированием в них более жесткого налогового режима. Из стран СНГ значительные рублевые инвестиции в России приходились на Казахстан (44 %), Украину (14 %) и Беларусь (26,9 %). Развитие инвестиционного сотрудничества является одной из наиболее актуальных проблем хозяйственного взаимодействия стран СНГ. Заключение
В последние годы обсуждается вопрос о том, нужны ли России иностранные инвестиции, если не в полной мере осваиваются внутренние финансовые ресурсы? Иностранные инвестиции, поступающие в Россию, конечно, не решают главной проблемы восстановления инвестиционного процесса. Без значительных отечественных инвестиций невозможно перейти к экономическому росту. Но иностранные инвестиции нужны российской экономике, так как помимо финансовых вложений они привносят новые технологии, опыт маркетинга и менеджмента, создают необходимую конкурентную среду. В начале XXI в. преобладающее число стран мира участвует в процессах международного инвестирования в качестве импортеров и экспортеров капитала, обмениваясь новейшей технологией, повышая, производительность труда и уровень своего развития. Серьезным недостатком инвестиционной политики России, как показали 90-е годы, является отсутствие целенаправленной, последовательной стратегии привлечения иностранных инвестиций, что привело к тому, что структура поступившего в страну иностранного капитала сформировалась в основном стихийно. Многие крупнейшие транснациональные корпорации занимают выжидательные позиции, осуществив в Россию небольшие «пробные» инвестиции. Надежды, которые возлагались на иностранные инвестиции как источник притока в страну передовых технологий, опыта маркетинга и менеджмента, в 90-е годы оправдались в незначительной степени. Главная причина этого связана с неблагоприятным инвестиционным климатом страны не только для иностранных, но и отечественных инвесторов, приводящим к оттоку из страны значительных объемов российского капитала. Только переход к экономическому росту в сочетании со стабильностью экономической и политической ситуации могут обеспечить необходимые объемы прямых зарубежных инвестиций для модернизации российской экономики. Таким образом, восстановление инвестиционной деятельности в стране и переход к экономическому росту — сложная, многоплановая проблема, требующая объединения усилий всех участников этого процесса во главе с государством.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|