Критерии новых инновационных товаров
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Можно выделить три основных подхода к определению понятия «новый инновационный товар»: 1. Исходит из временного критерия: к новым относят любое вновь выпускаемое изделие. Критерий новизны в это случае — не качественное своеобразие изделия, а время его освоения и производства; 2. Основан на требовании выделения критерия отличия нового товара от его аналогов и прототипов. В качестве такого критерия предлагают использовать принцип порождения и/или удовлетворения товарами ранее неизвестной потребности. 3. Базируется на следующем положении: надо исходить не из единственного критерия, а из определенной их совокупности, характеризующей те или иные стороны новизны товара. При этом можно выделить, например, четыре уровня новизны товара: а) изменение внешнего оформления при соблюдении существующих потребительских свойств; b) частичное изменение потребительских свойств за счет совершенствования основных технических характеристик, но без принципиальных изменений технологии изготовления; c) принципиальное изменение потребительских свойств, вносящее существенные изменения в способ удовлетворения соответствующей потребности; d) появление товара, не имеющего аналогов. *** Инновации являются одной из важнейших основ для создания конкурентного преимущества предприятия. Это конкурентное преимущество в значительной степени определяется степенью новизны инновации:
Относительная новизна. Такая новизна определяется относительно выбранного признака или группы признаков. В свою очередь, относительная новизна может быть частной (новыми являются отдельные элементы) или условной (новое сочетание известных элементов).
6. Социальная цена и эффективность нововведений. 7. Специфика инновационных процессов в социальной сфере. 8. Социальные нормы и инновации, их взаимодействие и взаимопереходы. 9. Источники социальных инноваций.
Выделяют следующие изменения, или источники инноваций: · Неожиданное событие, которым может быть неожиданный успех, неожиданная неудача; · Несоответствие между реальностью, такой, каковой она является, и её отражением во мнениях и в оценках людей; · Изменение потребностей производственного процесса; · Изменения в структуре отрасли или рынка; · Демографические изменения; · Изменения в восприятии и в ценностных установках; · Новые знания, научные и ненаучные.
10. Последствия социальных инноваций (прямые и косвенные, прогнозируемые и неожиданные).
Социальные последствия инноваций – это последствия, которые необходимо рассматривать по следующим направлениям: повышение требований к квалификации работников; повышение требований к здоровью работников; возможность переучивания работников на новые специальности.
Вопросы квалификации работников могут быть решены за счет подготовки новых специалистов и за счет повышения квалификации уже работающих. В последнем случае следует широко использовать опыт японских компаний в организации работ по систематическому повышению квалификации работников наряду с хорошей общей подготовкой. Так, на крупных японских компаниях все рабочие имеют образование не ниже двенадцати классов, причем каждый четвертый рабочий имеет высшее образование. Японские эксперты считают, что настает время всеобщего обязательного высшего образования. К сожалению, в России наблюдается обратный процесс, то есть растет число лиц, не имеющих среднего образования, снижается в целом уровень подготовки специалистов с высшим образованием. Подобная ситуация неизбежно скажется на производстве, так как от работника, не имеющего достаточного базового образования, трудно ожидать эффективной работы. Снижение уровня подготовки специалистов по линии высшей школы обусловлено во многом сравнительно устарелой технической базой для многих институтов и низкой оплатой труда профессорско-профессионального состава. Последнее резко снижает престижность профессии и ограничивает приток перспективных специалистов.
11. Участники нововведений. Организаторы Этим условным понятием объединяются работники аппаратов управления. Характеристика группы. В инновационном плане они наиболее тесносотрудничают с управлением, выполняющим некоторые функции по внедрениюновой техники. Материальной заинтересованности в результатах своей работы усотрудников аппарата практически нет, премии имеют разовый характер,незначительны по размеру. Назначение. Роль руководителя методического обеспечения и техническогоразвития с осуществлением функций планирования и финансирования НИОКРподведомственных научных организаций, контроля за их отчётами; проведениякадровой политики в научных и производственных организациях. Отношения с партнёрами. Аппарат республиканского управления наделёндирективными полномочиями по отношению ко всем другим участникам данногонововведения (возможно, за исключением изготовителей, относящиихся к другимминистерствам и ведомствам). Разработчики. Эта группа участников нововведения объединяет рядисследовательских объединений. Характеристика группы. Примерно 20%исследовательского персонала составляет контингент ведущих сотрудников.Назначение. Главная задача - разработка новых методических и техническихсредств. Их продукция - расчёты, схемы, чертежи - оцениваются по следующимглавным параметрам (по степени важности):. защита отчётов в плановые сроки;. качество работ;. отдача на рубль затрат. Отношения с партнёрами. Разработчики имеют активные рабочие контакты совсеми участниками нововведения. Основная проблема отношений разработчиков с проектировщикамизаключается в согласовании параметров новшеств, их конструкций иматериалов. Проектировщики стремятся чаще использовать типовые узлы,наиболее доступные материалы, отчего замысел разработчиков упрощается,«заземляется» в противовес их первоначальным целям. Связи с пользователями у разработчиков в основном сводятся к работе стак называемыми опытными отрядами (партиями) внедрения. Вклад. Особенность участия разработчиков в данном инновационномпроцессе состоит в том, что они выполняют значительно более широкий кругфункций, чем тот, который задан им извне. Проектировщики. Зачастую по своим функциям и вкладу эта группаучастников нововведения неотделима от разработчиков, совпадает с ними(когда одни и те же работники выполняют оба этапа). Положение обеих группвесьма сходно, поэтому многое из того, что было сказано о разработчиках,можно отнести и к проектировщикам. Характеристика группы. Их особенность в том, что они стоят на одном изсамых критических переломов инновационного процесса - переходе новшеств кизготовителям. В отличии от разработчиков, у них меньше возможностей выборатематики работ, однако больше возможностей их реализации. Назначение. Проектировщики доводят разработку новшества до опытногообразца, составляют техническое задание для его промышленного производства. Отношения с партнёрами. Переговоры по линии общения с управлением(отношения директивно-исполнительские) если и возникают, то касаютсяглавным образом сроков и финансирования. Элемент самостоятельности здесьменьше, чем у разработчиков. При взаимодействии с разработчиками может возникать напряжённость,поскольку, с точки зрения проектировщиков, они не всегда доводят до концасвою часть работы, вынуждая проектировщиков увеличивать своюпроизводственную нагрузку. Вклад. Фактическое участие проектировщиков в осуществлении нововведенияшире отведённой им роли. В особенности это касается процедуры передачипроекта изготовителям. Изготовители. Участие изготовителей по ряду важных параметровсущественно отличается от деятельности других групп, занятых винновационном процессе. Характеристика группы. Зачастую, для многих предприятий даннаяпродукция не является основной как по номенклатуре, так и по объёму. Назначение. Роль поставщика серийных партий новшества. Главный критерийоценки работы изготовителей - реализация продукции в рублях. Вклад. Изготовители - единственная группа участников данногонововведения, которая не имеет прямой заинтересованности в его успехе, хотяи находится в непосредственной близости к завершающей стадии его внедрения.В силу экономических причин производственники заинтересованы в максимальномудлинении своей стадии применительно к каждому нововведению. Это связано соснижением рентабельности предприятия при переходе на изготовление новогоизделия. Пользователи. На завершающей стадии осуществления нововведения сходятсяролевые позиции всех его участников. Характеристика группы. Зачастую, среди всех участников нововведениятолько пользователи представляют профессиональную группу, состоящую изпервичных ячеек - отрядов. Назначение. - Использование данного нововведения. Отношения с партнёрами. Директивным органом по отношению кпользователям является управление, которое прямо заинтересовано ввыполнении ими плановых заданий. С разработчиками и проектировщиками связаны, в основном, внедренческие(опытные) партии. Инициаторами в этих отношениях обычно выступают создателиновшества. Вклад. В принципе, выполнение плановых заданий как правило ускоряется спереходом на новые методы работы. Инновационное поведение. Преодоление барьеров (информационных, психологических и т. д.). Инновационная активность.12. Адаптация к нововведениям (признаки, состояния, адаптивная норма и мера).
Реклама ускоряет адаптацию к нововведениям, стимулируя тем самым рост технического прогресса и претворяя новые идеи в жизнь. Она может эффективно содействовать снижению аварийности и травматизма, поддерживать рачительное отношение к природе, благоприятно влиять на заботу о здоровье и т.д. Адаптивная норма – функционально-динамическое образование, заключающее всебе потенциальные возможности реагирования. Адаптивная нормаиндивидуальна, она отражает особенности, связанные с конституционально-генетическими признаками [13]. При адаптации к новым условиям среды система перестраивает своюструктуру и функцию. Если при возвращении условий к первоначальным,бывшим до адаптации, система становится дезадаптированной к прежнимусловиям, характеристику такой дисфункции определяют как «ценуадаптации» [9]. Под «ценой» адаптационного процесса обычно понимаетсястепень напряжения регуляторных систем, которая необходима дляобеспечения адаптивной деятельности человека. Чем выше функциональныйрезерв, тем ниже «цена адаптации»Этапность психической адаптации Этапность психической адаптации является стержневой проблемойдеятельности человека в технических системах. В. И. Лебедев [15] выделяетследующие процессы, характерные для процесса адаптации человека ктрудовой деятельности в технической среде, в экстремальных условияхсреды. 1. Подготовительный этап. На этом этапе человек собирает сведения,позволяющие составить представления об условиях, в которых предстоитработать, уясняет задачи, которые ему приходится решать, овладеваетпрофессиональными навыками, «вживается» в ролевые функции,отрабатывает навыки и устанавливает систему отношений с другимиучастниками группы. 2. Этап стартового психического напряжения. Чем ближе по временичеловек подходит к барьеру, отделяющим обычные условия жизни отэкстремальных, тем выше психическая напряженность, выражающаяся втягостных переживаниях, субъективном замедлении течения времени, внарушениях сна и вегетативных изменениях. В числе причин нарастанияпричин психической напряженности при приближении к указаннымграницам четко прослеживается информационная неопределенность,умозрительное «проигрывание» возможных аварийных ситуаций и своихдействий при их возникновении. 3. Этап острых психических реакций входа. На этом этапе снимаетсяинформационная неопределенность, человек оказывается избыточноинформированным. У работника возникают положительные эмоциональныепереживания, сопровождающиеся повышенной двигательной и речевойактивностью. В появлении указанных состояний участвуют психологическиеи физиологические механизмы. 4. Этап переадаптации. Психическая переадаптация в техническихсистемах и измененных условиях существования проявляется в нарушенияхвосприятия пространства и времени, в появлении необычных психическихсостояний и сопровождается выраженными вегетативными реакциями. Однаиз особенностей этого этапа – формирование новых функциональных системв центральной нервной системе, позволяющих адекватно отражать реальнуюдействительность в необычных условиях. Другая особенность состоит вактуализации привычных потребностей и выработке защитных механизмовна воздействие психогенных факторов. 5. Этап завершающего психического напряжения. При каждомповторном преодолении психического барьера эмоциональные реакциисглаживаются и стенизируются, что объясняется достаточно полнойинформационной обеспеченностью, уверенностью в материальной части, всредствах спасения и в своих действиях в аварийной ситуации. 6. Этап острых психических реакций выхода. При работе регуляторныхмеханизмов на пределе адаптационного оптимума на этапе неустойчивойпсихической деятельности возникают необычные психические феномены. Наэтапе глубоких психических изменений имеют место развившиеся неврозы иреактивные психотические состояния, а также манифестация психозов, которые находились в латентном состоянии и были спровоцированыпсихогенными факторами. 7. Этап реадаптации. Вновь сформировавшиеся динамические системы,регулирующие отношения человека, его двигательную активность и т.д., помере увеличения времени пребывания в измененных условияхсуществования (космос, полярная станция, подводная лодка и т.д.)превращаются в стойкие стереотипные (динамические) системы. Прежниеадаптационные механизмы, возникшие в обычных условиях жизни,забываются и утрачиваются. При возвращении человека из необычных вобычные условия динамические стереотипы, сложившиеся в экстремальных(непривычных) условиях, разрушаются, и возникает потребностьвосстановить прежние стереотипы, т.е. реадаптироваться [15].
13. Инновационный риск.
риск в инновационном предпринимательстве можно определить как вероятность потерь, возникающих при вложении фирмой средств в производство новых товаров и услуг, в разработку новой техники и технологий, которые, возможно, не найдут ожидаемого спроса на рынке, а также при вложении средств в разработку управленческих инноваций, которые не принесут ожидаемого эффекта. Все риски делят на две большие группы: К специфическим рискам инновационных проектов, можно отнести: Инновационный риск возникает при следующих ситуациях: 14. Инновационные технологии (механизмы, процедуры).
Инновационные технологии - наборы методов и средств, поддерживающих этапы реализации нововведения. Различают виды инновационных технологий: - трансферт - передача одним лицом другому лицу права владения именными ценными бумагами. Изменение прав собственности на бумаги оформляется изменением записей в реестре. - аудит предпринимательская деятельность аудиторов по осуществлению независимых проверок бухгалтерской отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований экономических субъектов с целью установления достоверности их бухгалтерской отчетности и соответствия совершенных ими финансовых и хозяйственных операций нормативным актам. - инжиниринг - комплекс инженерно-консультационных услуг коммерческого характера по подготовке и обеспечению непосредственно процесса производства, обслуживанию сооружений, эксплуатации хозяйственных объектов и реализации продукции. Инжиниринг охватывает все этапы инновационного цикла.
15. Инновационный процесс: стадии (циклы), направленность.
Под инновационным процессом понимается деятельность, пронизывающая научно-технические, производственные, маркетинговые и сбытовые процессы при изготовлении новой продукции и услуг и нацеленная на удовлетворение конкретных общественных потребностей. Под инновационной способностью понимается структурная характеристика организации общественной и хозяйственной жизни в стране или же отдельной корпорации к быстрому восприятию производства и распространению новой продукции и услуг. Надо заметить, что инновационная способность отличается от обычного понимания НТП как получения определенного количества новейших технологий и продуктов. Использование в фирмах и корпорациях того или иного варианта организации инновационного процесса и управление им зависит от трех факторов: - состояния сферы хозяйственной системы, осуществляющей нововведения (тип рынка, общественная психология и пр.); - состояния внутренней среды данной хозяйственной системы (финансовые и материальные ресурсы, применяемые технологии, сложившаяся структура и пр.); - специфики самого научно-технического и инновационного процесса как объекта управления. Исследования показали, что имеются качественные отличия инновационного и стабильного (рутинного) процессов, что определяет и различные системы управления этими процессами. В целом обобщенная логическая модель инновационного процесса на основе американских подходов. В ней, прежде всего, просматриваются две стратегические линии: развитие общественных потребностей и развитие науки и техники. Оба эти несколько обособленные друг от друга направления тесно взаимодействуют между собой через три укрупненных блока: - разработка концептуального решения (с учетом неудовлетворенных потребностей рынка, новых идей и финансовых и других возможностей, обеспечивающих реализацию). - разработка технического решения (на основе проведения исследований, технических разработок и экспериментов). - внедрение новой продукции на рынке (на основе проведения маркетинговых исследований рынка и организации производства новой продукции в необходимых масштабах). Для организации управления сложным инновационным процессом требуется проведение так называемой структуризации этого процесса, то есть разбивка его на определенные составные части. В укрупненном виде схема структуризации обычно формулируется в таком виде: исследования - разработки - производство - маркетинг - продажи. Более подробно она представляется в следующем виде, более пригодном для практической работы: фундаментальные исследования - прикладные исследования - разработки - изучение рынка - конструирование - рыночное планирование - опытное производство - рыночные испытания - коммерческое производство - сбыт новой продукции.
· Генерирование новой идеи · Разработка и экспериментальная · реализация идеи · Освоение в производстве · Массовый выпуск · Сбыт (потребление)
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|