Екатерина Бакунина – женщина громадной силы воли.
Как только факт пребывания женщин в Севастополе приобрел известность, Е.М. Бакунина оказалась в числе тех, кто хотел немедленно отправиться в Крым. Попасть в число сестер Крестовоздвиженской общины было непросто. Но Екатерина Михайловна проявила при этом твердость и упорство. И едва ли не единственный раз в жизни. Помогли связи в Москве и Петербурге, имена отца-сенатора и матери - племянницы М.И. Кутузова. Приезд партии сестер, в составе которой Е.М. Бакунина прибыла в Севастополь в декабре 1854 г., совпал с тем временем, когда осада города стала ожесточеннее, а “кровь лилась реками”. Тысячи раненых были лишены какого-либо ухода. “Многие валялись без матрацев, в грязнейшем белье, на грязном полу, без всякого разбора и присмотра”, “раненые валяются, как собаки...”, записывал в своем дневнике Н.И. Пирогов. Помощь сестер милосердия в таких условиях трудно переоценить: они доставляли раненым пищу, меняли белье и следили за работой прачечных, даже меняли солому в матрацах, все это кроме выполнения прямых сестринских обязанностей. Среди прибывших вскоре выделились две группы сестер: 1) для которой громкие слова о долге и желание славы преобладали над необходимостью ежедневного тяжкого труда, 2) которая беззаветно служила своему делу. Среди бескорыстных и отважных женщин нравственное превосходство имела Е.М. Бакунина. Н.И. Пирогов в своих воспоминаниях с восхищением и уважением пишет о спокойном мужестве, редком трудолюбии Бакуниной. “Ежедневно днем и ночью можно было ее застать в операционной комнате ассистирующею при операциях, в то время, когда бомбы и ракеты то перелетали, то не долетали, она обнаружила со своими сообщницами присутствие духа, едва совместимое с женской натурой”. Случалось, она по двое суток не отходила от операционного стола. Однажды бессменно провела 50 ампутаций подряд, помогая сменяющимся хирургам. Впоследствии Е. М. Бакунина стала руководительницей Крестовоздвиженской общины. После сдачи Южной стороны Севастополя Бакунина была последней из сестер, вышедших через мост на Северную сторону. Е.М. Бакунину и еще двух сестер, А. Травину и Е. Хитрово, Пирогов называл “столпами общины”. “Нельзя не дивиться, - записывал он в своем дневнике, - их усердию, деятельности при уходе за больными и их истинно стоическому самоотвержению”. Что же касается их организаторских способностей, то руководитель сестринских отрядов подчеркивал их большую, чем у мужчин одаренность: женщинами руководили не абстрактные принципы и возвышенные побуждения, а хорошо продуманные методы. (Не случайно после войны Н.И. Пирогов становится горячим сторонником женского движения, добивается скорейшего разрешения “женского вопроса”, доказывая как специалист абсурдность аргументов о разнице в физиологической организации полов.) И поэтому он часто искал помощи в самых трудных ситуациях не у армейского начальства, а среди сестер. Так, в ходе Крымской войны у него возникает идея транспортировки раненых в безопасные места. На том уровне развития путей сообщения и организации госпитального дела это было очень хлопотно: длительные переезды, грязь и сырость проселочных дорог, наблюдение за больными, ночевки в холодных этапных избах, частые переезды. Особое отделение сестер для перевозки раненых в Перекоп возглавила Екатерина Михайловна. Это дело “важное требующее и опытности, и распорядительности, которой обладает не всякий”, Пирогов решился доверить только ей. Только что переболевшая тифом, в больших сапогах и в бараньем тулупе, она пешком сопровождала телеги, набитые ранеными. Ей же было поручено вести учет трудностей, которые будут появляться в пути, чтобы затем довести процесс транспортировки до более высокого уровня. Позднее Е.М. Бакунина получила почетное и ко многому обязывающее звание настоятельницы общины, а вместе с ним и право, только ей предоставленное, самостоятельно принимать сестер в общину. При этом она твердо следовала замыслу Пирогова не превращать общину в религиозный орден. По прибытии с русско-турецкой войны вся Россия чествовала Екатерину Михайловну Бакунину как героиню ей были оказаны почести, равные только тем, которые были оказаны героям этой войны. После войны Бакунина продолжала свою деятельность в Петербурге на медицинском поприще. Несмотря на то, что в 60-е гг. “лед тронулся” и в обществе перестали считать профессию врача для женщины неприличной, более того, стали признавать ее “благотворной для общества”, она не стремилась получить высшее образование. Община раскрыла ее способность к труду, а медицинские знания пополнялись чтением специальной литературы. Значительной вехой в ее становлении как профессионала-медика было посещение европейских сестринских общин и усвоение опыта накопленного ими. По возвращении в Петербург она столкнулась с интригами и непониманием: ее вчерашние соратницы видели в Бакуниной серьезного конкурента, считая, что та непременно будет пытаться занять лидирующее положение в общине. Интересно, что Екатерина Михайловна, будучи настоятельницей Крестовоздвиженской общины сестер милосердия, ушла с этого поста из-за конфликта с учредительницей Великой княгиней Еленой Павловной. Конфликт возник по поводу будущего общины. Елена Павловна хотела и придала общине религиозно-этический характер, Екатерина Михайловна считала, что община должна оказывать практическую деятельность. Бакунина немедленно уезжает в деревню - собственное имение Козицыно Новоторжского уезда Тверской губернии, а там, вдали от столичной суеты, занялась любимым и полезным делом - медициной. Начинается третий, не менее яркий, этап ее жизни.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|