Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Культура второй половины 19 век.

Особенности: реакционный курс правительства по отношению к школе и печати, влияние церкви на образование, развитие капитализма требовало образованных людей, существенная роль интеллигенции, распространение марксизма социал-демократии, пессимизм, неверие в эффективность борьбы, толстовское непротивленчество.

Просвещение. В отличие от Западной Европы, в России не было закона о всеобщем обязательном начальном образовании. Однако потребности производства требовали грамотных людей. В стране появлялись комитеты грамотности, просветительские организации. Они издавали учебники, книги для широких слоев населения, собирали средства на нужды народной школы.

Зарождение общественно-педагогических движений 6-г. по инициативе общественности распространяются формы внешкольного образования. 1859г в Киеве возникли первые в России воскресные школы. Они бесплатные, программа шире, чем в казенных. Учащиеся занкомились с основами химии, физики, географии, истории. К 1862 – их более 300. В этом же году они закрыты правительством, через 2 года открыты, но программа урезана.

Русским педагогом – демократом, автором многих учебных книг («Родное слово», «Детский мир») был К. Ушинский. Он по праву считается основоположником народной школы.

60г – реформа в школьном деле. 1864г «Положение о начальных народных училищах» провозглашалась бессословность школы, возможность открытия начальных школ общественными организациям (земствам, органам городского самоуправления). Женщины получили право преподавать в начальных школах. Все училища подчинялись Министерству народного просвещения. Правительство исходило из принципа, что дело народного просвещения есть дело самого народа.

Наиболее распространенным типом негосударственной начальной школы были земские школы. Они отличались лучшей постановкой обучения, более высоким уровнем профессиональной подготовки учителей. Изучались чтение, письмо, арифметика, закон Божий, природоведение, география, история. Развивались церковно-приходские школы. Основной формой средней школы была гимназия. Их число возросло. возникли реальные и классические гимназии.

Открывались новые университеты Новороссийский 1865г, Томский 1880г. Университеты получили автономию по уставу 1863г, которое упразднено в 1884г, но программы все равно совершенствуются и расширяются.

Развитие капитализма способствует распространению специального образования. Возникают ПТУ, отраслевые вузы. Петербургский технологический институт и Московское реальное училище преобразованы в высшие технические заведения. 1865г создается Петровская земледельческая и лесная академия (ныне Тимирязева). Петербург – Институт инженеров путей сообщения. Доступ женщин в университеты был закрыт. Средний уровень грамотности – 21%. Уровень грамотности в Росси оставался одним их низких в Европе.

Печать. В пореформенной России значительно вырос рынок книжной и журнальной продукции(300 типографий 1864г и свыше 1000 в 1894г), возросли тепы книгопечатанья (от 2 до 10 тыс изданий в год). Тираж книг 5тыс стал нормой. Преобладали естественнонаучные, справочные, учебные издания. крупнейшим издателем демократической массовой книги был Ф. Павленков - серия «Жизнь замечательных людей», произведения Ф. Энгельса, издание классиков. Свое состояние Павленков завещал на открытие бесплатных народных библиотек. Больше влияние имели журналы «Современник», основанный Пушкиным в 1836г. В 60 центром русского либерализма был «Русский Вестник» М. Каткова. Самый популярный буржуазно-либеральный журнал «Вестник Европы» с 1866г М. Стасюлевич. В период реакции возможностей для прогрессивной печати уменьшилось. Во второй половине века в России увеличилось число ежедневных газет. Во всех губерниях выходили «Губернские ведомости». 50г идет рост публичных библиотек. Возникли бесплатные библиотеки – читальни. С 1862 действует Публичная библиотека в Москве (ныне Российская государственная библиотека) Основу ее составлял фонд книг Н. Румянцева.

Распространение книги в народной среде осуществляли офени – торговцы мелким товаром, в том числе и книгами.

Музей. Вторая половина 19 – время появления многочисленных по профилю музеев. Впервые появились краеведческие, мемориальные музеи. Всего 80. Большое распространение приобретает частное собирательство. В начале 80 г открыта для посещения галерея П.М. Третьякова. В 1893г он передал собрание своих картин Москве. 1894г в Москве появился Литературный музей, основу которого составила коллекция А. Бахрушина. Свое собрание русского прикладного искусства передал в 1905г Историческому музею П. Щукин.

Наряду с музеями большое распространение получили выставки. Самой значительной была Всероссийская художественно-промышленная выставка в Нижнем Новгороде 1896г. Выставки художников – передвижников, первая из которых открылась в 1871г, знакомили с русской живописью не только столичную, но и провинциальную публику.

Наука. Возникают крупные научные школы, труды многих профессоров получают мировое признание. При университетах существуют научные общества. 1872-20 (Русское математическое, Русское химическое).

В химии Д. Менделеев открыл периодическую систему 1869г. Он предсказал существование элементов, которые тогда не были известны. А. Столетов – основатель физической школы. В области географии всемирную известность получили организованные Русским географическим обществом экспедиции по исследованию Средней и Центральной Азии и Сибири П. Семенова – Тян – Шанского, Н. Пржевальского, Ч. Валиханова. С именем Миклухо- Маклая связаны открытия в области географии и этнографии, которые он сделал во время путешествий в Юго- Восточной Азии, Австралии, Океании.

Естествознание в целом основывалось на материалистическом понимании природы. в укреплении материалистической важны достижения физиологии. в 1863г вышла работа И. Сеченова «Рефлексы головного мозга». Многие русские ученые были продолжателями учения Дарвина. Русский перевод его основного труда «Происхождение видов путем естественного отбора» появился в печати через 6 лет после его опубликования в Англии. Развитие эволюционного учения в России связано с именами И. Мечникова и А. Ковалевского, создавших сравнительную эмбриологию. Мечников работал в области сравнительной патологии, заложил основы учения об иммунитете, открыл в 1882г явление фагоцитоза защитных свойств организма. Мечников был почетным доктором Кембриджского университета. Основателем русской школы физиологии был К. Тимирязев.

В области электромеханики П. Яблочков изобрел дуговую электрическую лампу (свеча Яблочкова), а А. Лодыгин создал лампу накаливания. А. Попов разработал радиотелеграф 1895г.

Основоположником современной аэродинамики был Н. Жуковский. Ему принадлежат многочисленные труды по авиации. К этому же времени относятся первые исследования в области ракетодинамики К. Циолковского. А. Чижевский – основоположник гелиобиологии.

В области истории во второй половине 19 века работал С. Соловьев «История России с древнейших времен» в 29 томах 1851-1879гг. Большой вклад в развитии истории внес В. Ключевский «Курс русской истории».

Литература. Основное художественное направление – критический реализм. Литература не только обличало общественное зло, но и пыталась найти пути борьбы с ним. Это было яркое созвездие великих имен. Ведущие место принадлежит очерку, в котором ставятся важные проблемы Н. Успенский, В. Слепцов. Появляется демократический роман Чернышевский «Что делать», опубликованный в «Современнике» 1863г. Развитие русского классического романа. «Отцы и дети» Тургенев, «Война и мир» Толстого, «Преступление и наказание» Ф. Достоевского. «Обрыв» Гончарова. 70-80гг произведения малых форм – рассказы, повести - А. Чехов, В. Короленко.

Театр. Центрами театрального искусства становятся Малый и Александринский театр. Более чем в 100 городах. Развитие театра связано с именем А. Островского, который считал театр «признаком зрелости нации». Актеры П. Садовский, Н. Рыбаков, П. Стрепетова, А. Мартынов.

Музыка. 1859 по инициативе А. Рубинштейна было организовано русское музыкальное общество. Оно устраивало симфонические и камерные концерты. В Петербурге 1862 и Москве 1866г. открываются консерватории, положившие начало профессиональному музыкальному образованию. В 60 г композиторы М. Балакирев и Г Ломакин открыли в Петербурге бесплатную музыкальную школу, существовавшую до 1917г.

Огромную роль в развитии музыкальной культуры сыграло объединение композиторов «Могучая кучка» Балакирев, Мусоргский, Кюи, Бородин, Римский – Корсаков. Название дал руководитель В. Стасов. Они стремились передать в музыке «правду жизни». Они широко использовали музыкальный фольклор, исторические сюжеты и способствовали утверждению народно-музыкальной драмы. «Борис Годунов» «Хованщина» Мусоргского. Один из величайших композиторов – П. Чайковский - «Лебединое озеро» «Спящая красавица» «Пиковая дама», симфонии, романсы, симфонические поэмы.

Живопись. Преобладание социально-бытового жанра. В. Перов «Сельский крестный ход на пасху», «Проводы покойника», «Тройка». В 1861 Перов пишет картину«Сельский крестный ход на пасху». Успех картины перерос в обществееный скандал.

Важнейшим событием русской художественной жизни стал «Бунт 14-ти протестантов», произошедший в Императорской академии художеств 1863г – художники отказались писать дипломную работу на заранее данную тему. Последствием стало заявление выпускников во главе с И. Крамским о досрочном выходе из Академии. Это положило начало самостоятельному направлению в живописи – передвижничеству. Это направление во второй половине 19в, противостоящее академизму. Их творчество определяли гражданственность, осознание общественных проблем, интерес к облику современника. Излюбленной темой стала родная природа. Ф. Васильев, И. Шишкин, И. Левитан. Картина А. Саврасова «Грачи прилетели» признана современниками образцом пейзажной живописи, показана на выставке передвижников в 1871.

Особенностью портрета передвижников был глубокий психологический реализм. «Представлял лиц, дорогих нации, веривших в ее лучшее будущее и боровшихся за эту идею» И. Репин. «Бурлаки на Волге» 1872г. Репин создал целую галерею блистательных образов - людей совей эпохи. Вершина его творчества портрет М. Мусоргского 1881г. Передвижники обращались и с исторической теме. Н. Ге «Петр допрашивает сына Алексея» 1871г, И. Репин «ванн Грозный и его сын Иван» 1885г. В. Суриков «Утро стрелецкой казни» 1881, «Боярыня Морозова» 1887гСкульптура М. Антокольский «Иван Грозный», «Петр», «Нестор – летописец», «Ярослав Мудрый». А. Опекушин автор памятника Пушкину. 1880г.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...