Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

2. Классификация социальных ролей




2. Классификация социальных ролей

В настоящее время существует достаточно много классификаций видов ролей.

Так выделяют социальные роли, обусловленные место индивида в системе объективных социальных отношений (роли профессиональные, гендерные, половые, возрастные, социально-демографические и др. ).

Межличностные роли, определяемые местом индивида в системе межличностных отношений (лидер, отверженный, предпочитаемый и др. ). В отличие от социальных ролей, права и обязанности, которые устанавливаются в межличностных ролях, зависят только от индивидуальных особенностей людей, их чувств и предпочтений. Т. Шибутани указывает, что в зависимости от условий деятельности, личность может выполнять различные роли. Так, в ситуациях сотрудничества это могут быть следующие роли - коллега, партнер, помощник, клиент, соратник. При распределении же в группе авторитета и власти – лидер, герой, последователь; в ситуациях конкуренции - соперник, союзник, арбитр.

Выделяют также роли институциализированные (официальные, конвенциальные), связанные с официальными требованиями организации, в которую входит субъект.

Стихийные, связанные со стихийно возникающими отношениями и видами деятельности.

Нередко роли разных людей тесно взаимосвязаны и скоординированы (например, мать—дочь, преподаватель—студент, продавец—покупатель, врач—пациент, священник—прихожанин); такие роли называются реципрокными.

 

3. Ролевой веер, актуальная роль, ролевой конфликт

В реальной жизни нам часто приходится исполнять описанные социальные роли не по очереди, а одновременно. Человек, выступающий в формальной роли директора, является также представителем различных групп и коллективов, в которых исполняет те или иные внутригрупповые роли. При взаимодействии с конкретными людьми ему присущи определенные межличностные роли, а в беседе с самим собой он намечает исполнение различных индивидуальных ролей, которые затем пытается реализовать.

У каждого из нас существует довольно богатый набор различных социальных ролей, которые можно представить в виде своеобразного " ролевого веера" (рис. 1).

Одни лепестки этого " веера" могут соответствовать различным формальным ролям: " директора", " компетентного специалиста", " пациента", " покупателя"... Другие лепестки " веера" будут адекватны внутригрупповым ролям: " лидера", " веселого рассказчика", " справедливого арбитра", " непререкаемого авторитета"... Третья группа лепестков этого " веера" представлена " лепестками" межличностных ролей: " друга", " спасителя", " защитника", " партнера по игре в теннис"... Четвертая группа лепестков " веера" соответствует индивидуальным ролям: " способного ученика", " толкового специалиста", " смелого и решительного человека"...

1. Директор.

2. Компетентный специалист.

3. Смелый и решительный человек.

4. Веселый рассказчик.

5. Друг.

6. Спаситель.

7. Лидер.


Рис. 1

В каждой конкретной ситуации человек раскрывает не весь свой " веер", а только часть его. Например, выступая на педагогическом совете, директор школы демонстрирует своим коллегам главным образом " лепесток" формальной роли " директора" и " лепесток" внутри-групповой роли " лидера". А остальные" лепестки" своего " ролевого веера" он может не показывать в этой ситуации (рис. 2).


Рис. 2

В кругу своих друзей и близких этот человек предпочтет не демонстрировать " лепесток" с формальной ролью " директора", а отдаст предпочтение " лепесткам" с внутригрупповыми и межличностными ролями " веселого рассказчика" и " смелого и решительного человека" (рис. 3).


Рис. 3

Те части " веера", которые видны в данный момент общения, называются актуальной ролью человека. " Актуальная роль - это роли всех категорий, которые исполняются нами " здесь и сейчас", одновременно, хотя каждая из них будет представлена в актуальной роли в разных пропорциях".

Актуальная роль представляет собой комбинацию различных социальных ролей в данной ситуации. Она отражает желание человека предстать перед своими партнерами и перед самим собой в том или ином качестве. Это - определенный способ психологической защиты личности.

Очевидно, что это вполне оправдано, поскольку зачем всем подряд демонстрировать, какой я есть на работе, в кругу друзей, со своими близкими, с самим собой. Во-первых, многим это неинтересно и не нужно, так как у каждого человека есть свои, более значимые для него проблемы. Директор школы как покупатель выбрал необходимые товары, заплатил за них деньги и тем самым закончил общение с продавцом. А кем и как он работает, какие у него отношения в кругу друзей - это совершенно неважно для продавца. Во-вторых, педагогу и самому не хотелось бы демонстрировать те или иные свои особенности отдельным людям. Видят его коллеги и подчиненные в нем строгого руководителя, выполняют свои функциональные обязанности и его требования, и этого вполне достаточно для осуществления совместной работы. Но обсуждать с каждым из них особенности своих дружеских контактов и семейных отношений совершенно необязательно.

Таким образом, знание различных социальных ролей, понимание особенностей их проявления в различных жизненных ситуациях существенно расширяют коммуникативные возможности педагога. По сути, создана основа для осуществления им анализа поведения своих воспитанников и их родителей, а также для прогнозирования и выстраивания собственного поведения в общении с различными партнерами.

Поскольку каждый человек исполняет несколько ролей, возможен ролевой конфликт: родители и сверстники, например, ожидают различного поведения от подростка, а он, выполняя роли сына и приятеля, не может одновременно соответствовать их ожиданиям. Ролевой конфликт — это переживание субъектом неоднозначности или противоречивости ролевых требований со стороны разных социальных общностей, членом которых он является.

Возможны следующие конфликты:

— внутриличностный: вызывается противоречивыми требованиями, предъявляемыми к поведению личности в разных социальных ролях и тем более — водной социальной роли;

— внутриролевой: возникает вследствие противоречий в требованиях, предъявляемых к исполнению социальной роли разными участниками взаимодействия;

— личностно-ролевой: возникает из-за несовпадения представлений человека о себе и его ролевых функций;

— инновационный: появляется как результат несоответствия ранее сформировавшихся ценностных ориентации и требований новой социальной ситуации.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...