www.citizengrad.narod.ru/ stalblok.htm,
Влад Ривлин ТОЛЬКО БЫ НЕ СТАЛИН!
На усилия интеллектуалов от журналистики и кинематографа убедить читателя или зрителя в тождестве Гитлера и Сталина, коммунизма и нацизма, я всегда смотрю где-то даже с сочувствием. Выглядят эти усилия довольно жалко, поскольку обыватель может еще и поверит подобным утверждениям. Но люди серьезные, ворочающие деньгами, а тем более солидными, уж точно никогда не поверят. Потому что именно для них коммунизм и нацизм вовсе не одно и то же. Может особой любви к Гитлеру западный буржуа и не испытывал никогда. Но в качестве главаря вооруженной до зубов банды, предназначавшейся для расправы над коммунистами - Гитлер устраивал очень многих. Об этом свидетельствует тот факт, что Гитлер совершенно беспрепятственно, вполне демократическим путем пришел к власти в Германии, без особых усилий аннексировал Австрию, а потом и Чехословакию, да и вообще нигде сколько-нибудь серьезного сопротивления в Западной Европе не встретил, уже не говоря о европейских правителях фашистского и полуфашистского толка, стоявших в очереди к Гитлеру на прием в союзники. Как показывает историческая практика, нацизма буржуа побаивался, но готов был с ним примириться и делать бизнес. Последнее весьма даже охотно. Потому что главной целью гитлеризма изначально было УНИЧТОЖЕНИЕ КОММУНИЗМА. Разумеется, было и все остальное: расизм, планы колониальных захватов. Но первой и главной целью Гитлера было уничтожение коммунизма. Именно под осуществление этой цели он получил кредиты как финансовые, так и власти. И именно с уничтожения коммунистов Гитлер начал свою политическую карьеру. Инсценированный нацистами поджог Рейхстага стал не столько поводом к установлению гитлеровской диктатуры, как утверждается в западной историографии, сколько для уничтожения коммунистов. Именно для заключенных-коммунистов был построен первый нацистский концентрационный лагерь в Дахау. И начало нацистского правления ознаменовалось беспрецедентным судебным процессом над коммунистами. И именно коммунисты в лице Георгия Димитрова, первыми вступили в бой с нацизмом на этом процессе. Впоследствии же именно коммунисты были наиболее последовательной и неколеблющейся политической силой сражавшейся против нацизма от начала и до конца.
Западная историография, а вслед за ней политики, ставит на одну доску СССР и гитлеровскую Германию ссылаясь на пакт Молотова-Риббентропа. Но это был договор не между друзьями и даже не между союзниками. Это был договор между врагами. Советский Союз пошел на заключение пакта с нацистской Германией после того, как западные державы подарили Гитлеру рудники Эльзаса и Лотарингии, Австрию и Чехословакию, после того, как провалились усилия СССР по созданию системы коллективной безопасности, после того, как те же Чехословакия и Польша отвергли предложение СССР о военной помощи против гитлеровской агрессии. Останься Сталин безучастным к немецкой экспансии на Восток в 1939 году, и в 1941, Советский Союз вынужден был бы начать оборону своих границ на Днепре! И еще. Заключению Пакта предшествовала долгая борьба с фашизмом в Испании, где коммунисты всего мира и прежде всего - советские, впервые сошлись в открытом поединке с германскими, итальянскими испанскими и прочими фашистами. Но дело даже не в этом. В конце концов, Запад и СССР стали, на короткое время, союзниками в войне с нацизмом. Почувствовав силу, Гитлер уже не хотел быть простым бригадиром на службе антикоммунизма и стал угрожать сначала колониям, а затем и самим устоям Запада.
Так часто происходит с бандитами, почувствовавшими силу - они начинают хотеть все. Общими усилиями, но главным образом, благодаря СССР, нацизм был сломлен. Однако фашистские режимы по всему миру, начиная от Европы и заканчивая Латинской Америкой совершенно спокойно правили в своих странах на протяжении десятилетий и абсолютно не мешали Западу. Почему-то НАТО совершенно не беспокоилось о судьбе уничтожаемых в Гватемале местными фашистами индейцев, или тысячах пропавших без вести, а потом найденных мертвыми со следами жестоких пыток аргентинцев, бразильцев, чилийцев, испанцев... Точно так же не беспокоила западные державы диктатура черных полковников в Греции или Салазара в Португалии. Они не переживали по поводу вымирающей от голода и болезней Африки. Зато страшно беспокоились по поводу нарушения прав человека в СССР и социалистических преобразований в Северной Корее и Вьетнаме. Беспокоились настолько, что выжгли все, что могли, сбросив на обе эти страны бомб в разы больше, чем было взорвано за всю Вторую Мировую Войну и убив при этом миллионы людей. Запад совершенно спокойно уживался с латиноамериканскими хунтами, десятилетиями терроризировавшими и державшими в нищете свои народы, но не смог простить социалистические преобразования на Кубе Фиделю Кастро, как не стерпели западные демократии избрания президентом социалиста Альенде в Чили, как не могли простить Чавесу его социальных преобразований... Примеров достаточно. Уже в наши дни, сколько было сказано и продолжает говориться об угрозе радикального ислама. И вдруг обнаруживается, что главной движущей силой демократии в Ливии и Сирии является... Аль-Кайда. Запад же прикрывает этих "милых демократизаторов" то с воздуха, как в Ливии, то дипломатически(пока), как в Сирии. Я не думаю, что западные буржуа действительно любят фашистские хунты или головорезов из Аль-Кайды. Боже меня упаси такое думать! По-настоящему, буржуа способен любить только деньги, а по-настоящему ненавидеть, причем страстно, всей силой души - только коммунизм. Почему так? А все элементарно, Ватсон: Гораздо дешевле отдать образование, медицинское обслуживание населения и вообще всю социальную сферу на откуп клирикам, не важно, будет это католическая церковь, православная или движения вроде Талибана, Аль-Кайды и им подобных.
Во всяком случае, профсоюзов при них точно не будет, как показывает практика: в Иране или в Газе, муллы начали свое правление с расправы над коммунистами и отстрела профсоюзных лидеров. Как показывает практика истории, западная демократия готова примириться с фашизмом (я уже не раз смотрел по телевидению и читал в газетах о том каким бессребренником был Муссолини, а Франко - так вообще душка!), с ваххабитами, но с коммунистами - никогда. Потому что рабочие комитеты, бесплатное государственное образование и медицина, государственное жилье, профсоюзы, защищающие интересы рабочих уже не говоря о рабочем контроле на производстве для капиталиста хуже смерти. Уж лучше ваххабиты. Только бы не Сталин! ---------------------------------------------- = агитация и пропаганда = Илья Ферберов ФОРМЫ И МЕТОДЫ БУРЖУАЗНОЙ ПРОПАГАНДЫ (окончание)
6. Уже имеющаяся в сознании людей информация, сложившиеся стереотипы используются для пропагандистских целей путём переворачивания их с ног на голову, когда в сложившиеся понятия вкладывается противоположный смысл. Близкие примеры: с самого начала борьбы с коммунистическими идеями в период так называемой перестройки наши враги применили без всякого преувеличения великолепный ход: они назвали себя демократами, противопоставив это привычно положительное для советских людей понятие понятию "коммунист". Они назвали себя левыми, прекрасно зная, что это понятие тоже привычно воспринимается, как хорошее, а нас клеймили как правых. Теперь-то этот маскарад не нужен, и сейчас уже понятия левые-правые применяются в общепринятом смысле. В настоящее время происходит перехват лозунгов патриотизма, всегда воспринимаемых в народе с энтузиазмом. Этот метод называют методом кражи лозунгов. Я бы назвал несколько шире - методом кражи понятий.
Теперь об адресности пропаганды. Для разных категорий и групп людей применяются все упомянутые методы, но при использовании одних и тех же форм в них вкладывается различное содержание. Совершенно по-разному строится работа с молодёжью и с пожилыми людьми, с людьми образованными и имеющими низкий образовательный уровень, с интеллигенцией и с людьми неквалифицированного труда, со столичными жителями и с жителями глубинки, с русскими и с людьми других национальностей, с верующими и с атеистами. Тут можно приводить множество примеров, ну хотя бы такой: ветеранам Великой Отечественной войны никто не пытался внушить, что вот если бы в войне победили немцы, то мы бы сейчас жили в богатстве и пили в барах немецкое пиво. А молодежь это может и проглотить, и глотает, я собственными ушами слышал именно это утверждение из уст молодого человека. Эффективность именно адресного подхода психологически легко объясняется: человек, естественно, более восприимчив к тому, что как-то затрагивает его личные и групповые интересы. Весьма характерный пример адресной пропаганды: в одно и то же время (в 80-х годах) радиостанция "Свобода", вещая на Венгрию, с цифрами в руках доказывала, что Советский Союз её, Венгрию, грабит, а вещая на Советский Союз, тоже с цифрами в руках доказывала, что он её содержит. В общее понятие адресности пропаганды можно включить и индивидуальную работу. С точки зрения буржуазной пропаганды наиболее подходящими объектами, естественно, были всегда люди, лишённые каких бы то ни было принципов, в том числе люди, провозглашающие свою приверженность принципам только на словах. Один мой знакомый сказал как-то совершенно очаровательную фразу: "У меня есть определённые принципы, и я почти всегда ими руководствуюсь". Так вот, завершая разговор об адресности пропаганды, я бы хотел особо подчеркнуть, что в нашей пропаганде именно это является одним из слабых мест. Считаю необходимым активно учиться сугубо дифференцированному подходу в пропаганде. Такой подход - одно из необходимых условий для успеха. Я не буду подробно останавливаться на классификации пропаганды по способу её доведения до людей, скажу только, что противник применяет абсолютно все имеющиеся в его распоряжении средства - устные беседы и митинги, печать, как периодическую, так и непериодическую, объёмом от листовок до толстых книг, в жанре публицистики и в жанре приключенческих романов, фабрикацию и обнародование фальшивых документов, распускание слухов, ну и само собой - радио и телевидение. Это вполне естественно - в любой войне применяются все имеющиеся у воюющих сторон средства (разве что одна из сторон может побояться использовать то средство, которое имеется у противника в большем объёме, - например, как Германия во второй мировой войне не решилась применить в массовом масштабе химическое оружие после предупреждения Черчилля о том, что в этом случае она будет залита газами. Но к рассматриваемой сегодня теме эта ситуация не относится - у нас в распоряжении пока нет ни одного технического средства, более мощного или в большем количестве, чем у наших противников). Для нас это означает только особую необходимость максимально эффективного использования тех немногочисленных средств, что всё же имеются. Мы ведь и в эффективности их использования сильно отстаём от противника, всё ожидаем, что успех придёт сам собой, без постоянных, целенаправленных, тщательно продуманных и спланированных усилий. Здесь присутствуют женщины, поэтому я не могу сказать вам, что именно я думаю по поводу таких ожиданий.
Говоря о буржуазной прессе, не могу не остановиться на распространённом аргументе, который часто приводят буржуазные пропагандисты. Они становятся в позу объективных людей и говорят: «Да, конечно, пресса продажна. Но разные издания, разные журналисты продаются разным людям. Это и есть гарантия разнообразия позиций и мнений. В этом залог свободы прессы в целом». Ответ на это простой: «Издания, журналисты продаются не РАЗНЫМ, а ОДИНАКОВЫМ людям – богатым, только богатым, которые только и могут их купить. Вот попробуйте сами - купите газету, чтобы она выражала Ваше мнение. Ага! И выражает эта продажная пресса только позиции и мнения богатых. В каких-то частностях эти позиции могут различаться, но только не в главных, коренных классовых интересах этих людей – тут они всегда абсолютно солидарны». Особняком стоят методы подготовки общественного и индивидуального сознания к восприятию пропагандистских воздействий. Эти методы не являются собственно пропагандой. Говоря военным языком, это как бы отряды обеспечения движения - движения пропагандистских воздействий в мозги и души людей и общества в целом. Я уже говорил, что ложь, дезинформация и другие методы буржуазной пропаганды гораздо легче воспринимаются людьми, недостаточно образованными. Это не новость, это - давно известный факт, издревле понятый и взятый на вооружение эксплуататорскими классами. "Тайна" знания всегда доставалась только "посвящённым", узкому кругу высших иерархов. Остальные всеми силами удерживались в невежестве. В этом отношении ничего не изменилось и сейчас по сравнению с Древним Египтом. Достаточно привести всего один факт, мало известный у нас, да и не афишируемый в мировом сообществе, но официально приводимый американской статистикой: 30% взрослого населения США не умеют ни читать, ни писать. Кстати, именно этим различием в грамотности населения объясняется тот факт, что у нас в годы Советской власти все указатели были текстовые, а в США – в виде картинок. Когда эти картинки начали внедрять и у нас, многие ещё умилялись такому непривычному и симпатичному способу. Теперь понятно, что скоро уже и наше население тоже будет затрудняться читать текст. Неудивительно поэтому, что одно из главных направлений всей идеологической войны, которая ведётся против нашего народа, - это как можно более быстрое и как можно более полное его оболванивание, лишение знаний. Всем известно, какой мощный удар нанесён по науке, по искусству, как целенаправленно разрушается культура. Ведь взрастить ядовитые семена лжи можно только на отравленной почве, а для исключения самой возможности рекультивации этой почвы нужно разрушить её питательную среду, источник её плодородия - народное образование. Что с ним делается - видите сами. Это большевики ликвидировали безграмотность (в том числе и потому, что они понимали – грамотному легче противостоять лжи и оболваниванию). Капиталисты – ликвидируют грамотность. Однако, одного только лишения знаний, затруднения получения образования ещё не достаточно: буржуазным пропагандистам понятно, что жизнь сама по себе - неплохой учитель. Поэтому нужно затруднить восприятие реальностей жизни - экономических, социальных и политических. Для притупления такого восприятия существуют хорошо изученные и широко применяемые духовные наркотики - мир бездумных развлечений, мир религиозного мистицизма, мир бездуховного секса, да и мир галлюцинаций от потребления обычных наркотиков - те самые миры виртуальной реальности. Эти духовные и материальные наркотики легко делают человека индифферентным, податливым к бездумному восприятию любых антиистин. Это - второй комплекс воздействий для подготовки к восприятию буржуазной пропаганды. Третий, весьма действенный путь подготовки - создание обстановки массового психоза, истерии. Он учитывает подсознательную приверженность человека к таким конкретным психическим состояниям, как экзальтация, националистическая истерия, религиозный экстаз и т.д. Исторические примеры создания соответствующего психического настроя содержатся в истории фашизма, самурайства, да и в таких сравнительно близких нам событиях, как август 1991г. Четвёртый способ подготовки к восприятию буржуазной пропаганды - деморализация. В нашей стране одним из главных поворотных пунктов, в значительной степени обеспечивших успех антисоциалистического переворота, явилась смена приоритета моральных ценностей приоритетом материальных ценностей, происшедшая в хрущёвские времена. В сегодняшней России целенаправленная борьба с моралью приобрела чудовищные масштабы, поскольку она должна была подготовить людей к восприятию именно чудовищных идей и чудовищных событий, как чего-то в общем нормального, ну, во всяком случае, приемлемого. Страна последовательно ужасалась убийству журналиста, бандитскому беспределу, взрыву жилого дома, захвату больницы, «Норд-осту», бесланской трагедии… Так же последовательно и привыкали ко всему этому. Кто уж там будет теперь ужасаться обнищанию народа, массовой беспризорности детей, кошмарными темпами вымирания и многому другому? Недавно в разговоре с одной девушкой она привела такой довод: «Раньше, когда я была маленькой, мама с трудом находила мне платьице яркой расцветки, всё было тусклое и унылое. А теперь – пожалуйста, всё яркое и красивое. Что ещё нужно матери, которая заботится о своём ребёнке?» Пришлось обратить её внимание на то, что 80% российских матерей были бы просто счастливы, если бы сегодня у них были ВОТ ЭТИ проблемы – проблемы расцветки платьица для ребёнка. А не проблемы, чем накормить ребёнка, как, на какие шиши его выучить или вылечить. А бесланские матери, - сказал я, – наверное, закидали бы тебя камнями, если бы услышали от тебя такое кощунство. Смутилась девушка. Она просто забыла, как живёт большинство народа. Это – ещё одна проблема: как достучаться до тех людей, которые думают, что у них, в общем, всё в порядке. Очень многие так думают просто потому, что лично их ещё не ударило как следует. Да, они знают, слышат, какие ужасы творятся – у других. А человеку свойственна детская уверенность, что «меня всё это не касается и никогда не коснётся». Ребёнок ведь твёрдо уверен, что он никогда не умрёт. Нужно стараться находить и показывать человеку те опасности, которые именно для него наиболее реальны. Так, лет пять назад я услышал от одного парня – владельца «Газели», что он очень хочет, чтобы «демократы» остались у власти ещё хотя бы лет на пять. Тогда бы он успел обеспечить себя и свою семью всеми жизненными благами. Я согласился с ним. И задумчиво добавил: «Правда, при нескольких условиях, – если тебя не убьют, если ты не заболеешь, если твою машину не раскурочат бандиты или конкуренты. И если бензин не подорожает». Тогда он задумался. А недавно мы встретились вновь, и он сказал мне, что все беды его обошли – кроме подорожания. И теперь он еле сводит концы с концами. Надо продавать машину – она требует затрат больше, чем даёт дохода. А за приличные деньги не продашь – она ведь уже изношена до предела… Пришлось утешить его: «Зато ты жив и здоров. Пока… А по нынешним временам – это уже счастье. Вряд ли это счастье надолго продолжится при демократах». Вернёмся к борьбе с моралью, которую эти демократы ведут настойчиво и умело. А для подготовки этой борьбы с моралью сначала нужно было расчистить почву. Помните, я вам говорил о людях, лишённых принципов, как о наиболее благодатном материале для буржуазной пропаганды? Так вот, вспомните, какая бешеная атака была в своё время проведена на само понятие принципиальности. Характерный пример: когда Нина Андреева опубликовала свою известную статью, в том злобном вое, который поднялся по этому поводу, очень мало кто пытался опровергать её по существу, спорить с её принципами - на этом поле демократы бы явно потерпели поражение. Оплёвывался и высмеивался сам факт наличия принципов, которыми к тому же не поступаются. Не могу не отметить, что и в этом вопросе, в охаивании принципиальности как таковой демократы добились больших успехов. Даже среди лучших людей, среди проверенных коммунистов порой наблюдаются симптомчики этой болезни. Например, принцип партийной дисциплины, обязательности выполнения партийных решений, конечно же, обязателен. Обязателен для всех, кроме меня. А у меня - заслуги. Или особое понимание. Или ещё что-нибудь. Наконец, пятый способ - это ещё одна смена приоритетов, внедрённая уже в горбачёвские годы, - когда приоритет общественных интересов сменился приоритетом личных интересов. Мне до сих пор непонятно, как можно было с такой лёгкостью воспринять такую несусветную чушь, как нечто вполне естественное и само собой разумеющееся. Ясно же, если дать себе труд ну хоть чуть-чуть подумать, что ни одно сообщество - не только человеческое, вообще любое, да вообще любая система даже неживых элементов не сможет существовать и функционировать, если интересы части этого сообщества, интересы одного элемента этой системы будут приоритетнее интересов всего сообщества, всей системы. Такого и не бывает. Естественно, и наше общество после смены этих приоритетов быстро и легко разрушилось. В любом обществе господствующий класс это прекрасно понимает и никогда не допустит проникновения такой абсурдной идеи в головы людей. Попробуйте сказать американцу, чьи личные интересы, конечно же, для него важнее интересов любого другого индивида, так вот, попробуйте сказать ему, что его личные интересы важнее интересов Америки в целом. Оскорбится или подумает, что это такая шутка. Отдельно хотелось бы остановиться на оперативности пропагандистских воздействий. Дело в том, что существует в нашей среде мнение, что в нашем постоянном запаздывании, задержке с реакцией на те или иные действия противника нет ничего плохого, что вовсе не обязательно стремиться к оперативному ответу на каждое воздействие противника, не в этом суть, главное - это умелые и решительные действия в решающий момент, в момент революционной ситуации, а пока даже лучше не растрачивать свои силы в реагировании на текущие события. А некоторые товарищи считают, что вообще не следует реагировать на пропаганду противника - дескать, на каждый чих не наздравствуешься. Тут многое можно и нужно возразить. Ну, во-первых, умелые действия тоже ведь сами собой не выработаются, они могут выработаться только в процессе действий, только на практике, в ходе приобретения опыта практической борьбы. А откуда возьмётся этот опыт, если его не приобретать? Тогда уж точно в решающий момент мы ничего не будем уметь. Во-вторых, силы никогда не возрастают в бездействии, наоборот, они атрофируются. Силы возрастают только в результате тренировки, т.е. если их не "беречь", а, напротив, применять постоянно и с возможно большей нагрузкой. Ну и главное: мы уже столько раз убеждались в правоте ленинской мысли о том, что если в сознании человека не побеждает пролетарская идеология, то в нём с неизбежностью побеждает буржуазная. Как природа не терпит пустоты, так этой пустоты не может быть и в сознании - если буржуазная пропаганда воздействует на общественное сознание активно и непрерывно, то и наш ответ должен обязательно быть адекватным. Стоит нам сделать некий перерыв между их воздействием и нашим ответом, как мы тем самым прямо способствуем закреплению их идеологии в сознании. Действие яда можно сделать не смертельным, только введя противоядие, причём введя немедленно. Нелишне сказать, как относятся к этому вопросу зубры буржуазной пропаганды. В американском наставлении по ведению психологических операций записано: "Надо действовать или сверхбыстро, или вообще не реагировать на событие". И расшифровывается: если можно подать событие в "нужном" духе, то реакция должна быть сверхбыстрой, если нельзя, если нет аргументов - то его нужно замолчать. Но у нас-то всегда есть аргументы, эти аргументы - правда. Вот её и нужно жёстко и оперативно применять в качестве обязательного ответа на любой выпад классового врага. --------------------------------------- = актуально! = Война, Гундяев и немцы
С одной стороны, в религиозной и политической риторике последовательно декларируется недопустимость переписыва-ния истории, с другой стороны, на практике осуществляются активные процессы по замещению коллективной памяти и «перекодированию» отношения к войне, значимая роль в которых от водится Русской православной церкви (далее – РПЦ). Все это выявляет достаточно четко оформившуюся проблему: противоречие между декларацией недопустимости переписывания истории, и активной фактической реализацией данного процесса различными политическими силами. Великая Отечественная война в идеологических конструкциях и реальной памяти Осуществляется процесс замещения в том числе через активное вовлечение в данную деятельность РПЦ, позиция которой в целом последовательна и логична, хотя и не лишена отдельных противоречий. С одной стороны, церковь безусловно отдает дань погибшим и победившим в войне. С другой стороны, очевидны ее попытки монополизации общей победы советского народа и памяти. В этой связи интерес представляет анализ выступлений Патриарха Кирилла и представителей РПЦ в контексте памятных военных дат. Именно Патриарх Кирилл, возможно, первый вскрыл и сформулировал глубинную суть образа Победы, которую она приобрела в последние десятилетия: как «величайшей духовной традиции». Однако в своих выступлениях он конкретизирует и раскрывает смысл данной традиции в узком, религиозном понимании. Война рассматривается одновременно и как «наказание за грех богоотступничества всего народа, за попрание святынь, за кощунство и издевательство над Церковью, над святынями, над верой» и как «дар Божественной справедливости и дар Божественной любви». Предстоятель РПЦ последователен в отстаивании своей позиции, подтвердив 6 мая 2010 г. ее еще раз: «Год назад я сказал в этом храме, что и Великая Отечественная война была наказанием за наш грех, а потом был удивлен реакцией светской прессы, которая удивилась и даже обиделась. Не надо обижаться – грешить не надо». Соответственно для того, чтобы война больше не повторилась, «никогда не должно повториться массовое богоотступничество». Присутствует и другая версия (модель) войны как одного из воплощения дьявола: «война была войной со злом… причина зла – вне этого видимого мира, там, где была первая битва Архангела Михаила с падшим Денницей». Соответственно война – просто «материализация той злой силы», и, по мнению В. Чаплина, «неизбежное дело в нашем испорченном грехом мире». Абстрактность категорий в данном случае вполне объяснима, поскольку конкретизация образа врага неизбежно влечет конкретизацию образа победителя и предсказуемо отсылает к «нежелательной памяти». В отдельных случаях (как правило, в выступлениях Патриарха за пределами России) конструкция врага приобретает земные черты: «огромное число людей признает решающую роль нашей страны… в преодолении нацизма». Встречается упоминание о борьбе с фашизмом и «иноземной силой». Победителем в данном варианте конструкции также выступает также конкретный образ – Советский союз. Условия же и факторы Победы не уточняются. Последовательно выстроенный образ войны (наказание, дар, злые силы) предполагает конструирование образа врага, против которого велась война: грех богоотступничества, безбожие, дьявол, поскольку именно они, согласно данной конструкции, являются первичной причиной войны. Фашизм, нацизм, иноземная сила и т.п. внешние геополитические и военные факторы выступают вторичным следствием – инструментом, формой, методом наказания. В то же время следует отметить недопустимость, с позиций РПЦ, «компромисса со злом»: «но ничто не могло остановить наш народ, который даже в самый страшный момент не пошел на компромисс со злом. Компромисс со злом есть компромисс с диаволом, а значит, поражение того, кто вступает в этот компромисс». Следующим этапом замещения образа Победы можно назвать моделирование образа победителя. В данном случае Патриарх избегает категорий, несущих какую-либо идеологическую, политическую или религиозную нагрузку (например, советский народ, русский народ, православный народ и т.п.). В качестве победителя в большинстве случаев выступает обезличенный, лишенный персонифицированных признаков, народ: «наш народ», «свой народ», «ваш народ», «весь народ»: «Вы являетесь реальными свидетелями героизма своего народа», «трудовой и ратный подвиг нашего народа», «праздник всего народа» и т.п. Что касается отношения к Победе, то здесь в риторике Патриарха встречается двойственность относительно источника, причин и факторов, обеспечивших Победу. Отдавая должное мужеству и героизму народа, Патриарх последовательно отказывает в ее обусловленности чем-либо иным, нежели исключительно православной верой и молитвой: «Героизм русского человека всегда поддерживался силой православной веры». Нерелигиозный героизм, по мнению Патриарха, в принципе невозможен, поскольку «в рамках безбожного мировоззрения невозможно оправдать ни героизма, ни подвига, ни самопожертвования, и если на такой подвиг идут люди, которые не осознают себя религиозными, то это не означает, что их мотивация подвига лежит в материалистической плоскости». К тому же «верующий человек жертвует собой легче, чем человек без веры…». Осознанность веры в данном случае не играет существенной роли: «многие люди не верили в Бога, но они оставались носителями нашего национального духовного кода, нашей национальной православной цивилизации, даже не сознавая этого». В этой связи скорее исключением, чем правилом, звучит фраза о том, что «Именно мужеством и героизмом нашего народа и была одержана победа». Правда, здесь же следует существенная оговорка: «С вами Церковь, которая… воодушевляла народ, поднимала его на борьбу». Приведенные цитаты позволяют выделить д ва основных условия Победы: а) православную веру, обусловившую героизм и стойкость народа; б) Божие содействие. В некоторых случаях оба этих условия образуют единую связку: «Несомненно, силой Божьей, как и героизмом наших людей, ни с чем не сравнимым, враг был отброшен от стен Москвы». Однако приоритет, безусловно, отводится высшим силам: «…Господь даровал Победу, и из Его спасающей десницы мы получили избавление». Упомянутая в контексте другой войны – 1812 г. – причина победы однозначна («Мы победили, потому что мы действительно крепко молились») и не допускает интерпретаций: «Если кто-то сегодня игнорирует этот духовный фактор, то он вновь демонстрирует идеологический подход к истории, который не имеет ничего общего с реальностью». Следует заметить, что материальные факторы Победы априори исключены из церковной риторики и в принципе не рассматриваются: индустриализация, перенос производства в тыл, обеспечивший уже к середине войны перевес в оружейной и технической мощи, подготовка военных кадров и т.п. Поэтому, говоря о Победе, церковь говорит «не столько о победе русского оружия», сколько «о победе русского духа, а сим-волом русского духа как раз и являлись такие люди, которые могли не держать буквально оружие в руках, но, держа крест в руках, благословлять на ратные подвиги своих земляков, своих соотечественников».
Замещение памяти: инструменты и методы Эффективным инструментом замещения памяти и переориентирования преемственности военных традиций является разработка и обновление церемониала, геральдики, военной символики. Практика постепенного, но в то же время системного и активного вытеснения советской военной символики в России становится все более распространенной. Так, на Параде Победы Знамя Победы, сохранившего, однако, советскую символику, выносится вслед за триколором знамённой группой, одетой в стилизованную форму русской армии первой половины XIX века, в местах массовых гуляний отсутствует советская символика, ассоциирующаяся с Победой (красная звезда, красное знамя, советские ордена и медали и т.п.). Обязательным атрибутом перезахоронений останков солдат, погибших в войне, помимо традиционного воинского салюта, становится отпевание. В итоге вся советская символика Победы заменена одной георгиевской ленточкой, отсылающей не столько к воинской традиции поощрения доблести, сколько к святому Георгию и абстрактному злу: «П очему именно в честь великомученика Георгия этот храм был построен и освящен? Да потому что святой великомученик Георгий является символом… борьбы людей, одухотворенных благодатью Божией, со злом». Образ святого оправдывает путаницу дат и легитимирует корректировку Патриархом даты окончания войны, связывающим ее с датой первой церемонии подписания Акта о безоговорочной капитуляции, состоявшейся 7 мая: «Мы празднуем День Победы в годовщину подписания капитуляции, которая состоялась в Берлине 8 мая (ввиду разницы во времени в Москве к моменту капитуляции было уже за полночь, а потому праздник Победы отмечается 9 мая). Но война кончилась 6 мая, в день великомученика и Победоносца Георгия, который всегда являлся покровителем града Москвы». Таким образом, последовательно рассмотрев и проанализировав процесс конструирования «модели замещения» памяти о Великой Отечественной войне, включающую новую интерпретацию причин войны, образов врага и победителя, условий и факторов Победы, с высокой долей вероятности можно предположить ее заключительную часть – легитимизацию РПЦ в качестве монопольного правопреемника, источника и хранителя памяти о войне. Максимально кратко и ёмко замещение – как символическое, так и содержательное – может быть проиллюстрировано одним новостным заголовком: «Святейший Патриарх Кирилл благословил построить на площади Победы… новый кафедральный собор ».
---------------------------------------------- Сергей Советский Пролетарское прозрение, или… (продолжение)
После публикации статьи «Пролетарское прозрение, или как я стал Сталинцем (Сталинистом)», услышал немало отзывов. И во всех отзывах присутствовала одна общая тема – репрессии. И часто, было заметно влияние навязанного (услышанного, прочитанного и т.д.), с той или с другой стороны. Попробуем разобраться вместе. Никаких ссылок на сказанное кем то (верное или выдуманное), тем более от второго лица, и никакого авторитетного мнения. Разбирать будем только известные факты, анализ и сравнение дня сегодняшнего и прошлого, и опираясь на работы И.В. Сталина. Это будет меньше, чем если сослаться на опубликованные данные какого- то известного историка, но это будет честнее, и для общего понимания более чем достаточно. Одно дело принять тупо на веру услышанное или прочитанное, и другое, самому продумать, проанализировать и сделать выводы. Это не значит, что не надо читать. Надо и обязательно. Что бы знать историю своей страны, чтобы быть политически грамотным, чтобы знать приёмы оболванивания, применяемые капитализмом, уметь разбираться и о
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|