Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Изучение нового материала.

ЛЕКЦИЯ 50.

Вторая мировая война. Великая Отечественная война (Оккупационный режим).

Организационный момент.

2. Объявление темы, цели и плана урока. Цель – «Сегодня на занятии вы узнаете об оккупационном режиме гитлеровцев в годы Второй мировой войны: о геноциде, о Холокосте, о движении Сопротивления, о блокаде Ленинграда, а также о партизанском движении в СССР (формы борьбы, роль и значение)».

План:

2.1. Повторение пройденного «Сначала мы повторим предыдущую тему».

2.2. Геноцид. Холокост. Движение Сопротивления.

2.3. Блокада Ленинграда. Партизанское движение в СССР, формы борьбы, роль и значение.

2.4. Самостоятельная работа.

Повторение пройденного.

3.1. Назовите направления наступления гитлеровской армии в СССР.

3.2. Было ли нападение Гитлера неожиданным для руководства СССР?

3.3. Назовите причины, по которым в 1941 году Красная армия вынуждена была отступить до Москвы.

3.4. Что являлось основной задачей Гитлера в войне против СССР и получилось ли это у него?

3.5. Перечислите основные сражения начального периода Великой Отечественной войны (22.06.1941 – 28.11.1942).

3.6. Назовите функции и состав Государственного комитета обороны (ГКО).

3.7. В чем состоит историческое значение Московской битвы?

3.8. Следствием чего явилась Сталинградская битва?

3.9. Опишите Сталинградскую битву.

3.10. Опишите Курскую битву.

3.11. Расскажите о действиях Красной армии в 1944 г.

3.12. Расскажите о действиях Красной армии в 1945 г.

3.13. Расскажите о параде Победы.

Изучение нового материала.

4.1. Под запись. «С 1 сентября 1939 года и до освобождения войсками стран – участниц антигитлеровской коалиции на территории европейских стран и Советского Союза был установлен оккупационный режим. Рассмотрим, что он из себя представлял.

В соответствии с нацистским учением, только немцы и скандинавы представляли собой высшую расу (т.н. «нордический тип»). Все остальные европейские народы считались ниже по уровню (исходя из степени смешанности их крови), но в целом признавались людьми. Славяне, евреи, цыгане, азиаты людьми не считались в принципе. Следовательно, в отношении их позволялись любые действия, в т.ч. и с целью уменьшения их численности.

Геноцид (от греч. génos — род, племя и лат. caedo — убиваю), истребление отдельных групп населения по расовым, национальным или религиозным мотивам, одно из тягчайших преступлений против человечества. Геноцид органически связан с фашизмом и аналогичными реакционными «теориями», пропагандирующими расовую и национальную ненависть и нетерпимость, господство т. н. «высших» рас над «низшими» и т.п.

Геноцид совершался в массовых масштабах гитлеровцами во время 2-й мировой войны 1939—45 в оккупированных странах Европы, особенно против славянского и еврейского населения. Миллионы людей различных национальностей были уничтожены в фашистских «лагерях смерти». Наказуемость геноцида установлена уставами международных военных трибуналов (Нюрнбергского и Токийского), а также специальных международной конвенцией «О предупреждении преступления геноцида и наказании за него» (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 9 декабря 1948). Согласно конвенции, под геноцидом понимаются действия, совершаемые с намерением уничтожить, полностью или частично, какую либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу как таковую, а именно: убийство членов такой группы, причинение им серьёзных телесных повреждений или умственного расстройства; предумышленное создание условий, которые рассчитаны на полное или частичное физическое уничтожение таких групп, принятие мер, рассчитанных на предотвращение деторождения в их среде, насильственная передача детей из одной человеческой группы в другую. В 1965 ООН принята конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации, осуждающая расизм, одной из форм которого является Геноцид

В настоящее время всякое ограничение прав или установление каких-либо привилегий граждан в зависимости от их расовой, национальной или религиозной принадлежности, а также проповедь расовой или национальной исключительности или ненависти и пренебрежения запрещены и караются законом.

Холокост – преследование и массовое уничтожение евреев, живших в Германии, на территории её союзников и на оккупированных ими территориях во время Второй мировой войны; систематичное преследование и уничтожение европейских евреев нацистской Германией и коллаборационистами на протяжении 1933—1945 годов. Наряду с геноцидом армян в Османской империи считается одним из самых известных примеров геноцида в XX веке.

Движение Сопротивления, национально-освободительное, антифашистское движение во время второй мировой войны 1939-45 против германских, итальянских и японских оккупантов и сотрудничавших с ними местных реакционных элементов. В Сопротивлении участвовали рабочие и крестьяне, патриотически настроенные городская мелкая и отчасти средняя буржуазия, интеллигенция и часть духовенства. В странах Азии в борьбу против японских колонизаторов включились в той или иной мере и некоторые группы помещиков. Почти во всех оккупированных фашистами странах в движении Сопротивления имелось два основных течения: 1) демократическое, руководимое рабочим классом во главе с коммунистическими партиями и выдвигавшее требование не только национального, но и социального освобождения; 2) правое, консервативное, руководимое буржуазными элементами, ограничивавшее свои задачи восстановлением власти национальной буржуазии и порядков, существовавших до оккупации. Коммунисты сотрудничали с теми правыми элементами в рядах Сопротивления, которые были готовы вести активную борьбу против оккупантов, В ряде стран (Франция, Италия, Чехословакия, Бельгия, Дания, Норвегия и др.) между демократическими и правым течениями в ходе Сопротивления устанавливалось сотрудничество против общего врага. В некоторых странах (Югославия, Албания, Польша, Греция и др.) находившиеся в эмиграции буржуазные правительства при поддержке правящих кругов Великобритании и США создавали на оккупированных государствами фашистского блока территориях своих стран собственные организации, которые, формально выступая за освобождение от немецко-фашистской оккупации, на деле вели в первую очередь борьбу против компартий и др. демократических организаций, участвовавших в Сопротивлении. Во многих странах Европы в Сопротивлении сражались советские люди, бежавшие из фашистских концлагерей. Многие советские патриоты были руководителями антифашистских групп, командирами партизанских отрядов. В Сопротивлении борьба против фашизма, за национальное освобождение тесно переплеталась, как правило, с борьбой за демократические преобразования и социальные требования трудящихся, а в колониальных и зависимых странах - и с борьбой против империалистического и колониального гнёта. В ряде стран в ходе Сопротивления развернулись народно-демократические революции. В некоторых странах народные революции, начавшиеся в период Сопротивления, успешно завершились уже после окончания 2-й мировой войны.

Движение Сопротивления отличалось многообразием форм борьбы против оккупантов. Наиболее распространёнными формами были: антифашистская пропаганда и агитация, издание и распространение подпольной литературы, забастовки, диверсии и саботаж на предприятиях, выпускавших продукцию для оккупантов, и на транспорте, вооруженные нападения с целью уничтожения предателей и представителей оккупационной администрации, сбор разведывательных сведений для армий антифашистской коалиции, партизанская война. Высшей формой Сопротивления было всенародное вооруженное восстание, в котором ведущая роль принадлежала рабочему классу.

В некоторых странах (Югославия, Польша, Чехословакия, Франция, Бельгия, Италия, Греция, Албания, Вьетнам, Малайя, Филиппины) Движение Сопротивления переросло в национально-освободительную войну против фашистских захватчиков. В Югославии и Албании национально-освободительная война против оккупантов слилась с гражданской войной против внутренней реакции, выступавшей против освободительной борьбы своих народов. В таких странах, как Нидерланды, Дания, Норвегия, главными формами Сопротивления были забастовочное движение и антифашистские демонстрации. В Германии главными формами Сопротивления были тщательно законспирированная деятельность подпольных антифашистских групп по вовлечению рабочих в борьбу против фашизма, распространение агитационных материалов среди населения и в армии, оказание помощи угнанным в Германию иностранным рабочим и военнопленным и т. п.

Первый период Сопротивления (начало войны - июнь 1941) был периодом накопления сил, организационной и пропагандистской подготовки массовой борьбы, создания и укрепления при руководящем участии компартий нелегальных антифашистских организаций. Второй период Сопротивления (июнь1941 - ноябрь 1942) характеризуется его усилением в странах Европы и Азии в связи с началом Великой Отечественной войны Советского Союза 1941-45. Под влиянием мужественной борьбы и первых побед Красной Армии над немецко-фашистскими войсками, особенно исторической битвы под Москвой, Сопротивление почти во всех странах Европы стало приобретать характер общенационального движения. Ширилось движение Сопротивления народов стран Восточной и Юго-Восточной Азии, подвергшихся японской оккупации, особенно в Китае. Третий период Сопротивления (ноябрь 1942 - конец 1943) связан с коренным переломом в войне, вызванным историческими победами Красной Армии под Сталинградом и под Курском; Движение Сопротивления во всех оккупированных странах и даже в некоторых странах, входящих в фашистский блок (в т. ч. и в самой Германии), резко усилилось. В это время в ряде стран завершилось в основном национальное объединение патриотических сил и укреплялись единые общенациональные фронты. Четвёртый период Сопротивления (конец 1943 - май - сентябрь 1945). В этот период Красная Армия нанесла фашистским захватчикам сокрушительные удары, изгнала их с советской земли, освободила народы Восточной и Юго-Восточной Европы, завершила совместно с вооруженными силами союзников разгром гитлеровской Германии (8 мая представители германского командования подписали акт о капитуляции) и, выступив 9 августа 1945 против Японии, сыграла решающую роль в победе над японским милитаризмом».

4.2. Под запись. «Блокада Ленинграда – героическая 900-дневная оборона осажденного фашистскими войсками Ленинграда в годы Великой Отечественной войны. В начале сентября 1941 г. немецко-фашистские войска вышли на ближние подступы к Ленинграду и Ладожскому озеру, блокировав город с суши. Однако взять город штурмом и войти в него врагу не удалось — началась оборона Ленинграда, в котором находилось более 2,5 млн. жителей. Ленинградцы активно и самоотверженно помогали фронту. Днем и ночью на военных заводах Ленинграда делали оружие для защитников города. Десятки тысяч людей ушли в народное ополчение. Ни яростные атаки фашистских войск, ни варварские бомбардировки с воздуха, ни жестокий голод и холод, ни болезни и другие ужасы многомесячной блокады не смогли сломить волю и стойкость жителей блокадного Ленинграда и воинов, оборонявших его: Ленинград не сдавался. Впоследствии Гитлер отдал приказ, который запрещал активный штурм города и требовал ожидания и постоянных обстрелов и бомбежек, с целью максимального истребления жителей Ленинграда. В случае массового выхода жителей из города немецкие войска обязаны были уничтожать их, не допуская на свои позиции.

Со 2 сентября 1941 продовольственный паёк населению сокращался 4 раза, с 20 ноября по 25 декабря 1941 он был наименьшим (250 г хлеба рабочим, 125 г служащим, иждивенцам и детям). В результате блокады от голода умерло 641803 человек, свыше 17 тыс. человек погибло при бомбёжках и артиллерийских обстрелах. Снабжение города и войск удалось наладить по льду Ладожского озера (этот путь называли «Дорогой жизни») и по воздуху. Это позволило немного облегчить положение осажденных, часть которых (прежде всего детей) была вывезена в тыл, на восток СССР. В январе 1943 г. блокада была прорвана на узком участке фронта вдоль южного берега Ладожского озера, а в январе 1944 г. в результате наступления советских войск окончательно снята. К этому времени в городе оставалось не более 550 тысяч жителей. Число жертв блокады превысило один миллион, две трети которого составили умершие от истощения. Большинство умерших во время блокады ленинградцев были похоронены в братских могилах на Пискарёвском и Серафимовском кладбищах. На Пискаревском кладбище сооружен мемориал жертвам блокады (авторы Е.А. Левинсон и А.В. Васильев). На гранитной стене, расположенной позади центрального монумента «Родина-Мать», высечены строки ленинградской поэтессы Ольги Берггольц: Никто не забыт и ничто не забыто.

Даже в самые тяжелые дни блокады не замирала культурная жизнь города: работало ленинградское радио, в театрах давали спектакли, в концертных залах филармонии — концерты. В дни блокады Д.Д. Шостакович создал знаменитую Седьмую — Ленинградскую — симфонию. Она стала символом мужественной борьбы народа с фашизмом. В октябре 1942 г. открылся «Блокадный театр», первой постановкой которого была пьеса К.М. Симонова «Русские люди».

Блокада Ленинграда стала одной из самых трагических и героических страниц в истории Великой Отечественной войны. За этот подвиг городу было присвоено почетное звание города-героя. Людей, переживших блокаду Ленинграда, называют блокадниками».

2.3. Самостоятельная работа на уроке. Запишите в тетради подзаголовок «Партизанское движение в СССР», перейдите по ссылке http://bse.sci-lib.com/article087173.html, прочитайте и законспектируйте текст.

С.Р. № 22.

Подготовка аналитической работы «Сравнение оккупационного режима Германии на временно оккупированной территории европейских стран и СССР».

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...