Внутренний водный транспорт
Развитие этого вида транспорта, зародившегося еще в древности, определялось прежде всего природными условиями, а именно наличием пригодной речной сети. Постепенно усилилась роль искусственных сооружений – каналов и т.д. Возросло и значение дноуглубительных и иных работ по улучшению условий судоходства на внутренних водных трассах. По грузообороту вплоть до начала 90-х годов 2-е место в мире занимал СССР (после США). В течение первой половины XX в. в мире продолжался рост грузооборота внутреннего водного транспорта. С 1913 г. до начала 70-х годов он увеличился в 5,6 раза и достиг 948 млрд. т-км. За это же время пассажирооборот возрос в 8,4 раза и достиг 42 млрд. пасс.-км. В Российской Федерации длина внутренних водных судоходных путей возросла с 61 тыс.км в 1928 г. до 121 тыс. км в 1970 г., а количество перевезенных грузов – с 37 млн. т до 311 млн. т. Общие тенденции, характерные для этого транспорта, проявили себя и в России, особенно в 90-х годах. Протяженность судоходных путей из-за обмеления и резкого уменьшения речного тоннажа сократилась со 120 тыс. км в 80-х годах до 80 тыс. км сейчас. Объем ежегодных перевозок по внутренним водным путям упал с более чем 560 млн. т до менее чем 100 млн.т. Вместе с тем спецификой РФ является то, что сохраняется крайняя потребность в восстановлении судоходства по речным путям, особенно по меридианальным трассам северных рек (связанных природной системой с Северным морским путем), а также по Большому транспортному кольцу (Волга–Дунай–Рейн). В связи с этим есть основания ожидать, что в России в ближайшее десятилетие при участии государства будет происходить постепенное возрождение этого вида транспорта.
Железнодорожный транспорт Этот вид транспорта возник еще в XIX в., но наиболее бурный его рост, технические преобразования и перемены в его роли относятся к XX в. В целом во всем мире общая протяженность железных дорог составила (тыс. км): в 1860 г. – 107 (в том числе 52 в Европе), 1900 г. – 803 (в Европе – 282). В дальнейшем продолжается быстрое создание инфраструктуры – путевого хозяйства и строительство подвижного состава. Железнодорожный транспорт превращается в главный вид наземного транспорта и доминирует на суше по крайней мере до середины века, когда положение начинает меняться. Протяженность железных дорог мира к 1940 г. достигла 1,3 млн. км. К 2000 г., как показывают данные по 67 странам Европы, Азии и Америки, она снизилась до 900 тыс. км, что, безусловно, отразило общие тенденции развития. Грузооборот железных дорог очень быстро возрастал (млрд. т-км): 1929 г. – 1163, 1937 г. – 1269, 1957 г. – 2988, 1973 г. – 5872. Быстрый рост в 50-70-х годах объема работы, выполняемой железными дорогами, произошел из-за увеличения расстояний перевозки и благодаря качественным улучшениям транспортной инфраструктуры. Увеличивалась пропускная и провозная способность дорог, повышалась скорость движения поездов, механизировались трудоемкие погрузочно-разгрузочные операции и т.д. С другой стороны, общая протяженность железнодорожной сети не только перестала возрастать, но, наоборот, начала сокращаться. Постепенно подготавливались изменения, которые полностью проявили себя позднее, в 1970–2000 гг. Общий грузооборот железнодорожного транспорта по миру в целом за 20 лет в 70-90-х годах снизился с 5872 до 5527 млрд. т-км, а в следующее десятилетие упал до 4053 млрд. т-км. Потеря железными дорогами своих позиций в пользу автомобильного транспорта, который во второй половине XX в. принял на себя основные перевозки грузов и пассажиров на короткие и средние расстояния, в то время как авиация стала обслуживать большую часть транспортировок пассажиров, ценных грузов и срочной почты на дальние расстояния, обычно объясняется экономическими причинами. Действительно, многие схемы этих перевозок изменились в результате ценовой конкуренции.
В настоящее время общая протяженность железных дорог России составляет 160 тыс. км. в том числе 90 тыс. км путей общего пользования –МПС и 70 тыс. км подъездных и иных путей необщего пользования. В последнее десятилетие в России, как и в других постсоветских странах, объем железнодорожных перевозок упал весьма существенно. Сказались как общемировые тенденции в этой сфере транспорта, так и специфические причины – снижение объемов промышленного производства, болезненная перестройка географии и товарной структуры грузопотоков. В результате грузооборот железных дорог РФ, который в 1990 г. составлял 2523 млрд. т-км. в 1999 г. упал до 1205 млрд. т-км. Тем не менее, несмотря на эти негативные перемены железнодорожный транспорт играет главную роль в экономике РФ, обеспечивая 85% всего грузооборота и 38% всего пассажирооборота страны. Автомобильный транспорт Хотя первые автомобили были сконструированы еще в конце XIX в., развитие этого вида транспорта началось в XX в. При этом в течение многих десятилетий темпы роста были очень высоки, а само внедрение этого транспорта в повседневную жизнь привело ко многим качественным переменам в экономике, социальной сфере, экологии и т.д. В 1900 г. во всем мире насчитывалось всего 6 тыс. автомобилей. В 1950 г. их было уже 62,3 млн., а к началу 60-х годов – 103 млн. В 1970 г. эксплуатировалось 246,4 млн. машин. В начале 90-х годов их число возросло еще вдвое. Наконец, на пороге XXI в. число грузовых автомашин, превысило 140 млн., а легковых – 460 млн. Грузооборот автотранспорта в целом по миру увеличился с 1913 по 1970г. в сотни раз: К 70-м годам был превышен рубеж в 2000 млрд. т-км. В последующие три десятилетия грузооборот возрос еще более чем на треть и к 2000 г. достиг 3500 млрд. т-км. Развитие автомобильного транспорта радикально изменило всю ситуацию с сухопутными перевозками грузов и пассажиров. В конечном итоге был вначале вытеснен гужевой транспорт, а впоследствии было серьезно ограничено развитие железных дорог.
Пассажирооборот на автомобильном транспорте в целом по миру достиг к началу XXI в. колоссальной величины – 10620 млрд. пасс.-км. Автомобили стали основным видом транспорта в пассажирских сообщениях (более 2/3 всего пассажирооборота развитых стран). Автомобильный транспорт доказал свои преимущества при перевозках на короткие и средние расстояния. Он доминирует во внутригородских перевозках. Мировой парк грузовых автомобилей только за последние 30 лет вырос в 2 раза – с 70 млн. до более чем 140 млн., а легковых автомобилей – в 1,7 раза. При этом большая часть автотранспортных средств принадлежит развитым странам Европы и Северной Америки, равно как и основная часть дорожной сети с твердым покрытием. В России (СССР) автотранспорт, особенно легковой, развивался медленнее, чем в западных странах, и менее успешно, чем такие виды транспорта, как железнодорожный и водный, что объясняется общей социально-экономической политикой государства. Эксплуатационная длина автодорог с твердым покрытием в 1928 г. составляла в Российской Федерации 20 тыс. км, в 1940 г. – 68 тыс., в 1950 г. – 83 тыс., в 1970 г. – 264 тыс. км. Протяженность российских автодорог в настоящее время превышает 750 тыс. км. Ввиду размеров территории РФ показатель плотности автодорог на единицу площади явно недостаточен, а их качество оставляет желать лучшего. В связи с ухудшением экономического положения в 90-е годы общий объем автоперевозок в РФ снижался и к началу XXI в. составлял около 600 млн. т. Воздушный транспорт Быстрое развитие техники и потребности в высокоскоростных перевозках особо ценных грузов, почты и пассажиров привели к тому, что после Первой мировой войны стал быстро формироваться воздушный транспорт. Последующее развитие его происходило стремительными темпами. Дальнейшее развитие авиационного транспорта также шло быстрыми темпами. К концу 90-х годов грузооборот достиг 293 млрд. т-км, в том числе в международном сообщении 189 млрд. т-км. Число пассажиров увеличилось до 2244 млн., включая 1252 млн. на международных линиях.
Развитие авиационной техники в XX в. воплощалось прежде всего в совершенствовании двигателей и улучшении конструкции летательных аппаратов. Легкие и сравнительно более простые поршневые самолеты во второй половине столетия заменялись реактивными. В 60-х годах с ростом воздушных грузовых перевозок в эксплуатацию стали активно вводиться тяжелые грузовые летательные аппараты. Примерно в это же время увеличение пассажиропотоков стимулировало создание самолетов с большой вместимостью. Появились аэробусы. В течение всего XX в., особенно его второй половины, возрастали скорости машин и дальность их полета. В последние годы на первый план вышла проблема топливной экономичности и защиты окружающей среды. При этом экологические требования включают и снижение шума. Если судить по основным параметрам, внешне положение на воздушном транспорте было благополучным. В 1945 г. число пассажиров перевезенных воздушным транспортом составило 0,6 млн., в 1955 – 2,5 млн., в 1965 г. – уже 42,1 млн. Соответственно увеличивался пассажиро- и грузооборот автотранспорта. Однако положение серьезно изменилось с распадом Советского Союза. Данные по России свидетельствуют, что пассажирооборот упал с 159,5 млрд. пасс.-км в 1990 г. до 53,4 млрд. в 1999 г., а грузооборот снизился с 2,6 млрд. до 2,3 млрд. т-км. Численность пассажиров составила 21,7 млн., а количество грузов – 540 тыс. т. Среди экономических причин трудностей, с которыми сталкивается российская авиация в рыночных условиях, особое место занимает низкая платежеспособность потенциальной отечественной клиентуры. Трубопроводный транспорт Хотя первые небольшие трубопроводы были сооружены еще до начала XX столетия, развитие этого вида транспорта относится целиком к прошедшему веку, особенно к его второй половине. В начале 70-х годов общая протяженность магистральных нефтепроводов в мире достигала 258 тыс. км, газопроводов – 609 тыс. км. Уже в то время примерно половина общей длины нефтепроводов и 2/3 длины газопроводов приходилась на США. К началу XXI в. общая протяженность магистральных нефтепроводов в мире достигла 500 тыс. км, то есть возросла примерно вдвое. Совокупная длина всех трубопроводов превысила 2 млн. км. В СССР нефтепроводная система стала развиваться во второй половине XX в. В 1940 г. длина нефтепроводов составляла 1,7 тыс. км, в конце 1945 г. не превышала 4,4 тыс. км. В последующие годы темпы строительства стали быстро возрастать, отвечая потребностям увеличивающейся добычи и экспорта нефти. Совместными усилиями СССР и ряда стран СЭВ в 1960-1964 гг. была сооружена нефтепроводная система «Дружба» длиной 5116 км, а в первой половине 70-х годов – ее вторая очередь. В конечном итоге протяженность системы была доведена до 10 тыс. км. Общая длина советских нефтепроводов к 1970 г. возросла до 56,6 тыс. км, а к 1980 г. – до 69,7 тыс. км.
В настоящее время реализуются или близки к реализации несколько важных проектов прокладки нефтепроводов, имеющих экспортное значение. Среди них Балтийская трубопроводная система (БТС) и расширение нефтепровода Тихорецк–Новороссийск, перспективные проекты строительства трубопроводов из Восточной Сибири в Китай и ряд других. Что касается газопроводов, то в 1975 г. общая их протяженность достигла 100 тыс. км. В том же году началось строительство (закончилось в 1978 г.) газопровода Оренбург–Западная граница. В 1983 г. был введен в эксплуатацию экспортный газопровод Уренгой–Ужгород. К этому времени общая сеть газопроводов в СССР достигла 170 тыс. км. После раздела СССР к России отошла часть сети газопроводов общей протяженностью 140 тыс. км. Эта сеть постоянно возрастает как за счет внутренних линий для обеспечения собственных потребностей, так и для поставок (200 млрд. куб. м ежегодно) в страны Европы. Продолжаются работы по строительству трубопровода Ямал–Европа – 4200 км. Пуск его в эксплуатацию намечен на 2010 г., пропускная мощность составит 70 млрд. куб. м в год. На очереди также газопровод, который пройдет в северо-западном направлении на Финляндию и далее на Швецию и Данию. Эксплуатация первой стадии этой магистрали начнется в 2005 г., а всего трубопровода – в 2008 г. Недавно началось сооружение весьма масштабного трубопровода на Турцию. В 2003 г. поставки газа по нему должны достичь 8 млрд. куб. м в год, к 2010 г. – 30 млрд. куб. м. Если прогнозы по миру в целом для мирового трубопроводного транспорта до 2015 г. признаются хорошими, то для России они представляются чрезвычайно перспективными.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|