Нравственность в отношениях и общении.
ПСИХОТЕХНИКА СИНТОННОГО ОБЩЕНИЯ ЕГИДЕС А.П. Содержание
Часть 1. Конфликт или контакт? Деловые контакты и проблема общения Конфликт или контакт Нравственность в отношениях и общении Природа конфликта Холодный или теплый мир Резюме
Часть 2. Конфликтогены и синтоны Выполнение договоров Потребность в равенстве и демонстрация превосходства Отрицательные и положительные оценки Потребность в защищенности и обвинения Потребность в признании компетентности и назидательность Категоричность Потребность в благодарности и неблагодарность Потребность высказаться и перебивание Потребность в демократичности и авторитарность Потребность в смехе и осмеяние Еще о некоторых конфликтогенах
Часть I КОНФЛИКТ ИЛИ КОНТАКТ ДЕЛОВЫЕ КОНТАКТЫ И ПРОБЛЕМА ОБЩЕНИЯ. Умеете ли Вы выделять именно проблемы общения, общенческие задачи, когда вступаете в деловые контакты? О чем Вы думаете в первую очередь, когда Вас вызывает начальник? Думаете ли Вы о том, в каком он настроении, какого расположение его духа, какая манера разговора с ним, судя по Вашему прежнему опыту, оказывается более эффективной? Или Вы думаете только о деловой стороне вопроса, о том, какими объективными данными для доклада начальству Вы располагаете? Какую манеру разговора с подчиненными выбираете Вы сами, когда вызываете его к себе? Исходите ли из его человеческих, личностных качеств, строите ли беседу таким образом, чтобы добиться своего, не вызывая его сопротивления и заинтересовывая его самого в поручаемом ему деле? Или Вы исходите только из производственной необходимости, не принимая во внимание никакой "лирики"?
Наконец, подумайте, что беспокоит вас перед встречей с деловым партнером? Стараетесь ли Вы продумать тактику общения с ним, учитывающую собранную Вами о нем информацию, психологические законы восприятия человеком человека, стараетесь ли произвести на него приятное впечатление? Или Вы думаете только о силе доказательств, заставляющих его выполнить Ваши требования, удовлетворить Ваши нужды? Умеете ли Вы выделять проблему общения в деловых контактах или Ваше видение этих контактов ограничивается только чисто "деловой" их стороной, без учета психологии партнера? Умение выделять задачу общения как в деловых, так и в личных контактах, умение строить тактику разговора, тактику общения, учет психологии партнера по общенью, умение располагать к себе людей — вот необходимые слагаемые Вашей успешности в деловых контактах и личных взаимоотношениях. Научить Вас этому — задача предлагаемого Вам пособия по психотехнике общения. Безусловно, перечисленные умения сами по себе, без опоры на Ваши чисто деловые качества и организацию Вашего дела не спасут заведомо бессмысленного или экономически нецелесообразного начинания, но это уже задачи других областей знания. Мы же ограничиваемся знакомством с психотехникой, причем, с той ее частью, которая изучает так называемое первичное коммуникативное поведение. Весь процесс общения, или, что то же самое, коммуникативного поведения, можно условно разделить на две части. Первичное коммуникативное поведение — эта та часть общения, которая зависит от партнера, первым вступающего в контакт, т.е. в данном случае от Вас. Эта та часть общения, за которую полностью ответственны Вы, только Вы сами, и никто кроме Вас. От того, каким будет начало общения, какой тон с самого начала Вы зададите Вашему партнеру, сумеете ли Вы своей манерой общения расположить его к себе, заложить основы дальнейшего бесконфликтного с ним общения, зависит и исход Ваших контактов, переговоров, встреч.
Вторичное коммуникативное поведение — это уже Ваша реакция на действия партнера по общению. Естественно, что она будет различной, в зависимости от его поступков, которые, если он не изучал и не применяет психотехнику общения, могут быть весьма далекими от совершенства. Но не будем сразу же перекладывать вину за все возникающие конфликты на других. "Оборотимся" сначала на себя и попробуем сделать все от нас самих зависящее для создания благоприятного и бесконфликтного общения. Таким образом, первичное коммуникативное поведение — это Ваш личный вклад в атмосферу общения с партнерами, от которого во многом и зависит, какова она будет. КОНФЛИКТ ИЛИ КОНТАКТ. Прежде чем приступить к подробному разбору психотехнических умений, давайте определим, каким же именно хотели бы мы видеть наше общение? Ну, прежде всего, конечно, бесконфликтным. И все? Да нет, на интуитивном уровне каждый понимает, что этого мало, что необходимо еще что-то, еще какое-то настроение, состояние, к которому мы стремимся, но для которого трудно подобрать подходящее слово. Как же назвать это состояние, эту атмосферу, столь всем желанную, но столь нечасто возникающую в процессе общения? Согласие? Но противоположность понятию "согласие" — противоречие, несогласие, спор. Конечно, они включаются в конфликт, но не исчерпывают его содержания. Конфликт — более широкое понятие. А как же найти противоположное ему? Мир? Но противоположное ему понятие — ссора, вражда тоже входят в конфликт, но тоже уже его. Контакт? Но противоположность ему — вообще отсутствие общения, контактов. Здесь мы с вами впервые сталкиваемся с проблемой, постоянно возникающей в процессе знакомства с психотехникой общения. Мы еще столкнемся с ней, и не раз. Заключается она в том, что весь фон нашего постоянного общения, весь стиль нашей повседневной жизни, вся паша жизнь в целом привели к тому, что в языке у нас гораздо легче отыскать слова для обозначения чего-то плохого, чем для обозначения чего-то хорошего; Конечно, виной тому не сам язык, а наша неграмотность в вопросах общения и психологии в целом, приводящая к тому, что все плохое у нас как бы "лежит на поверхности" и актуализировать его совсем не трудно, а все "хорошее" спрятано гораздо глубже, и, чтобы актуализировать его, нужно приложить определенные усилия. Не раз еще мы с Вами столкнемся с этой проблемой. А сейчас вернемся к тому частному ее определению, на котором мы остановились.
Ссора, несогласие, вражда, спор, обиды, отсутствие контактов и т.д. и т.п. — все это вместе называется КОНФЛИКТ. Мир, дружба, согласие, контактность — каким понятием, противоположным понятию конфликт, обозначим мы эту атмосферу в обычной, разговорной речи? К сожалению, никаким! Она слишком редко встречается, так что мы не очень страдаем от отсутствия в привычной нам речи соответствующего слова. Но ведь это состояние, эта атмосфера — и есть цель, которую мы ставим перед собой, приступая к изучению психотехники общения, желая совершенствовать свое первичное коммуникативное поведение. Поэтому, за неимением обычных и привычных нам терминов, придется ввести психологические и пользоваться ими. Итак, противоположность конфликту — это комфортный психологический климат. Именно его создание и поддержание и является нашей целью. Приведем и еще один термин. Противоположность конфликтному поведению мы называем в психологии — СИНТОННЫМ, т.е. в тон партнеру, сообразуясь с его потребностями и желаниями, в тон его настроению. Напомним еще раз, что, изучая психотехнику общения, мы касаемся только той части Вашего взаимодействия, которая является собственно общением, сосредотачиваемся именно на совершенствовании коммуникативных умений. Хотя, конечно, совместная деятельность людей не ограничивается общением, общение — лишь часть взаимодействия, да и в самом общении кроме коммуникативных элементов есть еще и элемент передачи информации и восприятия человека человеком. Понятно, что для того, чтобы взаимодействие было оптимальным, необходимо чтобы и сообщения были переданы оптимально, и восприятие чтобы было адекватным, но нас будет интересовать именно та сторона общения, которая регулирует совместную деятельность — коммуникативное взаимодействие. Поэтому, если мы и коснемся других вопросов, то только тогда, когда это будет необходимо для разрешения интересующих нас проблем.
Для лучшего понимания законов общения, необходимо обратиться к законам, регулирующим всю широту человеческих отношений. Эти законы определяются нравственностью. Мы не сможем достигнуть согласия в вопросах, касающихся принципов коммуникативных умений, если не обозначим хотя бы основные нравственные принципы, которые должны соблюдаться в отношениях в целом. НРАВСТВЕННОСТЬ В ОТНОШЕНИЯХ И ОБЩЕНИИ. Справедливость. Понятно, что мы не достигнем взаимопонимания при изучении коммуникативных умений, если не согласимся с тем, что все отношения людей должны строиться на принципах справедливости. Справедливость — это равенство прав и обязанностей, равенство возможностей, эквивалентный обмен (без обмана) продуктами своего труда в соответствии с договором и т.д. Коллективизм. Необходимое условие успеха любого члена общества в любом сообществе — его коллективистские установки, т.е. направленность действий на благо общества в целом, отдельных общественных групп, на благо других людей, а не индивидуалистская установка только на достижение собственных целей и соблюдение собственных интересов. Конечно, индивидуализм в сочетании с высокоразвитыми коммуникативными умениями — сильное и опасное оружие, а носитель этих качеств может даже довольно долго преуспевать в обществе, но ветвь эта всегда оказывается тупиковой и рано или поздно такая жизненная стратегия окажется непродуктивной. Субъект-субъектные отношения. Этот психологический термин означает, что, вступая в отношения с другими людьми, каждый человек должен считать субъектом, т.е. самостоятельной, свободной, активной личностью не только себя, но и своего партнера по общению или отношениям. Субъект-субъектные отношения — это взаимоотношения равных, в отличие от отношений субъект-объектных, т.е. таких, когда один человек считает субъектом (т.е. личностью свободной и самостоятельной) только себя, а других — объектами, т.е. существами, которых можно использовать без учета их интересов и потребностей как неодушевленные предметы для достижения своих и только своих целей. Если у человека субъект-объектное отношение к другим людям, то тогда, — решает такой субъект, — я могу выжимать выгоду из любого человека любым способом: воровством, грабежом, угрозами, шантажом, скрытым психологическим принуждением. В психологии такое скрытое психологическое воздействие с целью извлечения выгоды называется манипуляцией. Манипуляция другим человеком, который расценивается не более как вещь, свойственна людям с субъект-объектными установками.
Кстати, одно из важнейших коммуникативных умений — умение различать психологические манипуляции, затем, чтобы, с одной стороны, противостоять им, когда их применяет наш партнер по общению (это — из сферы вторичного коммуникативного поведения), а, с другой стороны, отказаться от них самому (а вот это уже — из сферы первичного коммуникативного поведения) как от не соответствующих общим принципам нравственности. По своей сущности манипуляция — это тот же шантаж, т.е. использование каких-то знаний о человеке для того, чтобы сделать его орудием для достижения своих собственных целей. Но в отличие от шантажа, который является действием открытым, манипуляция — это скрытый шантаж, т.е. такой, когда жертва его не осознает себя жертвой. Если один из деловых партнеров наедине с другим требует от него подписания нереальных обязательств или заведомо невыполнимых договоров, грозя тому разглашением в случае отказа каких-то известных ему противозаконных действий партнера, то это — типичный пример шантажа. Если же, зная такую, например, слабость партнера, как желание покрасоваться, он приглашает на подписание слишком крупных для другого обязательств множество их коллег в качестве "зрителей", обставляя все это как "широкий жест" другого, как демонстрацию его "крупного масштаба", чем и вынуждает его к поступку, который не был бы совершен, будь они наедине, то это уже пример психологической манипуляции, так как здесь человек действует вопреки своим интересам как бы не, но принуждению, а по своей воле. Кроме манипулирования другими людьми, субъект-объектная позиция проявляется еще и в стремлении такого человека "переделывать" окружающих по своему образу и подобию, не сообразуясь с их особенностями и потребностями, игнорируя их личностную самостоятельность. Такое "переделывание" других редко удается, но доставляет массу неприятностей всем, с кем подобная личность вступает в отношения. Все эти нравственные принципы и многие другие регулируют и сферу общения, которая входит в более широкую сферу отношений. Ведь общение как бы обслуживает деловые отношения, а также составляет главное содержание отношений неделовых. Когда мы будем разбираться в психотехнических подробностях, мы будем неоднократно обсуждать, как тот или иной нравственный принцип соблюдается или нарушается в конкретных ситуациях общения. ПРИРОДА КОНФЛИКТА. Итак, желая совершенствовать свои коммуникативные умения, мы делаем это с целью создания оптимальной для делового сотрудничества и личностных взаимоотношений обстановки — комфортного психологического климата, избегания конфликтов. Для того чтобы научиться избегать конфликтов, попробуем сначала понять причины, их порождающие. Повторимся, что речь идет не о конфликтах принципиальных, а о конфликтах, возникающих именно в сфере общения.Также как конфликты принципиальные возникают из-за противоречия интересов партнеров, из-за несовпадения их потребностей, так и конфликты в сфере общения возникают из-за противоречия в общенческих потребностях партнера. Если деловые партнеры заинтересованы каждый со своей стороны в заключение договоров с прямо противоположными условиями, то это конфликт "деловой", а не общенческий. Мы же рассматриваем случай, когда в противоречие входят именно общенческие потребности при общих принципиальных целях. Приведем самый общий пример. Один из партнеров испытывает потребность в общении, тогда как другой в данный момент не склонен вступать в контакт. В таком случае именно противоречие в потребности в общении может вызвать конфликт между партнерами, несмотря на то, что их интересы принципиально не расходятся — просто инициатор контакта выбрал для этого неудобное другому время. Таких общенческих потребностей можно перечислить очень много, что и будет сделано дальше. Понятно, что если один из партнеров действует вопреки общенческим потребностям другого, то это приводит к конфликту в сфере общения. И такое действие мы будем называть КОНФЛИКТОГЕНОМ, т.е. порождающим конфликты, ведь оно вызывает агрессивность партнера, потребность которого не удовлетворяется. На эту агрессию первый партнер, теперь уже в свою очередь, реагирует агрессией. Агрессия порождает агрессию, что все дальше и дальше ведет к эскалации конфликта. Конфликтогенное поведение одного человека может наносить другому моральный ущерб. Например, оскорбление нецензурными словами, нелестные слова о национальности партнера. Все это аморально. Однако ущерб может быть не только моральным, но и психологическим. Это более широкое понятие, включающее в себя моральный ущерб, но не исчерпывающееся им. Допустим, над вами не без оснований посмеялись. Аморально ли это? Скорее всего, нет. Ведь "смеяться право, не грешно над тем, что кажется смешно". Но психологически человек чувствует себя неуютно. Это и есть психологический ущерб. Психологический и моральный ущерб, наносимый конфликтогеном, может быть большим или меньшим. А если брать тонко-психологический план, то конфликтогены можно делить по тонкости. "Вас не отягощает груз интеллекта", — грубо, язвительно... "Вы же умный человек, вы должны знать такие вещи" — это потоньше, но тоже все ясно. Более острый конфликтоген может сразу обусловить конфликт. Если один из партнеров нелестно высказывается об умственных способностях другого, то почти всегда следует быстрая и чаще всего запрограммированная по принципу "сам дурак" реакция. Агрессивность нарастает очень быстро. Более тонкие же конфликтогены, не вызывающие столь мгновенной ответной реакции, поступают как бы в "копилку" напряженности, с тем, чтобы вылиться тогда, когда будет достаточно уже только одной небольшой капли, переполняющей сосуд агрессии. Часто такой взрыв может выглядеть как "беспричинный" и виновником его стороннему наблюдателю может показаться сам пострадавший. Для лучшей ориентации в сфере коммуникативных действий не следует забывать, что конфликтоген может быть как преднамеренным, поданным осознанию и даже зло умышленно, так и случайным, ненарочным, зачастую появившимся просто от непонимания ситуации. Еще одно важное для коммуникативной психотехники уточнение. Нельзя считать конфликтогеном даже грубый промах, повлекший для вас значительный ущерб, если он не просто был не нарочным, а даже более того — партнер старался сделать нам добро, но по каким-то причинам это не получилось, а получилась так называемая "медвежья услуга". Конечно, это неприятно, но здесь не должно быть места возникновению стихийного конфликта.
Итак, конфликтоген — это действие общения, препятствующее удовлетворению законных и обоснованных общенческих - потребностей партнера, и, соответственно, порождающее конфликт. Аналогично можно определить и понятие СИНТОН — это действие общения, способствующее удовлетворению законных и обоснованных потребностей партнера по общению, способствующее созданию комфортного микроклимата. ХОЛОДНЫЙ ИЛИ ТЕПЛЫЙ МИР Уяснив, что общенческие, коммуникативные действия могут быть конфликтогенными или синтонными, зададимся следующим вопросом. Допустим, что, стараясь усовершенствовать свои коммуникативные навыки. Вы изучили в подробностях все виды конфликтогенного поведения и изъяли из своего арсенала все конфликгогены. Получится ли у Вас, таким образом, синтонное общение? Будет ли налажен комфортный психологический климат? К сожалению, пока что — нет. Вы добились улучшения психологического климата, но это улучшение недостаточно. Это обеспечение "холодного" мира, т.е. состояния "не войны". Для достижения же настоящего, "теплого" мира, для создания комфортного психологического климата в паре или в группе, необходимо приложить еще и конструктивные усилия, т.е., сняв с вооружения конфликтогены, не оставаться безоружным, а активно вооружаться арсеналом синтонов. Так же как в жизни всегда легче ломать, чем строить, так и в общении, легче отказаться от конфликтогенов в своем поведении, чем начать культивировать, собирать и активно использовать синтонные коммуникативные действия. Итак, общение без конфликтогенов еще не является синтонным, это общение НЕЙТРАЛЬНОЕ. Таким образом, все коммуникативные действия можно разделить на конфликтогенные, синтонные и нейтральные. Все они являются таковыми не сами по себе, а по отношению к тем или иным общенческим потребностям Ваших партнеров по общению. Поэтому дальнейшее наше ознакомление с психотехникой общения будет заключаться в знакомстве с тем, какие же бывают общенческие потребности у человека, что является конфликтогенным по отношению к каждой потребности (для того, чтобы изъять из своего поведения конфликтогены, нужно хорошо с ними познакомиться, научиться "узнавать их в лицо"), и какие общенческие действия необходимо совершить для того, чтобы удовлетворить коммуникативные потребности партнера, т.е. овладеть синтонным поведением. Поскольку для такого рода работы нужно очень четко представлять себе разницу между тремя перечисленными видами поведения, попробуем немного поупражняться в их четком разведении. Предположим, что Ваш партнер по общению был должен или обязан что-то сделать, но не сделал? Что это за действие? Ясно, что это — конфликтоген. Как мы уже убеждались, с этой, отрицательной стороной человеческих действий нам все более или менее ясно. Теперь такой вопрос: а если он был должен и сделал, обязан — и сделал? Что это?... Думаю, что многие из вас считают такое действие синтонным. Но это не так. Произошло то, что и должно было произойти. Это нормально. Человек сделал то, что был обязан сделать, он просто выполнил свои обязательства. Это должно быть нормой жизни. Это не синтонно, это нейтрально. К сожалению, выполнение своих обязанностей не стало пока для нас нормой жизни и встречается скорее редко, чем часто. К сожалению, обстоятельства большей частью складываются так, что нам приходится быть благодарными партнерам уже за одно то, что они выполняют свои обязательства. К сожалению, уже и мы сами часто считаем своей собственной доблестью обычную обязательность и требуем за нее благодарности. Давайте не будем забывать, что это всего лишь НЕЙТРАЛЬНО. А что же тогда будет синтоном? Синтонное поведение в данном случае — это выполнение чего-то, что мы не должны были делать, не обязаны были выполнять, брать на себя, но сделали, взяли, выполнили, тем самым облегчив ношу партнера. Таким образом, в данном случае ДОЛЖЕН — и СДЕЛАЛ — нейтрал, ДОЛЖЕН, а НЕ СДЕЛАЛ — конфликтоген, НЕ ДОЛЖЕН, а СДЕЛАЛ — синтон. Возьмем более сложный пример. Что такое несправедливость? С этим все ясно. Это конфликтоген. А каким будет противоположный ему синтон? СПРАВЕДЛИВОСТЬ? Да нет, опять не верно. Справедливость — это то, как должна быть устроена жизнь, как должно быть построено общение и все отношения. Это должно быть нормой жизни. Это НЕЙТРАЛ. А каким же будет синтон? Задумайтесь, попробуйте найти подходящее понятие, соответствующее слово. Трудно? Да. Вот опять мы столкнулись с той же проблемой — легко подобрать слово для обозначения многих отрицательных явлений нашей жизни, и трудно не то, что назвать, но даже вспомнить примеры противоположные. То есть мир, в котором мы живем, та психологическая атмосфера, которую создаем мы, общаясь, друг с другом, приучила нас к мысли, что на свете существует лишь черное и белое, плохое и хорошее — в данном случае: справедливость и несправедливость. И все. А ведь, в действительности, палитра красок жизни гораздо более богата. Она могла бы быть прекрасней и многокрасочней, если бы мы сами не были бы столь ленивы и эгоистичны. Ведь кроме справедливости и несправедливости в мире существует еще и нечто большее — БЛАГОРОДСТВО. И если нам почти не приходилось встречаться с ним в жизни, то давайте сделаем так, чтобы окружающие нас близкие и не очень близкие люди впервые, может быть, узнали о его существовании именно от нас. Конечно, не на словах, а на деле. Благородство может проявляться по-разному. Во-первых, нужно различать благородство в отношениях и действиях и благородство в общении. Но и благородство в отношениях и действиях тоже может быть различным. Это может быть так, сказать, "щедрость не в ущерб себе", т.е. совершение благодеяний, важных для других людей, но не требующих особенных жертв от самого благодетеля. Такое благородство доступно почти каждому из нас, не требует особенного напряжения и мы не должны упускать ни одной возможности совершить такого рода благородный поступок. Но есть и благородство более высокого порядка, доступное лишь немногим так называемым "жертвенным натурам". Это альтруизм. Т.е. совершение благодеяний в ущерб самому себе, соблюдение интересов другого человека или общества за счет своих собственных. Конечно, альтруизм как стиль жизни доступен немногим, но определенное количество альтруистических поступков может совершить каждый, если будет к этому стремиться и помнить о существовании такого поведения. Проявлениями же благородства в общении и будет синтонность, которая станет отличной формой, особенно если за ней будет стоять еще и истинное благородство в действиях.
РЕЗЮМЕ. 1. Научитесь выделять саму задачу общения среди других сторон человеческих отношений и прикладывать усилия к решению не только деловых, но и общенческих задач, встающих перед Вами в различных контактах. 2. Помните, что исход Ваших контактов, переговоров, встреч во многом зависит от Вас. Не перекладывайте ответственность за конфликт на партнеров. Учитесь правильно строить свое первичное коммуникативное поведение. 3. Не забывайте, что нельзя построить оптимальное общение там, где не соблюдаются нормы нравственности в отношениях. 4. Старайтесь изымать из своего арсенала конфликтогены и активно вооружаться синтонами.
Часть П. КОНФЛИКТОГЕНЫ И СИНТОНЫ. ВЫПОЛНЕНИЕ ДОГОВОРОВ. Начнем изучение психотехники общения с разбора одной из самых простых для понимания общенческих потребностей человека — потребности в выполнении договоров. На первый взгляд, здесь все предельно ясно. Существуют формы общественного договора — закон и мораль. Их нарушение, так же как и нарушение других общественных правил поведения, юридических норм и установлении является конфликтогенным не только по отношению к тому, кому конкретно нанесен ущерб, но и считается конфликтогенным по отношению ко всему обществу. Такие нарушения или караются обществом в судебном порядке, если это преступления против закона, или наказываются моральным общественным осуждением, если это аморальные поступки. Соблюдение всех этих установлении соответствует законам справедливости, т.е. является нейтральным. То же самое касается и выполнения договорных обязательств. Ясно, что их невьшолнение конфликтогенно, вьшолнение — нейтрально, а так сказать "перевыполнение", т.е. совершение чего-то полезного для партнера сверх обязательств, — синтонно. Психологические сложности в удовлетворении этой общенческой потребности возникают тогда, когда между Вами и вашим партнером обнаруживаются конфликты в такого рода отношениях, которые не регламентируются никакими видами общественных или заключенных между Вами двухсторонних договоров. Например, ни законом, ни моралью не оговаривается, как должны распределять муж и жена работу по дому, какой из двух друзей должен первым звонить другому или в чьем именно кабинете должно происходить обсуждение совместных дел коллегами или деловыми партнерами. Прекрасно, если оба партнера взаимными уступками тактично и незаметно всегда разрешают подобные ситуации. Но если это не так, если по одному и тому же поводу, так сказать "на одном и том же месте" несколько раз произошли ссоры, или возникли обиды, или создалась молчаливая напряженность, то в этом случае конфликтогенным будет дальнейшее НЕСОСТАВЛЕНИЕ межличностного договора. Иными словами, необходимо "подстелить соломки" в том месте, где, как мы уже убедились, с высокой вероятностью может произойти между вами конфликт. Нежелание "выяснять отношения", нежелание спокойно все обсудить со своим партнером и выработать договоренность, регулирующую это "узкое место" в ваших отношениях, т.е. не составление межличностного договора в данном случае обязательно будет чревато неприятностями. Договорившись же, вы почувствуете, как важен сам факт наличия договоренности. И даже не столь существенно, какова именно будет эта договоренность по содержанию. Если Вас раздражает, что для обсуждения общих проблем ваш коллега постоянно приглашает Вас к себе, вместо того, чтобы хоть изредка приходить к вам самому, то, не скрывая молча своего, раздражения, а, обсудив с ним все открыто, и, достигнув взаимного согласия по этому вопросу, вы снимите свое психологическое напряжение не только в том случае, если решите встречаться на Вашей территории или по очереди приходить друг к другу, но даже и в том случае, если по каким-то причинам после разговора согласитесь по-прежнему приходить к нему. Но с этого момента вы будете приходить к нему уже не как обиженный этим, а значит униженный человек, а как равноправный разумный коллега, сознательно выполняющий те договоренности, в составлении которых сам участвовал. Любой человек не хочет ощущать себя игрушкой обстоятельств, а хочет знать, что он сам хозяин своих поступков. Именно поэтому не столь важно содержание договоренности, сколь само ее наличие. И все-таки, маленькое напоминание. Перед тем, как высказать свое несогласие и попросить о составлении межличностного договора, попробуйте уяснить сами для себя: какова в данном случае потребность вашего партнера и столь ли же для вас значима ваша собственная аналогичная потребность? Нельзя ли во многих случаях просто уяснить желания партнера и поступать в соответствии с ними? Является ли для вас именно этот вопрос столь принципиальным, чтобы в нем нельзя было пойти на уступки? Возможно, Ваш деловой партнер предпочитает встречаться с вами вечером, так как вообще привык поздно вставать, и ведет вечерний, если не ночной образ жизни... Если для вас время суток, выбираемое для встречи не столь важно, хотя вы и привыкли, может быть, назначать деловые встречи на утро, то, возможно, стоит пойти ему на уступки, если вы поняли его привычку? Это будет синтонно по отношению к нему. Но если для Вас это тоже принципиально, если вы плохо чувствуете себя к вечеру и теряете способность столь же разумно решать деловые вопросы вечером, как и утром, если вы связаны необходимостью уделить определенные вечерние часы, например, занятиям с детьми, то тогда лучше не копите в себе постепенно нарастающее раздражение против вашего партнера, а прибегните к достижению взаимоприемлемой договоренности о встречах в дневное время или по очереди — то в дневное, то в вечернее. В данном случае это будет нейтральным поведением с вашей стороны. Возможно, Ваш супруг не любит жаренного или вареного лука. Если для вас это не столь уж принципиально, если, несмотря на то, что по всем законам кулинарного искусства определенные блюда немыслимы без жаренного или вареного лука, лично вы вполне можете без него обходиться, то, может быть, стоит просто уяснить для себя такого рода вкусы супруга и готовить без лука? Это будет синтонно по отношению к нему. Но если готовка без лука представляется вам покушением на святая святых ваших привычек, нарушением всяческого порядка и низвержением всех идеалов, то тогда, конечно, не стоит копить раздражение, приближая назревающий конфликт, а лучше предложить супругу достичь договоренности о том, что блюда будут готовиться по отдельности для него и для вас, или о том, что лук будет все-таки присутствовать, но изредка или в отдельных блюдах, или в мизерных количествах. Такое ваше поведение будет нейтральным по отношению к супругу. Итак, уяснение потребностей партнера и соответствующее им поведение — это в данном случае, синтон. Несоставление межличностного договора, отказ от "выяснения" отношений – конфликтоген. Ну, а достижение договоренностей по спорным вопросам — нейтральное поведение. Ясно, что после достижения межличностной договоренности, она вступает в силу, и теперь конфликтогенным будет уже невыполнение существующего договора, нейтральным — его выполнение, а синтонным — его нарушение в ущерб себе, на благо партнера. И здесь тоже можно отметить одну психологическую тонкость. Речь идет о тех случаях, когда поступать нейтрально лучше, чем поступать синтонно. Дело в том, что, как мы уже говорили, лишь немногим людям дано самым естественным образом вести себя альтруистично, истинно альтруистично, т.е. не требуя за свои поступки, совершенные в ущерб себе на благо партнера, отсроченного вознаграждения. Гораздо чаще мы видим, наблюдая как за другими, так и за собой, что большинство "бескорыстных" поступков в действительности совершаются с "дальним прицелом", то есть в надежде на будущее психологическое вознаграждение. Не стоит осуждать за это ни себя, ни окружающих. Это естественно для любого человека. Но если вы знаете за собой такую слабость, то не лучше ли уменьшить количество совершаемых вами "бескорыстных" поступков за счет увеличения нейтральных? Если вам свойственно после каждого доброго дела "записывать" его на свой счет и считать партнера обязанным чем-то вам отплатить, если вы не можете не требовать преувеличенного внимания к себе своих детей за то, что вы для них сделали в детстве, то знайте, что это — порочный путь. Из суммы маленьких синтонов, направленных на окружающих, мы можем при таком подходе постепенно сложить такой сильный конфликтоген, что, чувствуя нашу невыносимую моральную требовательность и вызывающую гордость от совершенных нами благодеяний, окружающие не вынесут этого и перестанут с нами общаться. Мы окажемся в психологической изоляции. Прислушайтесь к себе, по плечу ли вам идти на бескорыстные уступки партнерам. Если нет, лучше выбирайте нейтральные формы поведения в выполнении договоренностей. Если да, то старайтесь вести себя синтонно - перевыполнять ваши договоренности в пользу партнера. И еще одна маленькая подсказка тем, кто самокритично выбрал для себя нейтральное поведение. Эта подсказка позволит и им внести в свое поведение элементы синтонности. Это произойдет, если, постоянно заботясь о точном выполнении своей части договора, вы не будете активно надзирать за тем, как выполняет свою часть ваш партнер, а оставите это на его собственное усмотрение. Такие условия доверия будут синтонными по отношению к вашему партнеру, и может быть в результате он станет выполнять свои обязательства более аккуратно, чем в условиях постоянной проверки. Хотя, когда речь идет о взаимоотношениях начальник — подчиненный, такой совет не всегда может оказаться приемлемым. Все будет зависеть от конкретных личностей начальника и подчиненного. Если подчиненному эпилептоидной или психастеноидной личностной акцентуации (см. пособие "Как разбираться в людях") можно доверить выполнение любого дела без постоянного контроля, то гипертимной личности необходим организующий контроль, а сензитивной — помогающий, поддерживающий. Итак, если в какой-либо области Ваших взаимоотношений выявились противоречия, то необходимо составить договоренность (нейтрал) или просто уяснить потребности партнера и поступать в соответствии с ними (синтон). Несоставление договоренности в данном случае будете конфликтогеном. Когда же договоренность достигнута, то конфликтогеном будет ее невыполнение, нейтральным — выполнение, а синтонным — или тщательное выполнение своей части договора без проверки того, что должен Вам партнер, или перевыполнение договора в ущерб себе во благо партнеру (в зависимости от ваших личностных возможностей).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|