Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 1 Теоретические основы проблемы формирования коммуникативных умений в процессе профессиональной подготовки социальных работников

Курсовая работа

Социальная работа как профессионально-коммуникативная деятельность

 

Студентки

 

 

Проверил:

 

2006


Содержание

 

Введение

Глава 1 Теоретические основы проблемы формирования коммуникативных умений в процессе профессиональной подготовки социальных работников

1.1 Социальная работа как специфический вид профессиональной деятельности

1.2 Роль личностных качеств в профессионально-коммуникативной деятельности социального работника

1.3 Профессиональное общение как средство деятельности

Глава 2 Исследование и оценка коммуникативных умений будущих социальных работников

2.1 Анализ практического исследования

2.1 Пути развития коммуникативных умений

Заключение

Литература

Приложения

 


Введение

 

Актуальность исследования:

В условиях социально-экономических, политических процессов, происходящих в России, обострились социальные проблемы населения: усилилась социальная и имущественная дифференциация, увеличилось число безработных и маргинальных групп. Следствие этих процессов – рост социальной напряженности в целом по стране и по отдельным её регионам. Потребность общества в решении актуальных проблем населения вызвала необходимость подготовки высоко квалифицированных кадров для социальной сферы – специалистов по социальной работе.

Социальная работа как специфический вид профессиональной деятельности впервые в России, была законодательно закреплена 1991 году, когда Единый тарифно-квалификационный справочник должностей и профессий был дополнен новой профессией – «социальный работник». Понятие «социальный работник» вошло в обиход в конце XIX – начале XX века. Сначала под ними понимались люди, занимающиеся меценатством и благотворительностью, осуществляющие социальное призрение больных и нищих. В современном понимании «социальный работник» - это профессионал, осуществляющий свою деятельность в соответствии с нормами и требованиями профессии.

Научные исследования и изыскания в рамках темы становления и развития профессионализма работников социальной сферы проводились рядом отечественных авторов: А.Л.Асмолов, С.А.Беличева, Б.Н.Боденко, В.Г.Бочарова, Б.З.Вульф, С.И.Григорьев, Л.Д.Гуслякова, Н.С.Данекин, Т.Е.Дементьева, И.А.Зимняя, И.И.Лавренко, А.В.Мудрик, П.Д.Павленок, А.М.Панов, В.А.Сластенин, Л.В.Топчий, Г.Н.Филонов, Е.И.Холостова, Б.Ю.Шапиро, Н.Б.Шмелева, В.Н.Ярская и другие.

Наряду с этим проблема подготовки специалиста по социальной работе в контексте его профессионально-личностного становления и развития до настоящего времени не является достаточно разработанной.

Среди зарубежных авторов, внесших свой вклад в исследование проблемы профессионализма работников социальной сферы, следует назвать такие имена, как Ш.Рамон, М.Доэл, С.Шардлоу, Ф.Парслоу и другие.

Освящая проблему профессионализма работников социальной сферы в рамках настоящей темы, было бы справедливо обратиться к некоторым понятийным характеристикам, позволяющим более точно уяснить существо проблемного вопроса. Рассмотрим некоторые из них.

Понятие социальной сферы содержится в словаре-справочнике по социальной работе под редакцией В.И. Филоненко: «социальная сфера» – это «относительно самостоятельная сфера общественной жизни, в которой реализуются общественные интересы и отношения социальных субъектов, совершается общественное воспроизводство личности; одновременно это область деятельности людей, занятых предоставлением социальных благ и услуг» [26, с. 261].

Понятие «профессионализм», на сегодняшний день, отсутствует в словарях и энциклопедиях. Вместе с тем, данное понятие является ключевым в определении сути социальной работы как вида профессиональной деятельности

Ряд авторов дает свои определения понятию профессионализма. Одни его определяют как яркое развитие способностей, глубокие и широкие знания, нестандартное владение умениями, необходимыми для той области, в которой этот профессионализм проявляется, другие, как своеобразную норму регуляции поведения и деятельности, накладывающую на субъекта деятельности определенные обязательства. В этой связи интересно будет обратиться к пониманию профессионализма в социологии. Он трактуется «как высший уровень психофизических, психических и личностных изменений, происходящих в процессе длительного выполнения человеком служебных обязанностей, обеспечивающих качественно новый, более эффективный уровень решения сложных профессиональных задач в особых условиях» [31, с.49].

Становление личности профессионала здесь идет по трем направлениям:

1) изменение всей системы деятельности – формирование профессионального мастерства;

2) изменение личности субъекта, проявляющееся как во внешнем облике, так и в формировании новообразований профессионального сознания;

3) изменение соответствующих компонентов установки субъекта по отношению к объекту деятельности (уровень информированности об объекте, осознание его значимости).

Обобщая вышесказанное, профессионализм выражается, прежде всего, во владении знаниями, навыками и умениями, необходимыми в деятельности специалиста по социальной работе, в способности грамотно применять их на практике, учитывая особенности сложившейся социальной ситуации, в способности предвидеть результаты своих действий и адекватно оценивать их. Качественным показателем успешности выполнения своих профессиональных функций социальным работником будет выступать стабильность, результативность его деятельности.

Цель курсовой работы: обосновать необходимость формирования профессионально-коммуникативных качеств будущего специалиста по социальной работе.

Задачи:

1) изучить профессиональный статус социального работника;

2) рассмотреть социальную работу как коммуникативную профессию;

3) проанализировать общение как профессионально важное качество социального работника.

Объект: профессионально-коммуникативные качества социального работника.

Предмет: развитие социальным работником профессионально-коммуникативных качеств.

Гипотеза исследования процесс общения в деятельности социального работника становится более эффективным, если при подготовке социальных работников будет регулярно проводиться оценка конкретных умений, на основе которых будут применяться средства развития коммуникативных умений.

 


Глава 1 Теоретические основы проблемы формирования коммуникативных умений в процессе профессиональной подготовки социальных работников

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...