Из книги «Толкование сноведений», сборник произведений, Эксмо-Пресс 2000
Толкование сновидений Зигмунд Фрейд Из книги «Толкование сноведений», сборник произведений, Эксмо-Пресс 2000
ВВЕДЕНИЕ Делая попытку толкования сновидений, я не переступаю, на мой взгляд, замкнутого круга невропатологических интересов. Сновидение в психологическом анализе служит первым звеном в ряду анормальных психических феноменов, из которых дальнейшие — истерические фобии, навязчивые мысли и бредовые идеи — должны интересовать врача по практическим соображениям. На такое практическое значение сновидение — как мы увидим — претендовать не может. Но тем значительнее его теоретическая ценность в качестве парадигмы. Кто не умеет объяснить себе возникновение сновидений, тот напрасно будет стараться понять различного рода фобии, навязчивые мысли, бредовые идеи и их терапевтическое значение. Эта тесная взаимозависимость, которой обязана своей важностью разбираемая нами тема, является, однако, причиной и недостатков предлагаемой работы. Пробелы, имеющиеся в последнем в столь обильном количестве, соответствуют стольким же точкам соприкосновения, в которых проблема возникновения сновидений входит в более общие проблемы психопатологии, которые не освещаются тут и которым будут посвящены дальнейшие исследования, сколько это позволят время и силы. Своеобразие материала, с которым приходилось оперировать мне для толкования сновидений, чрезвычайно затрудняло мою работу. Из изложения само собой будет ясно, почему все сновидения, описанные в литературе или собранные от неизвестных лиц, совершенно непригодны для моих целей. У меня был только выбор между собственными сновидениями и сновидениями моих пациентов, пользующихся психоаналитическим лечением. Использование последних затруднялось, кроме того, тем, что эти сновидения осложнялись привхождением невротических элементов. С сообщением же собственных сновидений была неразрывно связана необходимость раскрывать перед чужим взором больше интимных подробностей моей личной жизни, чем мне бы хотелось и чем вообще должен открывать их автор — не поэт, а естествоиспытатель. Это было неприятно, но неизбежно. И я примирился с этим, лишь бы не отказываться вообще от аргументации своих психологических выводов. Я не мог, конечно, противостоять искушению при помощи различного рода сокращений и пропусков скрывать наиболее интимные подробности; но это всегда служило во вред данному примеру как доказательному аргументу. Я могу надеяться только, что читатели моей книги поймут мое затруднительное положение и будут ко мне снисходительны и, далее, что все лица, которые так или иначе затрагиваются в этих сновидениях, не откажутся предоставить по крайней мере этой сфере полную свободу мысли.
Предисловие ko Второму изданию Тем, что со дня выхода моей книги еще не прошло десяти лет, а уже появилась потребность во втором ее издании, я обязан отнюдь не интересу специалистов, к которым обращался я во введении. Мои коллеги — психиатры — не дали себе труда разделаться с тем первоначальным недоумением, которое должно было вызвать в них мое новое понимание сновидений, а философы, привыкшие смотреть на проблему сновидения как на добавление к вопросам сознания, не поняли, очевидно, что именно отсюда можно извлечь кое-что, ведущее к коренному преобразованию всех наших психологических теорий. Отношение научной критики могло только подтвердить мое ожидание, что участью моей книги будет упорное замалчивание ее. Первое издание моей книги не могло быть разобрано полностью и той небольшой кучкой смелых сторонников, которые следуют за мной по пути врачебного применения психоанализа и которые по моему примеру толкуют сновидения, чтобы использовать это затем при лечении невротиков. Ввиду этого я считаю себя обязанным выразить благодарность тем широким кругам интеллигентных и любознательных лиц, сочувствие которых и вызвало предложение спустя девять лет взяться снова за мой нелегкий и во многих отношениях капитальный труд.
С удовлетворением могу я сказать, что исправлять и изменять мне пришлось очень немногое. Я включил только кое-где новый материал, добавил несколько замечаний, вытекавших из моих продолжительных наблюдений, и местами кое-что переработал. Все существенное же о сновидении и его толковании, а также и вытекающие из последнего общие психологические принципы остались без изменения. Все это — по крайней мере, субъективно — выдержало испытание временем. Кто знаком с моими другими работами (об этиологии и механизме психоневрозов), тот знает, что я никогда не выдавал неготового и неполного за полное и готовое и всегда старался изменять свои утверждения, когда они переставали соответствовать моим убеждениям. В сфере же толкования сновидений я остался на своей первоначальной точке зрения. За долгие годы своей работы над проблемой неврозов я неоднократно колебался и менял свои взгляды. Только в своем «толковании сновидений» я всегда находил твердую точку опоры. И многочисленные мои научные противники обнаруживают большую чуткость, избегая столкновения со мной на почве проблемы сновидения. Материал моей книги, эти в большинстве своем уже обесцененные давностью сновидения, на примере которых я объясняю принципы толкования сновидений, также оказались при пересмотре не нуждающимися в какой-либо переработке. Для меня лично эта книга имеет еще другое субъективное значение, которое я сумел понять лишь по ее окончании. Она оказалась отрывком моего самоанализа — реакцией на смерть моего отца, на крупнейшее событие и тягчайшую утрату в жизни человека. Поняв это, я счел невозможным уничтожить черты этого воздействия. Для читателя же совершенно безразлично, на каком материале учится он оценивать и толковать сновидения.
Там, где необходимое замечание не укладывалось в логическую связь с прежним изложением, я заключал его в квадратные скобки. Берхтесгаден, лето 1908 г. Предисловие k третьему изданию В то время как между первым и вторым изданиями этой книги прошло девять лет, потребность в третьем ощутилась немногим более чем через год. Я вполне вправе радоваться такой перемене. Но если прежде пренебрежение моим трудом со стороны его читателей я не считал доказательством его негодности, то теперь пробудившийся к нему интерес не доказывает еще его положительных качеств. Прогресс научной мысли не оставил в стороне и «толкования сновидений». Когда в 1899 году я писал эту книгу, сексуальной теории еще не было, а анализ сложных форм психоневрозов только еще зарождался. Толкование сновидений должно было стать вспомогательным средством для осуществления анализа неврозов. Углубившееся изучение последних само, в свою очередь, стало оказывать влияние на толкование сновидений. Учение о последнем пошло по пути, который недостаточно определенно был выражен в первом издании этой книги. Благодаря собственному опыту и работам В. Штекеля и других я научился правильнее оценивать объем и значение символики в сновидении (или, вернее, в бессознательном мышлении). И таким образом в течение этих лет скопилось многое, требовавшее особого внимания к себе. Я попытался использовать все это, прибегнув к помощи примечаний и вставок в тексте. Если добавления эти угрожают местами переступить рамки изложения или если не везде удалось поднять первоначальный текст до Уровня наших нынешних взглядов, то к этим недостаткам своей книги я прошу снисхождения; они являются лишь следствиями и результатами быстрого темпа развития нашего знания. Я решаюсь, кроме того, сказать заранее, по каким другим путям отклонятся последующие издания «Толкования сновидений», — если окажется в них потребность. Они должны будут приблизиться более к богатому материалу поэзии, мифа, языка и народного быта, с другой же • стороны, коснутся более подробно, чем теперь, отношения сновидений к неврозам и психическим расстройствам.
Господин Отто Ранк оказал мне весьма ценные услуги при подборе материала, и я выражаю ему и другим глубокую благодарность за их указания. Вена, весна 1911 г.
НАУЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА ПО ВОПРОСУ О СНОВИДЕНИЯХ' В дальнейшем изложении я постараюсь привести доказательство того, что существует психологическая техника, которая позволяет толковать сновидения и что при применении этого метода любое сновидение оказывается осмысленным психическим феноменом, которое может быть в соответствующем месте включено в душевную деятельность бодрствования. Я попытаюсь далее выяснить те процессы, которые обусловливают странность и непонятность сновидения, и вывести на основании их заключение относительно природы психических сил, из сотрудничества или соперничества которых образуется сновидение. Но на этом пункте изложение мое и закончится, так как далее проблема сновидения переходит в более обширную проблему, разрешение которой нуждается в другом материале. Своему изложению я предпосылаю обзор работ других авторов, а также и современного положения проблемы сновидения в науке; делаю я это потому, что в дальнейшем буду иметь мало поводов возвращаться к этому. Научное понимание сновидения, несмотря на тысячелетние попытки, ушло вперед очень мало. В этом так единодушны все авторы, что излишне выслушивать по этому поводу их отдельные голоса. В сочинениях, список которых я прилагаю в конце своей книги, имеется много ценных замечаний и интересного материала для нашей темы, но там нет ничего, или почти ничего, что касалось бы самой сущности сновидения и разрешало бы его тайну. Еще меньше перешло, понятно, в понимание интеллигентных читателей-неспециалистов. Первое сочинение, в котором сновидение рассматривается как объект психологии, принадлежит, по-видимому, Аристотелю («О сновидениях и толковании их»). Аристотель заявляет, что сновидение дьявольского, а не божественного происхождения; это раскрывает, однако, его глубокий смысл. Ему знакомы различные типы сновидений, он знает, например, что сновидение превращает мелкие раздражения, наступающие во время сна, в крупные (кажется, будто идешь через огонь До 1900 года. и горишь, когда на самом деле происходит лишь незначительное согревание той или другой части тела), и выводит отсюда заключение, что сновидение может обнаружить перед врачом первые, незаметные признаки начинающегося изменения в теле. Более подробно изучить труд Аристотеля я не мог ввиду отсутствия необходимой подготовки.
Древние до Аристотеля считали сновидение, как известно, не продуктом грезящей души, а внушением со стороны Божества: мы уже видим у них оба противоположных направления, имеющиеся налицо во всех исследованиях сна и сновидения. Они отличают истинные и ценные сновидения, ниспосланные спящему для предостережения или для предсказания будущего, от тщеславных, обманчивых и ничтожных, целью которых было смутить спящего или ввергнуть его в гибель. Это донаучное понимание сновидений вполне гармонировало с общим мировоззрением древних, которое проецировало в качестве реальности во внешний мир только то, что имело реальность в душевной жизни. Оно принимало во внимание, кроме того, впечатление, которое получало мышление наутро от оставшегося воспоминания о сновидении, так как в этом воспоминании сновидение противостоит остальному психическому содержанию как нечто чуждое, происходящее словно из иного мира. Было бы ошибочно, однако, предполагать, что учение о сверхъестественном происхождении сновидения не имеет сторонников и в настоящее время; не говоря уже обо всех поэтических и мистических писателях, которые изо всех сил стараются наполнять каким-нибудь содержанием остатки столь обширной в прежнее время сферы сверхъестественного, покуда она не завоевывается естественнонаучным исследованием: очень часто встречаются чрезвычайно развитые, далекие от всяких подозрений люди, которые пытаются обосновать свою религиозную веру в существование и во вмешательство сверхчеловеческих духовных сил именно необъяснимостью явлений сна (Гаффнер'32'). Понимание сновидений некоторыми философскими системами, например шеллингианцами, представляет собою очевидный отзвук твердого убеждения древних в божественном происхождении сновидений. Писать историю научного изучения проблемы сновидения тем более трудно, что в этом изучении, как ни ценно оно в некоторых своих частях, нельзя заметить прогресса в определенном направлении. Дело никогда не доходило до возведения фундамента из прочно обоснованных результатов, на котором последующий исследователь мог бы продолжить свою постройку. Каждый новый автор принимается за изучение проблемы сызнова. Если бы я стал рассматривать авторов в хронологическом порядке и про каждого из них сообщать, какого он был воззрения на проблему сновидения, мне пришлось бы, наверное, отказаться от составления общего наглядного обзора современного состояния проблемы сновидения. Я предпочел поэтому связать изложение с сущностью разбираемых вопросов, а не с авторами, и постараюсь при каждой проблеме указывать, какой материал имеется в литературе для ее разрешения. Так как, однако, мне не удалось осилить всю чрезвычайно разбросанную и разностороннюю литературу вопроса, то я прошу читателей удовлетвориться сознанием, что я не упустил ни одного существенного факта, ни одной значительной точки зрения. До недавнего времени большинство авторов считали необходимым рассматривать сон и сновидение вместе, а обычно присоединяли сюда еще и изучение аналогичных состояний, соприкасающихся с психопатологией, и сноподобных явлений (каковы, например, галлюцинации, видения и т.п.). В противоположность этому и в более поздних работах обнаруживается стремление суживать по возможности тему и исследовать какой-нибудь один только вопрос из области сновидений. В этой перемене я вижу выражение того взгляда, что в таких темных вещах понимания можно достичь лишь целым рядом детальных исследований. Я и предлагаю здесь не что иное, как такое детальное исследование специально психологического характера. У меня нет оснований заняться проблемою сна, так как это уже почти чисто физиологическая проблема, хотя и в характеристике сна должно быть налицо изменение условий функционирования душевного аппарата. Я опускаю поэтому и литературу по вопросу о сне. Научный интерес к проблеме сновидения сводится к следующим отдельным вопросам, отчасти скрещивающимся друг с другом. а) Отношение сновидения k бодрствованию Наивное суждение пробуждающегося человека предполагает, что сновидение, если и не происходит из другого мира, то, во всяком случае, переносит его самого в этот чуждый мир. Старый физиолог Бур-дах' ' °' ', которому мы обязаны добросовестным и остроумным описанием явлений сновидения, выразил это убеждение в довольно часто цитируемом положении: «...жизнь дня с ее треволнениями и переживаниями, с радостями и горестями никогда не воспроизводится в сновидении; последнее стремится скорее вырвать нас из этой жизни. Даже когда вся наша душа преисполнена одной мыслью, когда острая боль разрывает наше сердце или когда какая-либо цель поглощает целиком весь наш разум, — даже тогда сновидение оживляет нечто совершенно своеобразное, или же берет для своих комбинаций только отдельные элементы действительности, или же, наконец, входит в тон нашего настроения и символизирует действительность». В аналогичном смысле высказывается и Л. Штрюмпель'66' в своем справедливо прославившемся исследовании природы и возникновения сновидений: «Кто грезит, тот уносится из мира бодрствующего созна- ния...»: «В сновидении совершенно исчезает память относительно строго упорядоченного содержания бодрствующего сознания и его нормальных функций...»: «Почти полное отделение души в сновидении от осмысленного содержания и течения бодрствования». Подавляющее большинство авторов придерживается, однако, противоположного мнения относительно взаимоотношения сновидения и бодрствования. Так, Гаффнер'32' с' "Ь «Прежде всего сновидение служит продолжением бодрствования. Наши сновидения находятся всегда в связи с представлениями, имевшими место незадолго до того в сознании. Такое наблюдение найдет всегда нить, которой сновидение связано с переживаниями предшествующего дня». Вейгандт'75' прямо противоречит вышеупомянутому утверждению Бурдаха: «Очень часто, по-видимому, в огромном большинстве сновидений можно наблюдать, что они возвращают нас в повседневную жизнь, а вовсе не вырывают из нее». Мори'48! говорит в своей лаконической формуле: «Nous revons de се que nous avons vu, dit, desire ou fait»1. Иессен'36' в своей психологии, появившейся в 1855 г., высказывается более подробно: «Более или менее содержание сна всегда определяется индивидуальностью, возрастом, полом, общественным положением, умственным развитием, привычным образом жизни и фактами всей предшествующей жизни». Древние никогда не представляли себе иначе взаимозависимости сновидения и жизни. Я цитирую по Радештоху'54' стр' '"': «Когда Ксеркс перед походом на греков не послушался добрых советов, а последовал воздействию постоянных сновидений, старый толкователь снов, перс Артабан, сказал ему очень метко, что сновидения в большинстве случаев содержат то, о чем думает человек во время бодрствования». В стихотворении Лукреция «De rerum natura» («О природе вещей») есть одно место (IV, 962): «Et quo quisque fere Studio devinctus adhaeret, aut quibus in rebus mul-tum sumus ante morati atque in ea ratione fuit contenta magis mens, in som-nis eadem plerumque videmur obire; causidici causas agere et componere leges, induperatores pugnare ac proelia obire»2 и т.д. (ФР-). Нам снится то, что мы видели, о чем говорили, чего желали и что делали Если же кто-нибудь занят каким-либо делом прилежно, Иль отдавалися мы чему-нибудь долгое время, И увлекало наш ум постоянно занятие это, То и во сне представляется нам, что мы делаем то же: Стряпчий службы ведет, составляет условия сделок, Военачальник идет на войну и в сраженья вступает... (лат., перевод Петровского Ф.А.) Цицерон, «De divinatione, II» («О дивинации»), говорит то же, что потом Мори: «Maximeque reliquiae earum rerum moventur in animis et agitantur, de quibus vigilantes aut cogitavimus aut egimus»1. Противоречие обоих этих воззрений относительно взаимоотношения сновидения и бодрствования, по-видимому, действительно неразрывно. Здесь уместно вспомнить о Ф. Гильдебрандте'35', который полагает, что своеобразные особенности сновидения вообще нельзя описать иначе, как посредством «целого ряда контрастов, которые переходят часто в противоречия». «Первый из этих контрастов образует, с одной стороны, полная отделенность и замкнутость сновидения от действительной, реальной жизни и, с другой стороны, постоянное соприкосновение их друг с другом, постоянная их взаимозависимость. Сновидение есть нечто строго отделенное от действительности, пережитой во время бодрствования, — так сказать, герметически замкнутое бытие, отрезанное от действительной жизни непроходимой пропастью. Оно отрывает нас от действительности, убивает в нас нормальное воспоминание о ней, переносит нас в другой мир, в другую среду, не имеющую решительно ничего общего с действительностью...» Гильдебрандт говорит далее, что во сне все бытие наше словно исчезает за «невидимой дверью». Во сне едешь, например, на остров Святой Елены и привозишь живущему там Наполеону превосходный, дорогой мозельвейн. Экс-император встречает очень любезно. Чувствуешь положительно жалость, когда пробуждение разрушает интересную иллюзию. Но начинаешь сравнивать сновидение с действительностью. Виноторговцем ты никогда не был и быть не хотел. Морского путешествия не совершал и, во всяком случае, никогда не отправился бы на Святую Елену. К Наполеону вообще не питаешь никакой симпатии, а скорее врожденную патриотическую ненависть. И вдобавок тебя не было еще на свете, когда на острове умер Наполеон. Думать о какой-либо личной привязанности нет никаких оснований. Все сновидение представляется в виде какого-то чуждого феномена. «А все же, — продолжает Гильдебрандт, — мнимое противоречие вполне правдиво и правильно. На мой взгляд, эта замкнутость и обособленность идет рука об руку с наитеснейшей связью и общностью. Мы можем сказать даже: что бы ни представляло собою сновидение, оно берет свой материал из действительности и из духовной жизни, разыгрывающейся на фоне этой действительности. Что бы оно ни делало с ним, оно никогда не отделится от реального мира и его самые комич- И все это по большей части происходит в душе как следы того, о чем мы в бодрствующем состоянии думали или что делали (лат., перевод Рижского М.И.). ные и странные формы должны будут всегда черпать свой материал из того, что либо стояло перед нашими глазами в действительной жизни, или же уже заняло так или иначе место в нашем бодрствующем мышлении, короче говоря, из того, что мы пережили внешне или внутренне». б) Материал сновидения. Память 0 сновидении То, что весь материал, образующий содержание сновидения, так или иначе происходит от реальных переживаний и во сне лишь воспроизводится, вспоминается, — это, по крайней мере, должно быть признано бесспорнейшим фактом. Но было бы ошибочно полагать, что такая взаимозависимость содержания сновидения с бодрствующим состоянием без всякого труда может быть констатирована поверхностным исследованием. Ее приходится отыскивать очень долго, и в целом ряде случаев она остается вообще скрытой. Причина этого заключается в целом ряде особенностей, которые обнаруживает память в сновидении и которые хотя и всегда отмечались, однако не нашли еще себе удовлетворительного объяснения. Между тем, безусловно, стоит труда подробнее остановиться на них. Прежде всего бросается в глаза то, что в содержании сновидения имеется материал, за которым по пробуждении человек отрицает принадлежность к своему кругу знаний и переживаний. Он вспоминает, что это снилось ему, но не помнит, что когда-либо пережил это. Он остается затем в неизвестности, из какого источника черпало сновидение; им овладевает искушение уверовать в самостоятельную творческую способность сновидения; но неожиданно, иногда спустя долгое время, новое переживание переносит мнимо утерянное воспоминание на более раннее переживание и находит тем самым источник сновидения. Приходится сознаваться тогда, что в сновидении человек знал и вспомнил нечто, чего не помнил в бодрствующем состоянии. Особенно характерный пример такого рода рассказывает Дель-беф!16' из собственного опыта. Ему приснился двор его дома, покрытый снегом; под снегом он нашел двух полузамерзших ящериц. Любя животных, он поднял их, согрел и отнес их в нору возле стены. Туда же положил он несколько листьев папоротника, который они, как он знал, очень любили. Во сне он знал название растения: Asplenium ruta mu-ralis. Сновидение продолжалось и, к удивлению Дельбефа, показало ему двух новых зверьков, растянувшихся на остатках папоротника. Он поднял глаза на дорогу, увидел пятую, шестую ящерицу, и скоро вся Дорога была усеяна ящерицами, которые направлялись все в ту же нору возле стены. Действительные познания Дельбефа включали в себя очень мало 0-1 латинских ботанических терминов: asplenium он совсем не знал. Но к превеликому своему удивлению убедился, что действительно имеется такой папоротник. Его настоящее название — asplenium ruta muraria: сновидение несколько исказило его. О случайном совпадении думать было трудно, и для Дельбефа так и осталось загадочным, откуда взял он во сне этот термин. Приснилось ему все это в 1862 году; шестнадцать лет спустя философ, будучи в гостях у одного своего друга, увидел у него небольшой альбом с засушенными цветами, какие продаются в Швейцарии туристам. В нем пробуждается вдруг воспоминание, он открывает альбом, находит в нем asplenium и в подписи под цветком узнает свой собственный почерк. Все стало сразу понятным. Сестра его друга в 1860 г. — за два года до сновидения с ящерицами — посетила во время своего свадебного путешествия Дельбефа. У нее был с собой купленный для брата гербарий, и Дельбеф из любезности подписал под диктовку специалиста-ботаника латинское название под каждым растением. Случайность, раскрывшая тайну сновидения, дала Дельбефу возможность найти объяснение и другой части этого же сновидения. Однажды, в 1877 году, в руки к нему попал старый том иллюстрированного журнала, в котором он увидел картинку, изображавшую все шествие ящериц, виденное им во сне в 1862 году. Журнал относился к 1861 году, и Дельбеф вспомнил, что он был в то время его подписчиком. То, что сновидение имеет в своем распоряжении воспоминания, недоступные бодрствованию, представляет собою настолько замечательный и в теоретическом отношении настолько важный факт, что я хотел бы подчеркнуть его сообщением еще и других «гипермнестических» сновидений. Мори'48' сообщает, что у него некоторое время вертелось на языке слово «Муссидан». Он знал, что это — название французского города, но подробностей об этом городе не знал никаких. Однажды ночью ему приснился разговор с каким-то человеком, который сказал ему, что он из Муссидана. И на его вопрос, где этот город, ответил: Муссидан — окружной город в департаменте Дордон. Проснувшись, Мори не придал никакого значения справке, полученной во сне. Учебник географии показал ему, однако, что она была совершенно справедлива. Этот случай доказывает превосходство познания сновидения, но не выясняет забытого источника их. Иессен'36' сообщает аналогичное сновидение из более ранней эпохи: «Сюда относится, между прочим, сновидение старшего Скалигера, который написал оду в честь знаменитых мужей в Вероне и которому явился во сне человек, назвавшийся Бруниолусом и пожаловавшийся на то, что он был позабыт. Хотя Скалигер и не вспомнил, чтобы когда-нибудь слышал о нем, он все же включил его в свою оду, и лишь впос- со
ледствии его сын узнал в Вероне, что некогда в ней прославился известный критик Бруниолус». В своем, к сожалению, недоступном для меня труде «Proceedings of the Society for psychical research» Миер приводит целую коллекцию таких гипермнестических сновидений. На мой взгляд, каждый, интересующийся сновидениями, должен будет признать самым заурядным явлением, что сновидение дает доказательство познаний и воспоминаний, которыми, по-видимому, не обладает субъект во время бодрствования. В психоаналитических работах с невротиками, о которых я сообщу ниже, я почти каждый день имею случай разъяснять пациентам на основании их сновидений, что они превосходно знают различного рода цитаты, циничные выражения и т.п. и что пользуются ими во сне, хотя в бодрствующем состоянии они ими забываются. Я приведу здесь еще один невинный случай гипермнезии сновидения, так как мне удалось чрезвычайно легко найти источники, из которых проистекают знания, проявлявшиеся в сновидении. Пациент признался, что он, будучи в кофейне, потребовал себе «контужувки». Рассказав мне об этом, он заявил, что не знает, что это означает. Я ответил, что контужувка — польская водка: он не придумал названия во сне — оно известно уже давно по плакатам и объявлениям. Сначала пациент мне не поверил. Но несколько дней спустя после того, как он осуществил свой сон в кофейне, он заметил название на плакатах, висевших на улице, по которой он, по крайней мере два раза в день, проходил уже несколько месяцев. [На собственных сновидениях я убедился, насколько исследование происхождения отдельных элементов сновидения зависит от всевозможных случайностей. Так, в течение нескольких лет перед изданием этой книги меня преследовало изображение чрезвычайно простой колокольни, которую, как мне казалось, я никогда в действительности не видел. Однажды, проезжая по железной дороге, на маленькой станции между Зальцбургом и Рейхенгаллем, я увидел деревенскую колокольню и тотчас же узнал ее. Это было во второй половине 90-х годов, а в первый раз я проезжал тут в 1886 году. В последующие годы, когда я уже специально занялся изучением сновидений, одна довольно странная картина не давала мне буквально покоя. Я видел во сне, всегда налево от себя, темное помещение, в котором красовалось несколько причудливых каменных фигур. Проблеск воспоминания, в котором я был, однако, совсем не уверен, говорил мне, что это вход в винный погребок. Мне, однако, не удалось разъяснить, ни что означает это сновидение, ни откуда оно проистекает. В 1907 году я случайно приехал в Падую, в которой, к моему великому сожалению, не бывал с 1895 года. Мое первое посещение прекрасного университетского города было неудачным: мне не удалось повидать фресок Джиотто; отправившись туда, я по до- RQ роге узнал, что церковь, в которой имеются эти фрески, заперта, и повернул обратно. Посетив Падую во второй раз, двенадцать лет спустя, я решил вознаградить себя за потерянное и первым делом отправился в церковь. На улице, ведущей туда, по левой стороне, по всей вероятности на том месте, где в 1895 году я повернул обратно, я увидел помещение, которое столь часто видел во сне, с теми же самыми каменными фигурами. Это в действительности был вход в маленький ресторан.] Одним из источников, из которых сновидение черпает материал для репродукции, отчасти таким, которое не вспоминается в бодрствующем состоянии и никогда не используется, служат детские годы. Я приведу лишь некоторых авторов, заметивших это и утверждавших: Гильдебрандт'35'с- -3Ь «Несомненно то, что сновидение иногда с изумительной репродуцирующей силою воспроизводит перед нами отдельные и даже забытые факты прошлого». Штрюмпель'66' с- 10': «Еще более странно, когда замечаешь, как сновидение черпает в полной неприкосновенности, в первоначальной свежести образы отдельных лиц, вещей и местностей из глубочайших наслоений, отложенных временем на ранних переживаниях юности. Это ограничивается не только впечатлениями, вызвавшими при своем возникновении живое сознание или связанными с высокими психическими ценностями и возвращающимися впоследствии в сновидении в качестве воспоминания, которому радуется пробудившееся сознание. Глубина памяти в сновидении обнимает собою также и те образы, вещи, лица, местности и переживания раннего периода, которые либо вызвали лишь незначительное сознание, либо не обладали никакой психической ценностью, либо же утратили как то, так и другое. Поэтому как в сновидении, так по пробуждении они представляются совершенно новыми и незнакомыми — до тех пор, пока не открывается их раннее происхождение». Фолькельт'72'стр- ' 191; «Особенно замечателен тот факт, что во сне часто воспроизводятся воспоминания детства и юности... То, о чем мы давно уже больше не думаем, то, что для нас давно уже потеряло всякую ценность, — обо всем этом сновидение неминуемо напоминает нам». Господство сновидения над материалом детства дает повод к возникновению интересных гипермнестических сновидений, из которых я опять-таки приведу несколько примеров. Мори'48' с- 921 рассказывает, что он часто ездил ребенком из своего родного города Мо в соседний Трильпор, где его отец заведовал постройкой моста. Однажды ночью сновидение переносит его в Трильпор и заставляет играть на улицах города. К нему приближается человек в какой-то форме. Мори спрашивает, как его зовут; он называется: его зовут С..., он сторож моста. По пробуждении Мори, сомневающийся в 1СТИННОСТИ воспоминания, спрашивает старую служанку, жившую у •шх в доме с самого детства, не помнит ли она человека, носившего акую фамилию. Конечно, гласит ее ответ, это был сторож моста, который в то время строил его отец. Такой же доказательный пример истинности воспроизводимого в сновидении воспоминания детства дает Мори со слов некоего господи-ia Ф., проводившего детство в Монбризоне. Человек этот, спустя двадцать пять лет после отъезда оттуда, решил вновь посетить родину и старых друзей своей семьи, которых он до сих пор не видал. Ночью накануне своего отъезда ему приснилось, что он достиг цели путешествия и неподалеку от Монбризона встретил незнакомого ему с виду господи- a, сказавшего ему, что он господин Т., друг его отца. Спящий помнил, что действительно знал ребенком человека с такой фамилией, но давно не мог уже припомнить его внешности. Прибыв спустя несколько дней в Монбризон, он действительно находит местность, виденную им во сне, и встречает человека, в котором узнает господина Т. Человек этот значительно старше на вид, чем господин Ф. видел его во сне. Я могу здесь привести еще одно собственное сновидение, в котором впечатление, всплывшее в памяти, было замещено известным отношением. Я увидел во сне лицо, от которого во сне же узнал, что он врач в моем родном местечке. Лица его я хорошенько не разглядел, но оно смешалось с представлением об одном из моих гимназических учителей, с которым я и теперь еще иногда встречаюсь. Какое отношение связывало обоих этих лиц, я не мог себе объяснить и проснулся. Осведомившись, однако, у своей матери о враче первых лет моего детства, я узнал, что он слеп на один глаз, — между тем так же слеп и гимназический учитель, личность которого слилась с личностью врача. Прошло тридцать восемь лет с тех пор, как я не видел этого врача, и, насколько помнится, никогда не думал о нем, хотя шрам на шее до сих пор мог бы напомнить мне о его медицинской помощи. Кажется, будто следовало бы создать противовес чрезвычайной роли воспоминаний детства в сновидениях, так как многие авторы утверждают, что в большинстве сновидений можно найти элементы самого раннего периода. Роберт'55' с- 46' говорит даже: «В общем нормальное сновидение охватывает собою лишь впечатления последних дней». Мы увидим, однако, что построенная Робертом теория сновидения настоятельно требует такого отодвигания позднейших и выдвигания ранних впечатлений. Факт же, утверждаемый Робертом, действительно справедлив — как мне кажется на основании моих собственных наблюдений. Американец Нельсон'50' полагает, что сновидения наиболее часто используют впечатления предпоследнего и предпредпослед-него дня, как будто впечатления последнего дня недостаточно еще притуплены. R/t RR Некоторые авторы, не сомневающиеся в тесной связи содержания сновидения с бодрствованием, обратили внимание на то, что впечатления, интенсивно владеющие бодрствующим мышлением, лишь в том случае воспроизводятся в сновидении, когда мышление дня до некоторой степени успело отодвинуть их на задний план. Так, например, близкий умерший снится не в первое время после его смерти, когда еще скорбь по нему наполняет существо оставшихся в живых (Делаж'15'). Между тем одна из последних наблюдательниц, мисс Галлам, собрала примеры»и противоположного свойства и стоит и в этом отношении на точке зрения психической индивидуальности. Третьей и наиболее непонятной особенностью памяти в сновидении является выбор воспроизводимого материала: сновидение использует не как в бодрствующем состоянии лишь наиболее выдающееся, а, наоборот, также и самое безразличное и ничтожное. Я цитирую по этому поводу тех авторов, которые наиболее резко подчеркнули свое удивление по этому поводу. Гильдебрандт^5' с- П1; «Самое удивительное то, что сновидение обычно заимствует свои элементы не из крупных и существенных фактов, не из важных и побудительных интересов прошедшего дня, а из второстепенных явлений, так сказать, из ничтожных обломков недавно пережитого или же, наоборот, далекого прошлого. Потрясающий случай смерти в семье, под впечатлением которого мы засыпаем, как бы погашается в нашей памяти, пока первый момент бодрствования не возвращает его в наше сознание с удвоенной силою. Напротив того, бородавка на лбу встреченного нами незнакомца, о котором мы забыли тотчас же, как только прошли мимо него, играет
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|