Методика педагогического сопровождения развития сюжетных игр детей раннего возраста
Сюжетно-ролевых игр дошкольников»
преподаватель педагогики – Ядловская Г.А.
Игра – исторически сложившийся вид деятельности, в которой ребенок отражает свои впечатления об окружающей действительности.
Условия развития игровой деятельности детей:
- Наличие у детей знаний, впечатлений об окружающей действительности
- Наличие игровых навыков и умений
- Наличие времени для игры
- Наличие места для игры
- Наличие необходимых игрушек и оборудования
Направления работы воспитателя по развитию игровой деятельности детей:
· Обогащение детей знаниями об окружающем мире
· Обучение детей игровым навыкам
· Воспитание положительных качеств личности у детей в процессе игровой деятельности
Предпосылки появления и этапы развития сюжетно-ролевых игр дошкольников
I этап – 1г.ж. – Ознакомительная игра (ребенок действует с предметами, попадающимися в его поле зрения /вещи, игрушки, собственные руки и ноги и т.д./ Малыш обследует их, стучит, бросает)
II этап – 2-й г.ж. - Отобразительная игра –
После 9-10 мес. Ребенок начинает повторять действия с игрушками, показанные взрослым, отражает некоторые действия, которые часто наблюдал в своем опыте: папа читает газету, мама шлепает ребенка по попе и т.д.
На 2 г.ж. круг игровых действий малыша расширяется /катает куклу в коляске, укладывает спать, кормит…/
Ребенок многократно повторяет одни и те же действия /«круговые сюжет»/.
Взаимодействий со сверстником в игре нет.
Ребенок постоянно ищет взрослого для совместной игры, т.к. взрослый является для малыша интересным и авторитетным игровым партнером.
III этап – 3-й г.ж. - сюжетно-отобразительная игра /см. таблицу/
IV этап – 4 г.ж. – сюжетно-ролевая игра (этап принятия роли и освоения игровых действий)
V этап – 5 г.ж. – сюжетно-ролевая игра (этап ролевого взаимодействия)
VI этап – 6-й и 7-й г.ж. – сюжетно-ролевая игра (этап сюжетосложения)
Задание:
- Познакомьтесь с рекомендациями по педагогическому сопровождению игры, данными в таблицах.
- Прочтите рекомендованную литературу:
- КозловаС.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М.: Академия, 1998, с. 282—309.
- Короткова Н.А., Михайленко Н.Я. Как играть с ребенком. – М., 1990.
- Михайленко Н. Наука детских игр. // Обруч. – 1996. - № 6.
- Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности./ под ред. Т.И.Бабаевой, З.М. Михайловой. – СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.
\
Методика педагогического сопровождения развития сюжетных игр детей раннего возраста
Этап развития игры
| Особенности игр детей
| Основные задачи воспитателя
| Методика работы
| Предметно-развивающая среда
|
1 г.ж. этап ПРЕДМЕТНО Й ИГРЫ
| · Развитие предметно-игровой деятельности(ознакомительная игра со своим телом: руками, ногами)
· Появление манипулирования с предметами и игрушками (стучит, обследует, бросает…)
· С 9 – 10 мес. появляется отобразительная игра (качает, кормит куклу)
· Многие игру носят разрушительный характер (т.к. это единственно доступный для ребенка на данном этапе способ проявления активности в игре, а не проявление агрессии)
· Взаимодействия со сверстниками в игре НЕТ.
|
1. Общение с ребенком
2. Обучение игровым и предметным действиям
3. Создание развивающей среды для активной предметной и игровой деятельности.
|
· Совместные игры в «ладушки», «прятки», «сороку-ворону», «мальчик-пальчик»…
· К концу года показывать игровые действия с сюжетными игрушками (моем руки кукле, укладываем спать мишку, катаем в коляске Катю…)
| · До 3-х мес. – яркие, крупные, звучащие игрушки, подвешенные на кронштейне для зрительного сосредоточения.
· Погремушки на резинке, подвешенные над грудью для захвата
· С 3-х до 6 мес. – то же +погремушка с тонкой, удобной для захвата, ручкой.
· С 6 до 9 мес. – игрушки, стимулирующие ползание (яркие, крупные, звучащие: неваляшки, мячи, заводные игрушки); игрушки из разных материалов (моющиеся); игрушки для предметной деятельности (вкладыши, кольца с тонкими стержнями для нанизывания, простые крупные пирамидки, наборы цветных шаров и мисок);
· С 9 до 12 мес. – то же + каталки для стимулирования ходьбы.
· Для игровой деятельности: куклы, мишки, машины, коляски; мебель: кровать, стол, стул; посуда: чашка, тарелка, ложка.
|
С2г.ж. этап ОТОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ИГРЫ
| · На 2-м г.ж. развивается ходьба. Ребенок любит много двигаться, ориентироваться в окружающем, перетаскивать предметы
· Манипулируют с открывающимися коробками, ящиками, вкладышами.
· Дети повторяют действия, показанные взрослым и начинают самостоятельно воспроизводить увиденное в жизни (кормление, шлёпание куклы…) т.е. развивается отобразительная игра
· Ребенок многократно повторяет одни и те же действия («круговые сюжеты»).
· Появляются первые попытки конструирования с игрушками-квладышами.
· Ребенок постоянно ищет взрослого для игры и развлечения.
· Взаимодействия со сверстником в игре НЕТ
|
1. Обогащение ребенка яркими впечатлениями о доступных явлениях окружающей жизни (мама стирает, гладит белье, готовит суп, моет посуду…)
2. Показ способов игровых и предметных действий.
3. Подбор и правильное размещение игрового материала.
| • Совместные игры взрослого с ребенком
• Взрослый побуждает ребенка действовать по определенному сюжету (варим суп, кормим куклу…)
• Взрослый организует специальные наблюдения за животными (киска моется, лакает молоко…) и действиями взрослых (тетя подметает пол, дядя едет на машине…)
• Проведение специальных игр-занятий для обогащения знаний детей и развития игровых действий (дид.игры с куклой).
| • Игрушки, требующие разных движений: тележки, коляски, корзинки, сумочки, мячи, шары, кубы;
• Дидактические игрушки для развития сенсорики и моторики рук: пирамидки (4-6 колец), матрешки (среднего и крупного размера), игрушки-вкладыши (разница в размере 1,5 см), крупный и средний строительный материал.
• Куклы среднего размера (мальчики, девочки, младенцы-голыши)
• Игрушки-животные из разного материала разных размеров
• Кукольная мебель: стол, стул, кровать, полка-шкаф для посуды, сундук для кукольной одежды
• Кухня: плита, мойка с краном
• Посуда: чашки, чайник, кастрюля, тарелки, ложки
• Машины (крупного и средних размеров)
|
Воспользуйтесь поиском по сайту: