Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Игровая деятельность подростков и молодежи и взрослых.

Этапы формирования игровой деятельности детей

Первым этапом развития игровой деятельности является Ознакомительная игра. По мотиву, заданному ребёнку взрослым с помощью предмета игрушки, она представляет собой предметно-игровую деятельность. Её содержание составляют действия манипуляции, осуществляемые в процессе обследования предмета. Эта деятельность младенца весьма скор меняет своё содержание: обследование направленно на выявление особенностей предмета- игрушки и потому перерастает в ориентированные действия- операции.

Второй этап игровой деятельности получил название Отобразительной игры в которой отдельные предметно- специфические операции переходят в ранг действии, направленных на выявление специфических свойств предмета и на достижение с помощью данного предмета определённого эффекта. Это кульминационный момент развития психологического содержание игры в раннем детстве. Именно он создаёт необходимую почву для формирования у ребёнка соответствующей предметной деятельности.

На рубеже первого и второго годов жизни ребёнка развитие игры и предметной деятельности смыкается и одновременно расходится. Теперь же различия начинают проявляться и в способах действий ¾ наступает третий этап в развитии игры: она становится сюжетно - отобразительной. Меняется и ее психологическое содержание: действия ребенка, оставаясь предметно опосредованными, имитируют в условной форме использование предмета по назначению. Так постепенно заражаются предпосылки сюжетно-ролевой игры.

На данном этапе развития игры слово и дело смыкаются, а ролевое поведение становится моделью осмысленных детьми отношений между людьми. Наступает четвертый этап собственно-ролевой игры, в которой играющие моделируют знакомые им трудовые и общественные отношения людей.

Чтобы добиться игры подлинной, эмоционально насыщенной, включающей интеллектуальное решение игровой задачи, необходимо комплексно руководить формированием, а именно: целенаправленно обогащать тактический опыт ребенка, постепенно переводя его в условный игровой план, во время самостоятельных игр побуждать ребенка к творческому отражению действительности.

Эмоции цементируют игру, делают её увлекательной, создают благоприятный климат для взаимоотношений, повышают тонус, который необходим каждому ребёнку доля его душевного комфорта, а это, в свою очередь, становится условием восприимчивости дошкольника к воспитательным действиям и совместной со сверстниками деятельности.

Игра динамична там, где руководство направлено на поэтапное её формирование, с учётом тех факторов, которые обеспечивают своевременное развитие игровой деятельности на всех возрастных ступенях. Здесь очень важно опираться на личный опыт ребёнка. Сформированные на его основе игровые действия приобретают особую эмоциональную окраску. В противном случае обучение игре становится механическим.

Игра, с одной стороны, создаёт зону ближайшего развития ребёнка, а потому является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте. Это связанно с тем, что в ней зарождаются новые, более прогрессивные виды деятельности и формирование умения действовать коллективно, творчески, произвольно управлять своим поведением. С другой стороны, её содержание питают продуктивные виды деятельности и постоянно расширяющиеся жизненный опыт детей.

Развитие ребёнка в игре происходит, прежде всего, за счёт разнообразной направленности её содержания. Есть игры, прямо нацеленные на физическое воспитание (подвижные), эстетическое (музыкальные), умственное (дидактические и сюжетные). Многие из них в то же время способствуют нравственному воспитанию (сюжетно-ролевые, игры-драматизации, подвижные и др.). Две большие группы игр, которые отличаются мерой непосредственного участия взрослого, а также разными формами детской активности.

Первая группа - это игры, где взрослый принимает косвенное участие в их подготовке и проведении. Активность детей (при условии сформированности определённого уровня игровых действий и умений) имеет инициативный, творческий характер - ребята способны самостоятельно поставить игровую цель, развить замысел игры и найти нужные способы решения игровых задач. В самостоятельных играх создаются условия для проявления детьми инициативы, которая всегда свидетельствует об определенном уровне развития интеллекта. Игры этой группы, к которым можно отнести сюжетные и познавательные, особенно ценны своей развивающей функцией, имеющей большое значение для общего психического развития каждого ребёнка.

Вторая группа - это различные обучающие игры, в которых взрослый, сообщая ребенку правила игры или объясняя конструкцию игрушки, даёт фиксированную программу действий для достижения определённого результата. В этих играх обычно решаются конкретные задачи воспитания и обучения; они направленные на усвоение определённого программного материала и правил, которым должны следовать играющие. Важны обучающие игры также для нравственного - эстетического воспитания дошкольников.

Активность детей в обучении играм носит в основном репродуктивный характер: дети, решая игровые задачи с данной программой действий, лишь воспроизводят способы их осуществления. На основе сформированности и умения детей могут затевать самостоятельные игры, в которых будет больше элементов творчества. В группе игр с фиксированной программой действия относятся подвижные, дидактические, музыкальные, игры - драматизации, игры- развлечения.

Общими признаками игры (и сюжетной, и с правилами), отличающими ее от других видов активности, являются следующие:

добровольно и свободно выбранная деятельность, которая доставляет удовольствие и не имеет ни утилитарных целей, ни практических, материальных результатов;

особого рода моделирующая деятельность, обнаруживающая связь с реальным миром (воссоздающая реальную деятельность или отношения в ней), явную (сюжетная игра) или скрытую (игра с правилами).

Прогрессивное, развивающие значение игры состоит не только в реализации возможностей всестороннего развития ребенка, но и в том, что она способствует расширению сферы их интересов, возникновению потребности в занятиях становлению мотива новой деятельности- учебной, что является одним из важнейших факторов психологической готовности ребёнка к обучению в школе.

 

Игровая деятельность подростков и молодежи и взрослых.

Игровое поведение, свойственное детям, сменяется игровой деятельностью подростков. В подростковом возрасте значительно большую роль играет внутригрупповое общение, которое во многом определяет формирование ценностной сферы личности, модели поведения, формирование установок, значимых для выбора жизненной траектории. Меняется состав и характер игр, исторический и культурный контекст игры, в чем-то сохраняя преемственность, в чем-то прерываясь. Если в советский период в подростковом возрасте преобладали коллективные и групповые игры, то в последние годы происходит индивидуализация и прагматизация внутреннего пространства этой возрастной группы.

Наиболее популярными были спортивные игры (как организованные спортивными секциями, клубами и обществами, так и любительские, дворовые). Популярностью пользовались и специально организованные военно-патриотические игры, такие как «Зарница», (хотя их эффективность зависела решающим образом от личных способностей организаторов игровой деятельности). Превращение этих игр в обязательную часть патриотического воспитания молодежи привело к формализации этой инициативы, резко снизило их популярность.

Как указывалось выше, игра не может осуществляться по принуждению. Возникает сюжетно-ролевая игра, в которой ребенок принимает на себя и выполняет роль, соответствующую каким-либо действиям взрослых. Дети, предоставленные сами себе, объединяются и организуют свою особую игровую жизнь, воспроизводящую в своих чертах общественные отношения и трудовую деятельность взрослых.

Развиваются и игры взрослых. Некоторые из них, например, шахматы, возникли много веков назад и дожили до наших дней. Другие, в том числе многие спортивные игры, например, футбол и хоккей сформировались лишь в Х1Х-ХХ веках. На определенных этапах из игры выделились театр, эстрада, профессиональный спорт и т.д. Игра становится искусством и спортом, искусство, спорт становятся специальностью, профессией. Игра здесь переходит в труд. Играющим, т.е. действующим в игре-искусстве актером или в игре-спорте спортсменом являются лишь немногие люди. Среди взрослых только они сохраняют за собой эту привилегию, поднимая ее на новую ступень, привилегию, которой в детстве пользуется каждый, - принимать на себя всевозможные доступные воображению роли и воплощать в своей собственной деятельности их многоликую жизнь; остальные участвуют в игре в качестве зрителей, переживая, но не действуя; не действием, а мечтой они входят в ту или иную роль, что тоже требует более или менее высокого уровня развития.

Сегодня отмечают сокращение реальной игровой деятельности подростков. Значительно меньше стало спортивных площадок во дворах домов и стадионов в городах и поселениях, меньше играют в подвижные игры (прятки, «казаки-разбойники», «вышибалы», редко во дворах скачут девочки, играя в «классики» или со скакалкой).

Появился новый тип игр - «ролевики», «этно». Участники этих действий выбирают какой-либо сюжет: литературный (например, по мотивам Дж.Р.Толкиена, хотя подобная игра может строиться на любой литературной основе) или исторический (в основном это история древних славян, варягов и скифов, средневековые сюжеты и т.п.). Участие в игре может реализоваться на бытовом уровне: выбрав ту или иную роль, ролевик должен в нее вживаться, создавать внешний облик с большой степенью точности (вплоть до технологий изготовления и материала, из которого воссоздается одежда, орудия труда и вооружение), создавать свой сюжет игры, воссоздавать речь, строить диалоги и взаимоотношения с другими персонажами. Игра ведется повседневно, в свободное от работы и учебы время, в доме, в квартире или в клубах, где собираются участники игры. Время и место сбора предварительно оговариваются.

Другой вариант участия в ролевой игре - театрализованные акции, которые готовятся порою целый год (создается сценарий, строятся декорации, возводится целая крепость, город, дворцы с максимальной возможной степенью приближения, возможной в подобных сооружениях; на такие акции собираются ролевики определенных направлений из всех частей страны). Игра может быть открытой, с участием зрителей, всех, кому интересно это действо, с продажей билетов, сувениров или изделий мастеров, работающих здесь же. Может быть и закрытая игра, которая предполагает глубокое погружение в эпоху или сюжет, когда присутствие посторонних или непосвященных может расцениваться как вторжение и разрушение контекста игры.

Этно-фестивали и открытые игры встречают разное отношение - от запретов, мотивированных опасностью воссоздания средневековых сражений, турниров, боев и парных поединков, до включения этих акций в состав туристических достопримечательностей или в контекст историко-патриотического воспитания молодежи. Безусловно, безопасность таких акций должна быть на высоте. В печати периодически встречаются сообщения о несчастных случаях во время проведения ролевых игр. Но это не повод их запрещать. Гораздо разумнее сотрудничать с такой разнообразной группой как участники и организаторы ролевых игр, тем более что многие из них готовы к такому сотрудничеству. Однако эта ниша в работе с подростками и молодежью практически пуста. Важно лишь не превратить ролевые игры в формальный придаток воспитательной работы с молодежью или придаток политических игр.

Нельзя при этом не признать, что увлечение ролевыми играми способствует познанию литературы, истории, культуры своего народа или других народов мира, а также соответствует таким направлениям в развитии науки как история повседневности или прикладная археология.

В последнее время широкое распространение получили «военные» игры - пейнтбол, стрейкбол. Удовольствие это не самое дешевое, участвуют в этих играх в основном вполне взрослые и обеспеченные люди. Подростковыми эти игры не назовешь, хотя по существу они повторяют

И все же в последние годы игры-действия уступили место играм виртуальным, об этом говорят многочисленные опросы, проведенные российскими социологами за последние годы. Для российского зрителя в последние годы стал предметом массового потребления целый комплекс компьютерных коммуникаций, а также видео, электронные и компьютерные игры (для детей и взрослых), а также игры в Интернете - в режиме on-line. С их бытованием связан другой комплекс проблем, влияние этого пространства гораздо более сложно и менее предсказуемо. Эти проблемы требуют специального внимания ученых самых разных специальностей.

Среди наиболее активных молодежных и подростковых игр, возродившихся или завоевавших популярность в последнее время, можно выделить игры, сложившиеся под влиянием телевидения. Это игры для разных возрастных групп: славный КВН, а также «Поле чудес», «Последний герой», «Слабое звено», по мотивам игры «Форт Бойярд». И собственно школьные подростковые игры «Самый умный», «Умники и умницы» и др. К сожалению, угасает или совершенно уже угасло игровое движение «Папа, мама, я - спортивная семья». Причины кроются как в семейном пространстве (очень мало спортивных семей, готовых участвовать в таком игровом движении), так и в неразвитости в нашей стране клубного начала, в остром недостатке организаторов этой деятельности и в отсутствии воли властей продвигать такие инновации.

Игры с целью получения призов в денежном эквиваленте и игры, рассчитанные на проявление различных способностей человека. Надо отметить, что в том или ином виде, призы присутствуют во всех программах, но в одних они становятся самоцелью, а в других - лишь дополнением к игре. Деньги стали мерой не только экономической, но и нравственной свободы. Основные передачи - пропагандисты корысти, денег и богатства как высшей жизненной ценности - ведутся в наиболее легко усваиваемом молодежной аудиторией жанре «развлекательно - завлекательных» программ.

Можно предположить, что внимание молодых людей к телевизионной игре обусловлено стремлением к яркому сопереживанию, к соревновательности. Молодежь и подростки стремятся к самореализации, они высоко ценят возможность проявить свои силы, и если реальная жизнь не дает такой возможности, она реализуется в игре.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...