Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 2 Национальные парки, государственные природные заповедники и ООПТ(особо охраняемые природные территории)

 

Характеристика НП и ООПТ

 

Национальными парками объявляются территории, которые включают природные комплексы и объекты, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую ценность и предназначенные для использования в природоохранных, просветительских, научных, культурных целях и для регулируемого туризма.

В национальных парках работает 4007 человек, в том числе 1986 государственных инспекторов по охране территории парков. Государственная система национальных парков Российской Федерации начала формироваться сравнительно недавно, первый национальный парк Российской Федерации ("Сочинский") был образован в 1983 г. По состоянию на 31 декабря 1999 г. в Российской Федерации имелось 35 национальных парков общей площадью 6,956 млн. га (0,4% площади Российской Федерации). Национальные парки расположены на территории 13 республик, 2 краев,20 областей и 1 автономного округа. Большинство (34) национальных парков находилось в непосредственном управлении Федеральной службы лесного хозяйства России, один - в ведении правительства Москвы ("Лосиный остров"), Путешествия, связанные с риском и природой, сейчас являются наиболее перспективными и интенсивно развивающимися направлениями рекреационной деятельности. Многие люди, особенно из развитых стран, готовы тратить значительные денежные суммы на то, чтобы оторваться от цивилизованного мира, окружающего их в повседневной жизни. Кроме того, охраняемые территории посещает все большее число внутренних туристов. Однако, хотя и растет желание туристов посетить нетронутые природные территории, все труднее становится поддерживать охраняемые территории в удовлетворительном состоянии из-за растущего антропогенного давления. Возникает острая необходимость в налаживании соответствия между управлением туристической сферой и охраняемыми территориями.

Туризм и природа могут вступать в конфликт. При этом туризм наносит вред окружающей среде и природным ресурсам. Экологи начинают сопротивляться такому туризму, посредством введения запретов и ограничений.

Сосуществование, возможно, если на данной территории не развиты в достаточной степени ни туризм, ни деятельность, связанная с охраной окружающей среды, или если они не оказывают существенного влияния друг на друга. Однако, такое сосуществование не продолжается долго, так как развитие туризма вскоре приводит к коренным изменениям. Эта стадия можем смениться как ко взаимовыгодным отношениям (симбиозу), так и к конфликту. Симбиоза можно достичь только при организации туризма и природоохранной деятельности таким образом, чтобы они получали выгоды от взаимодействия. С точки зрения экологов это означает, что природные богатства (в т. ч. и рекреационные ресурсы) сохраняют свои первоначальные качества и количества. При этом постоянно увеличивается поток туристов. использующих их в физических, научных и образовательных целях, получающих от них эстетическое наслаждение. Кроме того, такое взаимодействие имеет большие экономические преимущества. Такая взаимная поддержка туризма и природоохранной деятельности должна способствовать осознанию обществом того факта, что сохранение природы является существенным условием улучшения уровня жизни.

К сожалению, реальные отношения между туризмом и природоохранной деятельностью чаще всего сводятся к сосуществованию, которое заканчивается конфликтом. Причины этого, чаще всего, состоят в неправильном управлении, отсутствии понимания того, что цели обеих сторон во многом совпадают, в отсутствии необходимого планирования и оценки последствий при развитии туризма.

Но ситуация не должна оставаться такой, так как изменение позиций обеих сторон, направленное на установление взаимовыгодного сотрудничества, принесет пользу всему государству (особенно в развивающихся странах).

Скученность, переэксплуатация природных (рекреационных) ресурсов., строительство зданий и элементов инфраструктуры и другая деятельность, связанная с туризмом, оказывает отрицательное воздействие на окружающую среду.

В общем, воздействие туризма на окружающую среду зависит от масштабов и типа туристической деятельности. Отдельный турист оказывает обычно незначительное влияние. Проблемы появляются при увеличении числа туристов или при изменении степени использования ресурсов. Так что, хотя туризм и является значительным источником дохода, с ним связаны серьезные проблемы.

Воздействие туризма на охраняемые территории можно разделить на 2 категории: прямое и косвенное. Прямое влияние туризма связано с непосредственным присутствием туристической деятельности, косвенное - с туристической инфраструктурой. Кроме того, можно выделить следующие типы воздействия:

· воздействие на геологическое строение, минералы и ископаемые, воздействие на почву, на водные ресурсы, на растительность, на животный мир, воздействие на санитарное состояние территории, эстетическое воздействие на ландшафт, воздействие на культурную среду региона.

Результаты воздействия туристической деятельности на окружающую среду часто проявляются в приведенной выше последовательности. Те явления, которые следуют всегда друг за другом или вместе, можно предупредить, Первыми претерпевают серьезные изменения те территории, на которых наиболее развита рекреационная деятельность. На их опыте можно прогнозировать и предупреждать ситуацию в других регионах с развивающимся туризмом.

В мире накоплен огромный опыт этой деятельности, причем как положительный, так и отрицательный. Мы в самом начале пути и у нас есть реальная возможность изучить и использовать этот опыт. Наши системы ООПТ имеют немало общего с охраняемыми территориями мира, но немало и отличительных особенностей. Нам нужно реально оценить возможности наших ООПТ. Понять, ценой каких усилий удается, и всегда ли удается, сочетать охрану природных комплексов и активную туристическую деятельность в США, Европе и иных регионах мира? Как строятся отношения между охраняемыми территориями и туристическими организациями в странах? Какое место в развитии экологического туризма могут занять российские заповедники?

На наших охраняемых территориях экотуризм только начинает развиваться, эти годы вообще стали годами затишья для туристического бизнеса в стране и, казалось бы, нам пока ничто не угрожает.

Но экотуризм в России не ограничивается двумя полублаготворительными фирмами - туры такого рода в изобилии предлагают и обычные турфирмы. Речь идет не о тех турах, которые сам туроператор в своей рекламе именует "экологическими", а о маршрутах, соответствие которых принципам экологического туризма удостоверено независимыми экспертами - например, тем же WWF. Только в Хабаровском и Приморском краях насчитывается 19 фирм и организаций, чьи туры рекомендованы фондом. На август - сентябрь этого года (лучший сезон для путешествия по югу Дальнего Востока) намечена премьера семи новых экотуров. Среди которых есть и такая экзотика, как участие в рейде оперативной антибраконьерской бригады "Тигр".

К сожалению, число туристов, посещающих национальные парки России, пока не столь велико в сравнении с известными парками мира. К тому же многие наши заповедники отдают предпочтение приему иностранных туристов. Но будем считать, что это - временное явление.

Можно сказать, что в Российской Федерации традиционной формой территориальной охраны природы, имеющей приоритетное значение для сохранения биологического разнообразия, являются государственные природные заповедники. Российские заповедники создавались исключительно для природы. Интересы природы поставлены во главу угла и любой природоохранник мира подтвердит, что это несомненное благо. Главная, первая цель создания заповедников - сохранение природных комплексов, обеспечение их естественного развития и слежение за динамикой этих процессов. Сеть заповедников, сформированная по географическому принципу, представляет природу практически всех регионов России, заповедные земли и природные ресурсы полностью к навечно изъяты из хозяйственного использования. История заповедного дела показывает, что далеко не всегда эти декларируемые принципы столь уж неуклонно реализовывались на практике. Но в целом, установленный законодательно режим охраны позволял и пока еще позволяет заповедникам выполнять свою главную задачу. Если ранее был декларирован полный запрет, теперь даешь полную свободу действий! Позавчера приоритет был только за наукой, вчера мы ее забываем и занимаемся только охраной, а сегодня мы готовы забыть все и броситься со всем жаром нашей души только на просвещение и экотуризм! Есть сложившееся законодательство, многолетние традиции. Да, долгие годы заповедники были практически единственной формой ООПТ, эффективно работающей в нашей стране и в силу этого ряд заповедников принял на себя казалось бы не свойственные им функции национальных парков и, что самое удивительное, достаточно успешно с ними справлялся. Поэтому сегодня мы обсуждаем проблему '"ООПТ и экотуризм" не только в узком кругу специалистов национальных парков, но и тех заповедников, которые имеют в этой работе некоторый (а например Тебердинский, ''Столбы*4 - значительный;) опыт. Однако, задачи системы заповедников были и должны оставаться иными, чем у национальных парков. В то же время, нужно признать что волею судьбы отдельные заповедники сегодня работают в режиме близким к национальным паркам (но наверное не российским, а американским!). Возможно наступят времена, когда можно будет не боясь потерять реально и хорошо охраняемую сегодня природную территорию - скажем так, Н-скаго заповедника, присвоить ему, соответствующее его режиму, имя - национальный парк, не передавая его в лесное ведомство, не навешивая ему планов по заготовке древесины и т.д. Сегодня это только мечта.

Система государственных заповедников как эталонов ненарушенных природных территорий является предметом заслуженной гордости отечественной науки, природоохранного движения, Сеть заповедников создавалась в течение восьми десятилетий. На 31 декабря 1999 г. в Российской Федерации насчитывалось 99 государственных природных заповедников общей площадью 33,257 млн. га, в том числе сухопутной (с внутренними водоемами) - 26,678 млн. га, что составляет 1,56% всей территории России. Заповедники расположены на территории 18 республик, 5 краев, 35 областей. Еврейской автономной области, 7 автономных округов Российской Федерации, В соответствии с законодательством государственные природные заповедники имеют статус природоохранных, научно-исследовательских и эколого-просветительских учреждений. Из 99 государственных природным заповедников на 31 декабря 1998 г.93 находилось в непосредственном ведении и управлении Госкомэкологии России, 4 - в системе Российской академии наук.1 - Минобразования России, 1 - Рослесхоза. В 1999 г. создан новый государственный природный заповедник Госкомэкологии России, территория двух заповедников расширена.

Система российских государственных природных заповедников признана в мире. Из российских заповедников 22 имеют международный статус биосферных резерватов (им выданы соответствующие сертификаты ЮНЕСКО), 8 находятся под юрисдикцией Всемирной конвенции о сохранении культурного и природного наследия, S1 - под юрисдикцией Конвенции о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение главным образом в качестве местообитания водоплавающих птиц (Рамсарской конвенции), 4 (Окский, Тебердинский, Центрально-Черноземный и "Костомукшский") имеют дипломы Совета Европы, 3 ("Костомукшский", "Даурский", "Ханкайский") входят в состав международных трансграничных особо охраняемых природных территорий. Что касается системы заповедников. Каждый заповедник, несмотря на общие цели и задачи, индивидуален. Различны истории их создания, традиции, социально-экономические условия в регионе, степень освоенности окружающей природы и т.д. и т.п. Все эти особенности отражены в индивидуальных положениях. Но, должно быть ясно одно, что сохранение в заповедной системе значительных территорий с первозданной, дикой природой - истинное российское достижение и мы не имеем право его утратить.

Поэтому для развития экотуризма в заповедниках требуются специфические туроператоры, понимающие задачи заповедников и не ставящие себе главной целью извлечение прибыли. Операторы, которые, с одной стороны, представляли бы интересы заповедников в "большом" мире, а с другой - гарантировали бы соблюдение клиентами правил экотуризма. Такими операторами и стали вышеупомянутые фонд "Дерсу Узала" и Центр экологических путешествий, созданные в 1997 - 1998 годах. Обе организации имеют статус некоммерческих - что в целом соответствует действительности, несмотря на их туроператорскую деятельность: они сознательно ограничивают свою прибыль, стараясь оставить больше денег заповедникам и сотрудничающим с ними местным жителям. Обе были созданы при активном содействии тогдашнего управления заповедного дела Госкомэкологии РФ и сотрудничают с международными неправительственными организациями прежде всего со Всемирным фондом дикой природы (WWF), для которого поддержка охраняемых природных территорий во всем мире одна из главных задач.

Также существуют особо охраняемые природные территории (ООПТ), которые предназначены для сохранения типичных и уникальных природных ландшафтов, разнообразия животного и растительного мира, объектов природного и культурного наследия. Полностью или частично изъятые из хозяйственного использования, они имеют режим особой охраны, а на прилегающих к ним участках земли и водного пространства могут создаваться охранные зоны или округа с регулируемым режимом хозяйственной деятельности.

Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния.

Различают следующие основные категории указанных территорий:

· государственные природные заповедники, в том числе биосферные:

· национальные парки;

· природные парки;

· государственные природные заказники;

· памятники природы;

· дендрологические парки и ботанические сады;

· лечебно-оздоровительные местности и курорты.

Правительство Российской Федерации, соответствующие органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления могут устанавливать и иные категории особо охраняемых природных территорий (зеленые зоны, городские леса, городские парки, памятники садово-паркового искусства и др.).

Все особо охраняемые природные территории учитываются при разработке территориальных комплексных схем, схем землеустройства и районной планировки. [1, 310с]

 

2.2. Общая характеристика НП "Угра"

 

Национальный парк "Угра" на территории Калужской области создан Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 февраля 1997 г. Парк имеет площадь 98,6 тыс. га и располагается па территории 6 административных районов Калужской области: Износковского, Юхновского. Дзержинского, Бабынинского, Перемышльского и Козельского. В границы парка входят живописные долины рек Угра и Жиздра, а также левобережная часть Оки с древним селом Воротынск. Парк организован с целью сохранения уникальных природных комплексов и исторических объектов в долинах этих рек. По своему содержанию национальный парк "Угра" является историко-природным. Свыше 65% площади покрыто лесами, реками и озерами; в границы парка вошли 20 памятников природы и 4 ключевые орнитологические территории. Наиболее крупные лесные массивы располагаются в бассейне р. Угры и на правобережье Жиздры. В парке произрастает более 1000 видов высших сосудистых растений, среди них 165 (138) редких для области.7 занесены в Красную Книгу природы России: орхидея пальчатокоренник балтийский, пыльцеголовники: длиннолистый и красный, ковыль перистый, неоттианта клобучковая, а также водяной орех - чилим и венерин башмачок. Животный мир парка представлен более 300 видами позвоночных. Обычны лось, косуля, кабан, волк, лисица, барсук, бобр, тетерев, глухарь; встречаются куница, норка, бурый медведь. Из 210 видов птиц в список редких и исчезающих Калужской области включено 75 видов, а в Красную Книгу - 17 видов, в том числе скопа, змееяд, орлан-белохвост, балобан, большой подорлик, черный аист. В водоемах водится 33 вида рыб, а подкаменщик обыкновенный, стерлядь и русская быстрянка внесены в Красную Книгу. В пойменных озерах Жиздры и Оки обитает русская выхухоль - эндемик, включенный в список Международного союза охраны природы. Из беспозвоночных животных, количество которых насчитывает несколько тысяч, 6 видов также являются краснокнижными, а 22 - отнесены к регионально редким.

В то же время территория парка насыщена объектами историко-культурного наследия. В его границах находятся около двух десятков бывших дворянских усадеб, свыше 20 памятников архитектуры, многочисленные места великих сражений и битв, знаменитые духовные центры, более 130 археологических объектов.

В декабре 2002 г. национальному парку "Угра" дипломом ЮНЕСКО был присвоен статус биосферного резервата.

Территория национального парка относится к особо охраняемым территориям федерального значения. Земля, воды, недра, растительный и животный мир, находящиеся на территории национального парка, предоставляются ему в пользование на правах предусмотренных федеральными законами. Изъятие земель и других природных ресурсов национального парка запрещается. Земельные участки в границах национального парка, а также находящиеся на них здания, сооружения, помещения не подлежат приватизации.

Историко-культурные объекты, поставленные на государственную охрану в установленном порядке, передаются национальному парку по согласованию с государственным органом охраны памятников истории и культуры.

Национальный парк имеет исключительное право приобретения земельных участков, включенных в состав национального парка без изъятия из хозяйственной эксплуатации и принадлежащих другим собственникам, за счет средств федерального бюджета и иных не запрещенных законом источников.

В своей деятельности национальный парк руководствуется Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "Об особо охраняемых природных территориях", другими законами Российской Федерации, Указами и Распоряжениями Президента Российской Федерации, Постановлениями и Распоряжениями Правительства Российской Федерации, соответствующими актами органов государственной власти, нормативными правовыми актами Министерства природных ресурсов Российской Федерации и правовыми актами Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - Росприроднадзора), законами и другими нормативными актами Калужской области, настоящим Положением.

Вокруг национального парка создается охранная зона с ограниченным режимом природопользования. Границы и режим охранной зоны национального парка утверждаются Постановлением органа государственной власти Калужской области.

На национальный парк возлагаются следующие основные задачи: сохранение целостности природных и природно-исторических ландшафтов, уникальных и эталонных природных комплексов и объектов растительною и животного мира; сохранение историко-культурных объектов; экологическое и историко-культурное просвещение населения; создание условий для регулируемого туризма и отдыха в природных условия; разработка и внедрение научных методов охраны природы в условиях рекреационного использования; осуществление экологического мониторинга; восстановление нарушенных природных и историко-культурных комплексов и объектов; развитие научно-технического, информационного и культурного сотрудничества с охраняемыми территориями и природоохранными организациями Российской Федерации и зарубежных стран; охрана и воспроизводство лесов, растительного и животного мира, проведение необходимых лесоводственных, регуляционных и биотехнических мероприятий; участие в государственной экологической экспертизе проектов социального и экономического развития, землеустройства и размещения хозяйственных и иных объектов в регионе; содействие в подготовке научных кадров и специалистов в области охраны окружающей природной среды.

Рассмотрим управление национальным парком и его структуру. Национальный парк находится в ведении Росприроднадзора.

Национальный парк возглавляется директором, назначаемым органов, в ведении которого находится национальный парк.

Директор осуществляет непосредственное управление деятельностью национального парка. К его компетенции относится решение всех вопросов, которые не составляют компетенцию других органов управления, определённых законодательством Российской Федерации и настоящим Положением, а именно:

а) без доверенности действует от имени национального парка и представляет его во всех органах государственной власти и управлений, предприятиях, организациях, а также за рубежом;

б) руководит деятельностью национального, парка, обеспечивает выполнение возложенных на национальный парк задач и несёт персональную ответственность за результаты деятельности национального парка;

в) по согласованию с Росприроднадзором утверждает структуру и штатное расписание национального парка; утверждает должностные инструкции работников;

г) принимает на работу и увольняет работников, заключает контракты по найму на работу в национальный парк для выполнения отдельных работ;

д) применяет дисциплинарные и материальные взыскания к работника: национального парка в случае нарушения ими правил внутреннего распорядка должностных инструкций и в других случаях, предусмотренных законодательством; реконструкции и расширения хозяйственных объектов, планируемых к реализации на территории Калужской области.

В национальном парке вопросы научной, природоохранной, рекреационной и просветительской деятельности рассматриваются Научно-техническим советом из числа специалистов в области охраны и рационального использования природных и историко-культурных ресурсов.

Состав Научно-технического совета и положение о нем утверждается Федеральной службой по надзору в сфере природопользования.

Планы лесохозяйственных, биотехнических, регуляционных. рес таврационных и просветительских работ на территории национального парка рассматриваются на заседаниях Научно-технического совета.

Эколого-просветительская деятельность в национальном парке направлена на обеспечение посетителей парка познавательной информацией и научно - популярными знаниями о природных экосистемах и объектах природного и историко-культурного наследия на его территории.

Просветительская деятельность национального парка включает: выпуск буклетов, фотоальбомов, путеводителей, справочных материалов и иной печатной продукции, организацию визит-центров, музеев и экспозиций под открытым небом, создание и обустройство экскурсионных троп и маршрутов, организацию школьных лесничеств, детских и юношеских экологических центров, лагерей, прохождение учебной и производственной практики студентов высших и средних специальных учебных заведений соответствующего профиля, освещение деятельности национального парка в средствах массовой информации и иные формы методологического и историко-культурного воспитания и образования.

Обеспечение регулируемого туризма и отдыха на территориях национальных парков осуществляется в соответствии с утвержденными проектами на основании лицензий на осуществление деятельности по обеспечению регулируемого туризма и отдыха, предоставляемых дирекциями национальных парков, если предлагаемые услуги по организации обслуживания посетителей не противоречат целям деятельности национальных парков и не причиняют ущерба природным комплексам и объектам историко-культурного наследия. Форма лицензии утверждается государственным органом Российской Федерации, в ведении которого находятся национальные парки.

При наличии соответствующих лицензий ее владельцам могут быть предоставлены в аренду земельные участки, природные объекты, здания и сооружения на условиях, определенных соответствующими договорами, заключаемыми с дирекциями национальных парков. Указанные договоры подлежат регистрации в государственных органах, в ведении которых находятся национальные парки.

Владелец лицензии представляет на утверждение дирекции национального парка и государственного органа, в ведении которого находится национальный парк, проектную документацию на все виды работ, осуществляемых им в соответствии с лицензией и договором об аренде.

Порядок предоставления и аннулирования лицензий, предоставления в аренду земельных участков, природных объектов, зданий и сооружений определяется Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 августа 1996 г. № 916 утверждено Положение о порядке представления и аннулирования лицензий на осуществление деятельности по обеспечению регулируемого туризма и отдыха на территориях национальных парков.

Согласно этому Положению, право на осуществление конкретных видов деятельности по обеспечению регулируемого туризма и отдыха и условия их осуществления являются неотъемлемой частью правового статуса и режима территории национального парка и должны быть отражены в положении о нем.

Лицензия на осуществление упомянутых видов деятельности выдается дирекцией национального парка и действительна только на его территории.

Лицензия является официальным документом, который разрешает осуществление указанного в нем вида деятельности в течение установленного срок: *, а также определяет условия его осуществления.

Для получения лицензии заявитель представляет в дирекцию национального парка:

а) заявление о выдаче лицензии с указанием:

для юридических лиц - - наименования и организационно-правовой формы, юридического адреса, номера расчетного счета, наименования обслуживающего банка; для физических лиц - фамилии, имени, отчества, паспортных данных (серия, номер, когда и кем выдан, место жительства); вида деятельности;

а) срока действия лицензии;

б) копии учредительных документов (если они не заверены нотариусом - с предъявлением оригиналов);

в) копию свидетельства о государственной регистрации юридического лица;

г) документ, подтверждающий оплату рассмотрения заявления;

д) справку налогового органа о постановке на учет или свидетельство о государственной регистрации физического лица в качестве предпринимателя со штампом налогового органа;

е) сведения о профессиональной подготовке специалистов и рабочих;

ж) данные о нормативно-методическом обеспечении, организационно-технических возможностях и оснащении для выполнения соответствующих видов деятельности.

Рассмотрение заявления о выдаче лицензии и выдача лицензии осуществляются на платной основе.

Платежи за рассмотрение заявления о выдаче лицензии взимаются в размере] /] 0 установленного законом минимального размера оплаты труда, а за выдачу лицензии (или ее копии) • • не более одного установленного законом минимального размера оплаты труда.

В случае проведения дополнительной (в том числе независимой) экспертизы связанные с этим расходы не включаются в фиксированную лицензионную плату и оплачиваются отдельно.

Плата за рассмотрение заявления и плата за выдачу лицензии поступают в доход федерального бюджета.

Форма лицензии утверждается государственным органом, в ведении которого находятся национальные парки.

Уведомление об отказе в выдаче лицензии представляется заявителю в письменном виде в 3-дневный срок со дня принятия соответствующего решения с указанием причин отказа.

Основанием для отказа в выдаче лицензии является:

· наличие в документах, представленных заявителем, недостоверной или неполной информации;

· отрицательное экспертное заключение, установившее не соответствие условиям, необходимым для осуществления соответствующего вида деятельности.

В лицензии указываются:

· наименование национального парка, дирекция которого выдала лицензию;

· для юридических лиц - наименование и юридический адрес организации, получающей лицензию;

· для физических лиц - фамилия, имя, отчество, паспортные данные (серия, номер, когда и кем выдан, место жительства);

· вид деятельности;

· срок действия лицензии;

· условия осуществления лицензируемого вида деятельности;

· регистрационный номер лицензии и дата выдачи.

Лицензия выдается на срок не менее 3 лет. По заявлению лица, обратившегося за ее получением, лицензия может выдаваться на меньший срок. Продление срока ее действия производится в порядке, установленном для ее получения.

Лицензия выдается после представления заявителем документа, подтверждающего ее оплату.

Лицензия выдается отдельно на каждый вид деятельности. Передача лицензии другому юридическому или физическому лицу запрещается.

При ликвидации юридического лица или прекращении действия свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве предпринимателя лицензия теряет юридическую силу.

Переоформление лицензии производится в порядке, установленном для ее получения.

Лицензия подписывается директором национального парка и заверяется печатью этого учреждения.

Дирекция национального парка приостанавливает действие лицензии или аннулирует ее в случае:

· представления лицензиатом соответствующего заявления;

· обнаружения недостоверных или искаженных данных в документах, представленных для получения лицензии;

Нарушения лицензиатом условий, предусмотренных лицензией; невыполнения лицензиатом предписаний или распоряжений государственных органов или приостановления ими деятельности юридического лица, а также физического лица, занимающегося предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, в соответствии с законодательством Российской Федерации;

Стоит рассмотреть правовой статус национального парка. Национальный парк является юридическим лицом, которое не мест в качестве цели своей деятельности извлечение прибыли. то есть является некоммерческой организацией и создается в форме финансируемого за счет средств федерального бюджета природоохранного учреждения. Национальный парк может дополнительно финансироваться за счет целевых средств из бюджета Калужской области и внебюджетных источников, привлекаемых для этих целей, а также: лицевой счет собственных средств.

Национальный парк находится на самостоятельном балансе, имеет счета, в том числе валютные, в учреждениях банков Российской Федерации и печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и своим наименованием, а также штампы и бланки. Собственными средствами национального парка, которыми он распоряжается в установленном порядке, являются следующие получаемые парком средства:

· от просветительской, рекреационной, научной, рекламно-издательской и иной хозяйственной деятельности, не противоречащей возложенным на национальный парк - задачам;

· в качестве арендной платы;

· в счет возмещения ущерба, причиненного природным комплексам и историко-культурным объектам, расположенным на территории национального парка;

· от реализации конфискованных в установленном порядке орудий охоты, рыболовства и продукции незаконного природопользования;

· в порядке безвозмездной помощи и благотворительных взносов.

Штрафы, налагаемые в административном порядке за экологические правонарушения, взысканные по постановлениям должностных лиц национального парка, поступают в самостоятельное распоряжение национального парка и учитываются на отдельном балансе.

Национальный парк может выступать учредителем и участвовать в деятельности фондов, ассоциаций, предприятий, в тол? числе с иностранным участием, и иных организаций, способствующих развитию национального парка. Национальный парк может создавать другие некоммерческие организации, а также филиалы и представительства в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Национальный парк имеет право пользоваться кредитами российских и зарубежных банков, а также приобретать валюту в порядке, установленном законодательством.

Национальный парк самостоятельно осуществляет природоохранную, научно - исследовательскую, эколого-просветительскую и рекреационную деятельность. Деятельность по подбору и расстановке кадров, финансово-хозяйственную деятельность в пределах, установленных законодательством Российской Федерации и настоящим Положением.

Заключение 2002 год вписан в историю России как год перемен в экологической политике страны. В этом году вышли в свет "Экологическая доктрина Российской Федерации" - документ, разработанный совместными усилиями органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных организаций, деловых и научных кругов России, и Федеральный закон "Об охране окружающей среды" от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ.

Столь значительные подвижки в экологической политике страны инициированы, с одной стороны, сближением с мировым сообществом и необходимостью в этой связи следовать международным стандартам и правилам, с другой - удручающим экологическим состоянием целого ряда природных территорий России. В преамбуле Экологической доктрины Российской Федерации записано: "Дальнейшая деградация природных систем ведет к дестабилизации биосферы, утрате ее целостности и способности поддерживать качество окружающей среды, необходимое для жизни. Преодоление кризиса возможно только на основе формирования нового типа взаимоотношений человека и природы".

Экологический туризм - современная форма организации отдыха на природе, предусматривающая неистощительное природопользование и устойчивое развитие природных территорий, - прекрасно вписывается в русло современных экологических инициатив государственной власти Российской Федерации.

Мировая практика проведения экологического туризма доказала, что экономически и экологически выверенная организация отдыха позволяет сохранять природу успешнее, чем иные виды хозяйственной деятельности или строгие запреты на рекреацию.

Цель развития экологического туризма в России - это улучшение экономического состояния отдаленных территорий, не имеющих альтернативных возможностей для подъема. Начавшееся в середине 90-х гг. XX в. развитие экотуризма в заповедниках и национальных парках России в большой степени было инициировано мировым сообществом. Основные задачи, которые при этом ставились - это сохранение природы России как одного из экологических доноров планеты, финансовая помощь природоохранной деятельности отечественных ООПТ, вовлечение в туризм местного населения, подъем его жизненного уровня и уровня экологической культуры.

Экологический туризм сегодня можно рассматривать как начало формирования въездного природно-ориентированного туризма в России. Экотуристы - наименее притязательная часть туристского потока - любители неизведанных территорий, не предъявляющие высоких требований к туристскому сервису, который в России только начинает развиваться.

Экономические и социальные выгоды, которые получает от экологического туризма весь мир, огромны. Это и повышение экономической устойчивости территорий, вовлеченных в рекреационное пользование путем создания новых рабочих мест, и привлечение в сферу обслуживания местного населения, повышение его жизненного уровня и снижение уровня социальной напряженности и т.д. Социальные последствия развития экологического туризма, особенно в сельских регионах России, могут быть чрезвычайно значимы: возвращение на "малую ро<

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...