Понятие сиротства и причины возникновения.
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Социальная работа с детьми-сиротами в условиях детского дома Курсовая работа по дисциплине «Теория социальной работы»
Содержание Введение. 3 Глава 1. История возникновения социального явления как сиротство в России.5 1.1 Понятие сиротства и причины возникновения…………….................5 ...................................................... 1.2 Форма устройства детей сирот. 10 Глава 2 Содержание социальной работы с детьми-сиротами в условиях детского дома 18 .............................. 2.1 Социальная работа в условиях детского дома. 18 2.2 Проблемы и вопросы в организации социальной работы с детьми-сиротами в условиях детского дома в условиях детского дома. 2.2 Заключение. 29 Список литературы.. 3 0 Введение Актуальность данной темы заключается в быстром росте численности детей - сирот попадающих в детские дома. Социальная работа и социальная защита детей и детей-сирот, оставшихся без попечения родителей - одна из важнейших задач государства и социума. И на сегодняшний день проблема сиротства является актуальнейшей из проблем в современной России. В настоящее время активно формируется на всех уровнях общественной жизни и государственного управления понимание, что каждый сирота нуждается в помощи, которая не должна ограничиваться лишь помещением его в специализированное детское учреждение, где есть еда, медицинская помощь, одежа и опека и попечение. Ведь каждый ребенок имеет право на качественную жизнь и полноценное в семейных условиях детство. Работу с детьми, оставшимися без попечения родителей, изучали в своих работах таких исследователи как: Холостова Е.И и Мельников В.П «История социальной работы», Максимов Е. «Историко-статистический очерк благотворительности и общественного призрения в России», Козырева «На полпути от улице к дому» и многие другие писали о проблеме детей оставшихся без попечения родителей.
Чтобы понять причины возникновения социального сиротства и детей сирот предстоит определить пути решения проблемы, историю возникновение проблемы и ее нормативно-правовую базу ведь современные общественные отношения связаны с историческим прошлым. Я выбрала данную тему курсовой работы, потому что мне не безразлично судьба сирот, ведь они являются сейчас и в будущем неотъемлемой ячейкой общества, но на данный период рост социальных сирот и детской безнадзорности стремительно растет. Связанно это с нестабильностью института семьи и социально-экономической жизнью страны и с каждым днем растет число детей и людей, попавших в тяжелую жизненную ситуацию. В России, согласно статистическим данным, численность учтенных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей остается высокой. Так на начало 2013 года было зафиксировано более 643 тысяч детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Объект исследования — социальная работа с детьми-сиротами. Предмет исследования — формы и методы социальной работы с детьми-сиротами в условиях детского дома. Цель исследования – рассмотреть особенности социальной работы с детьми-сиротами в условиях детского дома. В соответствии с целью поставлен ряд основных задач: 1. Раскрытие и рассмотрение понятие сиротства и причины появления данного феномена. 2. Рассмотреть и раскрыть формы устройства детей-сирот. 3. Рассмотреть специфика социальной работы в условиях детского дома. 4. Раскрыть проблемы и вопросы связанными с детьми-сиротами
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и литературы.
Глава 1. История возникновения социального явления как сиротства в России. Понятие сиротства и причины возникновения. Сиротство - социальное явление, отражающие наличие в обществе детей-сирот оставшихся без попечения родителей, а именно детей, родители которых умерли, а также детей, родителей лишенных родительских прав или признанных судом недееспособными дети, родители которых признаны судом безвестно отсутствующими или находятся в местах лишения свободы и т. д. В нашей стране причины происхождения такого феномена как сиротство погружается своими корнями глубоко в историю, оно связано с периодом образования феодального государства. С тех пор государственные указы касались в основном, официально установленных форм обустройства детей, оставшихся без попечения родителей. Попечение детей-сирот с помощью специальных детских учреждениях считается, что в первый был открыт при монастыре в Новгороде в 1706 году тогда Новгородский митрополит Иов возвел за собственный счет в Холмово-Успенском монастыре “сиропитательницу” для “зазорных” младенцев. И тем самым история подобного рода заведений положило начало. По прошествии времени воспитательные дома открывались и при других Православных монастырях и церквях. Содержались воспитательные дома на подаяния благотворителей. Указом Петра Первого, во всех губерниях открывались воспитательные дома. Воспитывая детей за счет казны страны, государство распоряжалось ими по своему усмотрению. В последующие годы при приемниках Петра Первого воспитательные дома закрылись. Заново создаются воспитательные дома и приюты под патронажем Екатерины Второй. В последствии они были причислены к государственным учреждениям, главной целью которых было, укрыть на время детей от беды, а затем определить в «семью благонравного поведения». В 1764 году был открыт Московский Воспитательный дом. При создании его руководствовались соображениями такими как: все бесприютные дети имеют право на попечение о себе со стороны государства; попечение о них должно быть не менее тщательным, чем попечение родителей о своих детях; воспитанные надлежащим образом, они становятся трудоспособными и полезными гражданами. Бывая в Москве, Екатерина II в обязательно порядке посещала воспитательный дом, оставляя там большие суммы денег. В число благодетелей вошли известные государственные деятели, чиновники, иерархи русской Православной церкви.
Условия жизни в воспитательных домах ухудшалось, а число детей стремительно росло. Чрезвычайная теснота, не хватка в питании, отсутствие медицинской помощи и ухода привели к очень высокой детской смертности. С конца 19 века земства стали принимать активное участия в деятельности воспитательных домов. При некоторых домах открывались школы, воспитанники обучались ремеслам для обеспечения их трудоустройства. Существовавшие учреждения воспитательных домов не могли принять и вместить всех беспризорных детей. С 1917 г. были упразднены приюты. Дети-сироты раннего возраста назначались дома младенцев, а дети определялись в детские дома, это были дети дошкольных и школьных возрастов. События Гражданской войны привели к проблеме массовой детской беспризорности. В 1917 г. после Октябрьской революции, все дети были объявлены государственными, а воспитательный процесс был унифицирован [1, с. 170]. После разрухи и тяжелого следствия Гражданской войны в начале 20-х годов в государстве развернулась борьба по устранению детской беспризорности. В 1920-е годы уже существовали различные виды государственных интернатных учреждений: детские дома, детские коммуны и городки, дома ребенка, трудовые колонии и пионердома. К 1921 году беспризорных детей было зафиксировано 4,5 миллиона человек. Для искоренения массовой детской беспризорности понадобилось примерно 15 лет. И значительные усилия со стороны общества и государства потребовались для решения проблемы детской беспризорности. Педагоги 1920–1930-х годов искали новые пути и формы воспитания детей-сирот. Многие из них отдавали предпочтительность детским домам смешанного типа, содержащих детей дошкольного и школьного возраста. В учреждениях семейного типа появляется высокая ответственность старших воспитанников по отношению к младшим, к тому же психологический климат в таких заведениях мягче и ближе к домашнему. К середине 1930-х годов детский дом, как одна из форм государственного попечения о детях, был признан лучшим типом воспитательно-образовательного учреждения.
Во второй половине 30-х гг., в период нарастания репрессий и культа, в системе государственной охраны детства случились изменения. В 1935 упразднены комиссии для несовершеннолетних детей. Колоны и трудовые коммуны переданы в ведение НКВД. С большой опасностью вопрос о судьбах детей-сирот в который раз встал в годы Великой Отечественной войны. Постановление СНК СССР "Об устройстве детей, оставшихся без родителей" (1942) создавалась дополнительная сеть детских домов, увеличивались возможности участия граждан в форме опеки и патроната воспитывать осиротевших детей. Потеряли родителей во время войны сотни тысяч детей, и необходимо было уберечь их, устроить в детские учреждения. На деньги государства создавались новые детские дома для детей партизан и детей, родители которых погибли во время войны, дл детей воинов Советской армии, К концу 1945 г. таких домов было около 120. На средства общественности также создавались детские дома для детей, оставшихся без родителей. Согласно статистике тех лет только 20% послевоенных беспризорников являлись реальными сиротами. Сиротские учреждения послевоенного времени не были благополучными: воспитанники жаловались на жестокое обращение, побои, попытки изнасилования со стороны воспитателей.[2,с.145] Большая реорганизация детских домов в СССР проведена в конце 50-х, середине 60-х гг. В государстве была создана сеть школ-интернатов, большое количество детских домов превращено в школы-интернаты, а имевшие неудовлетворительную материальную базу - закрыты. В конце 70-х - начале 80-х гг. в системе детских домов и школ-интернатов сложилась нелегкая ситуация, проявлявшаяся как в нехватке материально-технической обеспеченности, так и в организацию жизни детей. Этот же период отмечается большим количеством численности детей, оставшихся без попечения родителей, и изменением состава осиротевших детей, что было вызвано неблагополучными социальными склонностями в развитии общества. Обозначилась также тенденция к приросту численности детей, брошенных матерями после рождения. Воспитание детей с младенческого возраста вне семьи накладывает отпечаток на психическое, физическое и социальное развитие человека, затрудняет работу воспитателей в детских домов.
Для улучшения воспитательной работы и материального обеспечения детского дома специальными решениями предусматривались значительные, подъемы расходов на удовлетворение потребностей воспитанников детского дома, снижение наполняемости классов и воспитательные группы, введение новых должности психолога, повышение зарплаты педагогических работников детского дома, улучшение медицинского обслуживания, режима труда. Приняты меры по дополнению материальной помощи выпускников детского дома и их трудоустройстве и обучению, по улучшению подготовки специальных кадров, введена специализация в ряде педагогических вузов страны. Огромная роль выделяется участию широкой общественности в воспитании детей-сирот, в том числе оказанию помощи детским домам через различные общественные, фонды, в том числе Российский детский фонд. Сеть детских домов в Российской Федерации включает: дошкольные детские дома; смешанные; детский дом для детей школьного возраста. Для поддержания родственных связей детей из одной семьи помещают в один тот же детский дом. В настоящее время активно формируется на всех уровнях общественной жизни и государственного управления понимание, что каждый сирота нуждается в помощи, которая не должна ограничиваться лишь помещением его в специализированное детское учреждение, где есть еда, медицинская помощь, одежа и опека и попечение. Ведь каждый ребенок имеет право на качественную жизнь и полноценное в семейных условиях детство.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|