Принципы функциональной организации
⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5 Панорамный (диорамный) зал. Архитектурная организация зала должна обеспечить: создание необходимой иллюзии, эффекта присутствия; удобную для осмотра организацию смотровой площадки; специфическое освещение картины и предметного плана; неутомляемость при обозрении; рациональную организацию движения посетителей; сохранность живописного полотна и предметного плана и защиту от огня, пыли и вредных газов. Композиция зала влияет на организацию всей обслуживающей группы помещении, Смотровая площадка должна вмещать расчетное число посетителей с равноценными условиями видимости. Для выхода на смотровую площадку в панораме необходимы две лестницы: для подъема и спуска. Возможно устройство подъемника. Потоки поднимающихся и спускающихся посетителей не должны пересекаться. Посетители, поднявшись на смотровую площадку, должны сделать полный круг и вернуться туда, где начинали осмотр. Поэтому обе лестницы должны располагаться в одной зоне. Смотровая площадка должна иметь ограждение, не допускающее зрителей на предметный план. В диорамах смотровая площадка может быть расположена как вдоль предметного плана, так и быть выдвинута полукругом. Количество зрителей на смотровой площадке прямо пропорционально ее величине и обратно пропорционально времени, затрачиваемому на осмотр. В панорамах проход в захолстовое пространство на верхнюю обходную площадку допускается только через комнату дежурного пожарного поста. Целесообразно объединение комнат электрика и дежурного. Освещение живописного полотна, предметного плана и смотровой площадки решается комплексно в соответствии с замыслом художника. Перепад освещенности смотровой площадки к живописному холсту обычно принимается 1:10.
Осмотр проводится организованными группами по 25 - 30 чел. с экскурсоводом. Четкая организация осмотра позволяет увеличить пропускную способность. Панорамный (диорамный) зал должен быть звукоизолирован от остальных экспозиционных залов. Рядом с ним желательно иметь подсобное помещение для инвентаря. В зале должна быть создана возможность реставрации и пылеуборки холста, предметного плана, захолстового пространства и зонта-рефлектора. Для замены светильников и пылеуборки необходим выход на зонт-рефлектор. Экспозиционные залы. Экспозиция должна последовательно и убедительно раскрыть художественную и научную информацию. Для экспозиции служат вводный, аванзал, панорамный и заключительный залы. Схема движения посетителей должна позволять зайти в кинозал как в начале, так и в конце осмотра. Для сменных выставок необходим специальный зал при вестибюле с возможностью его самостоятельного функционирования. Кассы должны быть при входе и сообщаться с вестибюлем. Кафе с входом из вестибюля нежелательно, его лучше иметь с входом с улицы или рядом, в другом здании. Киоск по продаже сувениров - в конце маршрута осмотра. Вестибюль должен быть связан с экскурсионным бюро и помещениями администрации. Функциональная организация вспомогательных помещений аналогична другим музеям (рис. 16, 18, 19). Архитектурно-планировочные особенности Главными элементами панорам (диорам) являются: зал, живописное полотно, объемный предметный план, смотровая площадка, зонт-рефлектор, освещение. Панорамный (диорамный) зал. Основная схема панорамного зала в плане - традиционный круг или многоугольник, диорамного зала - полукруг или половина многоугольника (иногда половина эллипса). Размер зала определяется размерами живописного холста, смотровой площадки, захолстового пространства, глубиной предметного плана, пропускной способностью, схемой движения посетителей и наличием подсобного помещения.
Диаметр панорамного зала от 18 до 42 м, диорамного - от 7 до 20 м. Увеличение диаметра зала влечет за собой увеличение размеров смотровой площадки и, следовательно, пропускной способности. При этом расстояние между зрителями и холстом, определяемое наилучшими условиями видимости (12 - 14 м), не меняется. Высота зала и его радиус определяются высотой живописной картины. От соотношения между радиусом зала и высотой картины зависят условия видимости. При удалении зрителя от картины на расстояние L, равное высоте H, или отношение 3:4, достигаются наилучшие условия видимости. В диорамах расстояние наблюдения можно регулировать с помощью ограждения. Живописное полотно. Панорамность изображения и эффект участия в значительной мере определяются размерами живописного холста. Сравнение размеров живописного холста приведено в табл. 13. Таблица 13
Предметный план лимитирует объемные предметы. Как правило, он состоит из рельефного макета местности с расположенными на нем постройками, утварью, оружием и манекенами в натуральную величину или в соответствующем перспективном уменьшении. При его выполнении должна соблюдаться мера условности и реальности. Его нельзя перегружать излишними деталями - наносить надо лишь характерные атрибуты обстановки и местности, находящие свое продолжение на живописном полотне. Некоторые объемы размещаются на предметном плане так, что одна часть их передается в натуре, а другая изображается на полотне. Закономерность видимости, по В.Л. Петропавловскому, иллюстрирует рис. 17. Зритель находится на смотровой площадке С и рельеф местности СБ предметного плана приподнимается от него к панорамной картине. В силу законов перспективы и психологического стремления человека представить землю горизонтальной, рельеф местности будет казаться ему не приподнятым, а горизонтальным, а предмет АБ на рельефе - больше настоящей величины и гораздо более удаленным от него А 1 Б 1.
При понижении рельефа местности предметного плана в сторону к панорамной картине участок СД также будет казаться горизонтальным, однако в отношении высоты предмета АД будет наблюдаться обратное явление: он будет казаться ближе и меньше А 2 Д 2. Смотровая площадка. Уровень площадки должен соответствовать высоте горизонта живописной картины за вычетом среднего роста человека (154 см). При этом изображение холмистой местности на картине влечет за собой повышение уровня смотровой площадки. Диаметр площадки и ее высота зависят от размеров картины. При обычной высоте холста 15 м площадка имеет 14 м в диаметре и располагается на высоте 4 - 5 м от нижней кромки полотна. Вход и выход на смотровую площадку делаются на расстоянии 6 - 8 м от ограждения. Желательно их разделять, чтобы потоки входящих и выходящих посетителей не пересекались. Для удобства осмотра на площадке могут быть 1 - 3 уровня с превышением верхнего над нижним в 60 см. Размеры смотровой площадки должны позволять находиться на ней, не мешая друг другу, расчетному числу посетителей. Перед входом на площадку желательна зона ожидания. Зонт-рефлектор. Над смотровой площадкой подвешивается зонт-рефлектор, который скрывает от зрителя источники света, верхний край полотна и создает затемнение в зоне наблюдения. Контрастность освещения между картиной и местом расположения зрителя усиливает иллюзию панорамности. Зонт-рефлектор - пространственная конструкция, обтянутая изнутри, со стороны зонта, темным материалом и снаружи, со стороны рефлектора, - белым, способная опускаться и подниматься для регулировки освещения и пылеуборки. В некоторых панорамах применяется жесткое крепление. В отдельных случаях для усиления отраженного света нижний пояс обтягивается фольгой выше светильников, расположенных по карнизу зонта-рефлектора. Пространство над зонтом-рефлектором используется для замены светильников, и его объем желательно свести к минимуму.
Освещение. Восприятие панорамно-диорамной живописи определяется условиями ее освещения и видимости. Необходимо освещение, при котором можно не только различать детали на картине и предметном плане, но и воспринимать их цветовую гамму. Нужно избегать отблесков, теней и слепящего света. Этим требованиям лучше всего удовлетворяет рассеянное освещение. Естественный свет, совмещенный с искусственным, или только искусственный, отражаясь от поверхности рефлектора, рассеивается по картине и предметному плану. Зонт, совмещенный с рефлектором, затемняет смотровую площадку и создает контраст освещенности для иллюзии реального пространства. При сравнительно небольшой освещенности живописная картина с предметным планом представляется залитой светом, как в натуре. Цветовая температура света, падающего на холст, рекомендуется 3500 - 4000 К при спектральном составе, близком к естественному, что достигается применением смешанной системы освещения люминесцентными лампами и лампами накаливания. Для общей освещенности зала рекомендуются диффузные светильники с люминесцентными лампами белого света, а также зеркальные лампы накаливания, работающие при фиксированном режиме. Для акцентирования отдельных мест на картине или предметном плане необходима театральная аппаратура с линзовой оптикой. В диорамах применяются светогасители, регулирующие силу света в соответствии с программой. Рекомендуемый уровень освещенности: в верхней части полотна - 400 лк, в нижней - 200 лк, предметного плана ближе к смотровой площадке - 50 лк. Степень освещенности корректируется в соответствии с замыслом художника регулируемыми светильниками на зонте-рефлекторе. Ориентировочный состав и площади помещений зданий панорам приведены в табл. 14. Таблица 14
Приложение
Рис. 1. Состав и взаимосвязь помещений музея Входная группа: 1 - главный вход; 2 - вестибюль; 3 - гардероб; 4 - касса; 5 - киоск; 6 - дежурные экскурсоводы; 7 - буфет; 8 - пост охраны; 9 - курительная и санузлы. Административные, рабочие и обслуживающие помещения: 10 - кабинет директора; 11 - приемная секретаря; 12 - кабинет заместителя директора; 13 - канцелярия и бухгалтерия; 14 - комната персонала; 15 - массовый отдел; 16 - кружковая; 17 - кабинеты для научных сотрудников; 18 - библиотека; 19 - кинолекционный зал; 20 - выставочный зал. Экспозиция: 21 - вводный зал; 22 - 24 - постоянная экспозиция; 25 - открытые экспозиционные площадки. Фондохранилища: 26 - приемная экспонатов; 27 - изолятор; 28 - дезинфекционная камера; 29 - хранение материалов; 30 - хранение оборудования; 31 - рабочая комната с каталогами; 32 - научный архив; 33 - 34 - кабинеты заведующего фондами и сотрудников; 35 - 43 - хранилища по видам экспонатов. Лаборатории и мастерские: 44 - столярная; 45 - слесарная; 46 - фотолаборатория; 47 - макетная и модельная; 48 - художественная мастерская; 49 - реставрационная мастерская; 50 - 51 - прочие мастерские в зависимости от профиля музея; 52 - служебный вход. Рис. 2. Рекомендуемая степень взаимосвязи помещений ● максимальная степень связи, помещения должны быть сближены; ○ минимальная степень связи, помещения должны быть разобщены Рис. 3. Состав и взаимосвязь помещений фондохранилищ 1 - подъем; 2 - разгрузочная площадка; 3 - приемная экспонатов; 4 - контроль; 5 - хранение оборудования; 6 - хранение материалов; 7 - изолятор; 8 - дезинфекционная камера; 9 - рабочая комната с каталогами; 10 - научный архив; 11 - 12 - кабинеты заведующего фондами и сотрудников; 13 - хранилища по видам экспонатов; 14 - служебный вход; 15 - в экспозицию; 16 - в лабораторию и мастерские Рис. 4. Принципы организации экспозиции Рис. 5. Организация экспозиции а - организация экспозиции в соответствии со сценарием: 1 - пролог; 2 - завязка; 3 - кульминация; 4 - развитие; 5 - финал; б - пространственная организация экспозиции в разных уровнях в соответствии с тематической структурой Рис. 6. Организация экспозиции а - для легкости визуальной ориентации посетителей входы в основные экспозиционные отделы видны из вестибюля; б - создание разнообразных пространств облегчает осмотр экспозиции Рис. 7. Организация экспозиции а - организация маршрута осмотра основана на выявлении фокусных точек для ведущих экспонатов; б - включение в маршрут осмотра зон отдыха Рис. 8. Приемы организации экспозиции а - размещение экспозиций с различной степенью детализации в одном зале; б - размещение экспозиций в кратном и расширенном вариантах в смежных залах; в - построение одного типа экспозиции и использование фондов, библиотеки и справочного аппарата взамен детализированного варианта экспозиции: 1 - открытое хранение фондов; 2 - библиография; 3 - справочная библиотека; 4 - хранитель Рис. 9. Перспективные схемы расширения здания музея а - использование модульной системы; б - присоединение новых корпусов; в - линейное расширение; г - планировочные структуры, допускающие органичное расширение; д - создание системы зданий Рис. 10. Расширение музея а - внутренняя перепланировка; б - рост объемно-планировочной структуры здания; в - открытие филиалов Рис. 11. Развитие во времени и пространстве художественного музея Рис. 12. Проект картинной галереи, обеспечивающей расширение здания по вертикали (а - разрез) и горизонтали (б - план в уровне экспозиции) Рис. 13. Освещение экспозиции а - верхнее периметральное освещение экспозиции; б - освещение верхним светом через защитные фонари. Интенсивность света, падающего концентрическими кругами, уменьшается от центра; в - рассеянный свет от вертикальных плоскостей глубокого фонаря; г - открытая структура с изменяемыми уровнями, допускающая естественное боковое освещение Рис. 14. Освещение экспозиции а - дискомфортность верхнего освещения при слишком низком размещении потолка; б - дискомфортность при верхнем боковом освещении; в - дискомфортность верхнего освещения при отсутствии регулируемой системы отражения; г - использование светопоглощающих поверхностей стен, стендов, пола и потолка, чтобы избежать нежелательного отражения; 1 - светопоглощающие поверхности Рис. 15. Освещение экспозиции а - большеразмерные экспонаты: верхний свет, антресоли для новых точек осмотра; б - сплошное боковое остекление для связи с экспозицией под открытым небом; в - экспонаты, требующие хорошего естественного освещения и защиты от прямого света: шедовое освещение, жалюзийный подвесной потолок для рассеянного освещения; г - двустороннее естественное освещение для смешанной экспозиции выставочного характера; д - ведущий экспонат: направленное естественное освещение; е - экспозиция живописи, графики, скульптуры: верхнебоковое освещение; ж - смешанное освещение: боковое - естественным светом, верхнее - искусственным; з - варианты решения верхнего освещения Рис. 16. Состав и взаимосвязь помещений панорамы 1 - главный вход; 2 - вестибюль; 3 - пост охраны; 4 - помещение почетных гостей; 5 - кафе; 6 - курительные, санузлы; 7 - гардероб; 8 - киоск; 9 - экскурсионное бюро; 10 - кассы; 11 - кассовый вестибюль; 12 - кинолекционный зал; 13 - зал временных выставок; 14 - вводный зал; 15 - аванзал; 16 - заключительные залы; 17 - кабинет директора; 18 - администрация; 19 - рабочие и подсобные помещения; 20 - лаборатории и мастерские; 21 - фондохранилище; 22 - приемная экспонатов с изолятором; 23 - панорамный зал Рис. 17. Схема видимости на предметном плане Рис.18. Схемы диорам 1 - смотровая площадка; 2 - предметный план; 3 - живописное полотно; 4 - светильники; 5 - захолстовое пространство; 6 - линия горизонта; 7 - динамики Рис. 19. Проект панорамы «Битва за Новороссийск. Малая земля» в Новороссийске. Разрез (архитекторы Г. Горлышков, Ю. Корнеев, инженеры Л. Покрасс, С. Кондратенкова.)
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|