Патриотические мотивы в лирике Лермонтова
Романтическое мировосприятие, присущее Лермонтову, в известной степени предопределило его «странную любовь» к Родине. О том, насколько иррационально его чувство в действительности, дают представление патриотические мотивы, которые прослеживаются на протяжении всего творческого пути поэта. Одной из характерных особенностей патриотической лирики Лермонтова, непосредственно связанной с художественным методом и мировоззрением, являются критические мотивы. Идеалы романтизма вступают в конфликт с реальной действительностью, и критические мотивы у Лермонтова явились следствием этих непримиримых противоречий. Особенно остро этот конфликт ощущается в раннем творчестве поэта, где критика часто составляет целиком все внутреннее содержание стихотворений, обращенных к Родине. Примером может послужить написанное в 1828 году стихотворение «Жалобы турка»: Там рано жизнь тяжка бывает для людей, Там за утехами несется укоризна, Там стонет человек от рабства и цепей! Друг! Этот край … моя отчизна! Но не менее критична социальная позиция Лермонтова и в более поздний период. Как приговор звучат его слова, сказанные о Родине в стихотворении «Прощай, немытая Россия…». Это «страна рабов, страна господ», страна «голубых мундиров» и преданного им народа. Однако критика затрагивает не только социально-политические аспекты, но и духовную сторону жизни современного Лермонтову российского общества. Пример тому – стихотворение «Дума»: Мечты поэзии, создания искусства Восторгом сладостным наш ум не шевелят; Мы жадно бережем в груди остаток чувства – Зарытый скупостью и бесполезный клад. Критические мотивы чаще всего связаны с конкретным образом Родины, однако, наряду с ним, возникает обобщенно-символический, романтический образ. Например, в стихотворении «Как часто пестрою толпою окружен…» (1840) чувство Родины соприкасается с воспоминаниями из детства:
И если как-нибудь на миг удастся мне Забыться – памятью к недавней старине Лечу я вольной, вольной птицей: И вижу я себя ребенком; и кругом Родные все мета: высокий барский дом И сад с разрушенной теплицей. Это настоящая Родина, Родина сердца, но она остается недосягаемой для лирического героя. С еще более отдаленным прошлым связана лермонтовская концепция русского национального характера. Именно романтики в поисках ярких, сильных личностей проявляли особый интерес к национальной истории. «Самый выбор этого предмета свидетельствует о состоянии духа поэта, недовольного современной действительностью и перенесшегося от нее в далекое прошлое, чтоб там искать жизни, которой он не видит в настоящем», – писал об этом В.Г. Белинский. В 1838 году была напечатана «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» – романтическая национально-историческая поэма. Каждому из героев поэмы свойственна романтическая страсть. Так, Калашников – носитель чести: Опозорил семью нашу честную Злой опричник царский Кирибеевич; А такой обиды не стерпеть душе Да не вынести сердцу молодецкому. Калашников – воплощение русского национального характера, богатырь, честный, сильный духом. Его победа над Кирибеевичем обусловлена тем, что он стоит за правду: Буду насмерть биться, до последних сил; А побьет он меня – выходите вы За святую правду-матушку. Образ Ивана Грозного также трактуется романтически. В нем сошлись два начала: жестокость и благородство. Можно сказать, что он олицетворяет собой судьбу, рок. «Едва ли во всей истории человечества можно найти другой характер, который мог бы с большим правом представлять лицо судьбы, как Иоанн Грозный!» – отмечал Белинский. Выбор исторической эпохи перекликается с точкой зрения славянофилов на отечественную историю, началом которой они считали правление Ивана Грозного – первого царя вновь объединенных русских земель.
Поиски сильного национального характера отражает также стихотворение «Бородино», но в отличие от «Песни…», в нем присутствует прямой диалог «прошлого» и «настоящего»: Да, были люди в наше время, Не то, что нынешнее племя: Богатыри – не вы! Национальный характер раскрывается через монолог простого русского солдата, чья любовь к Родине абсолютна и бескорыстна. Герой стихотворения – цельная личность, он противопоставляется рефлексирующему типу личности современного человека: Что тут хитрить, пожалуй к бою: Уж мы пойдем ломить стеною, Уж постоим мы головою За родину свою! Таким героем-антиподом является, например, Печорин, который «привык сомневаться во всем», а потому у него отсутствует не только патриотизм, но и национальное самосознание как таковое. Понятие Родина в творчестве Лермонтова трактуется очень широко. Кроме всего прочего, чувство Родины у поэта теснейшим образом связано с именем Пушкина, своим гением олицетворяющим национальную славу. В стихотворении «Смерть поэта», созданном в 1837 году после гибели Пушкина, гневные строки в адрес Дантеса содержат в себе своеобразный патриотический мотив, наглядно подтверждающий это: Смеясь, он дерзко презирал Земли чужой язык и нравы; Не мог понять он нашей славы; Не мог понять в сей миг кровавый, На что он руку поднимал! Патриотические мотивы в лирике Лермонтова вообще тесно связаны с темой поэта и поэзии. Как поэтическая Родина изображается Кавказ – излюбленный романтический образ. Так, в одноименном стихотворении 1830 года мы читаем: Хотя я судьбой на заре моих дней, О южные горы, отторгнут от вас, Чтоб вечно их помнить, там надо быть раз: Как сладкую песню отчизны моей, Люблю я Кавказ. Несколько по-иному связь темы поэта и поэзии и патриотических мотивов осуществляется в стихотворении «Нет, я не Байрон, я другой…» 1832 года: Нет, я не Байрон, я другой, Еще неведомый избранник, Как он, гонимый миром странник,
Но только с русскою душой. Поэт – изгой, но он осознает свои национальные корни. Уже в более поздней лирике у Лермонтова появляются стихотворения преимущественно реалистические, и именно в них отразился совершенно новый взгляд на свою Родину, близкий к народному ее восприятию. Одно из первых стихотворений, в котором проявились подобные тенденции, – «Когда волнуется желтеющая ива…», написано в 1837 году. Последнее четверостишие – своеобразный мотив примирения с Родиной: Тогда смиряется души моей тревога, Тогда расходятся морщины на челе, – И счастье я могу постигнуть на земле, И в небесах я вижу Бога. Примирение происходит через созерцание природы, являющейся воплощением гармонии, которой так не хватает в мире. Немногим позже в 1841 году Лермонтов пишет стихотворение «Родина», впитавшее в себя все прежние эмоции и переживания. «Родина» – зрелый взгляд поэта на природу своего патриотического чувства, его внутреннее содержание. Его любовь – не гражданский долг: Ни слава, купленная кровью, Ни полный гордого доверия покой, Ни темной старины заветные преданья Не шевелят во мне отрадного мечтанья, – это чисто личное чувство: Но я люблю – за что, не знаю сам – Ее степей холодное молчанье, Ее лесов безбрежных колыханье, Разливы рек ее, подобные морям. Патриотическое чувство поэта оказывается сродни тому, которое испытывают простые русские люди. Недаром стихотворение завершается полным погружением лирического героя в самую глубь народной жизни и народного сознания: С отрадой, многим незнакомой, Я вижу полное гумно, Избу, покрытую соломой, С резными ставнями окно; И в праздник, вечером росистым, Смотреть до полночи готов На пляску с топаньем и свистом Под говор пьяных мужичков. Таким образом, долгий творческий путь, отразивший часто противоречивые чувства поэта к Родине, приводит его к народному ее пониманию: истинный патриотизм не требует каких-то особых обстоятельств и часто вовсе не объясним.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|