Коррекционные и обучающие компьютерные программы для детей с ограниченными возможностями здоровья
Использование информационных и коммуникационных технологий в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Основная цель использования компьютера в специальном образовании – активизация механизмов компенсации и оптимизация процесса коррекции. Область применения информационных технологий в специальном образовании достаточно широка и разнообразна, можно выделить три основные сферы их использования: компенсаторная сфера. Применение информационных и коммуникационных технологий позволяет возместить (компенсировать) нарушения функций организма и оптимизировать процесс получения знаний учащимися; дидактическая сфера. Способствуют оптимизации учебно-воспитательного процесса, стимулируют появление новых технологий обучения учащихся с особенностями психофизического развития; коммуникативная сфера. Облегчают процесс коммуникации, позволяют реализовать свои способности, содействуют расширению социальных связей. Компьютер позволяет в сфере диагностики: • Упростить процедуру обследования. • Повысить объективность обследования. • Точно определять динамику развития ребенка. • Увеличить скорость обследования. • Снизить материальные затраты на обследование. • Повышать надежность поставленного диагноза. • Фиксировать процесс выполнения ребенком задания. • Налаживать полноценный контакт с ребенком. в сфере коррекции: • Повышать внутреннюю мотивацию, заинтересованность ребенка. • Определять пути коррекции по результатам обследования. • Максимально индивидуализировать процесс коррекции. • Четко разбивать коррекционный процесс на этапы. Соблюдать этапность коррекционно-педагогической деятельности.
• Осуществлять постоянный внешний контроль, переходящий в самоконтроль. • Не переходить к новому материалу без прочного усвоения старого материала. • Вносить элементы случайности в материал, предусмотреть вариативность материала. в сфере обучения: • Подготавливать и хранить учебный материал. • Осуществлять быстрый поиск информации. • Обучать дистанционно детей на дому (например, это дети с тяжелыми (множественными) нарушениями, не имеющие возможности посещать образовательное учреждение). • Устранять индивидуальные пробелы в знаниях. • Формировать умение приобретать новые знания, возможность опытного приобретения знаний. Компьютер ставит ребенка в ситуацию экспериментирования, ребенок самостоятельно добывает знания, а не получает их в готовом виде. • Индивидуализировать обучение. • Контролировать процесс усвоения ребенком знаний. Т. о. обучение с использованием компьютера становится развивающим, а коррекция – направленной. Компьютер как средство обучения детей с ОВЗ изменяет роль учителя в педагогическом процессе. Он организует и отслеживает процесс взаимодействия ребенка с ОВЗ с компьютером, оказывает помощь при затруднениях, анализирует характер ошибок, фиксирует конечный результат и корректирует план дальнейшей работы с ребенком. Перечисленные ранее особенности психологического развития детей с ОВЗ приводят к выделению следующих общих требований к компьютерному материалу: • обширный ориентировочный этап (материал для детей с ОВЗ разбивается на небольшие части, предъявляется только постепенно, по мере проработки основных понятий и положений темы); • низкая скорость предъявления стимулов (поскольку дети с ОВЗ медленно обрабатывают информацию); • возможность вернуться к пройденному материалу необходимое для ребенка количество раз и с любого этапа;
• легко узнаваемая разноцветная и динамичная графика, важно не перегружать программу компьютерными эффектами, чтобы не допустить перевозбуждение нервной системы ребенка; • компактность и простота в обращении (с учетом возможностей конкретного нарушения). Использование специальных компьютерных коррекционно-развивающих программ в специальном образовании открывает широкие возможности для ранней диагностики и коррекции первичных и вторичных нарушений, развития мотивационной сферы, мелкой моторики, зрительно-моторной координации и познавательных способностей детей. Компьютер учит детей преодолевать трудности, контролировать выполнение действий, оценивать результаты, воспитывает волевые качества, такие как самостоятельность, сообразительность, сосредоточенность, а так же приобщает ребенка к сопереживанию, обогащая тем самым его отношение к окружающему миру. Сложности применения компьютера в педагогическом процессе специальной (коррекционной) школы связаны с определенными функциональными ограничениями учащихся. Так, к основным функциональным ограничениям у лиц с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата можно отнести трудность или невозможность выполнения мелких и точных движений; недостаточность контроля и координации произвольных движений; недостаточность вспомогательных функций рук; синхронизации движений, зрительно-моторной координации рук; ограничение подвижности, недостаточный объем и сила движений, быстрая утомляемость. У лиц с нарушениями слуха – сложность или невозможность восприятия звука, а также определение локализации, громкости, высоты и качества звуков. У лиц с интеллектуальной недостаточностью затруднения обусловлены недоразвитием высших психических функций: памяти, внимания, восприятия, а также низкой мотивацией и контролем своей деятельности, сложностью в распознавании и интерпретации сенсорных раздражителей и т.д. У лиц с нарушениями зрения - сложность или невозможность восприятия световых ощущений, формы, размера, очертаний и цвета визуального раздражителя. Данные особенности детей с ОВЗ должны учитываться разработчиками коррекционных компьютерных программ.
коррекционные и обучающие компьютерные программы для детей с ограниченными возможностями здоровья Начало применения компьютера в специальном образовании приходится на период 70 – 80 –е годы 20 века. 1987 – 1989 гг. в США была разработана первая программа «Видимая речь» (IBM) для детей с нарушениями слуха и речевой патологией. В России данная программа разрабатывалась с 1991 года в Институте коррекционной педагогики. Программа предназначена для логопедов и сурдопедагогов. Может быть использована в работе с детьми, начиная с 2 лет. На экране компьютера в ярких и доступных для ребенка образах отображаются все акустические компоненты речи. Программа позволяет проводить с ребенком индивидуальные занятия по коррекции звукопроизношения, по развитию устной речи, а также помогает контролировать и демонстрировать ребенку изменения произносительных навыков. В 1996 году для детей с сенсорными нарушениями была также разработана программа «Мир за твоим окном». Программа состоит из пяти разделов: «Четыре времени года», «Погода», «Одеваемся по погоде», «Рассказы о временах года», «Календарь» (данный раздел добавлен позже, 2001). Она адресована детям старшего дошкольного и младшего школьного возраста, имеющим нарушения развития познавательных психических процессов (проблемы речевого характера, сложности анализа, систематизации, обобщения представлений и впечатлений об окружающем мире). Программы «Видимая речь» и «Мир за твоим окном» были адаптированы в Институте коррекционной педагогики г. Москва для использования в работе с подростками, имеющими умеренную и тяжелую степень умственной отсталости. В специальной педагогике и психологии всегда остро стояла проблема социально-эмоционального развития детей с ОВЗ. Дети с нарушениями слабо ориентируются в обычных бытовых ситуациях, событиях собственной жизни. В этом плане крайне актуальным является использование в работе с такими детьми программы «Моя жизнь». Первые две части программы - «События важные и неважные», «События приятные и неприятные» - помогут ребенку под руководством взрослых осознать определенное отношение к событиям жизни, научат его выражать это отношение в речи, сравнивать свое отношение к происходящим событиям с отношением к ним других людей. Третья часть программы «События и настроения» направлена на формирование представлений детей об изменчивости настроений людей, их непосредственной связи с событиями жизни, умения определять настроение по выражению лица.
Компьютерные технологии обучения нашли свое применение и при коррекции произносительной стороны речи у детей с заиканием. С этой целью была создана специализированная компьютерная программа развития речи при заикании «Демосфен». Работа с системой «Демосфен» направлена на выработку визуально-кинестетических и визуально-аудиальных условно-рефлекторных связей в центральной нервной системе, позволяющих сознательно контролировать темп, ритм и эмоционально-интонационную окраску речи в ситуациях общения. Визуализация речевых компонентов в данной программе производится в виде открывающихся в процессе речи картинок, анимационного движения автомобиля, аудиограммы. Очень распространенной программой в логопедии является коррекционная программа «Игры для Тигры» (2008г.). Данная программа предназначена для детей дошкольного и младшего школьного возраста, имеющих речевые нарушения (дизартрия, дислалия, ринолалия, заикание, а также вторичные речевые нарушения при сенсорных и интеллектуальных нарушениях). В программе более 50 упражнений, объединенных в четыре тематических блока, представляющих основные направления коррекционной работы: "Фонематика", "Просодика", "Лексика" и "Звукопроизношение". Все задания представлены в игровой форме, что повышает эффективность коррекционно-педагогической работы. Различные по сложности или объему варианты заданий, а также возможность индивидуальной настройки позволяют осуществлять дифференцированный подход к обучению. Активно используются также специальные приспособления для работы детей с ОВЗ на компьютере: «сенсорный экран», ножные клавиатуры для детей с нарушением функций ОДА и т. д. Так, для людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата возможно изменение конфигурации клавиатуры, применяется мембранная клавиатура с повышенной чувствительностью, клавиатура с увеличенными клавишами. Могут быть использованы специальные пальцевые датчики. Для людей с нарушением зрения используется специальная клавиатура с насечками на клавишах (шрифт Брайля), программы, с помощью которых озвучивается информация, так называемый «экранный чтец».
Для части детей с отклонениями (сложные нарушения, аутизм) компьютер является уникальным средством не только обучения, но и общения, взаимодействия с окружающим миром. Применение и использование современных компьютерных программ сопряжено с определенными трудностями, которые связаны с ограниченностью информации о них, отсутствием специального компьютерного и программного обеспечения, недостаточной компетентностью педагогов в вопросах их использования, а также функциональными ограничениями учащихся. Информационные технологии способны внести существенный вклад в решение наиболее острых проблем современной коррекционной педагогики: разработку инструментов педагога для выявления соотношения между обучением и развитием ребёнка; создание новых «обходных путей» обучения, основанных на применении информационных ресурсов; проектирование новых содержательных областей специального образования; разработку новых способов качественной индивидуализации обучения; разработку специальных педагогических технологий нового типа на основе широкого применения компьютерного моделирования объектов и явлений в любых знаковых формах. Литература: 1. Калаш И. Возможности информационных и коммуникационных технологий в дошкольном образовании. Аналитический обзор. Электронный ресурс. Режим доступа: http://iite.unesco.org/pics/publications/ru/files/3214673.pdf 2. Кукушкина О. И. Применение информационных технологий в специальном образовании // Специальное образование: состояние, перспективы развития. Тематическое приложение к журналу «Вестник образования. – 2003. – № 3. 3. Никольская И.А. Информационные технологии в специальном образовании: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / И.А.Никольская. — М.: Издательский центр «Академия», 2011. — 144 с. 4. Современные педагогические технологии в обучении детей с особенностями психофизического развития: учеб.- метод. пособие / сост. Н.В.Савенок Мн.: АПО, 2006.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|