Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Отличия понятий «творчество» и «креативность»

Творчество и Креативность

 

Творчество в природе есть процесс постоянного образования и разрушения, приближение материи к духу, победа формы над материей, осуществляющаяся в человеке.

Сейчас существует множество терминов и понятий которыми пытаются обозначить творчество, творческий процесс. На слуху у всех сейчас слово «креативность» (которое ввёл в своё время П. Торренс), «креатив» - это слово для многих стало синонимом «творчества», забывая, что не стоит всегда спешить обобщать и отождествлять разные понятия. Так, давайте, разберёмся что такое «творчество» и «креативность», чем они схожи и чем различаются.

Для начала мы разберёмся в существующих определениях понятий, затем приступим к сравнению и осмыслению.

 

ТВОРЧЕСТВО

 

ТВОРИТЬ что, давать бытие, створять, созидать, создавать, производить, рождать. Делатель, производитель, исполнитель, изобретатель, сочинитель, основатель. Творчество ср. творенье, сотворенье, созидание, как деятельное свойство; творческий, ко творцу и ко творчеству относящ. (Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка).

 

ТВОРЧЕСТВО - деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, общественно-исторической уникальностью. Творчество специфично для человека, т.к. всегда предполагает творца - субъекта творческой деятельности. Твоpчество человека есть пpодолжение твоpчества пpиpоды. Твоpчество есть жизнь, а жизнь есть твоpчество. Твоpчество индивида опpеделяется уpовнем pазвития общества. Где догадка, там и твоpчество. (Большой Энциклопедический Словарь (БЭС).

 

ТВОРЧЕСТВО — высшая форма универсально понимаемой креативности, имманентно присущая всем уровням иерархии бытия; способствует самосохранению и воспроизведению сущего посредством качественных трансформаций их структур. Т. в природе — суть ее обновление и изменение, переход от хаоса к порядку, трактуется в контексте антиэнтропийного потенциала Вселенной. Ю.А. Гусев

 

ТВОРЧЕСТВО - абсолютно оригинальное создание человеком небывалого, …откровение самой человеческой природы (Н. А. Бердяев).

 

ТВОРЧЕСТВО – психический процесс создания новых ценностей, являющийся «продолжением и заменой детской игры» (Психоаналитический глоссарий).

 

ТВОРЧЕСТВО – деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей (Краткий психологический словарь. Под общей ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского).

 

ТВОРЧЕСТВО – уникальная компиляция, понятная для творца и непонятная для окружающих. (Карманов А.)

 

Основываясь на исследованиях Богоявленской и Матюшкина, согласно которым ТВОРЧЕСТВО можно определить как некий выход за пределы (наличной ситуации либо имеющихся знаний) (В. Н. Дружинин).

 

Итальянский физик, Антонио Дзикики, дает определение: «Творчество — это способность генерировать что-то такое, что никогда раньше не было известно, не встречалось и не наблюдалось». Однако многие психологи не без оснований утверждают, что определение творчества как системы действий, приводящих к созданию нового продукта, нельзя признать удовлетворительным.

 

В психологии Творчество изучается главным образом в двух аспектах: как психологический процесс созидания нового и как совокупность свойств личности, которые обеспечивают её включенность в этот процесс.

 

Творчество с некоторой долей условности можно характеризовать новизной продукта, его объективной ценностью, неалгоритмизированностью процесса. Важно и то, что оно универсально и «не привязано» к определенному виду деятельности.

Многие психофизиологи склонны рассматривать творчество как разновидность поисковой активности (С.М. Бондаренко, В.С. Ротенберг и др.). Под поисковой активностью в данном случае понимают вид активности, ориентированной на изменение проблемной ситуации или на перемены в самом субъекте, взаимодействующем с ней.

Стереотипное, автоматизированное реагирование позволяет эффективно действовать и выживать в относительно стабильных условиях, максимально экономя силы и, главным образом, интеллектуальные ресурсы. Поисковая, исследовательская активность, напротив постоянно стимулирует работу мышления, создает, таким образом, основу для индивидуального программируемого поведения, что делает ее движущей силой развития и саморазвития индивида. Причем поисковая активность является не только гарантом приобретения индивидуального опыта, но и определяет прогресс популяции в целом. Поэтому, с точки зрения теории естественного отбора, наиболее целесообразно выживание тех особей, которые склонны к поиску и способны на основе добытых в ходе поиска знаний корректировать собственное мышление и поведение.

И.П. Павлов, причисляя потребность в поиске к числу биологических, подчеркивал, что ее принципиальное отличие от других витальных потребностей в том, что она практически не насыщаема. Потребность в поиске выступает в роли психофизиологической основы творчества, в свою очередь являющегося основным двигателем общественного прогресса

Значительная часть людей, как отмечалось неоднократно в исследованиях социологов и биографов, при выборе жизненного пути ищут для себя такую работу, которая не требовала бы применения творческих способностей. Многие люди испытывают эмоциональный дискомфорт в проблемных ситуациях, когда необходим выбор, когда требуется самостоятельность в принятии решений. Поэтому одно из главных отличий творца — не просто отсутствие страха перед проблемной ситуацией, а стремление к ней. Обычно стремление к поиску, к разрешению проблемных ситуаций, сочетается со способностью использовать в своих интересах нестабильность, неоднозначность.

Творческая активность может возникать в процессе деятельности, но связана она не с достижением намеченной цели, а с порождением в ходе деятельности побочного продукта. Этот побочный продукт и является настоящим результатом творчества. Таким образом, по Я.А. Пономареву, суть креативности сводится к интеллектуальной активности и синзитивности к побочным продуктам своей деятельности. Эта мысль созвучна утверждениям ряда зарубежных психологов, поставивших во главу угла при изучении творчества проблему латерального мышления (Э. де Боно, Г. Клюге и др.). Именно побочные продукты деятельности, по справедливому утверждению Я.А. Пономарева, представляют наибольшую ценность для творческого человека, так как содержат некую новизну. Напротив, для нетворческого человека важны прямые, целесообразные результаты по достижению цели, а вовсе не новизна.

 

К основным чертам творческого акта большинство специалистов с незапамятных времен относят бессознательность, спонтанность, неподконтрольность разуму и воле. Многие творцы, ссылаясь на собственные ощущения, утверждали, что, несмотря на то, что произведения сотворены ими лично, авторство тем не менее им не принадлежит.

В творчестве, по мнению В.Н. Дружинина, внешняя активность не главное, она лишь экспликация продуктов внутреннего акта, наиболее важна здесь активность внутренняя, ментальная. Внутренняя активность предполагает создание идеального образа мира, в котором разрешена проблема отчуждения человека и среды (В.М. Вильчек). В творческом акте, в какой бы сфере он ни протекал — художественной, практической или даже научной — бессознательному отводится особая, доминирующая роль

Творец часто получает значительно большее удовлетворение от процесса творчества, чем от его результата, а при выполнении деятельности с определенной целью возникает иной эффект. Чем больше вложено усилий в достижение цели, тем выше оказывается субъективная ценность полученного продукта. Отчасти в силу этого процесс творчества считается легким и приятным занятием, а продукты творчества кажутся сделанными легко, просто, естественно. Но творцы в процессе создания своих произведений часто работают как каторжные, отказываясь от многих радостей жизни, нередко подвергают свой организм опасным перегрузкам. Леонардо да Винчи, создавая «Сикстинскую капеллу», едва не стал инвалидом, у К. Брюллова во время работы над «Последним днем Помпеи» отнялась рука, от систематических перегрузок композиторы теряли слух, писатели — зрение. Несмотря на это, произведения, созданные ими, кажутся сделанными легко и просто. Это характерно не только для художественного творчества: крупнейшие открытия и изобретения, как правило, также выглядят легкими, изящными и простыми.

На долю разума или сознания в творчестве падает только обработка, придание законченной, социально приемлемой формы результатам труда, отбрасывание лишнего и детализация. Сознание (сознательный субъект) в эти моменты пассивно и лишь воспринимает творческий продукт. Напротив, бессознательное (бессознательный творческий субъект) активно порождает продукт и представляет его сознанию (В.Н. Пушкин, В.Н. Дружинин). Совсем иначе, по утверждению психолога В.Н. Пушкина, выглядит осуществление рационально и сознательно управляемой, целенаправленной деятельности. В этом случае мы имеем дело с активностью сознания и рецептивной ролью бессознательного, которое «обслуживает» сознание, предоставляя ему информацию.

Творчество — процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания субъективно нового. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства) — уникальность его результата. Результат творчества невозможно прямо вывести из начальных условий. Никто, кроме, возможно, автора, не может получить в точности такой же результат, если создать для него ту же исходную ситуацию. Таким образом, в процессе творчества автор вкладывает в материал некие несводимые к трудовым операциям или логическому выводу возможности, выражает в конечном результате какие-то аспекты своей личности. Именно этот факт придаёт продуктам творчества дополнительную ценность в сравнении с продуктами производства.

 

Творчество связано с игрой. Игра является механизмом, который позволяет человеку быть креативным. Через творческую деятельность человек стремится найти свою самость (себя, ядро личности, глубинную сущность). По мнению Д. В. Винникотта, творческая деятельность — это то, что обеспечивает здоровое состояние человека. Подтверждение связи игры и творчества можно найти и у К. Г. Юнга. Он пишет:

Создание нового является делом не интеллекта, а влечения к игре, действующего по внутреннему понуждению.

Творческий дух играет теми объектами, которые он любит.

Р. Мэй (представитель экзистенциально-гуманистического направления) подчёркивает, что в процессе творчества осуществляется встреча человека с миром. Он пишет:

…То, что проявляется как творчество — это всегда процесс… в котором осуществляется взаимосвязь личности и мира…

 

Творческий подход - это когда совершаешь ошибки. Искусство - это когда знаешь, какую из них нужно сохранить. С.Адамс

Ущемление творчества является признаком падения человечества. - Н. Рерих

Творчество - переход небытия в бытие через акт свободы. - Н. Бердяев

У человека может быть много разных настроений, но душа у него одна, и эту свою душу он неуловимо вкладывает во все свое творчество. - Д. Голсуорси

Творчество обычно превращает первую половину жизни во вторую. В.Лукьянов

Если дать творческую свободу петуху, он все равно будет кукарекать. - С. Довлатов

Творчество - особый вид деятельности, оно в самом себе несет удовлетворение. - С. Моэм

Цель творчества - самоотдача,

А не шумиха, не успех.

Позорно, ничего не знача,

Быть притчей на устах у всех. Пастернак

Творчество - это страсть, умирающая в форме. - М. Пришвин

Живет лишь тот, кто творит. Остальные - это тени, блуждающие по земле, чуждые жизни. Все радости жизни - радости творчества: любовь, гений, действие - это разряды силы, родившиеся в пламени единого костра. - Р. Роллан

Творчество - всегда риск. - А. Рюноскэ

Если вы станете думать о том, как извлечь из ваших сочинений выгоду, - вы погибли. Думать нужно только об искусстве как таковом и о совершенствовании собственного мастерства. Все остальное вторично. - Г. Флобер

 

Творчество – это не адаптация к миру, а его преобразование – утверждают они. А причиной творчества является именно дезадаптация человека, его неприспособленность к окружающему природному и социальному миру. Глубинной причиной любого человеческого творчества В.М.Вильчек видел первичное изначальное отчуждение человека от природы и мира в целом. Именно дезадаптированный, неприспособленный к окружающей реальности человек начинает творить, в глубине души своей, надеясь творчеством преодолеть отчуждение… А. Адлер считал творчество средством компенсации открытого им самим комплекса неполноценности.

 

Иногда авторы монографий или справочников и словарей пытались избежать трудноопределяемого слова «творчество» и подходили к нему по-другому, например:

Талант – совокупность способностей (одаренность), позволяющая получить продукт деятельности, который отличается новизной, высоким совершенством и общественной значимостью (Психологический словарь. Под ред. В. В. Давыдова, А. В. Запорожца, Б. Ф. Ломова и др.).

 

А. С. Пушкин писал: “Всякий талант неизъясним. Каким образом ваятель в куске каррарского мрамора видит сокрытого Юпитера и выводит его на свет, резцом и молотом раздробляя его оболочку? Почему мысль из головы поэта выходит уже вооруженная четырьмя рифмами, размеренная стройными однообразными стопами? – Так никто, кроме самого импровизатора, не может понять эту быстроту впечатлений, эту тесную связь между собственным вдохновением и чуждой внешнею волею…”

 

Недавно появилось еще одно слово - «креативность», близкое к понятию склонности или способности к творчеству.

Понятие креативности (от лат. creatio – созидание), введенное Торренсом, обозначает способность к творчеству в широком смысле слова - способность продуцировать новые идеи и находить нетрадиционные способы решения задач. Креативность, однозначно так и не определенная Торренсом, продолжает восприниматься как синоним творческой активности в любой сфере человеческой деятельности (Адаскина А.А.)

Креатив – творческий человек, склонный к нестандартным способам решения задач, способный к оригинальным и нестандартным действиям, открытию нового, созданию уникальных продуктов (В. Н. Дружинин).

 

 

КРЕАТИВНОСТЬ

КРЕАТИВНОСТЬ (Происходит от лат. creatio – созидание). Категория: Творческие способности индивида. Специфика: Характеризует готовностью к продуцированию принципиально новых идей. По мнению П.Торренса, креативность включает в себя повышенную чувствительность к проблемам, к дефициту или противоречивости знаний, действия по определению этих проблем, по поиску их решений на основе выдвижения гипотез, по проверке и изменению гипотез, по формулированию результата решения. Креативность входит в структуру одаренности в качестве независимого фактора.

Глоссарий психологических терминов. Под. ред. Н. Губина.

 

Креативность [лат. creatio — сотворение, создание] — уровень творческой одаренности, способности к творчеству, составляющий относительно устойчивую характеристику личности. Первоначально К. рассматривалась как функция интеллекта, и уровень развития интеллекта отождествлялся с уровнем К. Впоследствии выяснилось, что уровень интеллекта коррелирует с К. до определенного предела, а слишком высокий интеллект препятствует К. В настоящее время К. рассматривается как несводимая к интеллекту функция целостной личности, зависимая от целого комплекса ее психологических характеристик. Соответственно, центральное направление в изучении К. — выявление личностных качеств, с которыми она связана.

А.В. Юревич

 

КРЕАТИВНОСТЬ – творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к продуцированию принципиально новых идей и входящие в структуру одаренности в качестве независимого фактора.

 

КРЕАТИВНОСТЬ — способность творить, способность к творческим актам, которые ведут к новому необычному видению проблемы или ситуации. Творческие способности могут проявляться в мышлении индивидов, в их трудовой деятельности, в созданных ими произведениях искусства и иных продуктах материальной и духовной культуры.

 

КРЕАТИВНОСТЬ – способность сделать или каким-либо иным способом осуществить нечто новое: новое решение проблемы, новый метод или инструмент, новое произв. искусства. Психологические эксперименты в области мотивации и научения показали и роль новизны как катализатора деятельности. У высокоорганизованных организмов существует основополагающее постоянное противоречие между установлением и поддержанием постоянства окружающей среды и нарушением достигнутого равновесия ради новых возможностей и новых ощущений

 

Креативностью называется способность человека к нестандартному, оригинальному мышлению и поведению. При этом необходимо отметить созидательный, конструктивный характер такого мышления и поведения. Креативность проявляется многообразно: это оригинальность и быстрота мышления, способность находить неожиданные решения, казалось бы, в безвыходной ситуации, богатое воображение, чувство юмора, создание новых оригинальных продуктов (физических и интеллектуальных).

 

ОТЛИЧИЯ ПОНЯТИЙ «ТВОРЧЕСТВО» И «КРЕАТИВНОСТЬ»

 

Чем же отличается креативность от творчества? Наверное, тем же, чем деятельность предпринимателя от деятельности созерцателя: креативность представляет собой изобретательность, находчивость, мобильность и решительность, направленные на реализацию каких-то определённых целей и извлечение пользы.

 

Подлинное творчество присуще созерцателю и связано, как минимум, с попытками глубокого осознания самого себя и своего пути, предназначения в мире, а, как максимум, – с поиском гармоничного, справедливого, доброго мирового и общечеловеческого устроения. Таким образом, креативность предпринимателя и творчество созерцателя – явления и понятия, которые находятся в отношении несовместимости.

 

Остановимся на основных понятиях антропологической теории творчества.
Творчество - это целенаправленная обработка невербальной информации без участия памяти внимания.

Мышление – это целенаправленная обработка вербальной информации с участием памяти внимания.
Креативность – целенаправленная обработка невербальной информации с участием памяти внимания. Креативность – формирование шаблонов творчества и применения его для решения конкретных задач, из большого количества маленьких шаблонов формируются более крупные шаблоны, шаблоны постоянно изменяются.
Внимание - особое звено в цепочке поставки информации человеку (определением не является).
Память внимания – способность человека сохранять и использовать информацию о том, как поступить вниманию в каждой конкретной ситуации.

Логика – это связи участков памяти человека.

 

В антропологической теории творчества ставилась цель: развести такие понятия как «мышление» и «творчество». Так как наша теория отличается от общепринятых подходов, мы рассмотрим основные постулаты, концептуальная идея которых сводится к тому, что мышление и творчество – это разные области интеллекта человека. Мы постараемся это доказать чуть позже, а пока начнем с постулатов.

Постулат 1. В творчестве не может быть мышления, в мышлении не может быть творчества.
Постулат 2. Мышление «работает» с продуктами творчества, а творчество с продуктами мышления или с творческим продуктом (двойное творчество).

В антропологической теории рассматриваются способы обработки информации: невербальный (в творчестве) и вербальный (в мышлении).

В отличие от мышления творчество не создает новой информации, оно более качественно обрабатывает только ту информацию, которой человек владеет.


Мы считаем, что творчество - цель жизни: нужно делать то, чего еще никто не делал, нужно быть разработчиком, созерцание, поиск информации начинать не с книг, а с собственного понимания, которое затем сопоставляется с тем, что обнаруживается при чтении библиографических источников по данной теме. Человек привыкает к стереотипам, он считает, что хорошо изучил себя, свой внутренний мир и порой не имеет понятия о тайной вселенной, спрятанной внутри себя самого. Имя этой вселенной – творчество. В творческом процессе снимаются имеющиеся ограничения, в результате чего может быть получен творческий продукт. Ограничения, в данном случае, храняться в памяти внимания и влияют на управление вниманием человека. Под ограничениями следует понимать: элементы мировоззрения человека, установки, предубеждения и т.д.

Творческий продукт может быть получен только в состоянии творчества, нельзя на основе критериев творческого продукта создавать творческий продукт. Перечислим некоторые критерии творческого продукта: целостность; много скрытой информации; безличность или нейтральность (отсутствие отрицательного, может быть немного положительного); непредсказуемость; равнозначность (ничего явно не выделяется).

 

Творчество – это особое состояние человека, в котором его мировоззрение, предрассудки, предрасположенности не влияют на процесс обработки информации. Творчество – это процесс, а еще лучше говорить состояние. Творчество влияет на человека, он становится более спокойным и уравновешенным, формируется креативность, опыт творчества.
Для творчества имеет большое значение объем накопленной человеком информации по исследуемой теме (то, что можно вспомнить без особого труда). Это означает, что в творчестве обязательна подготовительная стадия. В творчестве обрабатывается большой объем информации за маленький промежуток времени, а это возможно только в случае обработки невербальной информации.


Мы считаем, что понятие «творческое мышление» не желательно использовать в силу его некорректности.
Во-первых, творчество осуществляется без участия фокуса внимания, в мышлении же фокус внимания играет существенную роль. А одномоментно фокус внимания и отсутствовать, и присутствовать не может.

Во-вторых, творчество не может обрабатывать вербальную информацию. Языки создавалась человечеством и для человека. Творчеству эти языки «неизвестны». Нельзя «обучить» творчество этим языкам. Оно не может построить логику на основе информации представленной на этих языках. Творчество может работать только с невербальной информацией. Творческий продукт может быть вербальным. Мышление обрабатывает только вербальную информацию. Таким образом, обработка информации в творчестве и мышлении отличается.

 

Творчество и мышление – это разные сферы человека, и поэтому понятие «творческое мышление» некорректно. Более того, мы считаем, что творчество не является деятельностью. Деятельность состоит из действий, а те соответственно из операций. Что такое творческое действие и что такое творческая операция? Можно ли дать описание творческого действия и творческой операции? Если осуществлена некоторая деятельность, то можно представить каждый ее шаг, либо существует общее представление о ней. Творчество является «черным ящиком», человек не знает, как осуществляется обработка информации в нем, и, следовательно, представление об этом отсутствует. Допустим, известно, что происходит в «черном ящике», но в этом случае человек выйдет из сферы творчества, потому что начнет работать память внимания.

Креативное развитие будет возможным тогда, когда человек сделает это целью своей жизни, когда он предпримет колоссальные усилия в этом направлении, так как это обогащение человека знанием о творчестве.

Креативность – это работа с шаблонами творчества, подражание творчеству. Существуют «малые» и «большие» шаблоны, первые не имеют прямой практической пользы, но на их основе формируются «большие» шаблоны, которые подразделяются на относительно стабильные и нестабильные (создаются для каждого конкретного случая). Креативность не требует большой концентрации внимания в отличие от творчества. Преимущественно креативность используется для формирования стиля и формы представления содержания. Креативность, в отличие от творчества, не снимает временно имеющиеся ограничения, а наоборот добавляет их, для того, чтобы обойти некоторые из ограничений. Креативность начинает формироваться вместе с опытом творчества.

 

Творчество - это не технология, а искусство, требующее от человека максимальной концентрации внимания, использования всех имеющихся возможностей, стремления к совершенству. На наш взгляд, у каждого человека есть свое представление о творчестве и творческом процессе, и в то же время истинное представление о творчестве находится внутри человека, оно как бы скрыто. В данном контексте уместна притча о том, как боги прятали тайну человеческого бытия от людей, и, перебрав большое количество различных потайных мест, решили спрятать ее внутри самого человека. Возможно, что пришло время попытаться разгадать одну из загадок природы, имя которой Творчество.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...