Виды профессиональной информационной деятельности человека с использованием технических средств и информационных ресурсов
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Информационная деятельность человека связана с созданием знаний, которые образуют информационные ресурсы общества. К информационным ресурсам можно отнести научно-технические знания, произведения литературы и искусства, общественную и государственную информацию. Основу технических средств любой современной информационной технологии составляют следующие аппаратные средства: · компьютер, предоставляющий возможность автоматической обработки информации; · машиночитаемые носители информации — магнитные и оптические диски большой емкости, надежности и долговечности; · компьютерные сети и телекоммуникации, позволяющие совместно обрабатывать и оперативно передавать информацию. Информационные ресурсы, обеспечивающие некоторую профессиональную деятельность, сосредоточены в массивах документов, которые в современном варианте приготовлены для автоматической обработки и хранятся в базах данных (БД), базах знаний (БЗ), которые, в свою очередь, являются частью некоторой информационной системы. Попробуем в следующей таблице описать виды профессиональной информационной деятельности человека и сопровождающие ее технические и информационные средства (см. таблицу). Традиционно информационная деятельность связывается со средствами массовой информации. Журналисты имеют дело с оперативной информацией, которая иногда актуальна только в течение нескольких дней, поэтому они используют в своей работе самые современные средства передачи информации. Информацию любого вида (текст, звук, видео) можно передать по электронной почте, опубликовать на сайте, популярны видеоконференции в реальном времени. Работники почтовой службы, кроме традиционных методов доставки корреспонденции, активно используют электронную почту. Бурно развивается сотовая связь и IP-телефония.
Наука призвана производить новые знания. Одним из ее современных инструментов является компьютерное математическое моделирование, позволяющее изучать природные, экономические и социальные явления в развитии. Инженеры закрепляют технические изобретения в патентах. В развитых странах существуют системы научно-технической информации со специализированными изданиями и патентными службами, которые готовят обзоры, рефераты. Автоматизированная обработка информации в экономических информационных системах с применением средств связи и оргтехники снабжает менеджеров качественной, точной, объективной информацией. Менеджеры, используя современные технологии в сфере управления, могут принимать более своевременные и объективные решения на основе оперативной экономической информации. Преподаватели передают знания от поколения к поколению, следовательно, участвуют в древнейшем информационном процессе. ИТ вносят и в эту консервативную сферу свои нововведения. Технологии мультимедиа создают виртуальные миры, делают процесс обучения более наглядным, сложные абстрактные выкладки становятся понятнее. Компьютерные технологии позволяют индивидуализировать обучение и контроль знаний. Развивается дистанционное образование, позволяющее обучать независимо от удаленности от образовательного учреждения. Многие формы современного искусства используют ИТ. Создаются музыкальные произведения с использованием midi-совместимых инструментов, исполняющих компьютерную партитуру. Компьютерная графика стала основой современной полиграфии и дизайнерских работ. Профессии, связанные с построением математических и компьютерных моделей, программированием, обеспечением информационной деятельности людей и организаций.
Появление специалистов в области информатики в России исторически было связано с подготовкой математиков-программистов в университетах и инженеров в технических вузах. Современное положение можно отразить в следующей ниже таблице. Ради построения компьютерных моделей для решения научно-технических задач были созданы первые компьютеры. В настоящее время компьютерное моделирование активно применяется во всех науках, но обеспечить его применение по-прежнему поручают математикам. Только фундаментальное математическое образование позволяет сформировать специалиста, владеющего теорией дифференциальных уравнений и численными методами, программированием, компьютерным моделированием, способного построить компьютерную модель реальной системы. При подготовке эти специалисты изучают широкий спектр курсов, связанных с вычислительной техникой и программированием: алгоритмы и алгоритмические языки, архитектура ЭВМ и язык ассемблера, системное программное обеспечение, прикладное программное обеспечение, компьютерная графика, параллельные вычисления, базы данных, операционные системы, искусственный интеллект, объектно-ориентированное программирование, компьютерные сети, сетевые технологии, системы программирования и др. Для примера укажем направления подготовки факультета вычислительной математики и кибернетики МГУ: прикладная математика и информатика, информационные технологии. Профессия “Информатик” с квалификацией в некоторой прикладной области утверждена в России в 2000 г. Целью является подготовка кадров, способных к успешному функционированию в новых экономических и политических условиях и готовых к решению задач, связанных с использованием наукоемких информационных технологий в смежных областях человеческого знания и деятельности, в том числе при разработке интегрированных систем информационного и математического обеспечения экономической, финансовой и административной деятельности. Эта специальность применяется в экономике, юриспруденции, политологии и т.д., где используются информационные системы. Информатик в соответствующей области занимается созданием и сопровождением информационной системы. Например, Информатик-экономист является специалистом по информационным системам в административном управлении, банковском, страховом деле, бухгалтерском учете и т.д. Этот специалист, имеющий глубокую фундаментальную подготовку, может создавать информационно-логические модели объектов, разрабатывать новое программное и информационное обеспечение для решения задач науки, техники, экономики и управления, адаптировать систему на всех стадиях ее жизненного цикла.
Защита информационных ресурсов от несанкционированного доступа, обеспечение безопасности информационных и телекоммуникационных систем особенно актуальны для современного мира. Эти задачи привели к возникновению новой специальности — специалист по защите информации. Специалисты изучают защиту информации в автоматизированных системах, в персональных компьютерах, в компьютерных сетях с помощью программных и аппаратных средств. Для обеспечения информационной безопасности применяются технические, программные, организационные и правовые методы. К техническим мерам относят защиту от несанкционированного доступа к системе, резервирование компонентов системы, перераспределение ресурсов в случае аварии, резервные системы электропитания, установку сигнализации и др. К правовым мерам относят разработку норм ответственности за компьютерные преступления, защиту авторских прав программистов. В основе программной защиты находятся криптографические методы защиты информации. Специалисты по защите информации востребованны в государственных организациях, работающих со статистической, налоговой, таможенной информацией, в финансово-кредитных учреждениях, в системах электронной торговли и электронных платежей. Вычислительная техника и телекоммуникации составляют аппаратную основу любой информационной технологии. Их разработкой и созданием занимаются инженеры. Они владеют принципами построения вычислительных и телекоммуникационных систем, электротехникой и микроэлектроникой, базисом является инженерное образование. Основу функционирования компьютерных систем составляет уровень архитектуры, который включает общие принципы построения и функционирования логических узлов компьютера, программирование на машинном языке. Логические принципы и схемы реализации основных узлов компьютера (сумматоров, триггеров) составляют следующую ступень. Знание схемных решений современной радиотехники и микроэлектроники требуется разработчикам физических элементов компьютеров.
Задание для самостоятельной работы: изучить дополнительную литературу и подготовить доклад по теме: Информационная культура. Литература: Виртуальный компьютерный музей. - http://www.computer-museum_r.html/ Виртуальный европейский музей истории компьютерной науки и техники. - http://www.icfcst.kiev.ua/MUSEUM/museum_r.html История вычислительной техники. - http://historyvt.narod.ru/ Информационная культура - http://www.fio.vrn.ru/2005/6/4.htm Информационная культура - http://infdeyatchel.narod.ru/inf_kult.htm Энциклопедии и словари - http://enc-dic.com/
На основе прослушанной лекции и изучения дополнительной литературы ответить на следующие вопросы: 1. Что называется информацией? 2. Что называется информатикой? 3. Назвать и охарактеризовать этапы информационного развития общества. 4. Что явилось основной причиной изобретения компьютера? 5. Что входит в состав информационных ресурсов? 6. Приведите примеры компьютеров в быту.
Подготовить сообщение (по желанию) на тему «Признаки информационного общества». Подготовить плакат схему (по желанию) «Историяразвития информационного общества» (в электронном виде). Ответить на вопросы теста. 1. Основным носителем информации в социуме на современном этапе является: · бумага; · кино и пленка; · магнитная лента; · дискета, жесткий диск; · лазерный компакт диск. 2. Информационная революция это: · качественное изменение способов передачи и хранения информации, а также объема информации, доступной активной части населения; · радикальная трансформация доминирующего в социуме технологического уклада; · возможность человека получать в полном объеме необходимую для его жизни и профессиональной деятельности информацию; · изменение в способах формирования и использования совокупного интеллектуального потенциала социума; · совокупность информационных войн. 3. Первая информационная революция связана с изобретением: · письменности; · книгопечатания; · радио; · компьютера. 4. Первым средством дальней связи принято считать: · телефон; · телеграф; · радиосвязь;
· почту; · компьютерные сети. 5. Идея программного управления процессами вычислений была высказана: · Н. Винером; · Дж. Маучли; · А. Лайвлейс; · Ч. Баббиджем; · Дж. фон Нейманом. 6. Появление возможности эффективной автоматизации обработки и целенаправленного преобразования информации связано с изобрением: · письменности; · книгопечатания; · абака; · ЭВМ; · телефона, телеграфа, радио, телевидения. 7. ЭВМ второго поколения имели в качестве элементной базы: · электронные лампы; · полупроводниковые элементы; · интегральные схемы; · сверх большие интегральные схемы; · микропроцессоры. 8. Первый арифмометр, выполнявший все четыре арифметических действия, сконструировал в XVII веке: · Чарльз Бэббидж; · Блез Паскаль; · Герман Голлерит; · Джордж Буль; · Готфрид Вильгельм Лейбниц. 9. Первая отечественная ЭВМ, разработанная под руководством академика С. А. Лебедева, называлась: · БЭСМ; · Стрела; · МЭСМ; · Урал; · Киев. 10. Элементной базой ЭВМ третьего поколения служили: · электронные лампы; · полупроводниковые элементы; · интегральные схемы; · большие интегральные схемы; · сверхбольшие интегральные схемы. 11. Принцип хранимой программы был предложен: · Джоном фон Нейманом; · Чарльзом Бэббиджем; · Дж. П. Эккертом; · Аланом Тьюрингом; · Клодом Шенноном. 12. Состав и назначение функциональных средств автоматической вычислительной машины впервые определил: · Джон фон Нейман; · Чарльз Бэббидж; · Ада Лавлейс; · Алан Тьюринг; · Клод Шеннон. 13. Авторы проекта «Пятое поколение ЭВМ» пытались и пытаются разрешить проблему: · моделирования человеческого интеллекта (создания искусственного интеллекта); · создания дешевых и мощных компьютеров; · достижения производительности персональных компьютеров более 10 млрд. операций в секунду; · построения узлов ЭВМ в соответствии с иными физическими принципами; · создания единого человекомашинного интеллекта. 14. К информационным услугам относят... · поиск и подбор информации; · консалтинг; · обучение; · телекоммуникации; · природные ископаемые. 15. Информатизация общества это процесс... · увеличения объема избыточной информации в социуме; · возрастания роль в социуме средств массовой информации; · более полное использование накопленной информации во всех областях · человеческой деятельности за счет применения средств информационных и · телекоммуникационных технологий; · повсеместного использования компьютеров. 16. Согласно взглядам ряда ученых (О. Тофлер, Белл, Масуда и др.) в “информационном обществе”: · большинство работающих будет занято производством, хранением и переработкой информации, знаний; будут решены проблемы информационного и экологического кризиса, реализованы гуманистические принципы управления социумами; · человек станет послушным объектом манипуляции со стороны средствмассовой информации; · власть будет принадлежать “информационной элите”, осуществляющей жестокую эксплуатацию остальной части населения и контроль частной жизни граждан; · человек станет придатком сверхмощных компьютеров; · управление общественным производством и распределением материальных благ будет осуществляться на основе централизованного планирования. 17. Информационная культура человека на современном этапе в основном определяется: · совокупностью его умений программировать на языках высокого уровня; · его знаниями основных понятий информатики; · совокупностью его навыков использования прикладного программного обеспечения для создания необходимых документов; · уровнем понимания закономерностей информационных процессов в природе и обществе, качеством знаний основ компьютерной грамотности, совокупностью технических навыков взаимодействия с компьютером, способностью эффективно и своевременно использовать средства информационных и коммуникационных технологий при решении задач практической деятельности; · его знаниями основных видов программного обеспечения и пользовательских характеристик компьютера. 18. Среди возможных негативных последствий развития современных средств информационных и коммуникационных технологий указывают: · реализацию гуманистических принципов управления социумом; · формирование единого информационного пространства человеческой цивилизации; · разрушение частной жизни людей; · организацию свободного доступа каждого человека к информационным ресурсам человеческой цивилизации; · решение экологических проблем.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|