Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Виды профессиональной информационной деятельности человека с использованием технических средств и информационных ресурсов




Информационная деятельность человека связана с созданием знаний, которые образуют информационные ресурсы общества. К информационным ресурсам можно отнести научно-технические знания, произведения литературы и искусства, общественную и государственную информацию.

Основу технических средств любой современной информационной технологии составляют следующие аппаратные средства:

· компьютер, предоставляющий возможность автоматической обработки информации;

· машиночитаемые носители информации — магнитные и оптические диски большой емкости, надежности и долговечности;

· компьютерные сети и телекоммуникации, позволяющие совместно обрабатывать и оперативно передавать информацию.

Информационные ресурсы, обеспечивающие некоторую профессиональную деятельность, сосредоточены в массивах документов, которые в современном варианте приготовлены для автоматической обработки и хранятся в базах данных (БД), базах знаний (БЗ), которые, в свою очередь, являются частью некоторой информационной системы.

Попробуем в следующей таблице описать виды профессиональной информационной деятельности человека и сопровождающие ее технические и информационные средства (см. таблицу).

Традиционно информационная деятельность связывается со средствами массовой информации. Журналисты имеют дело с оперативной информацией, которая иногда актуальна только в течение нескольких дней, поэтому они используют в своей работе самые современные средства передачи информации. Информацию любого вида (текст, звук, видео) можно передать по электронной почте, опубликовать на сайте, популярны видеоконференции в реальном времени.

Работники почтовой службы, кроме традиционных методов доставки корреспонденции, активно используют электронную почту. Бурно развивается сотовая связь и IP-телефония.

Наука призвана производить новые знания. Одним из ее современных инструментов является компьютерное математическое моделирование, позволяющее изучать природные, экономические и социальные явления в развитии.

Инженеры закрепляют технические изобретения в патентах. В развитых странах существуют системы научно-технической информации со специализированными изданиями и патентными службами, которые готовят обзоры, рефераты.

Автоматизированная обработка информации в экономических информационных системах с применением средств связи и оргтехники снабжает менеджеров качественной, точной, объективной информацией. Менеджеры, используя современные технологии в сфере управления, могут принимать более своевременные и объективные решения на основе оперативной экономической информации.

Преподаватели передают знания от поколения к поколению, следовательно, участвуют в древнейшем информационном процессе. ИТ вносят и в эту консервативную сферу свои нововведения. Технологии мультимедиа создают виртуальные миры, делают процесс обучения более наглядным, сложные абстрактные выкладки становятся понятнее. Компьютерные технологии позволяют индивидуализировать обучение и контроль знаний. Развивается дистанционное образование, позволяющее обучать независимо от удаленности от образовательного учреждения.

Многие формы современного искусства используют ИТ. Создаются музыкальные произведения с использованием midi-совместимых инструментов, исполняющих компьютерную партитуру. Компьютерная графика стала основой современной полиграфии и дизайнерских работ.

Профессии, связанные с построением математических и компьютерных моделей, программированием, обеспечением информационной деятельности людей и организаций.

Появление специалистов в области информатики в России исторически было связано с подготовкой математиков-программистов в университетах и инженеров в технических вузах. Современное положение можно отразить в следующей ниже таблице.

Ради построения компьютерных моделей для решения научно-технических задач были созданы первые компьютеры. В настоящее время компьютерное моделирование активно применяется во всех науках, но обеспечить его применение по-прежнему поручают математикам. Только фундаментальное математическое образование позволяет сформировать специалиста, владеющего теорией дифференциальных уравнений и численными методами, программированием, компьютерным моделированием, способного построить компьютерную модель реальной системы. При подготовке эти специалисты изучают широкий спектр курсов, связанных с вычислительной техникой и программированием: алгоритмы и алгоритмические языки, архитектура ЭВМ и язык ассемблера, системное программное обеспечение, прикладное программное обеспечение, компьютерная графика, параллельные вычисления, базы данных, операционные системы, искусственный интеллект, объектно-ориентированное программирование, компьютерные сети, сетевые технологии, системы программирования и др. Для примера укажем направления подготовки факультета вычислительной математики и кибернетики МГУ: прикладная математика и информатика, информационные технологии.

Профессия “Информатик” с квалификацией в некоторой прикладной области утверждена в России в 2000 г. Целью является подготовка кадров, способных к успешному функционированию в новых экономических и политических условиях и готовых к решению задач, связанных с использованием наукоемких информационных технологий в смежных областях человеческого знания и деятельности, в том числе при разработке интегрированных систем информационного и математического обеспечения экономической, финансовой и административной деятельности. Эта специальность применяется в экономике, юриспруденции, политологии и т.д., где используются информационные системы. Информатик в соответствующей области занимается созданием и сопровождением информационной системы. Например, Информатик-экономист является специалистом по информационным системам в административном управлении, банковском, страховом деле, бухгалтерском учете и т.д. Этот специалист, имеющий глубокую фундаментальную подготовку, может создавать информационно-логические модели объектов, разрабатывать новое программное и информационное обеспечение для решения задач науки, техники, экономики и управления, адаптировать систему на всех стадиях ее жизненного цикла.

Защита информационных ресурсов от несанкционированного доступа, обеспечение безопасности информационных и телекоммуникационных систем особенно актуальны для современного мира. Эти задачи привели к возникновению новой специальности — специалист по защите информации. Специалисты изучают защиту информации в автоматизированных системах, в персональных компьютерах, в компьютерных сетях с помощью программных и аппаратных средств. Для обеспечения информационной безопасности применяются технические, программные, организационные и правовые методы. К техническим мерам относят защиту от несанкционированного доступа к системе, резервирование компонентов системы, перераспределение ресурсов в случае аварии, резервные системы электропитания, установку сигнализации и др. К правовым мерам относят разработку норм ответственности за компьютерные преступления, защиту авторских прав программистов. В основе программной защиты находятся криптографические методы защиты информации. Специалисты по защите информации востребованны в государственных организациях, работающих со статистической, налоговой, таможенной информацией, в финансово-кредитных учреждениях, в системах электронной торговли и электронных платежей.

Вычислительная техника и телекоммуникации составляют аппаратную основу любой информационной технологии. Их разработкой и созданием занимаются инженеры. Они владеют принципами построения вычислительных и телекоммуникационных систем, электротехникой и микроэлектроникой, базисом является инженерное образование. Основу функционирования компьютерных систем составляет уровень архитектуры, который включает общие принципы построения и функционирования логических узлов компьютера, программирование на машинном языке. Логические принципы и схемы реализации основных узлов компьютера (сумматоров, триггеров) составляют следующую ступень. Знание схемных решений современной радиотехники и микроэлектроники требуется разработчикам физических элементов компьютеров.

Задание для самостоятельной работы: изучить дополнительную литературу и подготовить доклад по теме: Информационная культура.

Литература:

Виртуальный компьютерный музей. - http://www.computer-museum_r.html/

Виртуальный европейский музей истории компьютерной науки и техники. - http://www.icfcst.kiev.ua/MUSEUM/museum_r.html

История вычислительной техники. - http://historyvt.narod.ru/

Информационная культура - http://www.fio.vrn.ru/2005/6/4.htm

Информационная культура - http://infdeyatchel.narod.ru/inf_kult.htm

Энциклопедии и словари - http://enc-dic.com/

 

 

На основе прослушанной лекции и изучения дополнительной литературы ответить на следующие вопросы:

1. Что называется информацией?

2. Что называется информатикой?

3. Назвать и охарактеризовать этапы информационного развития общества.

4. Что явилось основной причиной изобретения компьютера?

5. Что входит в состав информационных ресурсов?

6. Приведите примеры компьютеров в быту.

 

Подготовить сообщение (по желанию) на тему «Признаки информационного общества».

Подготовить плакат схему (по желанию) «Историяразвития информационного общества» (в электронном виде).

Ответить на вопросы теста.

1. Основным носителем информации в социуме на современном этапе является:

· бумага;

· кино и пленка;

· магнитная лента;

· дискета, жесткий диск;

· лазерный компакт диск.

2. Информационная революция это:

· качественное изменение способов передачи и хранения информации, а также объема информации, доступной активной части населения;

· радикальная трансформация доминирующего в социуме технологического уклада;

· возможность человека получать в полном объеме необходимую для его жизни и профессиональной деятельности информацию;

· изменение в способах формирования и использования совокупного интеллектуального потенциала социума;

· совокупность информационных войн.

3. Первая информационная революция связана с изобретением:

· письменности;

· книгопечатания;

· радио;

· компьютера.

4. Первым средством дальней связи принято считать:

· телефон;

· телеграф;

· радиосвязь;

· почту;

· компьютерные сети.

5. Идея программного управления процессами вычислений была высказана:

· Н. Винером;

· Дж. Маучли;

· А. Лайвлейс;

· Ч. Баббиджем;

· Дж. фон Нейманом.

6. Появление возможности эффективной автоматизации обработки и целенаправленного преобразования информации связано с изобрением:

· письменности;

· книгопечатания;

· абака;

· ЭВМ;

· телефона, телеграфа, радио, телевидения.

7. ЭВМ второго поколения имели в качестве элементной базы:

· электронные лампы;

· полупроводниковые элементы;

· интегральные схемы;

· сверх большие интегральные схемы;

· микропроцессоры.

8. Первый арифмометр, выполнявший все четыре арифметических действия, сконструировал в XVII веке:

· Чарльз Бэббидж;

· Блез Паскаль;

· Герман Голлерит;

· Джордж Буль;

· Готфрид Вильгельм Лейбниц.

9. Первая отечественная ЭВМ, разработанная под руководством академика С. А. Лебедева, называлась:

· БЭСМ;

· Стрела;

· МЭСМ;

· Урал;

· Киев.

10. Элементной базой ЭВМ третьего поколения служили:

· электронные лампы;

· полупроводниковые элементы;

· интегральные схемы;

· большие интегральные схемы;

· сверхбольшие интегральные схемы.

11. Принцип хранимой программы был предложен:

· Джоном фон Нейманом;

· Чарльзом Бэббиджем;

· Дж. П. Эккертом;

· Аланом Тьюрингом;

· Клодом Шенноном.

12. Состав и назначение функциональных средств автоматической вычислительной машины впервые определил:

· Джон фон Нейман;

· Чарльз Бэббидж;

· Ада Лавлейс;

· Алан Тьюринг;

· Клод Шеннон.

13. Авторы проекта «Пятое поколение ЭВМ» пытались и пытаются разрешить проблему:

· моделирования человеческого интеллекта (со􀯙здания искусственного интеллекта);

· создания дешевых и мощных компьютеров;

· достижения производительности персональных компьютеров более 10 млрд. операций в секунду;

· построения узлов ЭВМ в соответствии с иными физическими принципами;

· создания единого человекомашинного интеллекта.

14. К информационным услугам относят...

· поиск и подбор информации;

· консалтинг;

· обучение;

· телекоммуникации;

· природные ископаемые.

15. Информатизация общества это процесс...

· увеличения объема избыточной информации в социуме;

· возрастания роль в социуме средств массовой информации;

· более полное использование накопленной информации во всех областях

· человеческой деятельности за счет применения средств информационных и

· телекоммуникационных технологий;

· повсеместного использования компьютеров.

16. Согласно взглядам ряда ученых (О. Тофлер, Белл, Масуда и др.) в “информационном обществе”:

· большинство работающих будет занято производством, хранением и переработкой информации, знаний; будут решены проблемы информационного и экологического кризиса, реализованы гуманистические принципы управления социумами;

· человек станет послушным объектом манипуляции со стороны средствмассовой информации;

· власть будет принадлежать “информационной элите”, осуществляющей жестокую эксплуатацию остальной части населения и контроль частной жизни граждан;

· человек станет придатком сверхмощных компьютеров;

· управление общественным производством и распределением материальных благ будет осуществляться на основе централизованного планирования.

17. Информационная культура человека на современном этапе в основном определяется:

· совокупностью его умений программировать на языках высокого уровня;

· его знаниями основных понятий информатики;

· совокупностью его навыков использования прикладного программного обеспечения для создания необходимых документов;

· уровнем понимания закономерностей информационных процессов в природе и обществе, качеством знаний основ компьютерной грамотности, совокупностью технических навыков взаимодействия с компьютером, способностью эффективно и своевременно использовать средства информационных и коммуникационных технологий при решении задач практической деятельности;

· его знаниями основных видов программного обеспечения и пользовательских характеристик компьютера.

18. Среди возможных негативных последствий развития современных средств информационных и коммуникационных технологий указывают:

· реализацию гуманистических принципов управления социумом;

· формирование единого информационного пространства человеческой цивилизации;

· разрушение частной жизни людей;

· организацию свободного доступа каждого человека к информационным ресурсам человеческой цивилизации;

· решение экологических проблем.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...