Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Надзор прокурора за исполнением законов в воспитательно-трудовых колониях для несовершеннолетних

 

Воспитательно-трудовые колонии (ВТК) для несовершеннолетних хотя и входят в общую систему исправительно-трудовых учреждений, однако особенности физического состояния и психики этого контингента осужденных предопределяют создание в ВТК таких условий, которые наиболее эффективно обеспечивали бы исполнение наказания, способствовали нормальному развитию осужденных, их общеобразовательному и профессиональному обучению.

В ВТК значительно сужен комплекс правоограничений и, наоборот, значительно расширена сфера по применению мер поощрений. Указанные обстоятельства вызывают необходимость строгого и постоянно действующего прокурорского надзора за исполнением законов в ВТК для несовершеннолетних.

Меры воспитательно-профилактического воздействия должны учитывать личностные особенности осужденных, степень деформации их образа жизни, наличие жизненных планов и нравственных ценностей, чего на практике нередко не происходит. В этой связи значительную роль играет прокурорский надзор за исполнением наказания в отношении несовершеннолетних осужденных.

От прокуроров, осуществляющих этот надзор, требуется знание не только действующего законодательства, регулирующего деятельность таких колоний, но и основ педагогики и психологии данной категории осужденных.

Надзор в колониях для несовершеннолетних ведется в следующих направлениях:

- за законностью содержания несовершеннолетних;

- за соблюдением законности в деятельности администрации колонии;

- за соблюдением условий и порядка содержания осужденных;

- за организацией и состоянием медицинского обслуживания;

- за организацией и состоянием учебно-воспитательного процесса;

- за организацией и соблюдением трудового законодательства, правил по охране труда и технике безопасности.

Надзор за соблюдением законности в этих учреждениях обычно осуществляется путем ознакомления с приказами и распоряжениями администрации колонии и опротестования их в случаях противоречия закону, самостоятельного посещения колоний прокурором и проведения там периодических проверок; рассмотрения жалоб, заявлений и других сигналов и сведений о нарушениях законности, в особенности связанных с совершением тяжких преступлений, нарушением режима содержания, групповым побегом и фактами неповиновения распоряжениям администрации и т.п.

В предмет надзора входит комплекс мероприятий, направленных на исправление и перевоспитание осужденных. Помимо мероприятий режимного характера сюда включаются: образование, профессионально-техническое, трудовое воспитание, культурно-массовая работа, индивидуальное воздействие на несовершеннолетнего.

Прокурор следит за тем, чтобы строго соблюдались требования закона о правовом статусе осужденного; обеспечивались их права и законные интересы; чтобы осужденные несовершеннолетние не были ограничены в переписке с родными и близкими, могли иметь свидания, связываться с ними по телефону, пользоваться правом краткосрочного отпуска.

Проверяя законность и обоснованность наложения на осужденных мер дисциплинарного воздействия, прокурор своим постановлением отменяет те из наложенных взысканий, которые не соответствуют закону, являются несправедливыми, могут привести к конфликту с администрацией колонии.

Проверка обычно проводится на основании изучения личных дел подростков, содержащихся в колонии. Наряду с этим прокурор проверяет, не истекли срок пребывания в колонии осужденного, не содержатся ли совместно с несовершеннолетними взрослые заключенные, своевременно ли администрация ставит вопрос перед судом о переводе лиц, достигших совершеннолетия, в исправительно-трудовые колонии, за исключением случаев оставления в колониях воспитанников, достигших восемнадцати лет, по основаниям, предусмотренным законом, к примеру для завершения образования.

В целях повышения эффективности воспитательного воздействия на осужденных и оказания помощи администрации колонии при отрядах в воспитательной колонии из родителей и других родственников осужденных могут создаваться родительские комитеты, деятельность которых регулируется положением, утверждаемым начальником воспитательной колонии. Главная деятельность родительских комитетов— оказание помощи начальникам отрядов и воспитателям в повышении эффективности воспитательного воздействия на осужденных.

В исправлении осужденных в воспитательных колониях, а также в осуществлении общественного контроля за деятельностью колоний участвуют комиссии по делам несовершеннолетних при местных исполнительных и распорядительных органах. Задачи и права, а также организация их работы устанавливаются УИК и Положением о комиссиях по делам несовершеннолетних.

В ходе проверки также проверяется обоснованность предоставления материалов в суд об условно-досрочном освобождении и отказа в таких представлениях.

К лицу, осужденному к лишению права заниматься определенной деятельностью, исправительным работам, аресту или лишению свободы за преступление, совершенное в возрасте до восемнадцати лет, может быть применено условно-досрочное освобождение от отбывания наказания (ст. 119 УК). Условно-досрочное освобождение от наказания может быть применено к осужденному лишь при его примерном поведении и добросовестном отношении к труду, учебе, доказывающих исправление.

Условно-досрочное освобождение от наказания применяется после фактического отбытия:

1) не менее одной трети срока наказания, назначенного судом за преступление, не представляющее большой общественной опасности, и за менее тяжкое преступление;

2) не менее половины срока наказания, назначенного судом за тяжкое преступление;

3) не менее двух третей срока наказания, назначенного судом за особо тяжкое преступление, а также если лицо ранее осуждалось к лишению свободы за умышленное преступление.

При рассмотрении в суде дел об условно-досрочном освобождении участие прокурора обязательно.

Применяя условно-досрочное освобождение от наказания, суд может возложить на отдельных лиц, с их согласия, обязанность по наблюдению за условно-досрочно освобожденным в течение неотбытой части назначенного судом срока наказания и проведению с ним воспитательной работы.

Принимая участие в судебном рассмотрении материалов о досрочном освобождении осужденных от отбывания наказания, прокурор следит за тем, чтобы в судебном заседании участвовал осужденный, чья дальнейшая судьба решается, а также другие осужденные, должностные лица администрации колонии и воспитатели. Их участие в судебном заседании способствует суду принять законное и обоснованное решение о досрочном освобождении осужденного от отбывания наказания и помимо этого повысить воспитательное значение этой весьма эффективной меры поощрения.

Прокурор дает заключение в суде по этим делам, а также проверяет законность и обоснованность вынесенных судом определений об освобождении от наказания или об отказе в освобождении.

В силу ст. 120 УК лицу, осужденному к исправительным работам, аресту или лишению свободы за преступление, совершенное в возрасте до восемнадцати лет, неотбытая часть наказания может быть заменена более мягким наказанием.

Замена неотбытой части наказания более мягким наказанием может быть применена к лицу, твердо вставшему на путь исправления, при его примерном поведении и добросовестном отношении к труду, учебе. Замена неотбытой части наказания более мягким наказанием применяется после фактического отбытия:

1) не менее одной четверти срока наказания, назначенного судом за преступление, не представляющее большой общественной опасности, или за менее тяжкое преступление;

2) не менее одной трети срока наказания, назначенного судом за тяжкое преступление;

3) не менее половины срока наказания, назначенного судом за особо тяжкое преступление, а также если ранее лицо осуждалось к лишению свободы за умышленное преступление.

К лицу, которому наказание было заменено более мягким, условно-досрочное освобождение от наказания применяется по правилам, предусмотренным ст. 119 УК.

С ходатайством об условно-досрочном освобождении от наказания и о замене неотбытой части наказания более мягким в суд обращается комиссия по делам несовершеннолетних совместно с органом, ведающим исполнением наказания.

Проверяя соблюдение законодательства об образовании, организацию и состояние учебно-воспитательного процесса в воспитательно-трудовой колонии, прокурор выясняет следующие вопросы:

- сколько лиц из числа осужденных не имеют базового образования;

- возможность получения среднего образования, профессионально-технического образования;

- устав (положение) учреждения образования колонии, наличие и выполнение учебного плана, его соответствие типовому учебному плану, согласование и его утверждение;

- наличие необходимых учебников и учебно-методических пособий, обеспеченность ими обучающихся, обеспеченность заявок на учебную и методическую литературу;

- условия для самоподготовки учащихся, успеваемость, посещаемость учащимися занятий, обоснованность повторного курса обучения;

- условия обучения несовершеннолетних с особенностями психофизического развития, индивидуальные программы обучения;

-участие органов управления образования в организации учебно-методической работы в колонии.

В ходе проверки соблюдения законодательства об охране здоровья, организации и состояния медицинского обслуживания в воспитательно-трудовых колониях прокурор обращает внимание на следующие вопросы:

- обеспеченность и контроль за медицинскими кадрами;

- наличие необходимых условий для проведения лечебно-оздоровительной работы с осужденными, обеспеченность необходимыми лекарственными препаратами и оснащенность медицинских кабинетов оборудованием и материалами;

- соблюдение медицинскими работниками лечебных учреждений колоний санитарных норм, правил и гигиенических нормагивов, регулярность проверок органами санитарно-эпидемиологического надзора за работой лечебных учреждений колоний;

- состояние заболеваемости среди осужденных, ее динамика, причины и принимаемые меры по снижению заболеваемости;

- учет производственных травм, кожных и других заболеваний;

- учет осужденных, нуждающихся в лечении от алкоголизма, наркомании, проводимые меры по обеспечению их лечения;

- учет осужденных с хроническими заболеваниями, их лечение и диетпитание, соответствие лечения этих больных предписаниям врачей, контроль медицинской службой за проведением лечения, получением осужденными диетпитания, случаи нарушения и проведение предупредительных мероприятий.

При проведении проверки соблюдения трудового законодательства, правил по охране труда и технике безопасности, вопросов по борьбе с травматизмом на производстве колонии в центре внимания прокурора должны быть следующие вопросы:

- соблюдение требований гл. 20 ТК;

- наличие инструкций по охране труда, соблюдение установленного порядка их разработки, согласования и утверждения;

- наличие должностных инструкций, соблюдение установленного порядка проверки знаний по охране труда и технике безопасности;

- соблюдение правил допуска к работе с производственным оборудованием, в том числе преподавателей, мастеров; правил по технике безопасности, обеспеченность спецодеждой, средствами защиты. Соблюдение правил безопасности при проведении занятий по физической культуре с осужденными;

- учет и регистрация травматизма, несчастных случаев, соблюдение установленных правил их расследования, причины, повлекшие их, и принятые меры по устранению и недопущению;

- соответствие отчетности администрации колонии о травматизме фактическим данным, зарегистрированным медицинскими учреждениями;

- регулярность проверок колонии вышестоящими организациями по подчиненности трудового законодательства, вопросов охраны труда, техники безопасности, травматизма, предписания и их выполнение администрацией колонии;

- соблюдение установленного порядка оплаты труда осужденных (производственное обучение, производственная практика).

При проверке деятельности комиссии по делам несовершеннолетних прокурором рассматриваются следующие вопросы:

- проведение проверок и условий содержания, воспитания несовершеннолетних в колонии. Принятые меры (осуществление приема, рассмотрение обращений, вынесение вопросов на рассмотрение КДН, обращение с представлениями по вопросам содержания и воспитания несовершеннолетних, общественный контроль);

- наличие согласия КДН при подготовке обращений в суд на условно-досрочное освобождение от наказания, изменение условий содержания, перевод осужденных из ВТК в И К, обоснованность этих решений;

- наличие сообщений о предстоящем освобождении за три месяца. Сообщения КДН по месту жительства освобождаемых о невозможности (нецелесообразности) их возвращения. Постановка вопроса перед КДН об устройстве освобождаемых по месту нахождения ВТК.

При проверке деятельности администрации воспитательно-трудовой колонии прокурор проверяет:

- жалобы осужденных;

- соблюдение лимита численности и нормы жилой площади (2,5 кв. м на одного осужденного);

- соблюдение законности при переводе осужденных из ВТК в ИК, наличие определения суда;

- законность содержания в ВТК осужденных, которым исполнилось восемнадцать лет, наличие мотивированных постановлений;

- законность перемещения осужденных из одной ВТК в другую;

- законность и обоснованность применения мер взыскания к осужденным (учет тяжести и характера проступка, личности осужденного). Соблюдение порядка применения мер взыскания. Применение мер взыскания, не предусмотренных законом, унижающих человеческое достоинство, нарушающих права осужденных;

- исполнение администрацией колонии законов, решений суда о принудительном лечении от алкоголизма, наркомании, венерических заболеваний, своевременность такого лечения. Факты условно-досрочного, досрочного освобождения из колонии лиц, не окончивших полного курса принудительного лечения;

- законность и обоснованность внесения администрацией в суд представлений об условно-досрочном освобождении из колонии, о замене неотбытой части наказания более мягким, объективность составления характеристик на осужденных, соответствие их данным дисциплинарной практики. Законность и обоснованность определений суда при рассмотрении представлений администрации колонии;

- законность и обоснованность отказа администрации колонии на внесение представления в суд об условно-досрочном освобождении;

- состояние работы по предупреждению правонарушений осужденных, динамика и виды правонарушений, меры, принятые к ответственным лицам;

- изъятие у осужденных запрещенных предметов, пути их проникновения в колонию, данные о количестве и видах этих предметов, выяснение причин и условий, способствующих их проникновению в колонию, выявление виновных в этом лиц и принятые к ним меры.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...