Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Неполные предложения. Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах предложения. Однородные и неоднородные определения




Неполные предложения

Неполными называются предложения, в которых пропущен один или несколько членов, которые легко восстанавливаются из контекста.

Например: Налево шумела забытая ель, направо – плакучие ивы.

 

В неполном предложении на месте пропуска члена предложения ставится тире, если в этом месте есть интонационная пауза.

Например: Калиныч стоял ближе к природе, Хорь же – к людям.

 

Различение односоставных назывных и двусоставных неполных предложений

В односоставных назывных предложениях возможны только второстепенные члены предложения, зависящие от сказуемого, то есть определения разных видов. Значит, в них не может быть дополнений и обстоятельств.

Например: Полное безмолвие.

 

В двусоставных неполных предложениях, наоборот, обязательно наличие дополнения или обстоятельства, потому что в таких предложениях сказуемое есть, оно просто пропущено.

Например: Во льдах полное безмолвие (есть).

 

Однородные члены предложения

Однородными называются члены предложения, относящиеся к одному и тому же слову, отвечающие на один и тот же вопрос, являющиеся одним и тем же членом предложения, связанные между собой сочинительной связью.

Например: Он наслаждался своим трудом, успехом, славой.

 

Не являются однородными членами предложения (являются одним неделимым членом предложения):

1. Повторяющиеся слова, которые используются для того, чтобы подчеркнуть длительность действия, множество лиц или предметов.

Например: За теми деревьями леса, леса, леса.

2. Фразеологические обороты.

Например: Его сказки слушали затаив дыхание и стар и млад.

 

Знаки препинания при однородных членах предложения

Ставится запятая Не ставится запятая
1. Если однородные члены предложения не соединены союзами. Например: Соловей замолчал, прислушался.   1. Если однородные члены не соединены союзами, но: - во фразеологических оборотах. Например: Поговорим о том о сем; - между двумя глаголами в одинаковых формах, указывающими на действие и его цель. Например: пойду узнаю.  

Распространенные однородные члены предложения, если внутри них есть знаки препинания, разделяются точкой с запятой. Например: Уже давно позади остались увеселительные пароходы для экскурсий; выраставший из воды, клокочущий содроганиями поездов вокзал; переливающиеся звонами металла плавучие доки.

2. Между повторяющимися словами при интонационной паузе (это единый член предл-я). Например: Зимы ждала, ждала природа. 3. Если однородные члены предложения сое-динены неповторяющимся противительным союзом. Например: Сообщите телеграммой, а не письмом. 4. Если однородные члены предложения сое-динены повторяющимися союзами. Напри-мер: Вот уже и стука, и крика, и бубенцов не слыхать.   2. Между повторяющимися словами, если: - они разделены частицей НЕ. Например: Ждет не ждет он меня? - сказуемые повторяются с частицей так. Например: Ехать так ехать. 3. Если однородные члены предложения сое-динены неповторяющимся соединительным или противительным союзом. Например: Конь мой призадумался и прыгнул. 4. Если однородные члены предложения сое-динены повторяющимися союзами, но: - однородные члены являются антонимами. Например: Жили в этом доме и в жару и в стужу. - во фразеологизмах. Например: Сказки любят и стар и млад.  

Если однородные члены предложения соединены с помощью повторяющихся союзов в группы, запятые ставятся между групп, а внутри – не ставятся. Например: Среди рек есть и большие и малые, и спокойные и бурные, и быстрые и медленные.

5. Если однородные члены предложения сое-динены двойным союзом. Например: Мне нравится как зима, так и лето. 5. –

 

Однородные и неоднородные определения

Однородными являются определения (то есть разделяются запятыми), которые:

I. Характеризуют предмет с одной стороны. Например: Красные, синие, зеленые шары висели на елке. – Характеристика по цвету.

II. Характеризуют предмет с разных сторон, но:

1. Объединены общим понятием. Например: Серое, дождливое, хмурое небо. – «Мрачное, осеннее небо».

2. Второе и последующие определения поясняют первое. Например: Он стоял у красивого, высокого, каменного дома. – Дом высокий и каменный, поэтому красивый.

3. Одно из определений имеет значение причины. Например: Начинался знойный, тяжелый день. – День тяжелый, потому что знойный.

4. Второе и последующие определения выражены причастным оборотом. Например: Нивы печальные, |снегом покрытые|.

5. Каждое последующее определение усиливает признак, названный предыдущим. Например: Нас связывало радостное, праздничное, лучезарное настроение.

6. Определения стоят после определяемого слова. Например: По дороге зимней, скучной тройка борзая бежит.

7. Группа определений противопоставлена группе других определений при том же определяемом слове. Например: В этом пузырьке простые, черные чернила, а в том – химические, фиолетовые.

 

Неоднородными являются определения (то есть не разделяются запятыми), которые:

1. Характеризуют предмет с разных сторон. Например: У мальчика в руках я увидел большойкрасный мяч.

2. Первое определение выражено причастным оборотом, а второе и последующие – прилагательными. Например: |Ничем не прикрытая| черная голова его покрылась снегом.

3. Предшествующее определение относится не к определяемому слову, а к сочетанию последующего определения и определяемого слова. Например: Старыестенные часы исправно шли.

 

Двоякую пунктуацию допускают сочетания типа другой кожаный портфель (до этого уже был кожаный портфель) и другой, кожаный портфель (до этого был не кожаный портфель). Во втором случае последующее определение является пояснительным, то есть перед ним можно вставить слова а именно, то есть.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...