Тема 3. Звукообразование и звуковедение. Атака звука
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Возникновение звука и его три основных физических свойства: высота, сила, тембр. Основной тон и обертоны. Опора звука. Высокая позиция звука. Основные способы звуковедения: легато, стаккато, маркато, нон легато. Атака звука и ее виды. Практические занятия. Распевание. Развитие голоса учащихся. Работа над вокальными упражнениями. Овладение различными способами звукоизвлечения и звуковедения. Тема 4. Регистры и резонаторы голосового аппарата Определения. Грудной, головной и смешанные регистры. Регистры детских, женских и мужских голосов. Работа резонаторов голосового аппарата и их виды. Практические занятия. Освоение техники использования грудного и головного резонатора. Выравнивание регистров певческого голоса. Вокальные упражнения. Тема 5. Типы певческих голосов Классификация голоса по тембру и высоте. Типы мужских и женских голосов и их диапазоны. Практические занятия. Диагностика певческих голосов учащихся. Упражнения на развитие певческого диапазона. Тема 6. Певческая дикция и артикуляция Основные понятия о дикции и артикуляции. Определения. Работа артикуляционного аппарата при пении. Влияние дикции на качество выразительного исполнения произведения. Практические занятия. Активизация работы артикуляционного аппарата. Выполнение артикуляционной гимнастике по системе В. Емельянова. Исполнение скороговорок и скороговорочных рассказов. Развитие гибкости и разработанности артикуляционного аппарата. Упражнения на формирование четкой певческой дикции и артикуляции Тема 7. Вокально-технические приемы Вокально-технические приемы: микст, фальцет. Практические занятия. Формирование навыков пения на пиано, форте, стаккато, легато. Филировка звука.
Тема 8. Гигиена певческого голоса и профилактика заболеваний голосового аппарата. Основные положения гигиены певческого голоса. Профессиональные заболевания певческого аппарата и профилактика этих заболеваний. Тема 9. Фразировка и художественная выразительность произведения Определения «фразировка» и «художественная выразительность». Понятия логического ударения и опорного слова при пении, как основных составляющих художественной выразительности. Практические занятия. На примере изучаемых песен: определение основных опорных слов и характера логического ударения. Формирование навыков художественно выразительного пения. Тема 10. Динамика звука Основные понятия о динамике. Определения. Степени звучности, особенности их восприятия и вокализации. Нюансировка как одно из основных средств музыкальной выразительности и художественной выразительности исполнения. Практические занятия. пения на форте, меццофорте, меццопиано, пиано и пианиссимо. Формирование умения накладывать на звук различную степень силы в зависимости от содержания и характера произведения. Тема 11. Овладение навыками пения с аккомпанементом (ансамбль с гитарой, фортепиано, фонограммой Практические занятия. Разучивание музыкального материала (белорусские песни, песни из кинофильмов, романсы). Развивать у учащихся умение слушать себя при исполнении с аккомпанементом. Тема 12. Работа над элементами актёрского мастерства в концертном исполнении Средства достижения актёрского и исполнительского мастерства. Практическое занятие. Формирование сценической культуры. Поиск и реализация на сцене приобретённых навыков Тема 13. Исполнение песен белорусских авторов. Творчество белорусских авторов Практические занятия. Исполнение произведений а капелла. Слушание музыкальных примеров и подбор репертуара. Разучивание и работа над техникой исполнения музыкальных произведений.
Тема 14. Исполнение вокализов. Определение. Связное пение. вокализы-распевки как переходный материал от упражнений к песням. Практические занятия. Слушание музыкальных примеров. Пение вокализов под аккомпонемент педагога с сопровождением фортепиано на гласный звук и слог. Выполнение вокально-технических заданий. Формирование навыков плавного голосоведения, и техники беглости (мелкой техники). Итоговое занятие Отчетный концерт. Подведение итогов работы за учебный год. Ожидаемые результаты По окончании обучения учащиеся будут знать: - постановку певческого корпуса, - строение голосового аппарата - теорию постановки голоса - о посыле сформированного звука для концертного - выступления - исполнителей в данном направлении пения уметь: - использовать мягкую и твёрдую атаку звука - исполнять вокальные упражнения, лёгкие вокализы - исполнять несложные романсы, песни с гитарой, иногда с фонограммой и a capella приобретут основные певческие навыки: - певческой установки корпуса; - умением правильно использовать певческое дыхание; - правильно формировать певческие гласные; - использовать мягкую атаку звука; - петь осмысленно и выразительно, а также добиваться чистоты интонирования; - приобретут навыки сценического мастерства; - участия в концертной деятельности коллектива.
Формы и методы реализации программы Текущий контроль знаний осуществляется в форме анализа выполнения заданий по темам: «Певческая дикция и артикуляция», а так же мини-теста по теме «Работа над элементами актёрского мастерства». Технологии обучения и воспитания в кружке: - игровые технологии; - развивающего обучения; - дифференцированного обучения; - создания благоприятной атмосферы; - коллективной творческой деятельности - Проблемного обучения (метод наведения ученика на решение творческой задачи) Формы проведения занятий: - музыкально-образовательные беседы; - репетиции; - прослушивание музыки; - музыкальные викторины; - тестирование; - творческие вечера; - встречи; - дискуссии;
- воспитательные беседы Методы и приемы музыкального воспитания, обучения и развития: - наглядный (слуховая, тактильная, зрительная); - словесный (объяснение, указание, пояснение, беседы, замечания) - практической деятельности (реализуется как целенаправленное воспитание и обучение в виде систематических упражнений). Критериями для диагностики освоения программы и личного развития учащихся являются: - динамика роста исполнительской культуры учащихся с учетом исходного уровня подготовки и активности на занятиях; - проявление интереса к песне, непосредственный эмоциональный отклик на нее и умение передавать свое настроение; - активность в ходе творческих ситуаций, способность пользоваться приобретенными знаниями, умениями и навыками. Диагностика осуществляется следующими методами: - наблюдение; - анкетирование; - беседы с учащимися и их родителями. Итоговое занятие проводится в форме отчетного концерта. Литература и информационные ресурсы Литература для педагога 1. Анисимов, В.П. «Методы диагностики муз.способ-й»М.; «Музыка»2007 2. Емельянов В.В., Трифонова И.А. «Развитие голоса. Координация и тренинг. Научно-методическая разработка. –Южно-Сахалинск., 1990г. 3.Голубев П.В. – Советы молодым педегогам-вокалистам-М.; Государственное музык. издательство,1963 4.Г.Фридкин. Б.Калмыков–Сольфеджио. 1ая часть Одноголосие: М «Музыка»1992.+Энциклопед. Муз.словарь,сост.Б.Штейнпресс,М.,1966. 5. Дмитриев, Л.Б. Основы вокальной методики. – М.: Музыка, 1968. 6.Петрушин.В. «Артистизм–это и тренировка.О психологической подготовке музыканта –исполнителя к выступлению», «Советская музыка»,1971г 7. Колос Л.Я. «Сольное пение»Программа для средних музыкальных учреждений по специальности «Пение академическое»– М,2007г. 8. Стулова, Г.П. Развитие детского голоса. М: Музыка, 1992г. 9. И.П. Козлянинова, И.Ю.Промптова Учебник «Сценическая речь» 3-е изд. М.:Изд-во «ГИТИС»2002г-511с.глава3:Дикция.артикуляция.скоро-ки. 10. Учим петь – система упражнений для развития музыкального слуха и голоса// Музыкальный руководитель. М., 2004 №5
11.Станиславский К.С. Собрание сочинений в 9 томах.т.3. «Работа актёра над собой в творческом процессе воплощения»/Вступительная статья Покровского Б.А.,Общая редакция СмелянскогоА.М.М.:Искусство,1990,508с. 12.Дж.Конконе «Избранные вокализы»М.;Музыка 1984. Литература для учащихся 1. Журавленко, Н.И. Уроки пения. – Минск: Полиграфмаркет, 1998. 2. Кошина, И. Музыкальный букварь. М: Академа, 2002 г. 3. Салтыкова, М.А. Роль исполнителя в создании песни. С-Пб.: Музыка, 1992 г. 4. Сидорович, Д.Е. Великие музыканты XX века. – М., 2003. 5. Тэтчэлл Д. Детская музыкальная энциклопедия. – АСТ, 2002. 6. Шаповалова, О.А. Популярный музыкальный энциклопедический словарь. Изд. «Феникс», 2001 г. 7. Аникеев,Ф.Как развить певческий голос 8. Герсамия,И.К Проблеме психологии творчества певца/Тбилисм1985 9.Вокализы – Абт Франц.сайт нотного архива Россия - (Library notes Russia)- www.notarhiv.ru(№1для низких и средних голосов).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|