Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 3. Перспективы использования конкретных видов ценных бумаг целевого назначения (государственных и гарантированных государством) для финансирования бюджетных программ

Налоговые льготы и надежность государ­ственных ценных бумаг делают их потенциально активным инструментом привлечения инвести­ций в производство. Проведение облигационных займов может стать реальным механизмом фор­мирования и модернизации промышленной структуры экономики, сыграть важную роль в улучшении инвестиционного климата в разных частях страны.

Эмиссия целевых государственных облигаций (как федеральных, так и муниципальных) позво­ляет решить проблему трансформации сбереже­ний населения в инвестиции, но из-за неразви­тости фондового рынка растущие личные накоп­ления населения России пока не смогли обеспе­чить соответствующий объем инвестиций. На рын­ки ссудного капитала поступает лишь малая часть сбережений населения, что способствует удержа­нию процентных ставок на высоком уровне. [11, с. 10]

Проводимая в последние три года политика сокращения государственного внутреннего долга при наличии значительных свободных денежных ресурсов в экономике будет иметь следствием лишь замедление экономического роста, а не его ускорение. А именно с помощью дополнитель­ных вливаний в экономику путем финансирова­ния крупных программ (государственных заказов) можно было бы дать дополнительный импульс частным инвестициям. К сожалению, стремление добиться первичного профицита бюджета любой иеной ведет к резкому сокращению числа про­грамм. Из 172 утвержденных и действовавших на начало 2001 года федеральных целевых программ ввиду недостатка финансовых ресурсов на их пол­ное бюджетное финансирование были исключе­ны именно те программы, которые и могли бы стимулировать экономическое развитие, а имен­но, финансирование отраслевых программ, ин­вестиционных проектов и научно-исследователь­ских работ. Очевидно, что привлечение дополни­тельных ресурсов с помощью эмиссии ценных бумаг позволило бы профинансировать такие про­граммы, получив соответствующую экономичес­кую отдачу. Одновременно решались бы пробле­мы повышения занятости населения, задачи раз­вития некоторых регионов, повышения качества и конкурентоспособности продукции. Важно, что­бы эмиссия долговых обязательств была привяза­на к выполнению той или иной программы, а не к финансированию общего бюджетного дефици­та. Здесь же следует сделать и одно замечание по поводу самих программ. Предлагаемое резкое их укрупнение с созданием дополнительных управ­ленческих структур по реализации таких программ может привести лишь к снижению ответственно­сти конкретных исполнителей за их реализацию. Среди некоторых возможных направлений инвестиций для размещения средств, привлечен­ных с помощью государственных ценных бумаг можно назвать такие как: [11, с. 10]

Финансирование создания новой авиационной техники. Планируемое создание двух мощных авиастроительных холдингов для производ­ства гражданской и военной авиатехники требует значительного государственного финан­сирования для научно-технических и конст­рукторских разработок, реализации имею­щихся готовых проектов в области самолето­строения. Дополнительные ассигнования мог­ли бы быть мобилизованы с помощью госу­дарственных займов, в том числе эмиссии конвертируемых ценных бумаг.

·     Лизинг сельхозтехники. При потребности в средствах 23 млрд руб. в 2001 году на эту цель выделено из бюджета всего 2,8 млрд руб.. В связи с этим требуется дотировать отрасль путем оплаты части стоимости сельхозтехни­ки государством. Между тем, очевидно, что более обоснованным экономически был бы путь расширения лизинга до необходимых размеров, для чего государством могли бы быть выделены соответствующие бюджетные ссуды. Ресурсы для этого могли бы быть по­лучены за счет эмиссии государственных об­лигаций. Можно было бы создать государ­ственную лизинговую компанию, разрешив ей выпускать для мобилизации капитала об­лигации, гарантированные государством. Эти пути сокращают потребность в прямом бюд­жетном финансировании, но одновременно позволяют создать платежеспособный спрос на сельскохозяйственную технику. Аналогич­ный путь стимулирования производства мог бы быть применен и во многих других отрас­лях хозяйства, особенно в части тяжелого и транспортного, энергетического машиностро­ения, станкостроения.

·   Другое направление такого рода - точечные инвестиции в автомобильную промышленность. Речь идет об инвестициях в успешно разви­вающиеся автомобильные заводы для освое­ния новых моделей или направлений, в пред­приятия, производящие комплектующие для автомобилей. Масштабы подобных проектов составляют от 10 млн до 2 млрд дол. США. При таких инвестициях возможен выпуск кон­вертируемых облигаций с последующей кон­версией облигаций в акции профинансиро­ванных предприятий.

·  Большие надежды возлагаются на развитие ипотечного кредитования. Однако у коммер­ческих банков слишком малы ресурсы имен­но долгосрочного характера, которые необ­ходимы для ипотеки, а процент по кредитам слишком высок для потенциальных заемщи­ков. Очевидно, что с помощью государственной поддержки, а именно, выпуска соответ­ствующих облигаций самим государством либо под его гарантию, можно было бы пе­реместить сбережения населения, инвестици­онных институтов н сферу ипотечного кре­дитования, то есть решать одновременно и жилищную проблему и задачу вовлечения временно свободных денежных ресурсов в инвестиции. Опыт не только других стран, но и некоторых российских регионов подтверж­дает возможность и эффективность такого пути. [11, с. 11]

Все больше предприятий в 2000 - 2001 годах прибегают к эмиссии облигаций для привлече­ния средств, тогда как у коммерческих банков имеются огромные невостребованные кредитные ресурсы (что объясняется высокими процентны­ми ставками по ссудам). Однако к самостоятель­ной эмиссии облигаций может прибегнуть дале­ко не каждое предприятие. Особенно это касает­ся мелких предприятий либо предприятий с от­носительно низкой рентабельностью продукции. В этом случае за счет бюджетных ссуд, средства на которые могут быть мобилизованы при помо­щи государственных ценных бумаг, можно было бы обеспечить дополнительные инвестиции в рен­табельные проекты. Возможна государственная поддержка различных объединений предприятий, фондов (например, Фонда поддержки малого предпринимательства и т.п.), из которых будут кредитоваться мелкие предприятия.

Гораздо большую роль могли бы играть цен­ные бумаги региональных органов власти, выпус­каемые для финансирования рентабельных про­изводственных проектов. Эмиссия таких бумаг, подкрепляемая гарантиями местных бюджетов или предусматривающая возможность конвертации в акции финансируемых предприятий, может пред­ставлять интерес и для стратегических инвесто­ров. [11, с. 11]

Как показывает опыт, при эмиссии регио­нальных ценных бумаг предоставление дополни­тельных гарантий имущественного обеспечения, относительно высокий уровень стабильной доход­ности облигаций, их государственный статус, льготы припекают иностранных инвесторов. При этом наиболее привлекательными для них явля­ются ценные бумаги, эмитированные органами власти регионов, ориентированных на экспорт. В условиях ограниченного доступа российс­ких предприятий на международный рынок ка­питалов именно облигации субъектов Федерации и муниципальные займы могут стать наиболее перспективными инструментами привлечения иностранных инвестиций. При этом эмиссия конвертируемых муниципальных облигаций для фи­нансирования производственных проектов позво­ляет обеспечить необходимый механизм страхо­вания прямых иностранных инвестиций.

Перспективен выпуск государственных обли­гаций или облигаций соответствующих государ­ственных предприятий, обеспеченных дебиторс­кой задолженностью по договорам ипотеки и зак­ладными ценными бумагами. Эмиссия таких цен­ных бумаг будет способствовать финансированию ипотечных операций коммерческих банков и по­зволит резко повысить привлекательность жилищ­ного кредитования: одной из важнейших пред­посылок экономического роста является массо­вая продажа жилья населению в рассрочку.

Наиболее предпочтительными для отече­ственных и зарубежных умеренно консерватив­ных инвесторов, не желающих вкладывать свои средства в условиях нестабильности в акции при­ватизированных предприятий, могут стать конвертируемые облигации, которые дают возмож­ность получить выигрыш от ожидаемого повы­шения курсов акций и то же время обеспечить гарантированный процентный доход.

Займы субъектов Федерации являются важ­ным инструментом финансирования региональ­ных программ развития, более перспективным в российских условиях, чем банковское кредито­вание. Они позволяют диверсифицировать источ­ники и удлинить сроки заимствования местных властей, а также создают условия для реализации социально и экономически важных регио­нальных инвестиционных проектов, содействуют формированию необходимых инфраструктур и обеспечению достаточного кредитного рейтинга региона для инвестирования коммерческого ка­питала в инвестиционные проекты, облегчению для региональных бюджетов бремени по их фи­нансированию. [11, с. 12]

Развитие рынка муниципальных облигаций влечет за собой развитие процесса инвестирова­ния российских регионов, а также способствует укреплению банковской системы в целом. В усло­виях, когда большинство рынков является при­ложением стабильного и большого капитала, му­ниципальные облигации служат для размещения незначительных и не всегда постоянных средств.

Государственные целевые займы должны стать катализатором инвестиционной активности и рычагом промышленного подъема, а не только исполнять роль источника финансирования те­кущих непроизводительных расходов местных бюджетов. [11, с. 12]

На рынках государственных облигаций учас­тники фондового рынка приобретают практичес­кий опыт андеррайтинга ценных бумаг для обес­печения последующего размещения корпоратив­ных займов. Отрабатываются механизмы первич­ного размещения ценных бумаг среди населения, совершенствуется работа институтов региональ­ного биржевого и внебиржевого рынков, торго­вых, расчетных и депозитарных систем.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В современной рыночной экономике централизованный выпуск государственных ценных бумаг воздействует на денежное обращение, является средством неэмиссионного покрытия дефицита государственного и местного бюджетов, способом привлечения денежных средств предприятий и населения для решения тех или иных задач. В международной практике можно обнаружить самые различные виды долговых обязательств государства: облигации, ноты, казначейские векселя, сертификаты, консоли и др. Все они носят краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный характер. Индикатором развития рынка государственных ценных бумаг является их доходность, определение которой имеет важное значение при принятии решения о покупке государственных ценных бумаг.

В связи со стремлением Правительства Российской Федерации использовать долговые обязательства в качестве одного из определяющих источников бюджетных поступлений, рынок государственных ценных бумаг получает мощный импульс.

В настоящее время на российском рынке государственных ценных бумаг можно встретить различные виды долговых обязательств. Наибольшее значение в денежно-кредитной политике страны занимают государственные краткосрочные облигации (ГКО) и облигации федерального займа (ОФЗ). Наряду с ними существуют следующие виды государственных ценных бумаг: государственные долговые обязательства, золотые сертификаты (погашенные ценные бумаги), облигации внутреннего валютного займа, сберегательная бумага для населения и др.

Доходность гособлигаций постоянно снижается уже более двух лет – с момента восстановления торгов ГКО/ОФЗ в 1999 году. При этом низкие ставки по гособлигациям способствуют движению инвестиций в реальный сектор.

В настоящее время в России нет механизмов, гарантирующих выполнение органами власти взятых на себя обязательств, что порождает ряд проблем, решение которых значительно повысит качество управления госдолгом.

Большое внимание на российском рынке государственных ценных бумаг следует уделять выбору параметров при выпуске новых инструментов. Немаловажное значение должна приобрести инвестиционная составляющая государственных ценных бумаг, то есть направление заимствованных денежных средств на инвестирование инфраструктуры (строительство дорог, мостов, нефтепроводов), а так же на развитие в России Интернет-технологий.

Таким образом, в процессе развития рыночной экономики и повышения уровня хозяйствующих субъектов, а также увеличение количества государственных ценных бумаг и динамики их обращения, рынок государственных ценных бумаг и его функционирование будут до конца упорядоченным.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1). Буренин Н.Н. Рынок ценных бумаг и производных финансовых инструментов: Учебное пособие. 4-е изд. перераб. и доп. – М.: Федеративная книготорговая компания, 2002. – 410 с.

2). Каратцев А.Г. Ценные бумаги: виды и разновидности: Учеб. пособие. – М.: РДЛ, 2000. – 332 с.

3). Литвененко Л.Г. Рынок государственных ценных бумаг: Учеб. пособие для вузов / Литвененко Л.Г., Нишатов Н.П., Удалищев Д.П.; Под ред. Жукова Е.Ф. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – 211 с.

4). Чепурина М.Н., Киселевой Е.Н. Курс экономической теории: Учебник – 5-е исправленное, дополненное и переработанное издание – Киров: «АСА», 2005 г. – 832 с.

5). Шуляк П.Н., Белотелова Н.П. Финансы: Учебное пособие – 3-е изд. испр. и доп. – М.: Издательская торговая корпорация Дашков и Ко, 2002.

6). Иванцова А. Новации государственных ценных бумаг в РФ: Комментарии к закону №50-ФЗ //Российская газета. – 2001. - №21. – С.12

7). Карабанова К. Понятие государственной ценной бумаги в современном российском праве: Сущность института государственных ценных бумаг //Хозяйство и право. – 2005. - №11. – С. 26-35

8). Кастальский В. Государственные ценные бумаги как предмет залога //Рынок ценных бумаг. – 2003. - №3. – С.38-40

9). Макаров О.В. Современные проблемы теории ценных бумаг //Рынок ценных бумаг. – 2005. - №12. – С. 13-15

10). Подвинская Е.С. Новые направления использования государственных ценных бумаг для развития реального сектора экономики //Финансы и кредит. – 2002. - №12.          – С. 25-29

11). Подвинская Е.С. Перспективы использования конкретных видов ценных бумаг целевого назначения (государственных и гарантированных государством) для финансирования бюджетных программ //Финансы и кредит. – 2002. - №18. – С. 10-12

12). Снижкова Ю. Рынок ГКО/ОФЗ: итоги 2001 г. // РЦБ. – 2002. – №2. – с.43-47

13). Янукян М.Г. Механизм использования государственных ценных бумаг //Финансы. -2005. - №3. – С.66-69

14). Федеральный закон от 22.04.1996 № 39-ФЗ (ред. от 07.08.2001 г.) «О рынке ценных бумаг»

15). Федеральный закон от 29.07.1998 №136-ФЗ «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг» (принят ГД ФС РФ 15.07.1998)

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...