Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Деятельность органов Федеральной службы безопасности Российской Федерации в сфере обеспечения иных видов государственной безопасности

Частые реорганизации спецслужб (в 1991 - 1995 гг., как впрочем, и ряд реорганизаций в советский период) не вызывались объективными условиями внутриполитической обстановки в стране. В их основе лежали чисто субъективные факторы. Смена вывесок по существу не меняла характера их деятельности. Главная задача органов безопасности - противодействие подрывной деятельности иностранных разведок и организаций - оставалась прежней. Более того, слабость и отсутствие ряда административно-правовых режимов в сфере сохранения государственных и военных секретов, беспрепятственные поездки по стране иностранцев, в том числе и разведчиков, действующих под дипломатическим прикрытием, разного рода коммерсантов и дельцов западных стран и США, допуск иностранцев к нашим приоритетным научным разработкам и т.д. значительно усложнили ее качественное решение.

Принятием 3 апреля 1995 г. Федерального закона N 40-ФЗ «Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации» законодатель нормативно закрепил правовой статус нового органа обеспечения государственной безопасности. В настоящее время деятельность Федеральной службы безопасности регламентируется Положением о Федеральной службы безопасности Российской Федерации[2] (далее Положение). Настоящее Положение определяет назначение, правовые основы, принципы, направления деятельности, полномочия, силы и средства органов федеральной службы безопасности, а также порядок контроля и надзора за их деятельностью.

 Согласно статье 1 данного Положения «Федеральная служба безопасности – единая централизованная система органов федеральной службы безопасности и пограничных войск, осуществляющая решение в пределах своих полномочий задач по обеспечению безопасности Российской Федерации…». Она является федеральным органом исполнительной власти, в пределах своих полномочий осуществляющим государственное управление в области обеспечения Российской Федерации, защиты и охраны государственной границы Российской Федерации, охраны внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны, континентального шельфа Российской Федерации и их природных ресурсов, обеспечивающим информационную безопасность Российской Федерации и непосредственно реализующим основные направления деятельности органов Федеральной службы безопасности, определённые законодательством Российской Федерации, а также координирующим контрразведывательную деятельность федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на их осуществление. Руководство деятельностью ФСБ России осуществляет Президент Российской Федерации, а непосредственное управление федеральной службой безопасности осуществляется руководителем федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности через указанный федеральный орган исполнительной власти и его территориальные органы. Руководитель федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности назначается на должность и освобождается от должности Президентом Российской Федерации.

К органам федеральной службы безопасности относятся:

федеральный орган исполнительной власти в области обеспечения безопасности;

управления (отделы) федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности по отдельным регионам и субъектам Российской Федерации (территориальные органы безопасности);

управления (отделы) федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности в Вооружённых Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях, а также в их органах управления (органы безопасности в войсках);

управления (отделы, отряды) федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности по пограничной службе (пограничные органы). В подчинении пограничной службы находятся пограничные войска;

другие управления (отделы) федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, осуществляющие отдельные полномочия данного органа или обеспечивающие деятельность федеральной службы безопасности и пограничных войск (другие органы безопасности);

авиационные подразделения, центы специальной подготовки, подразделения специального назначения, предприятия, образовательные учреждения, научно-исследовательские, экспертные, судебно-экспертные, военно-медицинские и военно-строительные подразделения и иные учреждения и подразделения, предназначенные для обеспечения деятельности федеральной службы безопасности.

Территориальные органы безопасности, органы безопасности в войсках, пограничные органы и другие органы безопасности являются территориальными органами исполнительной власти в области обеспечения безопасности и находятся в его прямом подчинении.

Федеральный орган исполнительной власти в области обеспечения безопасности, территориальные органы безопасности, органы безопасности в войсках и пограничные органы могут иметь в составе подразделения, непосредственно реализующие основные направления деятельности органов федеральной службы безопасности, управленческие и обеспечивающие функции.

Деятельность органов федеральной службы безопасности осуществляется по следующим основным направлениям:

контрразведывательная деятельность;

борьба с преступностью и террористической деятельностью;

разведывательная деятельность;

пограничная деятельность;

обеспечение информационной безопасности.

Иные направления деятельности органов федеральной службы безопасности определяются федеральным законодательством.

В предыдущей главе мы рассмотрели пограничную деятельность органов и войск ФСБ России. Данное направление деятельности не случайно было выделено в отдельную главу работы – оно имеет крайне важное значение для нас, как будущих офицеров-пограничников, которые будут непосредственно осуществлять её на Государственно границе.

Деятельность Федеральной службы безопасности России осуществляется на основе следующих принципов:

· законность;

· уважение и соблюдение прав и свобод человека и гражданина;

· гуманизм;

· единство системы органов федеральной службы безопасности и пограничных войск, а также централизация управления ими;

· конспирация, сочетание гласных и негласных методов и средств деятельности.

Контрразведывательная деятельность - деятельность органов федеральной службы безопасности в пределах своих полномочий по выявлению, предупреждению, пресечению разведывательной и иной деятельности специальных служб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, направленной на нанесение ущерба безопасности Российской Федерации.

Основаниями для осуществления органами федеральной службы безопасности контрразведывательной деятельности являются:

а) наличие данных о признаках разведывательной и иной деятельности специальных служб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, направленной на нанесение ущерба безопасности Российской Федерации;

б) необходимость обеспечения защиты сведений, составляющих государственную тайну;

в) необходимость изучения (проверки) лиц, оказывающих или оказывавших содействие органам федеральной службы безопасности на конфиденциальной основе;

г) необходимость обеспечения собственной безопасности. Перечень оснований для осуществления контрразведывательной деятельности является исчерпывающим и может быть изменен или дополнен только федеральными законами.

Контрразведывательная деятельность по первым двум основаниям («а» и «б»), приведённым выше, состоит в выявлении пресечении противоправных действий, предусмотренных статьями 275 («Государственная измена») и 276 («Шпионаж») Уголовного кодекса Российской Федерации[3].

Государственная измена представляет собой враждебную деятельность гражданина Российской Федерации, осуществляемую совместно с иностранным государством, иностранной организацией или их представителями, направленную против внешней безопасности Российской Федерации.

Главная опасность при совершении этого преступления исходит извне, так как действия гражданина России направляются и поддерживаются силами и средствами иностранного государства или иностранных организаций, которые имеют в своем распоряжении мощные финансовые, технические и прочие ресурсы. Это своеобразная форма соучастия гражданина России и представителей иностранных государств или организаций в проведении враждебной деятельности против Российской Федерации. Объектом государственной измены является внешняя безопасность государства. В понятие внешней безопасности входит суверенитет страны, неприкосновенность ее территории и обороноспособность.

Государственная измена может совершаться в форме шпионажа, выдачи государственной тайны или ином оказании помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям в проведении враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности Российской Федерации. Отличие шпионажа от выдачи государственной тайны состоит в том, что шпионаж выражается в передаче, а равно в собирании, похищении или хранении с целью передачи иностранному государству, иностранной организации или их представителям сведений, составляющих государственную тайну. Предметом шпионажа могут быть иные сведения, кроме государственной тайны, которые передаются или собираются по заданию иностранной разведки для использования их в ущерб внешней безопасности Российской Федерации.

И шпионаж, и выдача - конкретизация основной формы измены - оказание помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям. Именно эта форма составляет содержание государственной измены. Как уже говорилось, возможны формы конкретизации измены в виде шпионажа, выдачи. Однако общим для них является адресат, который проводит враждебную деятельность, и присутствие гражданина Российской Федерации, который оказывает ему помощь во враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности Российской Федерации. Это может быть вербовка гражданина России в качестве агента иностранного государства, иностранной организации или их представителей, инициативная передача сведений, не составляющих государственной тайны (различные изобретения, открытия, не имеющие грифа «особой важности», «совершенно секретно» и «секретно»), но интересующих иностранные государства, иностранные организации или их представителей в указанных целях, и т.д.

Понятие враждебной деятельности включает любую деятельность, направленную в ущерб внешней безопасности Российской Федерации. В области внешнеполитической это может быть срыв мирных переговоров, разрыв дипломатических отношений; в области экономической - срыв выгодных деловых контактов, экономическая блокада; в области военной - поддержка незаконных формирований на территории России; в области разведки - расшифровка разведывательных операций, провал агентуры и т.п.

Что же касается двух оставшихся оснований («в» и «г»), то органы ФСБ России могут привлекать отдельных лиц с их согласия к содействию в решении возложенных на органы федеральной службы безопасности обязанностей на гласной и негласной (конфиденциальной) основе, в том числе, в качестве внештатных сотрудников. Именно для обеспечения собственной безопасности, реализации, проверки и контроля данной сферы деятельности органы федеральной службы безопасности и осуществляют изучение и разработку указанных выше лиц. Полномочия внештатного сотрудника органов федеральной службы безопасности определяются нормативными актами Федеральной службы безопасности Российской Федерации. Лица, оказывающие содействие органам Федеральной службы безопасности Российской Федерации, имеют право:

а) заключать контракт с органами ФСБ России о конфиденциальном сотрудничестве;

б) получать от сотрудников органов ФСБ России разъяснения своих задач, обязанностей и прав;

в) использовать в целях конспирации документы, зашифровывающие личность;

г) получать вознаграждение;

д) получать компенсацию за ущерб, причиненный их здоровью либо имуществу в процессе оказания содействия органам ФСБ России.

Лица, оказывающие содействие органам Федеральной службе безопасности Российской Федерации, обязаны:

а) соблюдать условия заключаемого с органами ФСБ России контракта или договоренности о сотрудничестве;

б) выполнять поручения органов ФСБ России, направленные на осуществление возложенных, на них обязанностей;

в) не допускать умышленного предоставления необъективной, неполной, ложной или клеветнической информации;

г) не разглашать сведения, составляющие государственную тайну, и иные сведения, ставшие им известными в процессе оказания содействия органам ФСБ России.

Запрещается использовать конфиденциальное содействие на контрактной основе депутатов, судей, прокуроров, адвокатов, несовершеннолетних, священнослужителей и полномочных представителей, официально зарегистрированных религиозных организаций.

Сведения о лицах, оказывающих или оказывавших органам Федеральной службы безопасности Российской Федерации содействие на конфиденциальной основе, составляют государственную тайну и могут быть преданы гласности только с письменного согласия этих лиц и в случаях, предусмотренных федеральными законами.

В процессе контрразведывательной деятельности органы ФСБ России могут использовать гласные и негласные методы и средства, особый характер которых определяется условиями этой деятельности.

Порядок использования негласных методов и средств при осуществлении контрразведывательной деятельности определяется нормативными актами федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности.

Осуществление контрразведывательной деятельности, затрагивающей тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений граждан, допускается только на основании судебного решения в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

Осуществление контрразведывательной деятельности, затрагивающей неприкосновенность жилища граждан, допускается только в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения.

Для получения судебного решения на право осуществления контрразведывательной деятельности в случаях, предусмотренных частями шестой и седьмой настоящей статьи, органы ФСБ России по требованию суда представляют служебные документы, касающиеся оснований для осуществления контрразведывательной деятельности (за исключением оперативно-служебных документов, содержащих сведения о лицах, оказывающих или оказывавших содействие органам ФСБ России на конфиденциальной основе, а также об организации, о тактике, методах и средствах осуществления контрразведывательной деятельности).

Судебное решение на право осуществления контрразведывательной деятельности и материалы, послужившие основанием для его принятия, хранятся в органах Федеральной службы безопасности Российской Федерации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Постановление органа Федеральной службы безопасности Российской Федерации об осуществлении контрразведывательной деятельности и судебное решение по нему, а также материалы оперативных дел представляются в органы прокуратуры только в случаях проведения в порядке надзора проверок по поступившим в прокуратуру материалам, информации, обращениям граждан, свидетельствующим о нарушении органами ФСБ России законодательства Российской Федерации.

Сведения об организации, о тактике, методах и средствах осуществления контрразведывательной деятельности составляют государственную тайну.

Борьба с преступностью и террористической деятельностью– направление деятельности, присущее в той или иной области, с теми или иными задачами всем правоохранительным органам. Криминальная ситуация в России последнего десятилетия ХХ в. обострилась до крайних пределов, уровень преступности в нашей стране сегодня приближается к самым высоким мировым показателям. Доминирующее значение в структуре преступности приобретают тяжкие посягательства, степень общественной опасности которых продолжает возрастать. Среди насильственных преступлений происходит постоянное увеличение числа похищения людей, захватов заложников, криминальных взрывов, вооруженных нападений. Повышается жестокость и агрессивность действий преступников, которые все чаще идут на активное сопротивление правоохранительным органам и изощренное противодействие разоблачительным мерам.

Деятельность органов Федеральной службы безопасности Российской Федерации в сфере борьбы с преступностью осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации», уголовным и уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, Федеральным законом «О Федеральной службе безопасности Российской Федерации», а также настоящим Положением. Весьма примечательно то, что Закон «О Федеральной службе безопасности Российской Федерации» был принят спустя три года после того, как в 1992 г. был принят и вступил в действие Закон «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации». Это означало, что Закон о ФСБ 1995 г. по преемственности воспринял многие положения, связанные с организацией оперативно-розыскной деятельности, осуществляемой в других правоохранительных органах, главным образом, системы МВД Российской Федерации. Специфика заключается в том, что выполняя весьма сложные, но столь важные для общества и государства задачи, органы ФСБ весьма широко используют возможности не только следственных подразделений, учрежденных в центре и в органах ФСБ субъектов Российской Федерации (в отличие от органов прокуратуры и внутренних дел органы ФСБ не имеют в районном и городском звене следственных аппаратов), но и возможности оперативно-розыскных служб.

Органы Федеральной службы безопасности Российской Федерации в соответствии с законодательством осуществляют оперативно-розыскные мероприятия по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию шпионажа, террористической деятельности, организованной преступности, коррупции, незаконного оборота оружия и наркотических средств, контрабанды и других преступлений, дознание и предварительное следствие по которым отнесены законом к их ведению, а также по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию деятельности незаконных вооруженных формирований, преступных групп, отдельных лиц и общественных объединений, ставящих своей целью насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации.

С учетом существенных особенностей в деятельности органов ФСБ России по раскрытию и расследованию государственных преступлений, в том числе особо опасных, к каковым относятся государственная измена (ст. 275 УК РФ), шпионаж (ст. 276 УК РФ), террористические акты (ст. 205 УК РФ), диверсия (ст. 281 УК РФ), органам ФСБ предоставлено право создавать самостоятельные следственные изоляторы с осуществлением в них оперативно-розыскных мероприятий.

Одним из ответственных направлений в деятельности оперативно-розыскных органов является установление лиц, которые совершили преступления, отнесенные к подследственности органов ФСБ России, а также розыск лиц, скрывшихся от следствия и суда (ст. 195 УПК РФ).

Тактика, методика и выбор средств по осуществлению оперативно-розыскной деятельности в указанной сфере определяются ведомственными нормативными актами Федеральной службы безопасности Российской Федерации.

Порядок учета и использования информации о совершенных преступлениях, касающихся обеспечения безопасности Российской Федерации, устанавливается ведомственными нормативными актами Федеральной службы безопасности Российской Федерации.

В организации борьбы с преступностью, главным образом в раскрытии и расследовании преступлений, органы ФСБ России должны тесно взаимодействовать с органами прокуратуры, внутренних дел и суда. При этом они обязаны исходить из требований уголовно-процессуального закона (ст. 127 УПК РФ), законов «Об органах Федеральной службы безопасности Российской Федерации» (ст. 12), «О прокуратуре Российской Федерации»[4] (ст. 8), а также Положения «О координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью»[5], утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 18 апреля 1996 г. В данном деле на руководителей органов прокуратуры от районного (городского) прокурора до Генерального прокурора Российской Федерации возложена обязанность возглавить координацию деятельности правоохранительных органов по выявлению, раскрытию, пресечению и предупреждению преступлений, устранению причин и условий, способствующих их совершению.

Осуществление оперативно-розыскной деятельности, затрагивающей тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных сообщений и иных сообщений граждан, допускается только с санкции прокурора или на основании решения суда. Аналогичный порядок установлен в отношении оперативно-розыскной деятельности, затрагивающей неприкосновенность жилища. В этих случаях, как правило, обыск либо выемка производятся с санкции прокурора. Органы ФСБ России представляют прокурору или суду соответствующие документы с обоснованием необходимости проведения указанных оперативно-розыскных мероприятий. Исключение из этого правила составляют оперативно-служебные документы, которые содержат сведения о лицах, оказывавших или оказывающих содействие названным органам на конфиденциальной основе, а также сведения о тактике, методах и средствах осуществления оперативно-розыскной деятельности. Перечисленные сведения в соответствии с Законом 1995 г. составляют государственную тайну (ст. 9).

На органы федеральной службы безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами федеральных органов государственной власти могут возлагаться и другие задачи в сфере борьбы с преступностью.

Разведывательная деятельность осуществляется органом внешней разведки федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности в соответствии с Федеральным законом «О внешней разведке»[6].

Порядок взаимодействия органа внешней разведки федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности с другими органами внешней разведки Российской Федерации определяется федеральным законодательством и заключаемыми на его основе соглашениями между ними и (или) совместными нормативными правовыми актами. Но все органы обеспечения государственной безопасности согласно существующему законодательству должны осуществлять разведывательную деятельность на основе следующих принципов:

1) разделения полномочий федеральных органов исполнительной власти, входящих в состав сил обеспечения безопасности Российской Федерации;

2) законности;

3) уважения прав и свобод человека и гражданина;

4) подконтрольности Президенту Российской Федерации и Федеральному Собранию;

5) сочетания гласных и негласных методов и средств.

Цели же, с некоторой спецификой, также являются общими для всех органов, осуществляющих разведывательную деятельность. Это:

1) обеспечение Президента Российской Федерации, Федерального Собрания и Правительства Российской Федерации разведывательной информацией, необходимой им для принятия решений в политической, экономической, оборонной, научно-технической и экологической областях;

2) обеспечение условий, способствующих успешной реализации политики Российской Федерации в сфере безопасности;

3) содействие экономическому развитию, научно-техническому прогрессу страны и военно-техническому обеспечению безопасности Российской Федерации.

Разведывательная деятельность не может осуществляться для достижения антигуманных целей, а также для достижения целей, не предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Порядок проведения разведывательных мероприятий и также порядок использования специальных методов и средств при осуществлении разведывательной деятельности устанавливаются нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в области безопасности.

Обеспечение информационной безопасности – деятельность органов Федеральной службы безопасности Российской Федерации, осуществляемая ими в пределах своих полномочий:

при формировании и реализации государственной и научно-технической политики в области обеспечения информационной безопасности, в том числе и использованием инженерно-технических и криптографических средств;

при обеспечении криптографическими и инженерно-техническими методами безопасности информационно-телекоммуникационных систем, а также систем шифрованной, засекреченной и иных видов специальной связи в Российской Федерации и её учреждениях, находящихся за пределами Российской Федерации.

В систему обеспечения информационной безопасности входит деятельность органов обеспечения государственной безопасности, осуществляемая непосредственно в местах сосредоточения и обращения, важных для государства сведений, составляющих, например, государственную тайну, а также проводимые государством мероприятия и устанавливаемые административно-правовые режимы:

- борьба со шпионажем и разглашением государственной тайны;

- охрана государственных тайн в печати;

- пограничный режим;

- режим въезда и перемещения иностранцев;

- режим выезда специалистов в служебные командировки за границу.

Они включаются как основные элементы в систему информационной защиты государства и в большинстве своём играют роль препятствия, преграды на возможных каналах утечки секретной информации.

Рассматривая проблемы деятельности по защите государственной тайны, можно сформулировать ряд факторов, которые определяют её формирование и состояние.

1. Организация деятельности по защите государственных секретов в стране зависит от военно-политической обстановки в мире и в стране. Обострение международной обстановки обычно приводит к усилению деятельности спецслужб противоборствующих сторон и соответственно к ужесточению принимаемых мер по защите своих секретов.

2. Уровень защиты секретной информации в определённой степени должен соответствовать важности этой информации для собственников и интенсивности действий потенциального противника по добыванию секретов о нашем государстве. Защита секретов должна носить превентивный характер: меры защиты секретной информации должны предупреждать возможность несанкционированного доступа к засекреченной информации и возможные вредные последствия, которые могут наступить в случае утечки секретной информации.

3. Организация защиты государственной тайны находится в зависимости от принятой системы и критериев засекречивания информации: чем больше засекречивается информации, тем больше требуется сотрудников для её обработки, хранения и выдачи, тем выше стоимость её защиты; чем выше степень секретности информации, тем выше уровень её защиты и т.д. После засекречивания информация начинает жить своей собственной жизнью: уже практически не имеет значения, действительно ли произведено засекречивание сведений, составляющих государственную тайну, или информация засекречена «на всякий случай», чтобы что-то скрыть и т.п. Секретная информация сама начинает «диктовать» условия своей защиты режимным службам и другим исполнителям.

4. Расширение круга засекречиваемых сведений и значительное увеличение в связи с этим количества секретной информации затрудняет её защиту, а увеличение числа лиц, допущенных к этой информации, усиливает вероятность её утечки. А это противоречит одному из основных принципов защиты секретной информации – максимальному ограничению числа лиц, допускаемых к секретам.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Поставленные перед дипломной работой цели, считаю, достигнутыми. Мною было проведёно комплексное структурно-логическое исследование основных направлений деятельности органов обеспечения государственной безопасности России в период с 1917 до 2004 года. Федеральная служба безопасности Российской Федерации - фактически новая отечественная спецслужба, созданная в 1995 году и впитавшая в себя все традиции предшествующих органов обеспечения государственной безопасности России. Не совсем верным, наверное, было бы ограничить историческое наследие ФСБ России лишь одним временным отрезком, рассмотренным в данной работе. Корни отечественных спецслужб уходят вглубь веков, во времена зарождения и становления централизованного российского государства. Без связи времен, преемственности поколений, не может быть настоящей спецслужбы. Многовековая история международных отношений свидетельствует о наивности надежд на то, что в условиях современного мирового порядка возможен отказ от использования спецслужб как специфического инструмента осуществления внешней политики.

Основные направления деятельности органов обеспечения государственной безопасности России на различных этапах развития нашего государства зависели от конкретных исторических условий, сложившихся в тот или иной исторический период. Первая советская спецслужба (ВЧК) была создана как партийно-государственный орган, имевший чёткую установку на подавление идейных противников и помимо функций розыска, пресечения и предупреждения контрреволюционных преступлений, наделенная правом вырабатывать меры борьбы, осуществлять административные функции. В своей основе современная спецслужба России – Федеральная служба безопасности Российской Федерации продолжает осуществлять те же самые основные направления деятельности, что и первая советская спецслужба – ВЧК.

В процессе написания дипломной работы были решены задачи: исследована история создания специальных органов обеспечения государственной безопасности в России в период с 1917 года по настоящее время, рассмотрены тенденции развития основных направлений деятельности органов обеспечения государственной безопасности России на различных исторических этапах, проведён анализ основных направлений деятельности Федеральной службы безопасности Российской Федерации на современном этапе.

В настоящее время, когда в России осуществляется построение правового государства, где должно быть обеспечено верховенство закона, незыблемость основных прав и свобод человека и гражданина, и на первом месте должен стоять вопрос о надежной защите личности и государства от преступных посягательств.

В решении вышеуказанной задачи важное значение имеет деятельность Федеральной службы безопасности Российской Федерации. Органы Федеральной службы безопасности являются составной частью сил обеспечения безопасности Российской Федерации и в пределах предоставленных им полномочий обеспечивают безопасность личности, общества и государства.

Федеральная служба безопасности Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти. Она создает территориальные органы безопасности и органы безопасности в войсках, осуществляет руководство ими и организует их деятельность, издает в пределах своих полномочий нормативные акты и непосредственно реализует основные направления деятельности органов федеральной службы безопасности, рассмотренные нами выше в данной работе.

Направления деятельности органов федеральной службы безопасности определяются федеральным законодательством, и осуществляется по таким основным направлениям как: контрразведывательная деятельность; борьба с преступностью и террористической деятельностью; разведывательная деятельность; пограничная деятельность и обеспечение информационной безопасности. Для обеспечения данной деятельности законодательство наделяет Федеральную службу безопасности широким кругом прав. Но все они направлены исключительно на обеспечение стабильности нашего общества и защиты его от различного рода угроз – как внешних, так и внутренних.

По положениям, выносимым на защиту:

По первому положению: «Реорганизация органов НКВД СССР, осуществленная накануне Великой отечественной войны, имела как позитивные, так и негативные стороны».

Накануне войны была проведена очередная реорганизация силовых ведомств. Она осуществлялась в целях максимального улучшения агентурно-оперативной работы органов государственной безопасности и возросшим объемом работы, проводимой Народным комиссариатом внутренних дел СССР. Указом Президиума Верховного Совета СССР НКВД был разделен на два наркомата - Народный комиссариат внутренних дел СССР (НКВД СССР) и Народный комиссариат государственной безопасности СССР (НКГБ СССР). Таким образом, ведомство, обеспечивающее государственную безопасность страны, вновь обрело самостоятельность. 8 февраля 1941 г. ЦК ВКП/б и СНК СССР было принято решение о передаче подразделений военной контрразведки из системы НКВД СССР в подчинение Наркомата обороны и Наркомата Военно-Морского Флота СССР (третьи управления НКО и НКВМФ). Задачи, решаемые военной контрразведкой, включали в себя борьбу с контрреволюцией, шпионажем, диверсией, вредительством, со всякого рода антисоветскими проявлениями в Красной Армии и на Военно-Морском Флоте; выявление и информирование Народного комиссариата обороны и Народного комиссариата Военно-Морского Флота обо всех недочетах в состоянии частей армии и флота, а также обо всех имеющихся компрометирующих материалах и сведениях на военнослужащих армии и флота.

Выделение органов обеспечения государственной безопасности из НКВД СССР преследовало цель освободить спецслужбы от функций, которые на данном этапе развития государства и общества входили в противоречие с основными задачами органа безопасности (вскрытие недостатков на промышленных предприятиях, транспортных объектах, в сельском хозяйстве и др.). Передача органов военной контрразведки из НУВД СССР в подчинение НКО и НКВМФ создавала условия для более эффективного выполнения функций по контрразведывательному обеспечению Вооруженных Сил, подготовке органов безопасности к работе в военное время.

Но были в реорганизации и некоторые отрицательные стороны. Так, в условиях надвигавшегося военного столкновения, представляется недостаточно продуманным шагом упразднение Главного экономического управления и Главного транспортного управления НКВД СССР и возложение борьбы со шпионажем и диверсиями в системе народного хозяйства на Контрразведывательное и Секретно-политическое управления НКГБ СССР. С началом военных действий, в конце июля 1941 г., эти управления были вновь воссозданы. Ошибочна и установка на оперативную разработку и ликвидацию НКГБ СССР остатков «всяких антисоветских партий и контрреволюционных формирований среди различных слоев населения СССР, в системе промышленности, транспорта, связи, сельского хозяйства и пр.», так как к рассматриваемому периоду в советском обществе этого «контингента» просто не существовало. Возможно, целесообразно было бы сделать несколько иные акценты в работе органов обеспечения государственной безопасности того времени.

Таким образом, оценивая реорганизацию органов НКВД СССР, осуществленную накануне войны, имела как позитивные, так и негативные стороны.

По второму положению: «Основные направления деятельности органов Федеральной службы безопасности Российской Федерации сводятся к обеспечению государственной безопасности»

Функции Федеральной службы безопасности Российской Федерации закреплены в Положении о Федеральной службе безопасности утверждённом Указом Президента Российской Федерации № 960 от 11 августа 2003 года. Российский законодатель четко определил направления деятельности ФСБ: контрразведка, борьба с терроризмом и пр

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...