Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методические указания по работе с школьными географическими атласами




 

При работе с картами географического школьного атласа необходимо учитывать три основных требования: читать, понимать, знать.

Структура атласа довольно проста, похожа на книгу, учебник. В конце атласа есть оглавление карт, помещённых в нём, с которых и надо начать знакомство. Как правило, перечень карт атласа соответствует тематическому планированию предмета, т.е. от сложного к простому или от общего к частному.

Главной частью атласа является сводный реестр "условных знаков", который помещён в самом начале брошюры. На странице 1 идёт перечисление географических объектов с определённой их градацией, т.е. от сложного к простому (см. "населённые пункты"). Изучение данных условных знаков необходимо для того, чтобы правильно научиться читать карту! Изучение карты атласа начинается с прочтения заголовка (верхний правый или левый угол карты), изучения легенды. Легенда карты - это перечень всех условных обозначений, встречающихся на данной карте, с кратким к ним пояснением. Она помещается на свободных местах, полях карты, внутри рамки

Природа Земли и человек. Этот раздел является сквозным для всех годов обучения географии с 5-6 класса до 10-11 с разной степенью подробности и углубленности. В 5 - 6-м классе изучают физическую географию частей света и важнейших зарубежных государств с краткой характеристикой их политического строя и хозяйства.

Атлас для 6-го класса "География. Начальный курс" структурирован в соответствии с темами учебников. Приведены сведения о развитии представлений о Земле как планете Солнечной системы, о строении Земли и ее оболочках: литосфере, гидросфере, атмосфере и биосфере.

Особое внимание обращено на то, чтобы учащиеся овладевали навыками пользования планом и картой, способами изображения рельефа, гидрографических объектов и растительности.

Первая страница отведена рисункам и картам, отражающим изменение представлений людей о Земле с древних времен до наших дней.

Здесь цветные иллюстрации сопровождают картографические изображение соответствующих объектов. В круг знаний о топографических картах введено понятие о грозонтальях. Одна из страниц знакомит учащихся с особенностями генерализации при уменьшении масштаба следующие, три страницы озаглавлены: " Изображение суши вод на карте". Они знакомят с гипсометрической окраской рельефа и изображением различных ландшафтов на мелкомасштабных картах. Применен прием сопоставления рисунка местности с ее картографическим изображением.

Второй раздел атласа содержит физическую карту России, три карты полушарий (физическую, политическую и человеческих рас) и физическую карты океанов.

Третий раздел посвящен теме "Годовое движение Земли. Тепловые пояса". Они занимают последнюю страницу атласа. Здесь показано положение Земли относительно Солнца в разные времена года, направление земной оси и распределение на Земле тепловых поясов. Справочные сведение о величайших реках, озерах, островах, горных вершинах и наибольших глубинах океанов приведены на третьей странице обложки в виде рисунков и цифр. Справочные сведение о величайших реках, озерах, островах, горных вершинах и наибольших глубинах океанов приведены на третьей странице обложки в виде рисунков и цифр.

Атлас для 7-го класса "География материков и океанов. Природа. Население. Хозяйство" отражает современные представления об основных процессах и явлениях в литосфере, атмосфере, гидросфере и биосфере. Распределение карт определено порядком изучение материков и океанов предусмотренным программой курса. Атлас отрывается физической картой полушарий (1: 75 000 000), а затем, на развороте, помешена тектоническая карта мира (1: 75 000 000). Для каждого материка, кроме Антарктиды, даются карты физическая, климатическая, природных зон, плотности населения, народов, политическая, а кроме того, в несколько более крупном масштабе комплексные карты. Но для Евразии комплексные карты даются лишь на ее зарубежные части. Антарктида представлена физической и климатической картами. Кроме тектонической, в атласе имеются также следующие мировые карты: географических поясов и природных зон, почвенное, распространение животных. На комплексных картах помещены рисунки лесов, живописно-

художественным способом изображение рельеф, а методом значковых ареалов - распространение сельскохозяйственных животных и растений, кроме того показаны место добычи полезных ископаемых, электростанции, крупнейшие промышленные и культурные центры и дороги. Последняя страница атласа содержит справочные сведение. Это оригинальные по оформлению карты по содержанию близки к общегеографическим.

Атлас для 8-го класса "География России". Природа и человек" включает 69 карт и состоит из 10 разделов: Вводный; "Рельеф и недра"; "Климат"; "Поверхностные воды и моря"; "Почвы"; "Природные территориальные комплексы"; "Географические районы"; "Природа и человек". Карты часовых поясов России и мира, сложные для понимания учащимися, сопровождаются пояснительными текстами.

Территория Россия в целом на двенадцати тематических картах: политико-административной и физической, сопровождающейся соответствующим легендами. На почвенных карте помещены цветные разрезов основных почв.

В разделе "Рельеф и недра" обращает на себя внимание оригинальный рисунок эволюции жизни на Земле. В разделе "Климат" помещена карта "Климатообразующие факторы", помогающая понять закономерности формирования климатических зон России. В раздел "Поверхностные воды и моря", продолжая тему "Океаны" атласа 7-го класса, включена целая серия карт температурного и ледового режимов, солености морей, окружающих территорию России.

В разделе "Растительность и животный мир" к новым сюжетам относятся: "Хозяйственные группы лесов", "Редкие и исчезающие виды растений и животных", "Пресноводные рыбы", "Болота". Карта "Природные зоны и горные области высотной поясности" сопровождается ландшафтными профилями горных систем.

В разделе "Природа и человек" выделяются карты "Экологическое состояние природной среды", "Природные условия жизни населения", "Охрана природы", "Особо охраняемые природные территории".

Атлас для 9-го класса показывает формирование территориальных экономических систем. Все карты политические. Их содержания посвящено в

основном экономико-географической тематика карты отраслей промышленности и сельского хозяйство, транспорта и грузопотоков, общеэкономика, земельных, пушных ресурсов и т.

Использована система показателей, соответствующая рыночной экономике, отражающая уровень развития страны и отдельных ее регионов. Особо выделяются проблемные сюжеты, в частности "Уровень жизни населения".

Карты отраслей хозяйства включают информацию об объемах производства и снабжены целой серией диаграмм и графиков (динамических и структурных), характеризующих место России по запасам сырья и отдельным видам производства в контексте стран мира.


Заключение

 

Картографический метод исследования обладает всеми свойствами научного метода. Он имеет четко очерченный круг задач, систему определенных и взаимосвязанных приемов анализа и преобразования картографического изображения. Период быстрого развития и совершенствования метода начался сравнительно недавно, но он уже многократно доказал свою надежность и эффективность. Развитие метода идет по нескольким направлениям. Главные перспективы связаны с прогрессом комплексного тематического картографирования, с созданием карт и атласов нового типа, в том числе - специально предназначенных для проведения по ним научных исследований.

В учебном же процессе он служит для формирования и конкретизации географических понятий, развивает у учащихся творческое воображение, память, логическое мышление, умение анализировать, сравнивать, сопоставлять, устанавливать связи и формировать географическое мышление.


Литература

 

1. Салищев К.А. Картоведение: Учебник - 3-е изд. - М.: Изд-во МГУ, 1990

. Берлянт А.М. Картография: Учебник для вузов. - М.: Аспект Пресс, 2002.

. Берлянт А.М. Карта - второй язык географии: (Очерки о картографии). Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1985

. Клицунова Н.К. Методы географических исследований: пособие для студентов спец.1-31 02 01 "География (по направлениям)". В 2 ч. Ч.1. - Минск: БГУ, 2008

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...