Необходимые условия и функции реализации многопартийностью принципа идеологического многообразия
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
Государственная власть должна представлять собой конституционно организованную, открытую систему, формирующуюся и функционирующую под контролем общества. Для этого, в частности, она должна включать в себя в качестве необходимого звена независимые представительные и судебные органы. Иначе говоря, эффективное функционирование многопартийности предполагает наличие и взаимодействие устойчивых либо активно формирующихся социальных групп с объективно обусловленными и осознанными социальными интересами и с реальной возможностью реализации этих интересов путем воздействия на политические структуры через общественные объединения. Отмечу, что законодательство Российской Федерации устанавливает цель создания политической партии – участие граждан в политической жизни общества.[17] В связи с этим представляется, что такое понятие, как «политическая жизнь», довольно абстрактно, а способы или формы участия в политической жизни, такие, как формирование и выражение политической воли граждан, имеют не правовой, а политологический смысл. При этом почти единственной формой участия партии в политической жизни закон устанавливает участие в выборах. Кроме того, исходя из определения политической партии перечень ее целей, формализованный в п. 4 ст. 3 Федерального закона РФ «О политических партиях», представляется неполным и неточным. Так, политические партии должны ставить своей целью не только содействие формированию общественного мнения, но в большей мере содействие формированию и выражению политической воли граждан, поскольку именно они способны воплотить ее в конкретных решениях органов государственной власти и местного самоуправления. При этом формирование политической воли и общественного мнения – категория, возможная только применительно к внутреннему миру субъекта воли, а политическая партия может только содействовать формированию этой воли, но не в силах ее формировать, ибо это будет навязывание воли, недопустимое в демократическом государстве. «Между тем ясно, что политическая воля общества – это именно та всеобщая, разумная свободная воля, которая должна лежать в основе государственной (в том числе и законодательной) политики. А общественное мнение и политическая просвещенность общества – это категории иного порядка».[18]
Будучи специфическими субъектами политической системы и конституционного строя, партии, выполняя свои функции, влияют на другие субъекты. Специфика политических партий заключается именно в большом количестве, а главное, в разнообразии этих функций. Таким образом, порой многопартийные системы в самом начале своего развития строятся на реализации политической партией какой-то одной функции, что, в свою очередь, приводит к неминуемой стагнации развития данной системы. В связи с двойственным характером института многопартийности (партия выражает интересы лишь части гражданского общества, являясь при этом структурным элементом системы властных отношений) функции, выполняемые политической партией, можно разделить на политические, т. е. непосредственно связанные с реализацией властных отношений (например, функция «политического рекрутирования» и конституирующая функция), общесоциальные, касающиеся прочих составляющих общественной жизни: социальной, экономической, идеологической и т. д. (например, инновационная, аккумулятивная и интегрирующая функции).[19] По мере становления многопартийности все большее развитие получает конституирующая функция – установление прочных двусторонних связей между политическими институтами и рядовыми избирателями. Конституирующая функция партии имеет две существенные стороны. Во-первых, партия берет на себя задачу разрешать возникающие в обществе противоречия политическими средствами, т. е. выступает в роли «адвоката» социальных групп. Таким образом, политический и социальный баланс в обществе поддерживается в немалой степени за счет делегирования партиям права представлять и отстаивать в рамках закона чьи-либо интересы. Во-вторых, партии способствуют преобразованию социальных интересов и ценностей, зачастую не имеющих политического содержания, в программы и действия политического характера. Таким образом, партии осуществляют политизацию общественных интересов, которые не связаны напрямую с политическим процессом, но, будучи высказанными партиями, неизбежно приобретают политическое звучание.
Следует признать, что конституирующую функцию российские политические партии пока выполняют крайне неудовлетворительно. Объясняется это переходным характером формирования новой социальной структуры российского общества и другими причинами. Для того чтобы выполнение названной функции российскими политическими партиями стало, по крайней мере, заметно, необходимо повышать авторитет политической партии в российском обществе. Для этого требуется, прежде всего, через пропаганду деятельности политических партий создавать некий положительный образ общественных организаций, к помощи которых могут прибегнуть самые широкие народные массы. Таким образом, только ассоциирование политической партии с правозащитной организацией, не только имеющей политическую самостоятельность, но и способной серьезно влиять на власть при принятии того или иного решения, будет способствовать развитию конституирующей функции российских политических партий. Помимо политических, партии выполняют не менее значимые социальные функции. Последние, в отличие от функций политических, достаточно опосредованно влияют на конституционный строй России. Но такое влияние, несомненно, поскольку все они, в конце концов, замкнуты на формировании политической позиции партии и воплощении в жизнь ее политических задач и планов.
Как наиболее важные следует отметить инновационную, аккумулятивную и интегрирующую функции. Интегрирующая функция занимает ключевое место в структуре социальных функций, что обусловлено ее огромной социальной значимостью. В самом общем виде под интегрирующей функцией понимается деятельность политических партий по сплочению отдельных индивидуумов в единую общность. Эта функция осуществляется в двух направлениях: внутренняя интеграция (упрочение единства организации) и внешняя интеграция (завоевание социальной базы). Инновационная функция состоит в поиске новых, в том числе альтернативных, путей решения социальных, экономических и политических проблем. Ее выполнение почти не зависит от численности партии и ее представленности в органах государственной власти, напротив, огромное значение приобретает интеллектуальный потенциал партийной элиты и работающих на него экспертно-аналитических служб, а также возможность и способность довести свои разработки до сведения государственной власти, ее конкретных носителей и до общественного мнения. Аккумулятивная функция состоит в усвоении, синтезе и последующем политическом выражении интересов социальных, этнических, возрастных категорий населения. Аккумуляция социальных интересов – непременное условие совершенствования стратегии партии, залог ее успешного функционирования. При решении этой задачи партия должна ориентироваться на реальные интересы крупных социальных слоев, корректировать программные установки в соответствии со структурными изменениями общества. Заключение
Подводя итоги сказанному можно сделать ряд обобщающих выводов: 1. Под многопартийностью необходимо понимать конституционный принцип, определяющий форму самоорганизации общества и предпосылку формирования органов государственной власти, заключающийся в разрешении создания политических партий и механизмов их участия в политической жизни государства. 2. В настоящее время в Российской Федерации сложилась многопартийная система, способная, благодаря формализации специфических правовых механизмов, влиять на развитие парламентаризма и конституционализма. К данным механизмам следует отнести формализованную в законе пропорциональную систему выборов, возможность создания и деятельности внутри российского парламента партийных фракций, а также множество других механизмов, производных от совокупности прав политической партии закрепленных в Федеральном законе «О политических партиях».
3. История российской многопартийности доказала невозможность существования парламентской системы в условиях однопартийности, а также взаимозависимость и взаимообусловленность парламентаризма и многопартийности. Так, в России сначала произошла одновременная замена парламентских органов системой Советов и многопартийной системы – однопартийной, а затем – одновременная реставрация того и другого. Сама взаимозависимость данных категорий кроется в природе, как политической партии, так и парламента. Причем парламент принимает форму государственной структуры формирующей его партии, а цели существования политической партии в обществе и методы и формы ее воздействия на других субъектов политической системы лишний раз подтверждают, что только в условиях многопартийности политическая партия наиболее полно реализует свой потенциал специфического субъекта конституционного права. 4. В настоящее время политические партии играют большую роль в конституционном строе РФ, во-первых, способствуя существованию политического и идеологического многообразия и, во-вторых, обеспечивая функционирование политической системы и государственного аппарата Российской Федерации. Список используемой литературы
1. Федеральный закон от 11.07.2001 № 95-ФЗ (ред. от 8.12.2003) «О политических партиях». Ст. 3//СЗ РФ. 2001. № 29. Ст. 2950. 2. Закон СССР от 9.10.1990 № 1708-1 (ред. от 19.05.1995) «Об общественных объединениях»//Ведомости СНД и ВС СССР. 1990. № 42. Ст. 839. 3. Указ Президента РСФСР от 23.08.1991 № 79 «О приостановлении деятельности коммунистической партии РСФСР»//Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. № 35. Ст. 1149. 4. Баглай М.В. Конституционное право РФ. Учебник для вузов. 3-е изд., изм. и доп. М., 2002. С. 149. 5. Вырыпаев О.В. История развития многопартийности в Российском обществе (1985 – 1995). Автореф. дисс. … канд. истор. наук. Воронеж, 1997. 6. Головистикова А.Н., Грудцына Л.Ю. Конституция в вопросах и ответах. Учебное пособие. М., 2005. 7. Коргунюк Ю.Г., Заславский С.Е. Российская многопартийность: становление, функционирование, развитие. М., 1996. 8. КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. М., 1983. Т. 2. С. 500.
9. Лапаева В.В. Политическая партия: понятие и цели. К принятию закона о партиях//Журнал российского права. 2002. № 1 10. Лапаева В.В. Становление многопартийности в России (социально-правовой анализ)//Государство и право. 1995. № 8. С. 3. 11. Ленин В.И. Полное собрание сочинений. Том 33. С. 45 – 48. 12. Маслов Н.Н. Крах однопартийной системы. Политические партии России: история и современность. М., 2000. 13. Ожегов С.И. Словарь русского языка: 70000 слов/Под ред. Н.Ю. Шведовой. М., 1990. 14. Орлов Б. Может ли Россия обойтись без партий//Известия. 1998. 6 февраля. 15. Романов Р.М. Российский парламентаризм: генезис и организационное оформление//Политические исследования. 1998. № 5. 16. Степанов И.М. Российское парламентское право: сущностные и регулятивно-целевые ориентиры формирования//Государство и право. 1994. № 11. 17. Тимофеев Л. Зачем приходил Горбачев? М., 1992. С. 104. 18. Энциклопедический юридический словарь/Под общ. ред. В.Е. Крутских. М., 1998. С. 178.
[1] Вырыпаев О.В. История развития многопартийности в Российском обществе (1985 – 1995). Автореф. дисс. … канд. истор. наук. Воронеж, 1997. [2] Романов Р.М. Российский парламентаризм: генезис и организационное оформление//Политические исследования. 1998. № 5. [3] КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. М., 1983. Т. 2. С. 500. [4] Тимофеев Л. Зачем приходил Горбачев? М., 1992. С. 104. [5] Маслов Н.Н. Крах однопартийной системы. Политические партии России: история и современность. М., 2000. [6] Вырыпаев О.В. История развития многопартийности в Российском обществе (1985 – 1995). Автореф. дисс. … канд. истор. наук. Воронеж, 1997. [7] Указ Президента РСФСР от 23.08.1991 № 79 «О приостановлении деятельности коммунистической партии РСФСР»//Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. № 35. Ст. 1149. [8] Лапаева В.В. Становление многопартийности в России (социально-правовой анализ)//Государство и право. 1995. № 8. С. 3. [9] Головистикова А.Н., Грудцына Л.Ю. Конституция в вопросах и ответах. Учебное пособие. М., 2005. [10] Ожегов С.И. Словарь русского языка: 70000 слов/Под ред. Н.Ю. Шведовой. М., 1990. [11] Энциклопедический юридический словарь/Под общ. ред. В.Е. Крутских. М., 1998. С. 178. [12] Баглай М.В. Конституционное право РФ. Учебник для вузов. 3-е изд., изм. и доп. М., 2002. С. 149. [13] Лапаева В.В. Политическая партия: понятие и цели. К принятию закона о партиях//Журнал российского права. 2002. № 1. [14] Степанов И.М. Российское парламентское право: сущностные и регулятивно-целевые ориентиры формирования//Государство и право. 1994. № 11. [15] Ленин В.И. Полное собрание сочинений. Том 33. С. 45 – 48. [16] Орлов Б. Может ли Россия обойтись без партий//Известия. 1998. 6 февраля. [17] Федеральный закон от 11.07.2001 № 95-ФЗ (ред. от 8.12.2003) «О политических партиях». Ст. 3//СЗ РФ. 2001. № 29. Ст. 2950. [18] Лапаева В.В. Политическая партия: понятие и цели. К принятию Закона о партиях//Журнал российского права. 2002. № 1. С. 36. [19] Коргунюк Ю.Г., Заславский С.Е. Российская многопартийность: становление, функционирование, развитие. М., 1996.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|