Способность быть настоящим
Стр 1 из 2Следующая ⇒ ЧАСТЬ ПЕРВАЯ ОТ САМООЦЕНКИ ДО ЭГОИЗМА
Нерха — один из красивейших городов в мире, а Балкон Европы — мое самое любимое место из всех, где мне удалось побывать. Когда стоишь на этой смотровой площадке, кажется, будто плывешь по морю и одновременно находишься на твердой земле. С Балкона Европы всегда открывается вид на безоблачное небо, яркое солнце и синее море, а люди там непременно приветливы, почтительны и улыбчивы. Каждое утро я совершаю утреннюю прогулку. Сначала захожу на несколько минут в церковь Сан-Сальвадор, потом огибаю здание и попадаю на Балкон Европы, где обязательно заглядываю в кафе, гнездящееся на утесе. Завтракая на террасе, я заказываю всегда одно и то же (тост с маслом и помидорами, двойной кофе с сахарином и газированную воду). Потом не спеша иду вдоль пляжа Бурриана. по улице Калье де лаКарабео, возвращаюсь на площадь Эрмита и направляюсь к пляжу Торесильяс (разумеется, проходя мимо корабля Чанкете, где снимались сцены из сериала «Синее лето»). Вот именно здесь рядом со мной и появляешься ты, мой воображаемый читатель. Мы сидим и болтаем, делимся впечатлениями и обмениваемся идеями. Эта фантазия появилась у меня неспроста. Несколько лет назад, когда я окончательно решил, что в Испании буду жить именно в Нерхе. я часами задерживался на Балконе, глядя на море. Однажды вечером я заметил молодую женщину. Увидев меня, она удивилась, а потом подошла и спросила: «Букай?. Вы Хорхе Букай? Тот самый писатель?..» Впервые за пределами Аргентины меня узнали на улице. После того как эта женщина наговорила мне лестных слов, а я поблагодарил ее, она попросила разрешения задать мне вопрос. Она кое-что не поняла в одной из моих уже опубликованных книг. Разумеется, я согласился, и следующие два часа мы разговаривали обо всем, что волновало меня, а также о ее жизни, семье, беременности (она была на шестом месяце), о ее работе. Всегда сложно объяснить человеку что-то важное для тебя, когда ты предполагаешь, будто он ничего подобного не переживал. Но оказалось, нас интересуют одни и те же вещи.
Эта женщина, с которой я до сих пор время от времени встречаюсь, стала олицетворением всех моих читателей. Благодаря ей, я научился представлять их, вести с ними диалог. Вопросы, которые появятся на последующих страницах, я воспринимаю именно как вопросы моего читателя, а значит, и твои вопросы. - Я была на нескольких твоих конференциях, прочла почти все твои книги. То, что ты говоришь, понятно, и я по большей части с тобой согласна, но, мне кажется, иногда это сложно и применимо не для всех. - Мне приятно слышать, что это сложно. - Почему? - Называя что-то опасным, ты тем самым признаешь, чпо это возможно, а это шаг вперед. Сколько я слышал гневных комментариев по поводу своих идей! Меня часто укоряют, будто они невыполнимы... А ты говоришь «сложно»… Меня это радует! После всего негативизма услышать, что это всего лишь сложно... Возможно, легче было бы идти уже проторенной тропой, никогда ничего не оспаривая, но я тебя уверяю, эго мешало бы твоему росту. Если задуматься о том, как развивалось человечество, можно заметить, что всегда происходило одно и то же. Я продемонстрирую это на примере. Посмотри на этот рисунок.
Сколько тут квадратов? - Шестнадцать. - Я запишу твой ответ радом с решеткой. Взгляни на нее еще разок и опять скажи мне: сколько тут квадратов? - Шестнадцать… ой… Нет, погоди, не шестнадцать, если вместе с большим… - Под 16 я запишу 17. Это все?
- Ну теперь мне кажется, что тут больше, чем семнадцать; думаю, двадцать один. - Отлично, напишу 21 под... - Нет, нет, их двадцать два, я центральный не заметила. - Окончательный вариант какой? Сначала тебе казалось, что квадратов шестнадцать. Потом оказалось, что их больше шестнадцати... Сколько квадратов ты видишь сейчас? - Ну-ка... Двадцать два… и четыре по бокам…двадцать шесть. Я думаю, что их двадцать шесть. - Я запишу 26 и спрошу еще раз: сколько тут нарисовано квадратов? - М-м-м... Похоже, я ошиблась, их тридцать, есть же еще квадраты побольше… - Тридцать. Записываю. Сколько тут квадратов? - Ну я уже и не знаю… Как ни посмотрю, появляются новые… Я запуталась… Дай посчитаю… Тридцать два? - Когда-то давно я понял, что многого не знаю, а ни медицина, ни психология не позволят мне восполнить эти пробелы в образовании. Я решил изучить философию и антропологию, но самостоятельно мне справиться с этой задачей было трудно. Тогда коллеги и друзья помогли мне стать слушателем курса философии в университете Сальвадора. На первом занятии преподаватель нарисовал такой вот квадрат и задал тот же вопрос, который я только что задал тебе. И почти до конца занятия все происходило так же, как и сейчас, с разницей лишь в результате — наша группа насчитала 240 квадратов. Когда преподаватель записал все числа, которые мы назвали, он положил мел и сказал: «На этом примере легко показать процесс эволюции человеческого сознания». Когда кто-то изобретает или придумывает что- либо новое — не важно, что именно, — он показывает результат и спрашивает, что видят остальные. Люди пытаются найти ответ. Часто бывает, что человек получает ответ, который кажется ему точным, но все равно не прекращает задавать вопрос. Я продолжал спрашивать, сколько тут квадратов, хотя ответ «шестнадцать» совершенно верный. Это первое правило развития человечества. Оно движется вперед, но это происходит не только за счет вопросов и ответов, а главным образом потому, что процесс повторяется до изнеможения. Через некоторое время один или несколько человек замечают нечто такое, чего раньше никто не видел, и кто-нибудь отваживается сказать это. Он рискует ошибиться, выставить себя дураком, стать объектом насмешек, но все равно говорит, что квадратов семнадцать. И это дает толчок новым открытиям. Остальные тоже вдруг осознают, как много они раньше не видели. В нашем примере люди замечают, что есть спрятанные квадраты разных размеров, и начинают открывать их.
Один большой квадрат4x4, четыре квадрата 2x2 (по одному в каждом углу), еще один квадрат 2x2 в центре большого квадрата, четыре квадрата 2x2 в середине каждой стороны большого квадрата и четыре квадрата 3х3 в каждом углу. Если к вновь найденным квадратам мы прибавим первые шестнадцать, то получим правильный ответ, тридцать. Пока это все, что я вижу. Увидеть то, чего не видят другие, и рискнуть высказать свою точку зрения — это второе правило развития человечества. - Но ты продолжал спрашивать и после того, как я сказала: «Тридцать». Ты сжульничал… - Да нет. Это подтверждение первого правила (продолжать задавать вопрос после каждого ответа), а также попытка помочь тебе увидеть третье. Человечество движется вперед не только из-за того, что люди находят все существующие ответы, но еще и потому, что кто-то говорит, будто видит то, чего на самом деле нет. Третье правило заключается в умении заново взглянуть на то, что мы уже хорошо знаем, усомниться в этом и перестать считать собственные ответы окончательными и неоспоримыми. То есть каждый раз, когда кто-то подвергает сомнению устоявшиеся результаты, остальные решаются продолжить поиск, и в ходе его они могут заметить нечто большее. Именно так развивается человечество, и, дабы оно продолжало двигаться вперед, нужно, чтобы кто-то продолжал задавать вопросы, кто-то раскрывал потаенное, а кто-то видел то, чего не существует на самом деле. - Но мне хотелось бы, чтобы и в других вопросах ты показал мне первые «шестнадцать квадратов» и помог найти остальные. - Я могу попробовать, если пообещаешь не забывать, что ты можешь заметить то, чего не увижу я, и помнить: иногда я всецело уверен в том, чего на самом деле не существует. Если ты будешь подвергать сомнению все мои слова, я согласен искать с тобой «квадраты».
- Договорились. Начнем прямо сейчас? - Давай начнем прямо сейчас. - Кругом все твердят о самооценке. Для некоторых это очень важная вещь, для других — глупость, выдуманная психологами, дабы оправдать свое существование. Что ты об этом скажешь? - Самооценка — ценная и неотъемлемая часть душевного здоровья… Для меня это «шестнадцать квадратов». Остальные отыщи сама. Что такое самооценка для тебя? Что означает это слово? Этот термин используется часто, но его значение абстрактно. - Я бы сказала, что это любовь к самому себе. - А еще? - Бережное отношение к себе. - Что-нибудь еще? - То, как человек видит себя. - Прошу, продолжай. - Принимает себя. Самооценка заставляет человека уважать себя. - Это все? - Она определяет выбор. - И… - Помогает превозмочь самого себя. - Отлично! «Превозмочь себя» — хорошо сказано. - Наверное, умение прощать себя тоже сюда входит… И забота о собственном росте. - Похоже, в определении чего-то еще нехватает. - Быть смелым, осуществлять свои желания. - Еще что-то? - По-моему, пока не упоминалось признание собственных способностей. - Отлично, если, по-твоему, это все, то теперь моя очередь.Хотя мы, разумеется, уже недалеки от истины. Этимологически это слово означает оценивать самого себя, поэтому встает еще один вопрос — что значит оценивать? - Ценить себя… хорошо относиться… - Может быть. По сути, в повседневной жизни мы говорим, будто относимся к чему-то хорошо, когда не отваживаемся сказать, как мы это что-то любим. Давай отбросимэто повседневное выражение и перейдем к другому слову,которое ты назвала: «ценить». Ценить — то есть знать ценность, давать чему-то оценку, оценивать. Действительное значение слова внашемслучае не так важно; нам сейчас важно отметить, что данный термин применяется по отношению к чему- то, имеющему ценность. Объект, получивший высокую оценку, — это ценный и желанный объект. Следовательно, по крайней мере в данном контексте, оценивать — значит ценить, а самооценка... - …Оценка самого себя. - Молодец. Таким образом, самооценка — это умение хорошо оценивать самого себя и находить в себе ценные качества. То есть способность оценивать себя адекватно. Я уточняю — адекватно... Так как не хочу, чтобы кто-нибудь подумал, будто выдумывать о себе то, чего нет на самом деле, — это признак хорошей самооценки. Например, если я начну думать, будто я высокий голубоглазый блондин, так как предпочел бы быть именно таким, хотя на самом деле я выгляжу по- другому, это станет отрицанием реальности или попросту бредом, в крайнем случае попыткой выдать желаемое за действительное, но вовсе не самооценкой.
Каждый день я встречаю людей, уверяющих дураков в том, что те гении, считая, будто так они повышают их самооценку. Хота на самом деле это просто грубое лицемерие, если, конечно, вовсе не злобное издевательство. Дурак с высокой самооценкой ничего не отрицает: «Да, в каких-то отношениях я немного глуповат, и что?», «Разве все должны быть умными?», «Кто-то и глупым проживет», «Может быть, дураки вообще не имеют права на существование?», «Я многое делаю не хуже других, а кое-что и получше многих». Предположим, я дурак. (Ты, наверное, думаешь, что туг и представлять ничего не нужно?) Я спрашиваю себя: ну и что, если я дурак? Даже более того, я не совру и не преувеличу, если скажу, что в некоторых аспектах своей жизни я действительно полный дебил, как говорят в моих краях. Дуракдураком. Даже если так, в чем тут проблема? Почему мне все время надо нести ответственность, проявлять способности и быть продуктивным? Почему мои ответы непременно должны оказываться самыми правильными и адекватными, почему я всегда должен делать то, что должен? Нет, в некоторых аспектах я первостепенный дебил! Признаться, я давно перестал мучиться от осознания этого факта. Это значит, самооценка у меня на месте, то есть я имею представление о том, что у меня есть определенные способности, и знаю, что каких-то способностей мне недостает, и не стыжусь этого. У меня есть некие пробелы, в чем-то я беспомощен, к чему-то неспособен. Как я, так и другие. Так как, нравится нам это или нет, в каком-то отношении мы все неспособны к чему-то и все беспомощны. - На самом деле я хорошо понимаю слова по поводу беспомощности и признаю это, но насчет «неспособностей» не согласна. Я же могу научиться делать то, чего не могла раньше… - Да, можешь, но не всегда. Развитие возможно, когда стремление учиться вызвано твоим собственным желанием; движение вперед вряд ли будет успешным, если ты учишься по чужой указке. Зачем мне учиться тому, чему я не хочу? Или за что не получу похвалы или награды? Разве я должен заставлять себя учиться резьбе по дереву, если кто-нибудь из моего окружения злится из-за того, что я не умею этого делать? Я не желаю и не считаю целесообразным выполнять какие-то вещи только ради ублажения других. Но есть одна опасность. Нужно быть осторожным — ведь «неспособностями» можно оправдывать свою лень или использовать их как предлог, заставляя других делать то, что не хочешь сам. Например, я не имею права заявлять, будто не способен гладить одежду, приводить в порядок свою комнату. - Но человек должен учиться Я, допустим, чувствую себя лучше, когда узнаю что-нибудь новое. - Это замечательно. Но есть опасность: человеку может показаться, что он сделается лучше, если будет стремиться походить на того, кого в нем хотели бы видеть окружающие. Проблема низкой самооценки становится очевидной, если рассмотреть ее с этого угла… Низкая самооценка — это когда человек оценивает себя только с точки зрения других людей. Повторю, если вдруг непонятно. Являясь взрослым человеком (сказанное не касается детей и подростков), я должен восполнить свои способности, но только когда это вызвано моим желанием чего-то добиться, а не стремлением удовлетворить других. Да, действительно, всем хочется продолжать расти, узнавать новое, но не стоит забывать, что здесь часто кроется ловушка. По сути, мы попадаем в замкнутый круг, начинающийся словами: «Я должен быть...» Позволь мне нарисовать схему. Всякий человек достигает зрелости, имея перед собой образ Себя Идеального. Я Идеальный Я вижу Идеального Хорхе скрупулезным, аккуратным, умным, худым. Твой образ Тебя Идеальной скорее всего складывался из того, чего от тебя требовали родители, учителя или религия. В итоге Я Идеальный — это возвеличенный образ Я. Я, которое уже нельзя улучшить. Но я также знаю, что существует еще и Я Реальный, настоящий Хорхе, видимый и ощутимый, который вовсе не таков, каким я должен быть по моему мнению, но такой, какой я есть на самом деле. Разница между этими двумя сущностями порождает конфликт. Мне неприятно осознавать разницу, которую я обнаружу, если отниму Я Реального от Я Идеального. Осознание разницы, большой или маленькой, всегда порождает во мне одно и то же: решение измениться. Мы можем составить следующий график.
В этом решении меня поддерживают мои требования к себе, которые постоянно напоминают мне. «То, на что затрачены усилия, имеет ценность». И, следовательно, я делаю все для того, чтобы измениться и постепенно превратиться в того, кем я должен быть.
Рано или поздно я понимаю: сколько ни старайся, я не смогу стать Идеальным Хорхе. Я осознаю, что не сумею сделаться таким, каким меня учили быть или каким я должен быть по чьему-либо мнению. И тогда мои надежды рушатся. Я чувствую себя неудачником. Дальнейшие результаты предсказуемы; завышенные требования к себе, плюс тщетные усилия, плюс постоянные переживания по поводу разбившихся надежд приводят к тому, что мое желание, силы и готовность изменяться истощаются. Вся гамма неприятных ощущений, которая часто ассоциируется с депрессивным состоянием, проявляется в результате резного снижения самооценки. Как и следует ожидать, снижение самооценки приводит к ухудшению моего мнения о самом себе. Таким образом, разница между тем, какой я есть и каким я должен быть, увеличивается… Как видно из схемы, чем больше расстояние между тем местом, где я нахожусь (или по крайней мере предполагаю, что нахожусь), и тем местом, где я должен находиться (или считаю, что должен находиться), тем большую разницу я осознаю. Следовательно, тем хуже моя самооценка, сильнее самокритика, напряжение и разочарование. Это порочный круг, тупик. Я бы назвал его невротическим механизмом. - Выхода из этого тупика нет? - Успокойся. Когда ученые не знают, что делать, непременно появляется какой-нибудь поэт или артист и указывает им путь. В Аргентине есть юморист, которого я считаю истинным поэтом. Свои карикатуры он подписывает псевдонимом Ландру. Раньше, до периода военной диктатуры, в Буэнос-Айресе выпускалась газета под названием «ТиаВисента». На первой странице в качестве эпиграфа постоянно печаталась какая-нибудь остроумная ремарка. Все они били гениальны. Одна из этих фраз, принадлежавшая Ландру, может послужить ответом на твой вопрос: «Если ты попал в тупик — не будь идиотом, выйди там, где вошел». - Здорово. - Вот, мне удалось тебя рассмешить... Итак, если мы считаем, что ситуация тупиковая, надо понять, как мы сюда попали. - Первым пунктом было Я Идеальный. - Я Идеальный. Точно. А что такое Я Идеальный? - Мое представление о том, какой я должна быть, либо результат моего воспитания, либо то, какой меня желает видеть общество…Мы затрагивали разные аспекты… - Хорошо! Все верно. Таким образом, если я хочу выйти из тупика, — а когда я осознаю, что оказался в порочном круге, скорее всего, мне захочется из него выбраться, — первым делом мне нужно избавиться от Я Идеального. - Если я откажусь от мыслей, что должна представлять собой нечто определенное, останусь только Я Реальная. - Точно. И если тебе не с чем будет себя сравнивать, не будет ощущения мнимой разницы, не будет поводов чего-то от себя требовать или критиковать. Тебе не придется напрягаться, чтобы стать тем, кем ты не являешься, и не возникнет депрессии из-за того, что это не выходит. Когда мы прекращаем мучить себя, наша самооценка растет. Самокритика снижается, человек становится доволен собой, вместо напряжения проявляется естественное желание делать свое дело все лучше и лучше. Разумеется, все это повышает мнение о самом себе, следовательно, я оказываюсь в более благоприятной атмосфере, и на поверхность выходит самое светлое из моих внутренних Я. Самый умный, самый трудолюбивый, самый правильный Хорхе, неотрывно следующий со Мной Реальным по пути личностного роста, благодаря кому я сделаюсь самым лучшим Хорхе, которым только могу стать, пусть и не таким, каким меня хотят видеть остальные. - А что же делать с людьми, которые постоянно твердят нам о том, какими мы должны быть? - Вопрос не в том, что делать с этими людьми, а в том, что делать с собой с учетом собственных желаний. -Это понятно, но мнение окружающих меня тоже волнует… - Ну а чем оно тебе мешает? В конце концов, у других людей тоже есть полное право быть теми, кто они есть: важными, авторитетными, назойливыми перфекционистами или даже параноиками. И у тебя, разумеется, есть право слушать их, терпеть, игнорировать или расставаться с ними. - Но как поступать, если я устанавливаю определенные ограничения, а человек этого не понимает? - Я думаю, надо установить их заново. - А если и это не помогает? - Попробуй объяснить как-то по-другому или попроси кого-нибудь помочь тебе донести до назойливого человека твои пожелания. - Но ты должен признать: бывают ситуации, когда твои ограничения всё равно не воспринимают. - Если человек продолжает нарушать твои границы даже после того, как ты все четко проговоришь, объяснишь, подождешь и исчерпаешь все варианты помощи извне, тебе остается лишь сделать ему символический подарок пачку «Стиморола». Тогда он точно поймет. - Что поймет? - Что он слишком назойлив. - Но я сама не понимаю, при чем тут « Стиморол». - Интересно, удастся ли мне тебя рассмешить, какая-то ты слишком серьезная. Это старая шутка, я всегда прибегаю к ней, когда мне задают подобные вопросы. Если после того, как я установил ограничения, повторил их тысячу раз и даже попросил кого-то объяснить тебе все за меня, ты так ничего и не поняла, тогда я даю тебе предупреждение в виде пачки «Стиморола»: тебе лучше жевать, чем говорить! - Как здорово! Да, я знаю людей, которым жвачкане повредит. - Вернемся к самооценке. Мы выяснили, что оценка не столько определение того, кем человек должен или не должен являться по собственному мнению, сколько признание его ценности. И эта ценность имеет слабое отношение к моим знаниям, умениям и способностям, она не зависит от того, чего ждет от меня супруга, чего от меня требуют друзья или общество, в котором я живу. Итак. Для кого мы должны представлять ценность? Только для себя самих? А помимо этого имеем ли мы, среднестатистические жители планеты, существующие среди миллионов таких же людей, какую-нибудь ценность? Хочу напомнить слова матери Терезы из Калькутты, крайне уместные в данной ситуации. На упрек: «Мать Тереза, в мире царит ужасающая нищета. С учетом числа людей, нуждающихся в помощи, то, чем ты занимаешься, бессмысленно. Твои действия ничего не изменят», — она ответила: «Верно: то, что я делаю, — это лишь капля в океане, но если бы я не занималась этим, в океане одной капли не хватало бы». Действительно, ценность каждого человека для мира, в котором мы живем, сравнима лишь с капелькой в океане. Но эта капля необходима для того, чтобы океан был полон. Любой человек рано или поздно должен осознать свою ценность. А для этого ему придется кое-что сделать. Начинать оценивать себя следует с качества, которым мы обладаем исключительно потому, что являемся самими собой. Ценить себя только за свое существование можно лишь в одном случае — если оставаться настоящим в любое время и в любой ситуации. Способность быть настоящим тесно связана с умением принимать себя, то есть с умением личности отказаться от борьбы с собой в стремлении измениться в угоду другим людям. Как известно всем психологам, умение принимать себя необходимо для психического здоровья человека. Являться тем, кем себя хочешь видеть ты, а не окружающие, — это оптимальный способ бытия. Еще раз напоминаю: обо всем изложенном выше надо забыть, когда речь идет о воспитании детей. Процесс воспитания другого человека занимает продолжительное время; мы, по сути, показываем ему путь. Мы объясняем ребенку, как следует поступать, а как не следует, расставляя на его пути многочисленные указатели. Понятно, что воспитывать ребенка, не ставя перед ним целей, не бросая вызов, не требуя от него усилий, очень сложно. Но, наверное, это возможно, если делать это не спеша. Надо признать, что воспитание недемократично, но ничего страшного в этом нет. Опасность вдругом: в ходе воспитания человек получает определенную установку, ему внушают, будто стать значимым можно, лишь представляя из себя что-то. Вот эту идею и надо искоренять. Чтобы являться действительно ценным человеком, надо быть только тем, кто ты есть, и больше никем. - Это ценность изменения. Или, как ты говоришь, роста. Не надо становиться лучше. Нужно просто проявлять лучшее в себе, как ты только что сказал. - Если изменения неизбежны, они пройдут успешно, лишь когда мы принимаем себя настоящего. Например, я не похудею, пока не признаю, что я толстый, пока не прекращу бороться со своим телом, так как процесс похудения требует бережного и нежного к нему отношения. Хотя это не означает, что только одного такого признания будет достаточно. Как я уже говорил ранее, если человек собирается работать над собой, ему надо начинать с решения стать лучше, но ни в коем случае не следует заставлять себя меняться, думая, будто сейчас он ничего не стоит. - То есть ты хочешь сказать, даже не нужно заставлять себя становиться лучше? - Да. - Ты сошел с ума… - Да. Но я не уверен, что именно это подтверждает мое «безумие». У меня что-то щелкает в голове, когда я слышу фразы, начинающиеся с «я должен»: «должен научиться», «должен навестить мать», «должен сходить поужинать с кем-то»... Эти слова фальшивы... Я еще раз повторяю: я ничего не «должен». Когда речь идет о моем желании, моей выгоде или прихоти, тогда да, я это сделаю, но именно потому, что это я так решил. Я, несомненно, хочу сделаться лучше, но не из-за того, что сейчас ощущаю себя никуда не годным. Нет, просто при этом я чувствую себя лучше, а это не отменяет того, что как личность я могу вырасти еще. Постоянно становиться лучше — значит ощущать себя хорошо не только в будущем, но и сейчас, а не придерживаться тактики «Сегодня я плохой, а завтра стану хорошим». Правильный личностный рост никогда не начинается с самокритики и недооценки самого себя. Ведь только приняв себя, я стану настоящим, а значит, полностью свободным. - Мне интересно, существует ли такая абсолютная свобода? - Хорошо, что ты задала этот вопрос, поскольку тема свободы приводит нас ко второму компоненту, составляющему самооценку, независимости. О ее значении можно рассуждать целый день. Независимость, о которой мы говорим, имеет отношение не столько к свободе действий, сколько к выбору правил и норм, определяющих наши решения. Независимые, свободные люди сами для себя решают, что хорошо, а что плохо, но не бессистемно, а оценивая действия и их последствия по собственной шкале ценностей. - Это напомнило мне одну подругу. Рассказывая мне о своих делах, она непременно задает вопрос: «Я поступила так-то — хорошо это или плохо?» Или еще хуже: «Я хочу поступить так-то. Что скажешь?» Думаю, она ждет советов не только от меня. Наверняка она, даже бывая на рынке, рассказывает всем о семейных неурядицах и спрашивает, стоит ли ей расстаться с мужем или нет. - Да уж, представляю себе, возвращается она домой и подсчитывает результаты опроса: «Двадцать восемь человек сказали “да", двенадцать — “нет", значит, разведусь». Потешно! Действительно, независимость — это всё с точностью наоборот. Независимый человек сам принимает решения в соответствии с собственными моралью и принципами. И, подчеркну еще раз, речь идет только о взрослых людях. - Что тому нас дальше? - Ограничение. В этом слове соединяются два значения: граница, определяющая твое личное пространство, и вытекающее из первого значения понятие соседства. Таким образом, в этом компоненте самооценки совмещаются желание определить собственное место и готовность установить отношения с другими. Возможно, границы необходимы для того, чтобы почувствовать себя ценным человеком. Я должен установить границы своего личного пространства и защищать их — реально существующие (свою комнату, ящик стола, свой кошелек) и виртуальные (эмоции, идеологию, историю) места, принадлежащие мне. Это мое пространство, и я готов его разделить только с кем хочу и когда хочу. Другой человек может предпринимать что угодно по поводу моих решений: высказывать свое мнение, задавать вопросы, оспаривать и даже действовать вопреки моей воле. Мое же дело — дать человеку понять, что в мое личное пространство можно проникать, только когда я разрешу, до того предела, какой я установил и который допускаю, потому что это — мое пространство. - Мне кажется, это применимо для чужих людей, но не для тех, кого мы любим. - Я могу понять, почему ты так говоришь, но не согласен. Умение устанавливать границы особенно важно в общении именно с теми людьми, которых люди даже и не думают вторгаться в мое личное пространство. А близкие часто посягают на мою личную свободу, зачастую даже не отдавая себе в этом отчета. Как я уже писал в «Письмах Клаудии», границы разделяют, но в то же время именно они нас связывают. - Не понимаю. Значит, если мой друг, который чистосердечно хочет помочь, дает мне ненужный совет, то я должна рявкнуть на него: «Не лезь не в свое дело, твоего мнения никто не спрашивал»? - Чтобы обозначить свои личные границы, нет абсолютно никакой необходимости проявлять агрессию. Не надо ни кричать, ни выходить из себя. Более того, можно сказать все очень деликатно, даже вежливо: «Спасибо, я очень ценю твои намерения и благодарна тебе за все, но, честно говоря, сейчас мне этот вопрос обсуждать не хочется». С другой стороны, в твоих словах легко уловить следующую мысль: если кем-то движут добрые побуждения, то для него жизнь другого человека может быть проходным двором. Я так не считаю. В любом случае, мнение, высказанное с уважением к твоей позиции, не считается особым вторжением. Некоторые люди просто не умеют устанавливать границы деликатно. Они терпят чужое вторжение, терпят, терпят... Когда терпение кончается, они злятся, взрываются и пробуют разорвать отношения. Они просто не верят, что имеют право самостоятельно очертить личное пространство, и пытаются, повышая голос, скрыть от себя и других свою неуверенность. Как видишь, все это в первую очередь связано с самоуважением и лишь потом — со способностью внушать уважение окружающим, особенно тем, кто нас сильно любит. Обоюдное уважение личного пространства друг друга — это уже почти любовь. - Ясно. Двигаемся дальше. - Как правило, из-за следующего компонента возникает довольно много конфликтов — многие часто замечают в нем отрицательный оттенок. Тем не менее, в хорошем смысле это очень сильное свойство. Я говорю о гордости. Чтобы поддерживать самооценку, необходимо гордиться и быть по-настоящему довольным собой... Правильная самооценка подразумевает способность не только принять все свои достоинства и недостатки, но и гордиться их сочетанием в себе. Я повторяю, недостаточно думать, что в тебе просто не все хорошо, необходимо гордиться собой в целом, без исключений. Это сочетание достоинств и недостатков и образует мою личность, я горжусь этим и продолжаю работать над собой. - И последнее... - Это способность Принимать. Неотъемлемая часть самооценки — это умение существовать, принимая все полезное, что дарует нам жизнь. Человек с нормальной самооценкой считает себя достойным всего хорошего, происходящего с ним. Он охотно получает подарки, похвалу, ласку, внимание и, что самое главное, признание окружающих его людей. Есть одна старинная английская легенда. Когда-то давно некий король захотел оставить свой след в истории. Он собрал во дворце множество великих мудрецов со всего света и попросил их написать книгу о том, что они считают наиболее важным в жизни. Эту книгу король намеревался оставить потомкам в память о себе. Мудрецы неустанно работали над книгой много месяцев. Наконец они вручили королю плод своих трудов — 140 томов по 500 страниц в каждом, в которых было описано все, что, по мнению мудрецов, человек должен знать об этом мире. Король сказал: Нет-нет. Разумеется, вы проделали серьезную работу, но книга слишком велика. Никто не прочтет ее целиком. Ее надо сократить. Оставьте только самое основное. Мудрецы еще год работали над книгой, после чего преподнесли королю единственный том, все страницы которого были исписаны мелкими непонятными буквами. Нет, — снова сказал король, — знание должно быть доступно всем людям, а не только посвященным. Следующего варианта книги королю пришлось ждать еще два года. Наконец мудрецы вновь пришли к нему. Вот, — произнес самый старый ученый, — кратчайшее изложение всего, что человек должен знать о мире. И он подал королю единственный листок бумаги, на котором была написана всего одна фраза: «Бесплатной пищи не бывает». Я о том, что ничего даром не достается. Более того, платить почти всегда приходится вперед. Если у тебя хорошая самооценка, ты можешь воспринимать в качестве пищи все, что предлагает тебе мир, так как знаешь: все принадлежит тебе, ведь ты заработал это, иногда даже не подозревая как. Итак, иметь нормальную самооценку — значит быть настоящим, оставаться независимым, уметь определять свои границы, гордиться собой и, наконец, открыто принимать от мира то, что ты заслужил. Способность быть настоящим Независимость Умение ограничивать Гордость Способность принимать
У меня ощущение, что еще не все, так? - Да. Я думаю, самооценка формируется, пока человек маленький, а как ты сказал, ребенок зависит от других и очень восприимчив к внушению… - Все обстоит именно так. Наша самооценка формируется на основе отношений с другими людьми, начиная с родителей. И поэтому самый надежный способ приобрести здравую самооценку — родиться в «правильной» семье. К сожалению, это вопрос удачи. Представь себе, некоторые считают, что человек выбирает себе будущих родителей еще в предыдущей жизни. Но я в это не верю. Родители, которые нам достаются, — образованные, невежественные, поглупее, поумнее, получше, похуже — это жребий, и нам предстоит с этим жить. Разумеется, в любой семье можно что-нибудь узнать, хотя бы то, что не надо делать. Как я всегда говорю своему сыну: «Тебе многому предстоит научиться, в том числе и у меня. Например, если что-то во мне тебе не нравится, ты можешь проследить, как бы этот же недостаток не появился у тебя». Это тоже часть обучения. Как я уже отмечал, если родители относились ко мне с должным вниманием, предоставляли определенную независимость и уважали мое личное пространство, если они гордились мной и сумели уверить, что я заслуживаю их любви, если я не ощущаю вину, получая что-либо в дар, тогда я достаточно легко почувствую себя ценным человеком. Главным образом мы учимся ценить себя в отчем доме. Но не только. В любом случае повышение самооценки зависит только от нас. - Но ведь наступает возраст, когда, наверное, уже нельзя измениться… - В возрасте нельзя переменить лишь некоторые вещи. По моему мнению, к началу взрослой жизни личность человека восновном сформирована, но небольшие изменения возможны. Хотя, вероятно, ты разговариваешь с психотерапевтом, который не прав... - Нет, не в этом дело. Мне порой кажется, что счастливой я себя чувствую, лишь меняясь… - Это отдельный вопрос. Повторяю, я считаю, что наступает момент, когда личность кристаллизуется... - Когда же это случается? Хотя бы приблизительно? - В нашей западной культуре, в условиях мирной городской жизни, это происходит примерно в двадцать пять — двадцать шесть лет. Что потом? Получается, если я лентяй, то так и останусь им до конца жизни? Да нет, ведь леность не является частью моей натуры, она всего лишь один из способов проявить себя, а такие способы — любой из них — могут преобразовываться бесконечно. Ведь они в конечном итоге всего лишь привычки, продукт воспитания, и их возможно изменить, приобретя другие, более здравые навыки. С возрастом, несомненно, это сделать все труднее и труднее. В качестве доказательства выполним простое упражнение, которое займет всего секунд тридцать. - Давай. Что надо делать? - Сцепи, пожалуйста, пальцы рук. Обрати внимание, что большой палец одной руки находится поверх большого пальца другой. У некоторых — правый, у других — левый. Смотри — у тебя вверху левый, а у меня правый. Видишь? - Да. - Отлично. Теперь отпусти руки. Как только я досчитаю до трех, снова быстро сцепи пальцы, только наоборот, чтобы наверху оказался
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|