Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Технология предупреждения конфликтов




Аля предупреждения конфликтов важно знать не только что необходимо делать, но и как добиться раз­вития проблемной ситуации в конструктивном направлении. Предупреждение конфликтов в узком смысле слова заключа­ется в работе с конкретными конфликтами. Это деятельность участников конфликта, а также третьих лиц по устранению объективных и субъективных причин назревающего столкно­вения, разрешению противоречия неконфликтными способа­ми. Технология предупреждения конфликтов есть совокуп­ность знаний о способах, средствах, приемах воздействия на предконфликтную ситуацию, а также последовательность дей­ствий оппонентов и третьих лиц, в результате которых разре­шается возникшее противоречие.

32.1. Изменение своего отношения к ситуации и поведения в ней

Воздействовать на проблемную ситуацию взаимодействия можно по двум направлениям: влиять на свое поведение и воз­действовать на психику и поведение оппонента. Второй способ более сложен. Рассмотрим способы и приемы коррекции своего отношения к предконфликтной ситуации и поведения в ней. Ряд субъективных предпосылок предупреждения конфликтов связан с умением человека грамотно общаться.

•^ -ч

Умение определить, что общение стало предконфликтным, и

«вернуться» из предконфликтной ситуации к нормальному

Взаимодействию, а не пойти на конфликт.

" V __ _ _ s

Предконфликтная ситуация возникает обычно не внезапно, а постепенно. Важно вовремя определить, что эмоциональный накал спора начинает превышать допустимый, и грамотно пре-

Умение человека понимать партнера по взаимодей­ствию и не идти на конф­ликт, если нет уверенности в

Том, что партнером его мотивы правильно поняты.

32. Технология предупреждения конфликтов 409

кратить его. Признаками обострения спора могут быть мимика, покраснение лица, жесты, содержание, темп и тембр речи. Прекра­тить или сгладить обостряющийся спор можно следующими прие­мами: сказать, что в чем-то правы вы, а в чем-то ваш оппонент, что, кстати, обычно и бывает; свести проблему к шутке; перевести разговор на другую тему; уступить, если проблема спора не особен­но важна для вас, и словесная уступка не обязывает к каким-то действиям по ее реализации; сказать, что вы не успели всесторонне разобраться в проблеме и предложить оппоненту вернуться к ее обсуждению, например, завтра (когда эмоции улягутся).

Это субъективное условие преду­преждения конфликтов. Сооб­щаемая вам партнером инфор­мация может теряться и иска­жаться, иногда существенно. Кроме того, партнер может оце­нивать обсуждаемую проблему не с тех же позиций, что и вы. Эти

две причины, а не действительные противоречия между людьми, могут вызвать спор. Споров, вызванных непониманием друг друга и различными подходами к проблеме, целесообразно избегать.

( Терпимость к инакомыслию) Это также может предотвратить 4----------------------------------- ' возникновение конфликтов. Ес­ли вы обнаружили, что партнер в

чем-то не прав, то не обязательно доказывать ему это. Достаточ­но того, что вы разобрались более глубоко по сравнению с ним и знаете это. Иногда необходимо сообщить партнеру, что он не прав, но не обязательно делать это при свидетелях, настаивать на том, чтобы он публично признал свою неправоту и т.п. Необ­ходимо быть твердым по отношению к проблеме, к выполнению требований дела и мягким по отношению к людям.

Это субъективное условие пре­дупреждения конфликтов. Соци­ально-экономическая среда, в которой россиянин вырос, ны­нешняя социально-экономичес­кая ситуация способствуют формированию у него повышенной тревожности и агрессивности. Это сказывается на характере взаимоотношения человека с окружающими, повышая его кон-

Забота человека о снижении

Своей относительно

Устойчивой тревожности и

Агрессивности.

Управлять своим текущим

Психическим состоянием,

Избегать предконфликтных

Ситуаций при переутомлении

Или перевозбуждении.

410 W7. Основы предупреждения конфликтов

фликтность. Снижать собственную тревожность и агрессивность можно, используя соответствующую аутогенную тренировку, физические упражнения, организуя для себя полноценный от­дых, поддерживая благоприятный социально-психологический климат на работе, в семье и т.п.

Текущее психическое состояние изменяется в течение суток под влиянием различных обстоя­тельств, иногда существенно. Успешность работы, степень ус­талости, общение с сослуживца­ми, физиологическое состояние организма, погода и т.д. — все это влияет на состояние психики человека и, следовательно, на его конфликтность. Каждый человек может оценить, в каком состоянии он в данный момент находится, и учесть это с целью предупреждения конфликтов, причиной которых будет собст­венная раздраженность.

Например, за полчаса до совещания, которое вы проводите с подчиненными, вы зашли к начальнику для решения сложной проблемы. Разговор с начальником сложился так, что он высказал в ваш адрес несколько замечаний, несправедливых и даже оскор­бительных. Поскольку эти замечания были для вас неожиданны­ми, то вы не нашли сразу что ответить, а после окончания разго­вора в подавленно-агрессивном состоянии пошли на свое сове­щание. Негативные эмоции, которые в данной ситуации являются естественной реакцией на несправедливые замечания начальника, к началу совещания не исчезли. Они вытеснились из сознания в подсознание. Поэтому если в процессе совещания вы, как вы по­лагаете, обоснованно накричите на кого-то из подчиненных, то причиной этого крика может быть не вина этого подчиненного, а ваши вытесненные негативные эмоции после неприятного разго­вора с начальником. По сути ваш крик предназначен начальнику, а достался подчиненному. Нужно избегать подобных ситуаций.

Окружающие так же, как и мы, обладают своими интересами и имеют право отстаивать их. В процессе взаимодействия столк­новение интересов разных людей и разных социальных групп есте-

В общении с окружающими

нужно быть внутренне готовым к решению возни­кающих проблем путем сот­рудничества, компромисса, избегания или уступки.

32. Технология предупреждения конфликтов 411

ственно и неизбежно. Однако отсутствует неизбежность разре­шения социальных противоречий путем конфликтов.

^ ~ n Улыбка выполняет четыре пози-

В ходе общения с партнером ], „ к

желательно хотя бы изредка тивные ФУ"™™- °на показыва-улыбаться, J ет' что У вас все в порядке. Люди ------------—-----------^ с большим удовольствием обща­ются с теми, кто достиг успеха. Скорее всего, это связано с не­осознанным желанием заимствовать у победителя опыт дости­жения успеха, с надеждой получить полезную информацию и т.п. Если у человека проблемы и это написано у него на лице, то окружающие могут избегать общения с ним. Улыбка показы­вает, что человек рад собеседнику. Это способствует бескон­фликтному решению проблем. По закону эмоционального зара­жения улыбка вызывает ответную симпатию к улыбающемуся у партнера по общению. Улыбка приводит к уменьшению нега­тивных эмоций, если они есть у улыбающегося.

Негативные эмоции — один из основных факторов, способст­вующих возникновению кон­фликтов. Они часто являются ре­акцией человека на заметное и значимое несовпадение реального хода развития событий с тем, на который он рассчитывал. Суще­ствует три способа минимизации негативных эмоций: необходимо уметь хорошо прогнозировать возможные варианты развития со­бытий. Чем точнее окажется прогноз, тем меньше негативных эмоций; желательно иметь возможности для изменения хода со­бытий в нужную сторону в случае, если они начнут развиваться не так, как ожидалось; нужно рассчитывать не только на лучший, но и на худший вариант развития событий, и быть готовым к не­му. Если они не оправдают ожиданий, что часто бывает, это вы­зовет у человека негативные эмоции, ухудшит его взаимоотноше­ния с ними. Нужно уметь делать добро бескорыстно, не рассчи­тывая получить что-либо взамен. Желательно не завышать свой прогноз в отношении возможных поступков окружающих. 'Общаться с людьми, "| Эта Рекомендация Д. Карнеги проявляя искреннюю способствует предупреждению заинтересованность в межличностных конфликтов. Ис-партнере по общению. J кренняя заинтересованность про-----------------------------------является в стремлении понять

Не нужно ждать от

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...