Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Урегулирование конфликтов с участием третьей стороны




Важным фактором, влияющим на результативность завер­шения конфликта, является участие третьей стороны в его урегулировании, или медиация. Медиация — это специальный вид деятельности, заключающийся в оптимизации с участием третьей стороны процесса поиска конфликтующими сторона­ми решения проблемы, которое позволило бы прекратить кон­фликт.

4^ 37.1. Предпосылки участия третьей стороны в урегулировании конфликтов

В роли третьей стороны (медиатора) при урегулировании конфликтов выступает, как правило, один человек, реже — группа из двух-трех и более профессионалов. В роли медиаторов могут выступать и государства (например, Алжир в ситуации улаживания отношений между Ираном и Ираком в 1975 г.).

Медиация — один из наиболее древних способов разреше-шя конфликтов. Она существовала издавна в Китае, в странах Африки, где старейшины рода или племени выступали в каче-гве своеобразных профессиональных медиаторов, обеспечивая гсконфликтное решение проблемных и конфликтных ситуа­ций (Д. Прюитт).

Медиация как общественно значимая деятельность сфор-шровалась в США в начале 60-х годов. Появление интереса к 1рофессиональной медиации в стране, где велика самостоя-гльность отдельных структур общества, вполне закономерно. США выпускается ряд журналов, освещающих проблемы ме-Ыации, например «Ежеквартальный журнал по медиации». В 1983 г. основан Национальный институт разрешения диспутов,

484 VIII. Теория и практика разрешения конфликтов

в задачи которого входит разработка новых методов медиации, а также программ обучения ведению переговоров. В стране действуют частная и государственная службы медиации

(Д. Уолл).

Кто же может выступать в роли третьей стороны в конфлик­те? Формальное или официальное медиаторство предполагает наличие у медиатора нормативного статуса или возможности воздействия на оппонентов. Неформальное, неофициальное ме­диаторство заключается в отсутствии нормативного статуса ме­диатора, но участники конфликта признают неформальный ав­торитет этих лиц в решении подобных проблем.

В качестве официальных медиаторов могут быть:

• межгосударственные организации (например ООН и др.);

• отдельные государства;

• государственные правовые институты (арбитражный суд, прокуратура и т.д.);

• правительственные или другие государственные комиссии (например, создающиеся для урегулирования забастовок и т.д.);

• представители правоохранительных органов (например, уча­стковый милиционер по отношению к какому-то бытовому конфликту);

• руководители предприятий, учреждений, фирм и т.п.;

• общественные организации (комиссии по разрешению трудо­вых споров и конфликтов, профсоюзные организации и т.д.);

• профессиональные медиаторы-конфликтологи. Неофициальными медиаторами обычно являются:

• известные люди, добившиеся успехов в общественно значимой деятельности (политики, бывшие государственные деятели);

• представители религиозных организаций;

• шаманы (у народов Крайнего Севера России);

• профессиональные психологи, педагоги, социальные работ­ники;

• неформальные лидеры социальных групп разного уровня;

• старшие по возрасту (мать, отец, бабушка и т.д.);

• друзья, соседи, просто свидетели конфликта. Особенности деятельности официального и неофициаль­ного медиаторов на примерах руководителя и психолога рас­смотрены в §37.3 и 37.4.

37, Урегулирование конфликтов с участием третьей стороны 485

Целесообразность участия третьей стороны в регулировании конфликтных отношений связана с тем, обратились ли за по­мощью к третьей стороне оппоненты или же она вмешалась в конфликт сама. Стороны сами обращаются к медиатору в сле­дующих случаях, когда:

• объектом регулирования является затянувшийся конфликт. Все аргументы, силы, средства исчерпаны, но выхода не видно;

• стороны отстаивают противоположные, взаимоисключающие интересы и не могут найти общих точек соприкосновения;

• по-разному трактуются правовые нормы или другие крите­рии, являющиеся ключевыми в разрешении конфликта;

• одной из сторон нанесен серьезный ущерб и она требует санкций по отношению к оппоненту;

• сторонам важно сохранить хорошие отношения, конфликт не интенсивный, но взаимоприемлемое решение они найти не могут;

• оппоненты пришли к временному соглашению, но необхо­дим внешний объективный контроль за его выполнением. Оперативное самостоятельное вмешательство третьей сто­роны в конфликт необходимо в ситуациях, когда:

• происходит опасная эскалация конфликтных событий, су­ществует непосредственная угроза применения насилия;

• одной из сторон массированно применяется насилие;

• третьей стороне лично невыгоден этот конфликт;

• конфликт отрицательно влияет на среду, которая контроли­руется третьей стороной (руководитель вынужден регулиро­вать конфликт, который негативно влияет на коллектив);

• стороны не пришли к согласию, а у третьей стороны есть возможность удовлетворить интересы обеих сторон.

В зависимости от степени контроля медиатора за прини­маемым решением выделяют несколько ролей третьей стороны в конфликте: третейский судья, арбитр, посредник, помощник и наблюдатель.

Третейский судья — наиболее авторитарная роль, так как он обладает наибольшими возможностями по определению вари­антов решения проблемы. Третейский судья изучает проблему, выслушивает обе стороны и выносит вердикт, который не ос­паривается. Примером служит разрешение конфликтов древне-

486 VIII. Теория и практика разрешения конфликтов

русскими князьями, старейшинами родов, а также решение суда присяжных.

Арбитр — также обладает значительными полномочиями. Он изучает конфликт, обсуждает его с участниками, а затем выносит окончательное решение, которое обязательно для вы­полнения. Однако стороны могут не согласиться с решением и обжаловать его в вышестоящих инстанциях.

Посредник — более нейтральная роль. Обладая специальны­ми знаниями, он обеспечивает конструктивное обсуждение проблемы. Окончательное решение остается за оппонентами.

Помощник — в регулировании конфликта участвует с целью совершенствования процесса обсуждения проблемы, организа­ции встреч и переговоров, не вмешиваясь в полемику по пово­ду содержания проблемы и принятия окончательного решения.

Наблюдатель — своим присутствием в зоне конфликта сдерживает стороны от нарушения ранее достигнутых догово­ренностей или от взаимной агрессии. Присутствие наблюдате­ля создает условия для решения спорных вопросов путем пе­реговоров.

Конфликтологами выделяются условия, в которых целесо­образен тот или иной тип медиаторства. Высокоавторитарный стиль (третейский судья или арбитр) выгоден, если требуется быстрое решение; если конфликт длителен, позиции сторон определены, но они не могут найти взаимоприемлемое решение. Он также эффективен при ужесточении конфликта, его нагру-женности эмоциями. После того как участники «остынут», воз­можно применение менее авторитарных стилей. При доверии оппонентов к третьей стороне авторитарный стиль воспринимает­ся легче. Наличие у оппонентов навыков обсуждения проблем повышает эффективность неавторитарного стиля (посредник или помощник).

Исход конфликта зависит от власти, авторитета и роли ме­диатора. Третья сторона может обеспечить:

• волевое прекращение конфликта (третейский судья, арбитр);

• разведение конфликтующих сторон (третейский судья, арбитр);

• блокирование борьбы (третейский судья, арбитр, наблюда­тель);

• применение санкций к сторонам (третейский судья, арбитр);

• определение правого и неправого (третейский судья, арбитр);

37. Урегулирование конфликтов с участием третьей стороны 487

• оказание помощи в поиске решения (помощник, посредник);

• содействие нормализации отношений (посредник, помощник);

• оказание помощи в организации общения (посредник, по­мощник);

• контроль за выполнением соглашения (арбитр, посредник, наблюдатель).

Ситуации, с которыми сталкивается медиатор, сложны и разнообразны. Поэтому процесс медиации не имеет жесткой структуры. Можно выделить лишь три основных этапа [2].

1. Знакомство с конфликтом и конфликтующими сторона­ми. Медиатор изучает историю проблемы, требования оппо­нентов. Многие конфликты носят специфический характер, медиатору приходится вникать в проблему, читать соответст­вующую литературу, консультироваться со специалистами.

2. Работа с конфликтующими сторонами. Медиатор, как пра­вило, многократно встречается с каждой из сторон с целью их подготовки к проведению совместных переговоров (уточняются требования, снимаются обвинения, смягчаются формулировки и т.д.).

3. Ведение переговоров — наиболее важный этап. В ходе них медиатор выполняет ряд функций: ведущего, тренера, «толкача», педагога и т.д. Он следит за тем, что и как говорят оппоненты, при необходимости поправляя, подбадривая или осуждая их. Важно, чтобы каждая встреча была отмечена пусть небольшим, но реальным продвижением вперед.

37.2. Результативность участия

третьей стороны в урегулировании конфликтов

Вмешательство третьей стороны в конфликт не всегда эф­фективно. Выявлено, что вмешательство руководителей в кон­фликты между подчиненными в 67% ситуаций оказывает по­ложительное влияние. В 25% ситуаций оно не оказало влияния на разрешение проблемы. В 8% ситуаций было зафиксировано отри­цательное влияние руководителей на итоги конфликта [100].

488 VIIL Теория и практика разрешения конфликтов

Положительное влияние руководителей на урегулирование производственных конфликтов выявлено Н. Гришиной [23]. Высокая эффективность регулирования инновационных кон­фликтов отмечена Ю. Мягковым [56].

Анализ конфликтов между госслужащими регионального и федерального уровней [55] показал, что результативность вмеша­тельства руководства невысока. Вмешательство оказывает более положительное влияние на коллектив, чем на оппонентов, и яв­ляется позитивным только в 28% ситуаций. Регулирование вы­шестоящими начальниками конфликтов между офицерами чаще негативно влияет на разрешение противоречий. Это связано с отсутствием у руководителей необходимой подготовки и време­ни для эффективного посредничества [4].

Существует ряд факторов, которые влияют на эффектив­ность деятельности третьей стороны в конфликте.

1. Основным фактором является мотивированность обеих сторон на совместную работу, готовность учесть мнение по­средника, принять предлагаемое им решение.

2. Эффективность медиации определяется особенностями и характером деятельности третьей стороны.

Среди них выделяют:

• заинтересованность третьей стороны в урегулировании кон­фликта;

• наличие знаний и профессиональных качеств по проведе­нию регулирующего процесса, а также способности убеж­дать;

• наличие опыта успешного регулирования конфликтов в

прошлом;

• знание ситуации, обстановки, особенностей конфликта.

3. Настойчивость в действиях третьей стороны оказывается результативной тогда, когда разногласия участников связаны с принципиальными для них вопросами и когда напряженность конфликта особенно высока (Т. Кохэн, Д. Колб).

4. Степень напряженности конфликта. Данные по этому во­просу противоречивы. С одной стороны, выявлено, что разре­шение трудового конфликта с помощью медиатора более ус­пешно тогда, когда забастовка уже идет, а не когда возникла лишь ее угроза. С другой стороны, установлено, что излишний накал страстей в ходе переговоров негативно влияет на успеш­ность деятельности посредника (П. Карневале, Р. Регнеттер).

37. Урегулирование конфликтов с участием третьей стороны 489

5. Длительность конфликта. Затяжные конфликты менее поддаются регулированию, чем скоротечные [4; 100].

6. Характер отношений сторон. Чем сложнее, напряженнее взаимоотношения, тем менее эффективно посредничество.

7. Выбираемые тактики и техники урегулирования конфликтов определяются ситуацией, а не особенностями медиатора.

Известно, что переговорный процесс имеет внутренний цикл развития, в ходе которого возрастает и спадает доверие участников к медиатору, их потребность в разрешении кон­фликта. Посреднику важно уметь улавливать критические мо­менты переговоров, во время которых действия, предприни­маемые им, будут максимально успешными.

Тактики взаимодействия медиатора с оппонентами в ходе переговоров могут быть различными (рис. 37.1).

Рис. 37.1. Тактики взаимодействия третьей стороны с оппонентами при урегулировании конфликта:

ф— медиатор; 1 — тактика поочередного выслушивания; 2 - сделка; 3 — челночная дипломатия; 4 — давление на одного из оппонентов; 5 — ди­рективное воздействие

1. Тактика поочередного выслушивания на совместной встре­че применяется для уяснения ситуации и выслушивания пред­ложений в период острого конфликта, когда разъединение сто­рон невозможно.

2. Сделка — специфика ее в том, что посредник стремится больше времени вести переговоры с участием обеих сторон. При этом основной упор делается на принятии компромисс­ных решений.

IX Конфликтология

490 VIII. Теория и практика разрешения конфликтов

3. Челночная дипломатия — медиатор разделяет конфлик­тующие стороны и постоянно курсирует между ними, согласуя различные аспекты соглашения. В результате обычно достига­ется компромисс.

4. Давление на одного из оппонентов — большую часть вре­мени третья сторона посвящает работе с одним из участников, в беседах с которым доказывается ошибочность его позиции. В конечном итоге данный участник идет на уступки.

5. Директивное воздействие предполагает акцентирование внимания на слабых моментах в позициях оппонентов, оши­бочности их действий по отношению друг к другу. Цель -склонение сторон к примирению.

Можно выделить и описать конкретные техники медиативного процесса, предложить рекомендации по их применению [2].

В начале работы медиатор прибегает к техникам рефлексив­ного вмешательства, которые помогают ему сориентироваться в проблеме, заинтересовать участников конфликта в процессе медиации, поднять свой авторитет в их глазах. Медиатор рас­сказывает клиентам о себе, своих возможностях, о медиации вообще, мотивирует участников на ведение переговоров.

Большинство медиативных техник направлено на нормали­зацию отношений между сторонами и достижение решения стоящих перед ними проблем. Их часто называют техниками контекстуального вмешательства. Когда клиенты предъявляют нереальные требования друг к другу, посредник стремится из­менить их, демонстрируя, в чем состоит неконструктивность позиций сторон. При проявлении сторонами враждебности не­обходимо жестко контролировать ситуацию, используя юмор, иронию или оказывая давление на них, призывая к осознанию последствий такого поведения.

Когда одновременно обсуждается много вопросов, медиатор стремится упростить ситуацию, выделяя приоритетные цели, определяя перечень проблем, предлагая сторонам поторговать­ся из-за того, что кажется наиболее важным, и т.д.

На завершающем этапе переговоров, когда посредник уже имеет четкое представление о том, как и что должно быть сде­лано, он может выступать в роли судьи, активно влияя на раз­решение конфликта. Он использует техники независимого вме­шательства, включающие в себя показ участникам плюсов и минусов соглашений, предложение своих вариантов решений,

37. Урегулирование конфликтов с участием третьей стороны 491

перевод намечающейся договоренности из сферы желаемого в область действительного (В. Смит).

^^ 37.3. Деятельность руководителя

по урегулированию конфликтов

Для руководителя крайне важно, чтобы социально-психологический климат в коллективе оказывал благоприятное воздействие на качество совместной деятельности людей. Ус­ловием эффективной деятельности руководителя является его социально-психологическая компетентность [21]. Одной из ее составляющих выступает конфликтологическая компетентность (Л. Петровская). Она включает в себя:

• понимание природы противоречий и конфликтов между людьми;

• формирование у себя и подчиненных конструктивного от­ношения к конфликтам в организации;

• обладание навыками неконфликтного общения в трудных ситуациях;

• умение оценивать и объяснять возникающие проблемные ситуации;

• наличие навыков управления конфликтными явлениями;

• умение развивать конструктивные начала возникающих конфликтов;

• умение предвидеть возможные последствия конфликтов;

• умение конструктивно регулировать противоречия и кон­фликты;

> наличие навыков устранения негативных последствий кон­фликтов.

Деятельность руководителя как посредника включает ана-1лиз ситуации и урегулирование конфликта. Анализ конфликт-\ной ситуации состоит в следующем: получение информации о 'конфликте; сбор данных о нем; анализ полученной информа­ции; проверка ее достоверности; оценка конфликтной ситуа­ции. Процесс урегулирования включает выбор способа урегули­рования конфликта, типа медиаторства, реализацию выбранного способа, уточнение информации и принимаемых решений, снятие послеконфликтного напряжения в отношениях оппонентов, анализ опыта урегулирования конфликта (рис. 37.2).

492 VIII. Теория и практика разрешения конфликтов

Руководитель получает информацию о конфликте по разным каналам. Он сам может быть свидетелем конфликта между со­трудниками организации. Один из участников или оба могут обратиться к руководителю с просьбой помочь решить пробле­му. Информация может поступить от ближайшего окружения оппонентов. Наконец, информация о необходимости разреше­ния конфликта между подчиненными может поступить от вы­шестоящего руководства. Если полученная информация указы­вает на опасное развитие конфликта, то руководитель прекра­щает противоборство оппонентов или ограничивает их взаимо­действие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Получение информации о конфликте   Сбор данных о конфликте   Анализ конфликтн ситуации   £• Оценка конфликтной ситуации  
         
    t i   t Т    
Проверка достоверности информации Уточнение информации и принимаемых решений  
      Т      
Анализ опыта Снятие послеконф-ликтной на­пряженности отношений Реализация выбранного способа Выбор способа урегулирова­ния и типа медиаторства  
       

Рис. 37.2. Этапы деятельности руководителя по урегулированию конфликта между подчиненными

Сбор данных о конфликте происходит в ходе всей аналити­ческой работы. Это информация о противоречии, лежащем в основе конфликта, его причинах, позициях участников, от­стаиваемых целях, их отношениях. Источниками информации являются оппоненты (руководитель поочередно беседует с ка­ждой из сторон в отдельности, принимая меры по снижению их негативных эмоций по отношению друг к другу), их руко­водители или подчиненные, неформальные лидеры коллекти­ва, их друзья, свидетели конфликта, члены их семей.

Важно отказаться от изначально негативной установки по отношению к конфликту вообще и к одному из оппонентов в частности. Необходимо быть объективным, чтобы не исказить восприятие и понимание получаемой информации.

37. Урегулирование конфликтов с участием третьей стороны 493

При анализе конфликтной ситуации руководителю нужно уяс­нить суть проблемы, в чем заключается противоречие между оп­понентами, что является объектом конфликта. Руководитель оце­нивает, на какой стадии развития находится конфликт, какой ущерб нанесен оппонентами друг другу. Важно определить при­чины конфликта. Обычно конфликты возникают в результате действия нескольких причин, одна-две из них являются домини­рующими. Важно выявить все причины и повод конфликта.

Анализируя позиции участников конфликта, необходимо определить цели и интересы сторон, какие их потребности не удовлетворены и генерируют конфликтное поведение. Важно оценить возможности оппонентов по овладению объектом конфликта. Иногда одному из оппонентов лучше сразу отка­заться от намерений, так как объект для него недостижим. Не­обходимо выяснить также доконфликтные отношения оппо­нентов и их актуальное состояние, оценить, кто поддерживает каждую из сторон, отношение окружающих к конфликту. Нужно уточнить социально-демографические данные, индиви­дуально-психологические особенности оппонентов, их фор­мальные и неформальные статусы в коллективе.

Необходимо постоянно проверять достоверность получаемой информации, уточнять и дополнять ее, используя личные на­блюдения и встречи с разными людьми.

Параллельно с анализом конфликтной ситуации руководи­тель проводит ее оценку. Оценивается степень правоты оппо­нентов, возможные исходы конфликта и его последствия при различных вариантах развития. Руководитель оценивает свои возможности по урегулированию конфликта. Определяются возможности оппонентов и общественности.

На эффективность урегулирования конфликта влияет выбор руководителем способа его разрешения. Обладая властью по от­ношению к подчиненным, руководитель может реализовать любой из рассмотренных типов медиаторства (третейский су­дья, арбитр, посредник, помощник, наблюдатель). Существует два подхода к пониманию роли руководителя в урегулировании конфликта. Первый заключается в том, что руководителю це­лесообразно ориентироваться на роль посредника в конфликте, а не арбитра [22]. Считается, что арбитраж имеет ряд особен­ностей, снижающих его эффективность при использовании в разрешении межличностных конфликтов, а именно:

494 VIII. Теория и практика разрешения конфликтов

• необходимость принятия решения побуждает руководителя к поиску «истины», что является неадекватным подходом к проблеме человеческих отношений;

• принятие решения «в пользу» одной из сторон вызывает у другой стороны негативные реакции в адрес «арбитра»;

• принятие решения руководителем закрепляет его ответст­венность за реализацию и последствия этого решения;

• решение проблемы руководителем затрагивает предмет борьбы, но не взаимоотношения сторон, поэтому полного разрешения конфликта, которое предполагает договор меж­ду участниками, нет.

Второй подход, которого придерживаются авторы, заключа­ется в том, что руководителю необходимо уметь гибко приме­нять все типы медиаторства. Основными для руководителя яв­ляются роли арбитра и посредника, а дополнительными — ро­ли третейского судьи, помощника и наблюдателя.

Модель арбитр оптимальна в ситуациях, когда:

• руководитель имеет дело с быстро обостряющимся конфликтом;

• одна из сторон явно неправа;

• конфликт протекает в экстремальных условиях (аварийная ситуация, боевая обстановка);

• служебные обязанности определяют его действия именно как арбитра (например, в условиях Вооруженных Сил и т.д.);

• нет времени на детальное разбирательство;

• конфликт кратковременный и незначительный. Руководителю целесообразно использовать роль арбитра

при регулировании конфликтов по вертикали, особенно если оппоненты разделены несколькими ступеньками иерархиче­ской пирамиды.

Руководитель может выступать в роли посредника при урегу­лировании конфликтов в ситуациях:

• равенства должностных статусов участников конфликта;

• длительных, неприязненных, сложных взаимоотношений сторон;

• наличия у оппонентов хороших навыков общения и поведе­ния;

• отсутствия четких критериев разрешения проблемы. Реализация выбранного способа включает раздельные бесе­ды с оппонентами, подготовку к совместному обсуждению проблемы, совместную работу с оппонентами и фиксацию

37. Урегулирование конфликтов с участием третьей стороны 495

окончания конфликта. С согласия оппонентов руководитель может вынести проблему на собрание коллектива или совеща­ние экспертов, привлечь к посредничеству неформальных ли­деров или друзей оппонентов.

Послеконфликтный период характеризуется переживаниями участников, осмыслением своего поведения. Происходит кор­рекция самооценок, притязаний, отношения к партнеру. Руко­водителю в целях снятия послеконфликтного напряжения целе­сообразно помочь оппонентам осуществить самокритичный ана­лиз происшедшего, чтобы не допустить образования негативных установок в отношениях, предвзятости. Необходим искренний, объективный и конструктивный анализ конфликта с определе­нием перспектив дальнейшего развития взаимодействия.

Важно контролировать поведение оппонентов и корректи­ровать их поступки с целью нормализации отношений.

Сформировавшаяся отрицательная установка мо­жет сохраняться определенное время и человек будет непроизвольно испытывать антипатию к своему быв­шему оппоненту, невольно высказывать о нем. отрица­тельное мнение и даже действовать в ущерб ему [88]. Анализ полученного опыта позволяет руководителю осмыс­лить свои действия в конфликте, оптимизировать алгоритм дея­тельности по регулированию конфликтов среди подчиненных.

^^ 37.4. Этика деятельности психолога

по урегулированию конфликтов

Рассмотрим специфику посредничества на примере дея­тельности психолога. Ключевым в этой деятельности является создание новой ситуации в отношениях сторон, способствую­щей урегулированию существующего между ними конфликта [22]. При урегулировании противостояния психолог стратеги­ческой задачей считает не воздействие на оппонентов, а побу­ждение их к переводу конфликта в ситуацию совместного по­иска решения.

Психолог организует работу с конфликтующими в двух плоскостях. Первая представляет собой организацию и проведе­ние переговорного процесса, в ходе которого стороны приходят к

496 VIII' Теория и практика разрешения конфликтов

выработке согласованного решения. Это позволяет решить проблему конфликта, согласовать интересы обеих сторон. Осуществление взаимодействия по типу «триады» (оппонент — психолог — оппонент) делает участников конфликта более ус­тупчивыми, так как они склонны рассматривать свои уступки как уступки психологу, а не противоположной стороне. Таким образом психолог позволяет оппонентам сохранить лицо (Д. Прюитт).

Вторая плоскость деятельности психолога заключается в оказании психологической помощи оппонентам. Важной задачей такой помощи становится восстановление отношений сторон. В случае успеха психологу удается преобразовать отношения недавних оппонентов в новое качественное состояние.

Последовательность деятельности психолога при регулиро­вании конфликта соответствует логике, которая рассмотрена выше. Она включает раздельные встречи с оппонентами, фор­мирование положительного настроя участников на совместную работу, а также этап совместной работы. Совместная работа может быть организована с использованием системы ИПР (интегративное принятие решения), предложенной А. Филли. Она состоит из шести шагов.

1 Анализ и коррекция ситуации с целью создания благо­приятного климата.

2. Анализ и коррекция представлений. С помощью специ­альных процедур выясняются причины конфликта и позиции участников.

3. Анализ и коррекция отношений. Участники определяют свои чувства по отношению к конфликту и друг к другу.

4. Определение проблемы.

5. Поиск решения.

6. Принятие решения. Оценка альтернативных решений и достижение согласия относительно одного из них.

При работе психолога с различными типами конфликтов мо­гут быть отличия в посреднической деятельности. Так, процесс регулирования семейного конфликта включает четыре этапа [2].

1. Разогрев. В начале работы психолог делает все, чтобы супруги почувствовали себя комфортно.

2. Снятие препятствий. Психолог выявляет сомнения и барьеры по отношению к предстоящей процедуре медиации,

37. Урегулирование конфликтов с участием третьей стороны 497

которые существуют у конфликтующих сторон, и настраивает оппонентов на конструктивную работу.

3 Заключение соглашения. Психолог помогает супругам бо­лее четко сформулировать требования друг к другу и найти компромиссные решения, которые устраивали бы обе стороны.

4. Прояснение ситуации. Этот этап характерен для семейной медиации. Посредник помогает бывшим оппонентам расска­зать друг другу о тех чувствах и страхах, которые мешали им раньше достигнуть соглашения, а зачастую и просто погово­рить друг с другом откровенно. Эмоциональное раскрытие оп­понентов закрепляет результаты медиации и создает предпо­сылки бесконфликтного общения в дальнейшем (Б. Рой, К Стейнер). Чем более открыто ведут себя супруги по отно­шению друг к другу, тем прочнее брак [51].

Существуют этические принципы, в соответствии с которыми организуется посредническая деятельность психолога. Нейтральность по отношению к оппонентам. Психолог не стремится выявить правую и неправую стороны. Он относится к ситуации максимально объективно. Психолог не должен зависеть от конфликтующих сторон.

Безоценочность позиции. Психолог не дает оценок действиям или позициям оппонентов. Он побуждает их к самоанализу своих действий, помогает принимать решения. Конфиденциальность. Любая информация личного характера, полученная от участника конфликта, не может быть использована в ущерб ему или передана другим лицам без его согласия. Процедурный характер деятельности. Задача психолога — организовать процедуру обсуждения, ориентируя оппонентов на сотрудничество. Содержание процесса зависит от участников. Стимулирование сотрудничества. Психолог поощряет шаги оппонентов, направленные на нормализацию отношений, побуждает их к этому, обеспечивая переход от конфронтации к сотрудничеству.

Работа с процессом, а не с решением. Психолог несет ответст­венность не за характер принимаемых решений, а только за орга­низацию движения к этим решениям.

Деятельность психолога по урегулированию конфликта за­ключается не только в медиации, но также в оказании психо­логической помощи участникам, в которой присутствуют эле-

498 VIII. Теория и практика разрешения конфликтов

менты психодиагностики, консультирования и психотерапев­тической работы.

4.

Выводы

1. Урегулирование конфликтов с участием третьей стороны — специфический вид общественно значимой деятельности, которая называется медиацией. Третья сторона может сама вмешиваться в конфликт, а может регулировать его по просьбе участников. В зависимости от остроты конфликта, значимости решаемой проблемы и особенностей оппонен­тов медиатор может реализовать один из пяти типов урегу­лирования, а именно: третейский судья, арбитр, посредник, помощник или наблюдатель.

2. Третья сторона обычно благоприятно влияет на завершение конфликта. Эффективность медиации зависит от личности медиатора, особенностей конфликта и конфликтующих сто­рон и от избираемых тактик и техник воздействия на оппо­нентов.

3. В деятельности руководителя по регулированию конфликтов целесообразно использовать такие типы медиаторства, как арбитр и посредник. Особенность деятельности психолога по урегулированию конфликта заключается в одновремен­ном решении задач медиации и оказании психологической помощи оппонентам в нормализации взаимоотношений и психического состояния.

Принципы посреднической деятельности психолога: ней­тральность по отношению к оппонентам; безоценочность позиции; конфиденциальность; процедурный характер дея­тельности; стимулирование сотрудничества; работа с про­цессом, а не с решением.

Глава О О

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...