Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Госдолг Федерального правительстваБК РФ




Раздел IV. Сбалансированность бюджетов <http://www.garant.ru/main/12012604-012.htm>

Глава 14. Государственный и муниципальный долг

Статья 97. Государственный долг Российской Федерации

К государственному долгу Российской Федерации относятся долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами Российской Федерации, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, иностранными государствами, международными финансовыми организациями, иными субъектами международного права, иностранными физическими и юридическими лицами, возникшие в результате государственных заимствований Российской Федерации, а также долговые обязательства по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией, и долговые обязательства, возникшие в результате принятия законодательных актов Российской Федерации об отнесении на государственный долг долговых обязательств третьих лиц, возникших до введения в действие настоящего Кодекса.

Статья 98. Структура государственного долга Российской Федерации, виды и срочность долговых обязательств Российской Федерации.

Структура государственного долга Российской Федерации представляет собой группировку долговых обязательств Российской Федерации по установленным настоящей статьей видам долговых обязательств.

Долговые обязательства Российской Федерации могут существовать в виде обязательств по:

1) кредитам, привлеченным от имени Российской Федерации как заемщика от кредитных организаций, иностранных государств, в том числе по целевым иностранным кредитам (заимствованиям), международных финансовых организаций, иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц;

) государственным ценным бумагам, выпущенным от имени Российской Федерации;

) бюджетным кредитам, привлеченным в федеральный бюджет из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

) государственным гарантиям Российской Федерации;

) иным долговым обязательствам, ранее отнесенным в соответствии с законодательством Российской Федерации на государственный долг Российской Федерации.

. Долговые обязательства Российской Федерации могут быть краткосрочными (менее одного года), среднесрочными (от одного года до пяти лет) и долгосрочными (от пяти до 30 лет включительно).

. В объем государственного внутреннего долга Российской Федерации включаются:

) номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам Российской Федерации, обязательства по которым выражены в валюте Российской Федерации;

) объем основного долга по кредитам, которые получены Российской Федерацией и обязательства по которым выражены в валюте Российской Федерации;

) объем основного долга по бюджетным кредитам, полученным Российской Федерацией;

) объем обязательств по государственным гарантиям, выраженным в валюте Российской Федерации;

5) объем иных (за исключением указанных) долговых обязательств Российской Федерации, оплата которых в валюте Российской Федерации предусмотрена федеральными законами до введения в действие <http://base.garant.ru/12212604.htm> настоящего Кодекса.

. В объем государственного внешнего долга Российской Федерации включаются:

) номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам Российской Федерации, обязательства по которым выражены в иностранной валюте;

) объем основного долга по кредитам, которые получены Российской Федерацией и обязательства по которым выражены в иностранной валюте, в том числе по целевым иностранным кредитам (заимствованиям), привлеченным под государственные гарантии Российской Федерации;

) объем обязательств по государственным гарантиям Российской Федерации, выраженным в иностранной валюте.

Государственный долг образуется в результате осуществления государственными органами различных видов заимствований. Долг органов государственного управления органичным элементом в системе финансовых отношений, структуре активов и пассивов экономики. В соответствии с Бюджетным кодексом РФ (ст.97) Федеральный закон № 145-ФЗ Бюджетный кодекс Российской Федерации // Российская газета. - 1998. - № 153-154. - статья 97 “ государственным долгом РФ являются долговые обязательства РФ перед физическими, юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права”. Долговые обязательства - это сложная категория, отличающаяся, во-первых, по объектам долговых отношений; во-вторых, по форме образования и обслуживания; в-третьих по срокам обязательств. Основные формы долговых обязательств РФ (ст.98 БК РФ) Федеральный закон № 145-ФЗ Бюджетный кодекс Российской Федерации // Российская газета. - 1998. - № 153-154. - статья 98 следующие: кредитные соглашения и договора; государственные ценные бумаги; договора о предоставлении гарантий РФ, договоров поручителей РФ; переоформление долговых обязательств третьих лиц в госдолг РФ; соглашения РФ о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств. Во временном разрезе выделяют: краткосрочные (до 1 года), среднесрочные (до 5 лет), долгосрочные (до 30 лет) обязательства. Увеличение госдолга происходит в результате капитализации процентов по ранее полученным кредитам. Кроме того, он увеличивается вследствие обязательств, принятых государством к исполнению, но по различным причинам не профинансированных в срок. В общей постановке в проблеме госдолга можно выделить следующие основные аспекты: структура и динамика госдолга; механизм управления, обслуживания и реструктуризации долга; влияние государственного долга на развитие экономики страны. Очевидно, что государство может и должно брать в долг на нормальных, естественных и разумных основах и условиях. Практически в эффективной, нормально развивающейся, стабильной экономике госдолг не является ключевой проблемой развития и жизнедеятельности общества. Как правило, госдолг возрастает на этапах активного экономического роста, имея ввиду, что развивающаяся экономика, модернизируемое производство требуют определенных вложений, в том числе и государственных. Однако госдолг растет и в стагнирующей экономике, в которой спад в течение длительного времени предопределяет все динамические процессы развития макроэкономики. В этом случае основным источником покрытия затрат государства являются монетарные каналы финансирования госдолга, что мы имеем в настоящее время в переходной экономике РФ. Сложность объекта требует выработки определенного подхода к классификации состава долга, при этом возможно использование двух подходов: во-первых, использование бюджетной классификации и, во-вторых, использование укрупненных долговых статей, близких по функциональному назначению. Основополагающим для всех классификаций долга является деление его на внутренний и внешний долг. В соответствии с рекомендациями МВФ внешним долгом считается государственная задолженность перед нерезидентами. Данная ключевая классификация на практике дополняется еще рядом классификационных схем, к которым относятся: классификация долга по типу кредитора и по типу долгового обязательства. Классификация долга по типу кредитора имеет следующий вид: внутренний вид (органам кредитно-денежного регулирования, коммерческим банкам, другим членам государственного сектора, прочим финансовым учреждениям); внешний долг (международным организациям, органам управления зарубежных государств. Классификация по типу долгового обязательства имеет следующий вид: долгосрочные облигации, краткосрочные облигации, векселя, долгосрочные ссуды, не отнесенные к другим категориям, краткосрочные ссуды и векселя, не отнесенные к другим категориям. В категорию "госдолг" включаются все признанные долги РФ. Погашение накопленного долга может происходить различными способами: денежными выплатами, обменом долгового обязательства на налоговые освобождения, отказом от уплаты, аннулированием задолженности кредиторов, принятием задолженности другим органом. Госдолг оценивается по номинальной стоимости, так как он представляет сумму непогашенных обязательств, выплачиваемую при наступлении срока выплаты. Долг - это состояние (запас), а не движение (поток). Величина госдолга зависит от динамики обменного курса. Если в период между датами определения величин задолженности обменный курс изменился, то переоценка суммы внешнего долга, выраженного в иностранной валюте, в рубли служит одним из факторов изменения общей величины госдолга. Структурно госдолг складывается из двух частей: основной долг и непогашенный долг, включающий кроме основного еще и проценты на долговые суммы. К этому надо добавить, что госдолг - это не только долг непосредственно самого государства, но еще и заимствования внебюджетных фондов всех уровней государственного управления. Необходимо также учитывать и федерально-региональную структуру госдолга. На практике различают госдолг, образовавшийся в результате бюджетной задолженности федерального правительства. Собственно этот долг и фигурирует во всех оценках ситуации государственного заимствования. Но более правильно было бы говорить о консолидированном госдолге РФ. Что касается реальных заимствований РФ, то можно их классифицировать следующим образом: рыночные долговые обязательства в виде эмиссионных ЦБ, нерыночные обязательства, связанные с исполнением федерального бюджета и выпущенные для финансирования образовавшейся задолженности. Основным различием данных двух групп является, во-первых, то, что первые из них имеют определенную программную форму, закладываются в бюджетные проектировки на ряд лет, а, во-вторых, связаны с необходимостью решения текущих оперативных бюджетных проблем. Число видов (статей) госдолга не является стабильным и имеет тенденцию к увеличению, в основном это происходит за счет нерыночных инструментов.

Внутренний госдолг Российской Федерации растёт всё ускоряющимися темпами. Впрочем, темпы роста ВВП и инфляции не меньше, поэтому госдолг России пока невелик. Но необходимость развития рынка облигаций и снижение бюджетного профицита вынудит государство сильнее наращивать рост заимствований.

Внутренний государственный долг России, выраженный в государственных ценных бумагах, увеличился с начала года на 9,3%. На 1 августа 2008 г. он составил 1 365,297 млрд. руб. Такие данные зафиксировал Департамент международных финансовых отношений, госдолга и государственных финансовых активов Министерства финансов.

Внутренний госдолг России оформлен с помощью облигаций федерального займа (ОФЗ) и государственных сберегательных облигаций (ГСО). Департамент, следящий за российскими долгами, отметил, что большая часть этого долга - 64,65% - приходится на ОФЗ с амортизацией долга (ОФЗ-АД), 23% приходятся на ОФЗ с постоянным купонным доходом (ОФЗ-ПД), 9% - на ГСО с фиксированной процентной ставкой (ГСО-ФПС), 2,5% - на ОФЗ с фиксированным купонным доходом (ОФЗ-ФК) и 0,76% - на ГСО с постоянной процентной ставкой купонного дохода (ГСО-ППС).

Обращает на себя внимание, что темпы роста внутреннего госдолга постоянно увеличиваются. Если за I квартал 2008 г. долг вырос на 4,3%, то за первые 5 месяцев года - уже на 6,4%, а за I полугодие 2008 г. - на 8,1%. Теперь же за 7 первых месяцев - на 9,3%. "Объём внутреннего долга увеличивается из-за необходимости поддержания определенного объема рынка рублевых гособлигаций. Ряд участников рынка (например, пенсионные фонды, управляющие компании и другие институциональные инвесторы) должны инвестировать часть своих активов в гособлигации, и рост объёмов рынка должен соответствовать темпам роста их активов, - объясняет такую динамику замруководителя аналитического департамента ИК "Совлинк" Ольга Беленькая. - Кроме того, принята среднесрочная стратегия постепенного замещения внешнего госдолга внутренним".

Впрочем, темпы роста внутреннего долга в номинальном выражении даже ниже темпов инфляции, обращает внимание аналитик ИК "Брокеркредитсервис" Екатерина Кравченко. А сам внутренний госдолг России в целом весьма невелик, если учитывать величину и темпы роста её ВВП. Он составляет порядка 4% ВВП, и эта доля даже уменьшалась с учётом того, что в I квартале 2008 г. российская экономика выросла на 8,5%, отмечает главный экономист УК "Финам менеджмент" Александр Осин. А отношение общего, внешнего и внутреннего госдолга к ожидаемому объему ВВП за 2008 г. составляет менее 6%, подсчитала Беленькая.

Пока Минфин планирует удерживать совокупный госдолг России на уровне не выше 8,4% ВВП, а к концу 2010 г. выйти на показатель 8,7%. "На данный момент, имея значительный профицит федерального бюджета из-за рекордных нефтегазовых доходов, правительство объективно не заинтересовано в наращивании госдолга, за обслуживание которого нужно платить проценты", - поясняет Беленькая. "При нынешних темпах роста заимствований на внутреннем рынке уровень внутреннего долга к 2010 году останется примерно на сегодняшнем уровне - около 4,3-4,6% от ВВП", - рассчитывает Кравченко.

Для того чтобы величина госдолга к концу 2010 г. достигла 4,8 трлн руб., или 8,7% ВВП, он должен расти темпами 16,6--16,8%, рассчитал аналитик ИГ "Универ" Антон Мотовилов.

Но в дальнейшем госдолг будет наращиваться ещё более высокими темпами, предполагают эксперты. "На фоне замедления мировой экономики и необходимости поддержки национального финансово-кредитного сегмента и социальной сферы российское государство, вероятно, будет вынуждено увеличить объем заимствований", - ожидает Осин.

К тому же к 2010 г. профицит бюджета будет близок к нулю, и правительству придётся занимать более активно, предсказывает Беленькая.

Но даже если отношение госдолга к ВВП превысит 10%, чего пока не хочет допустить Минфин, этот показатель не ляжет тяжким грузом на наш бюджет. "Долговая нагрузка на уровне 10% означает, что на погашение долга нужно будет отправлять не более 1% ВВП, а у нас профицит бюджета составляет 5-8% от ВВП", - замечает Осин. К тому же не стоит забывать о международных (золотовалютных) резервах в размере $592,3 млрд.

А по сравнению со многими зарубежными экономиками нагрузка по российскому госдолгу пока просто незначительна и не может вызвать риска невыполнения обязательств государством. "Например, в США сейчас речь идет примерно о 40%, в Европе доля долга по отношению к ВВП может достигать 50-60%, а в Казахстане текущий долг и вовсе превысил годовой объем ВВП, и ни о каких дефолтах речи не идёт", - отмечает Осин. По отношению госдолга к ВВП Россия сейчас является одной из наиболее благополучных стран, соглашается Беленькая. "Однако не всё так однозначно - ведь есть еще формально не зависимый от государства корпоративный долг госкомпаний, и он быстро растёт", - замечает она.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...