Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Формирование благоприятного хозяйственного климата

 

Цель 1.1. Ликвидация препятствий для предпринимательской деятельности

Задача 1.1.1. Обеспечить формирование эффективной конкурентной среды

Цель 1.2. Снижение налогового бремени

Задача 1.2.1. Способствовать благоприятному изменению федерального законодательства

Задача 1.2.2. Разработать и принять ряд законов Санкт-Петербурга, обеспечивающих формирование благоприятного налогового климата

Задача 1.2.3. Облегчить налоговое бремя в регионе

Цель 1.3. Формирование рынков недвижимости и реформа градостроительного регулирования

Задача 1.3.1. Способствовать благоприятному изменению федерального законодательства

Задача 1.3.2. Укрепить городскую нормативную базу рынка недвижимости

Задача 1.3.3. Реформировать нормативно-законодательную базу градостроительного регулирования в Санкт-Петербурге

Задача 1.3.4. Укрепить институциональную базу рынка недвижимости и градостроительного регулирования

Задача 1.3.5. Обеспечить безопасность рынка недвижимости

Задача 1.3.6. Разработать новый Генеральный план Санкт-Петербурга

Цель 1.4. Развитие рынка труда, повышение мобильности рабочей силы, создание условий для изменения и повышения квалификации

Задача 1.4.1. Способствовать благоприятному изменению федерального законодательства и законодательства Санкт-Петербурга

Задача 1.4.2. Создание благоприятной информационной среды для функционирования рынка труда

Задача 1.4.3. Создать благоприятные условия для малого бизнеса

Задача 1.4.4. Укрепить систему профессиональной подготовки и переподготовки

Цель 1.5. Переориентация финансовых ресурсов на инвестиции в реальный сектор экономики

Задача 1.5.1. Стимулировать частные вложения в реальный сектор

 

2.2 Механизмы реализации и обновления Стратегического плана

 

Специфика избранного подхода к стратегическому планированию состоит в том, что процесс здесь столь же важен, как и результат, этапы разработки и реализации не разделены. Процесс анализа, постановки целей, выработки мер организован так, чтобы привлечь возможно более широкий круг лиц и организаций. Поэтому уже в ходе разработки Стратегический план стал средством достижения согласия по поводу приоритетов развития города. Совещания, семинары, конференции, выставки, проводимые в процессе разработки, - это то место, где могут встречаться представители разных сфер и обсуждать важнейшие городские проблемы. При этом создается поле для переговоров, где вырабатываются мнения и решения по поводу важнейших проектов или направлений деятельности, осуществляемых совместно властями, общественными организациями и бизнесом. План создавался огромным коллективом, состоящим главным образом из представителей тех организаций, которые заинтересованы в реализации мер плана. Этот процесс способствовал кристаллизации идей, установлению контактов, формированию групп исполнителей плана и, несомненно, влиял на принимаемые властями и бизнесом решения, то есть план уже реализуется.

Результатом этапа разработки стало создание организационных структур, которые могут направлять и отслеживать процесс реализации. На политическом уровне это Генеральный Совет и Исполнительный комитет Стратегического плана. На рабочем уровне - это система тематических комиссий и рабочих групп, объединяющих чиновников, бизнесменов, общественных деятелей, занятых реализацией конкретных мер, включенных в план. Под каждую меру создана или создается рабочая группа из представителей организаций, участвующих в реализации.

Поддержание в рабочем состоянии этой системы организационных структур, обеспечивающих контроль за выполнением и обновлением плана, - одно из необходимых условий реализации.

Стратегический план подписан всеми участниками, взявшими на себя моральные обязательства добиваться реализации зафиксированных в нем мер и придерживаться выбранных приоритетов. Сама форма плана, построенного как набор мер, способствует реализации. Меры включались в план как по критерию стратегической значимости и влияния на достижение стратегических целей, так и по критерию конкретности. При отборе были оставлены только те меры, по которым ясен порядок реализации и определены механизмы работы. Каждая мера сопровождается указанием индикатора реализации, то есть показателя, по которому можно судить о выполнении этой меры, а иногда и о ее результативности. По большинству мер не только определены участники, но и выделены ответственные организации - лидеры. Определены 50 приоритетных мер. Тем самым созданы предпосылки для претворения в жизнь намеченных мер.

В реализации плана участвует множество предприятий и организаций, среди которых выделяются два участника - Законодательное Собрание Санкт-Петербурга и Администрация Санкт-Петербурга. Они играют особую роль, выступая лидерами или активными соисполнителями большинства включенных в план мер. Поэтому их участие в реализации Стратегического плана требует специального механизма. Если в целом Стратегический план не является нормативным документом, то сопровождающие его планы действий Администрации и Законодательного Собрания могут и должны стать нормативными для этих организаций.

Для реализации большей части мер Стратегического плана необходимы определенные шаги со стороны Администрации и бюджетные средства. Та часть плана, которая выполняется подразделениями Администрации, выделяется в отдельный "План действий Администрации по реализации Стратегического плана". Исполнение этого плана действий будет обеспечено административными средствами. Предполагается, что аналогичным образом Законодательное собрание на основе плана утверждает и осуществляет свой "План законодательной деятельности по обеспечению реализации мер Стратегического плана". Такие планы позволят увязать стратегические цели и текущую деятельность всех участников Стратегического плана.

С учетом Стратегического плана будут формироваться перспективная городская инвестиционная программа и годовой бюджет. Предполагается, что бюджетной процедурой будет обеспечен порядок, позволяющий при подготовке очередного бюджета города Администрации вносить, а Законодательному
Собранию принимать решения по финансированию мер Стратегического плана.

Предусматривается активная роль Законодательного Собрания в контроле реализации Стратегического плана - включение в процедуру бюджетных слушаний обсуждения хода исполнения Стратегического плана и проведение специальных совместных с Администрацией заседаний по реализации Стратегического плана.

Действенным мог бы быть и общественный контроль - например, ежегодная общегородская конференция с выставкой-отчетом о реализации мер Стратегического плана. Эта конференция может быть включена в программу традиционного Экономического форума.

Содействовать реализации плана будет эффективное использование его текста. Текст существует в трех версиях, каждая из которых, будучи соответствующим образом опубликована, играет свою роль в обеспечении реализации. Краткая презентационная версия служит целям широкой пропаганды плана среди горожан, деловых кругов, потенциальных инвесторов. Она укрепит имидж города и станет дополнительным аргументом в привлечении инвестиций. Базовая версия необходима для более конкретного информирования заинтересованных деловых кругов о приоритетных направлениях развития и для контроля реализации намеченных мер. Полная версия, включающая подробные обоснования, а также конкретные проекты, программы, предложения, конкретизирующие каждую меру, станет рабочим материалом в процессе реализации. Один из способов публикации - размещение текста в сети Интернет на сервере Администрации и на специальном сервере Стратегического плана.

Не нужно забывать и о дополнительных возможностях лоббирования интересов города, связанных с презентацией Стратегического плана на федеральном уровне. Результативность лоббирования, основанного на глубоко проработанном документе, отражающем согласованные и взаимоувязанные позиции, гораздо выше, чем при проталкивании отдельных проектов. Аналогичным образом привлечение и использование средств международной технической помощи и займов будет направляться преимущественно на реализацию мер Стратегического плана.

Намечено, что организационно реализация Стратегического плана обеспечивается следующим образом:

- все меры плана обсуждаются участниками реализации и принимаются на основе консенсуса, план подписывается всеми участниками;

- Исполнительный комитет отбирает первоочередные меры и назначает сроки их выполнения, под каждую меру создается рабочая группа и назначается ответственный за реализацию;

- регулярно проводятся заседания Исполнительного комитета плана для контроля хода реализации;

- губернатор утверждает своим распоряжением "План действий Администрации по реализации Стратегического плана";

- Законодательное Собрание принимает "План законодательной деятельности по обеспечению реализации мер Стратегического плана";

- в бюджетном процессе оговаривается порядок учета Стратегического плана;

- на основе Стратегического плана формируется городская инвестиционная программа;

- проводится ежегодная общегородская конференция с отчетом о ходе реализации Стратегического плана.

Финансирование реализации отдельных мер плана происходит в рамках индивидуальных схем. При этом меры, вошедшие в план, при прочих равных условиях пользуются приоритетом при выделении средств городского бюджета, лоббировании привлечения федеральных ресурсов и средств международной технической помощи. Кроме того, включение в Стратегический план определенного проекта служит дополнительным аргументом при привлечении средств частных инвесторов.

К участию в реализации будут привлекаться различные фонды, например, Фонд федеральных и региональных программ, учрежденный Администрацией города.

Для поддержания в рабочем состоянии механизма стратегического партнерства, который обеспечит уточнение плана и контроль его выполнения, требуется относительно небольшое финансирование из бюджетных или других источников.


 

2.3 Ожидаемые результаты реализации Стратегического плана

 

Чтобы оценить суммарный эффект от реализации мер, включенных в Стратегический план, необходимо учесть не только прямой непосредственный эффект от каждой меры, но и косвенное влияние происходящих изменений на другие сферы и стороны жизни. Кроме того, нужно оценить и общий системный эффект от реализации всего комплекса мероприятий. Проведенный анализ и экспертная оценка результативности плана позволяют сформулировать следующие основные результаты, достигаемые при реализации плана:

- создание не менее 200 тыс. новых рабочих мест;

- увеличение реальных доходов населения не менее чем на 15%;

- увеличения средней продолжительности жизни на 3 года;

- достижение средней обеспеченности жильем на уровне 20 кв.м на человека при сокращении числа коммунальных квартир, улучшении качества жилья и жилищно-коммунальных услуг;

- повышение доходов бюджета в сопоставимых ценах не менее чем на 20% (за счет роста экономики и собираемости налогов) при повышении эффективности расходования бюджетных средств (за счет реформирования общественных служб, внедрения адресной поддержки нуждающихся, формирования обоснованной инвестиционной программы).

Увеличение бюджета позволит сосредоточить общественные ресурсы на решении важнейших для города социальных проблем и проблем городского хозяйства, модернизации транспортной и инженерной инфраструктуры и за счет этого:

- улучшить транспортную ситуацию, среднее время одной поездки в городе не должно превышать 40 минут;

- улучшить состояние окружающей среды, обеспечить высокое качество питьевой воды, снизить загрязнение атмосферного воздуха, приблизив их к международным экологическим стандартам.

Для достижения этих результатов план предлагает конкретные действия в следующих областях:

- создание в Санкт-Петербурге наиболее благоприятного хозяйственного климата, привлекающего в город средства для развития предприятий во всех отраслях экономики, поддержка малого и среднего предпринимательства;

- помощь петербургским предприятиям в получении федеральных и международных заказов, в продвижении на мировые и российские рынки конкурентоспособной продукции;

- реконструкция порта, аэропорта, Октябрьской железной дороги;

- переключение на Санкт-Петербург дополнительно не менее 20 млн.т грузов из общего объема внешней торговли России, развитие сопутствующих производств;

- реализация высочайшего научно-исследовательского потенциала Санкт-Петербурга, выполнение функций всероссийского центра инноваций и передовых технологий;

- превращение Санкт-Петербурга в центр высшего образования для всех регионов России и стран СНГ, а также ряда развивающихся стран, в крупнейший международный центр обучения русскому языку и культуре;

- создание программ переподготовки и обучения рабочих, инженеров и менеджеров, корректировка программ обучения вузов и средних специальных учебных заведений с учетом спроса, сложившегося на рынке труда;

- укрепление связи науки и производства, внедрение в производство передовых научных технологических и проектных разработок, ориентация прикладной науки на спрос;

- реализация программы превращения Санкт-Петербурга в один из мировых центров культуры, планирование событий культуры мирового класса, привлечение в город гостей, превращение культурных событий в туристский продукт, подготовка к празднованию 300-летия города;

- привлечение в город не менее 3 млн. туристов ежегодно, создание для этого необходимой инфраструктуры, недорогих гостиниц, транспорта, дружелюбной среды, системы указателей и обозначений, информации о городе, укрепление привлекательного образа Санкт-Петербурга в мире, реклама города, привлечение в город молодежи всех стран;

- формирование на базе системы здравоохранения и клинического комплекса Санкт-Петербурга главного медицинского центра Северо-Запада России, а по ряду специализаций - и прилегающих стран Балтийского региона;

- интеграция Санкт-Петербурга в мировую информационную сеть, развитие современных средств связи и информационных систем в образовании, производстве и управлении.

Реализация мер Стратегического плана, связанных с улучшением городской среды и реформированием городских общественных служб, позволит:

- увеличить объемы жилищного строительства в городе за счет более эффективного использования бюджетных средств и повышения платежеспособного спроса (развитие системы жилищного кредитования, снижение стоимости строительства жилья); определить стандарты социального жилья и предоставить его льготным категориям очередников, в том числе с использованием существующего жилищного фонда;

- ликвидировать разрыв линии метро на участке "Пл. Мужества" - "Лесная", ввести до 2003 г. все незавершенные строительством станции, организовать пассажирское движение по внутригородскому железнодорожному кольцу;

- оптимизировать маршрутную сеть общественного транспорта с учетом спроса;

- отремонтировать основные городские магистрали, завершить работы по вводу в действие двух дуговых магистралей для движения грузового транспорта, начать работы по строительству кольцевой дороги вокруг Санкт-Петербурга;

- резко повысить качество услуг в жилищно-коммунальном хозяйстве за счет развития конкуренции в сфере предоставления услуг и контроля со стороны жильцов за условиями соблюдения договора при оплате услуг (включая оценку их количества и качества);

- внедрить новые ресурсо- и энергосберегающие технологии в городском хозяйстве (снизив на 30% потери воды и тепла при подаче их потребителям);

- внедрить систему оплаты услуг по их реальному потреблению;

- ввести государственный контроль за тарифами и условиями подключения к водопроводным, газовым, тепловым и электросетям, стимулировать конкуренцию альтернативных источников для снижения цен на энергию;

- прекратить дорогостоящую практику экстенсивного расползания городской застройки, максимально использовать резервы незастроенных территорий внутри городской черты;

- осуществить мероприятия, направленные на улучшение здоровья населения (улучшение качества водопроводной воды, снижение загрязнения воздуха, завершение строительства канализационного коллектора);

- выплачивать жилищные компенсации и другие виды социальной помощи только лицам с низким уровнем доходов;

- реорганизовать социальную сферу, улучшить работу правоохранительных органов, систем образования, медицинского обслуживания, активизировать социальную работу с молодежью, пенсионерами, инвалидами и другими группами населения, соблюдая принцип социальной справедливости и адресной поддержки нуждающихся.

Оценка затрат, необходимых для реализации выполнения плана, включала полную оценку затрат на реализацию первоочередных мероприятий и оценку затрат на подготовительные этапы по перспективным мероприятиям и проектам. При оценке учитывалась окупаемость и возможные источники финансирования. Детальные данные приведены в информационных картах по каждой мере, включенной в Стратегический план. Суммарные характеристики (на срок до 2003 г.) составили (в ценах после 01.01.98):

- 15 млрд. рублей бюджетных средств, в том числе 8 млрд. рублей на инвестиции;

- 12 млрд. рублей из федерального бюджета, в том числе под федеральные программы "Жилище" и "Сохранение и развитие исторического центра г.Санкт-Петербурга";

- не менее 40 млрд. рублей частных инвестиций из различных источников (собственные средства предприятий и сбережения населения);

- 10 млрд. рублей инвестиций из других источников (внебюджетные фонды, прямые иностранные инвестиции и заимствования, включая евробонды, кредиты МБРР, ЕБРР и других международных организаций).

Разные типы проектов реализуются при разном сочетании общественных и частных средств. Бюджетные средства будут вкладываться прежде всего в социально значимые и долгоокупаемые инфраструктурные проекты. Частные - в коммерчески привлекательные проекты. Заемные международные средства будут использоваться для дополнения финансовых схем разных проектов, главным образом инфраструктурных. Население все в большей мере будет выступать инвестором проектов жилищного строительства.

При всей значимости количественных оценок важнее все же правильно выбранные ориентиры, основное направление движения. Основная направленность Стратегического плана - на социальную справедливость, помощь малоимущим, на содействие производству, создание доходов и рабочих мест, на повышение эффективности бюджетных расходов.

К отбору и обоснованию Стратегического плана были привлечены лучшие силы города: более 300 ведущих предприятий и организаций намерены участвовать в реализации плана, известные экономисты, финансисты, социологи и инженеры, представляющие основные научные организации города, в течение года отбирали меры и расставляли приоритеты, чтобы из множества способов решения проблем выбрать наиболее эффективные в условиях существующих финансовых ограничений.

Стратегический план - это общественное партнерство властей, населения и бизнеса, а значит, и контроль за его выполнением также должен быть общественным. Гласность и открытость в разработке и реализации плана - залог его успеха и соответствия потребностям горожан.


 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Любой, кто серьезно занимается бизнесом, обязательно видит существенную разницу между теоретическими построениями учебников и пособий и реальной практикой ведения дел. Немногие руководители могут похвастаться, что удачно применили стандартную схему, и не у всех из них дела обстоят так хорошо, как они об этом говорят.

Среди причин диссонанса обычно называются следующие:

- теория представляет собой идеальные модели, обобщающие и систематизирующие основные факторы деятельности, но не учитывающие все факторы;

- теория всегда отстает от практики, поскольку основана на предыдущем опыте деятельности, а время меняет и технологии, и культуру, и политику;

- теории управления разработаны для западного развитого рынка и определенного экономического уровня, в основном для предприятий, прошедших уже этапы выживания и экстенсивного роста.

Современный российский бизнес сегодня имеет достаточно мало общего с «классическим», описанным в доступной у нас американской переводной литературе. "Их" учебники по менеджменту пестрят примерами, где начинающие предприниматели, угадав моду рынка или максимально учитывая запросы потребителей, за 3-5 лет создавали фирмы, входящие в первую тысячу самых процветающих корпораций мира. Если такие фирмы и существуют сегодня в России (за годы перестройки), то они настолько глубоко находятся в тени, что о них неизвестно даже здесь, а не то, что в мире.

Под бизнесом в «классике» понимается, прежде всего, производство, на которое, в принципе, и должна бы опираться экономика. Есть производство и в России. Заводы, ориентированные при социализме на плановую экономику и выпускавшие в ту эпоху процентов на 50 неконкурентоспособную продукцию (благо, не с кем было конкурировать) и процентов на 45 – продукцию оборонную, в современную эпоху извилистого продвижения к рынку потеряли все ориентиры и почти не приобрели возможностей. Исключением можно считать сырьевые отрасли, которые широко используют единственное конкурентное преимущество – демпинговые цены – для обработки зарубежных рынков. Средний завод выглядит сегодня примерно таким образом: оборудование устаревшее, по большей части простаивает; часть складов и офисных помещений сдана; рабочих раз в 5-10 меньше, чем в «лучшие времена», основной контингент предпенсионного возраста; управленческий аппарат в 3-5 раз больше, чем несколько лет назад; ремонт, переоборудование и строительство новых цехов помнят только «старожилы»; завод должен бюджету и своим работникам.

Чтобы картина не была столь пессимистичной, опишем и завод из «высшей» категории: выпускается продукция, пользующаяся спросом у конечного потребителя, готового платить деньги (если есть); «заморожены» только некоторые цеха, предпринимаются попытки установки в ограниченных масштабах нового оборудования (разумеется, в кредит); зарплата и налоги выплачиваются почти регулярно; товарообмен идет, в основном, по бартеру, хотя есть и тенденция к сдвигу в сторону денежных расчетов.

Производство сегодня нельзя назвать главной частью российской экономики. Хотя перекачка сырья на запад и обеспечивает платежеспособность страны в закупке импорта, наиболее быстрыми темпами развивается у нас торговля и сфера услуг. Именно торговля, используя стратегию вертикального роста (или, другими словами, все возможности снижения издержек и обеспечения надежности собственного бизнеса), берет под контроль производство вначале по схемам давальческого сырья, а затем и приобретением в собственность.

Теории и модели управления востребованы сегодня именно этой частью бизнеса, поскольку становится ясно, что только здравый смысл и опыт предыдущей деятельности не обеспечивают еще скорости продвижения, к знанию пройденных дорог неплохо бы добавить карту впередилежащей местности. Тут-то и наступает главное разочарование: оказывается, взять и просто применить «это» нельзя.

Здесь можно занять несколько позиций.

Во-первых, можно решить, что теории разработаны «там» и «для них» и поэтому практической пользы «здесь» принести не могут. Это простое решение. Но надо сказать, что «там» и «для них» применение теорий тоже не столь успешно, как это принято представлять. Если внимательно читать те же пособия и биографии ведущих менеджеров, видим, что на каждый положительный пример внедрения теоретических моделей в практику деятельности приходится, по крайней мере, несколько провалов, не менее эффектных. При всей разработанности теорий на западе, западные фирмы проваливаются с проектами на чужих и собственных рынках ничуть не реже российских, несмотря на обычно лучшую ресурсообеспеченность. "Законы" Мэрфи и Паркинсона появились на западе не случайно.

Во-вторых, можно решить, что теория – это декларация о благих намерениях ведения бизнеса, нечто вроде моральной установки «поступай так», в которую жизнь вносит суровые коррективы. Новички со свежим бизнес-образованием приходят в практику, начиненные теорией, максимализмом и универсальными рецептами, бросаются «лбом на стену» и после одной-двух перевязок останавливаются на «нормальном» уровне сложившихся взаимодействий. Однако именно им удается, хотя и крайне редко, «пробить стену» и вывести фирму на новые рубежи. (Обычно их задор на этом испаряется, и они сами готовы встать новой стеной против любых «теоретических» перемен).

В-третьих, можно подойти к делу с «прагматической» точки зрения и взять от теории только то, что понравилось. Гораздо легче лечить симптомы, чем проблемы (лечить, не вылечить), гораздо проще внедрять что приятно. Можно написать миссию фирмы и должностные инструкции для персонала, приобщившись к мировой практике, повесить все в рамочку и заняться, наконец, проблемой постоянного роста затрат и снижения доли рынка. Как показывает практика, такой подход чрезвычайно широко распространен. Атрибуты и ритуалы теоретических моделей можно встретить чуть ли не в каждой первой фирме, безразлично, отечественной или западной. Природа человека такова, что внешние признаки благополучия котируются у него часто выше, чем суть.

Можно описать еще несколько популярных решений, но лучше будет выразить свое мнение по вопросу взаимоотношений теории и практики в современном российском бизнесе.

Из всего разнообразия стратегий российских предприятий на рынке можно выделить два типа, диаметрально противоположных по целям и основным методам реализации, и все же смыкающихся. Назовем их «Первоначальное накопление капитала» и «Стратегия долгосрочного присутствия». Трудно сказать, в каком процентном отношении разделились приверженцы этих стратегий, известно лишь, что и тех, и других достаточно много. Поскольку нас интересуют фундаментальные связи, попробуем рассмотреть крайние варианты этих стратегий.

Стратегия первоначального накопления капитала:

Нацелена на получение максимума прибыли «сегодня», причем почти любыми способами.

В арсенале наиболее действенных средств: доступ к бюджетным ресурсам в том или ином виде; манипуляции с НДС; реструктуризация долгов с «выкачиванием» ресурсов из промышленных предприятий; прямые неплатежи по обязательствам.

Вся «прибыль» переводится за границу и оседает в банках. Инвестиции в российскую экономику не предусмотрены, за исключением схем «купить-вычистить-продать».

Стратегия долгосрочного присутствия:

Нацелена на стабильный рост бизнеса в определенных направлениях или в определенном стиле.

В арсенале наиболее действенных средств: создание конкурентных преимуществ, неважно, каким способом; выполнение платежных обязательств.

Прибыль частично реинвестируется в собственный бизнес, частично (после краха ГКО) переводится за границу и оседает в банках.

(Стратегию продажи за рубеж всего, что можно продать, и по любым ценам мы не берем в расчет, т.к. она обусловлена понятной целью получения в будущем все большего количества свеженапечатанных рублей все за ту же долларовую сумму, и типична для всех фирм, которые в состоянии добраться до экспортных ресурсов).

Два крайних варианта рассмотренных стратегий выглядят практически несовместимыми, но только до определенного этапа реализации. В современной экономико-правовой ситуации стратегия первоначального накопления капитала вовсе не так быстро исчерпывает внутренний рынок, как можно было предполагать. Обнаруживается, что вопреки «правовым» ожиданиям, привычный арсенал средств еще можно использовать, хотя и с меньшей эффективностью, а накопленный капитал достаточен для действительно масштабного дела (например, покупки рентабельного завода). Здесь и происходит переориентация на долгосрочные цели, которую вынужденно поддерживает участие накопленного капитала в «производственном» бизнесе. Вдруг возникает необходимость в упорядоченном и эффективном управлении крупным предприятием. Практически, фирма оказывается на этапе начала реализации стратегии долгосрочного присутствия, с капиталом, но без опыта работы на рынке и с отрицательной репутацией.

Если проследить, куда выводит вторая стратегия, можно отметить момент кризиса 98 года, когда крупные фирмы данного толка были поставлены перед дилеммой: сохранить репутацию или деньги. Сберечь то и другое было невозможно, т.к. на относительно развитом рынке дебиторская задолженность исчислялась в рублях со сроками платежа в 2-3 месяца, а кредиторская – в долларах. Мелкие фирмы вообще не имели такой дилеммы, т.к. расплатиться при изменении курса в три раза за три месяца для них не представлялось возможным. (Здесь не берутся в расчет посреднические операции, в которых задействовано едва ли не большинство мелких фирм. В этих операциях валюта дебиторской и кредиторской задолженности если и не совпадает, то лишь по халатности руководителей). Ту часть фирм, которая выбрала деньги, можно считать примкнувшей к стратегии накопления капитала. Остальные оказались на изменившемся рынке с девальвированным опытом и прочной репутацией, но без денег.

Представленная картина, возможно, неприглядна. В таком случае можно сформулировать другими словами. В современном российском бизнесе присутствует два основных типа стратегий – ориентированных на накопление капитала, и ориентированных на долгосрочное присутствие на рынке. Для обоих типов на разных этапах их реализации становятся актуальными вопросы управления сложной структурой и эффективной обработки рынка – вопросы внедрения изменений.


 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Thompson A. Jr., Strickland III A. J. Strategic Management: Concepts and Cases. 3rd ed. Plano, Tex: Business Publications, 1984

2. Акофф Р. - Планирование будущего корпорации – М., 1985.

3. Ансофф И. - Стратегическое управление - М.: Экономика, 1989.

4. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. - СПб: Издательство "Питер", 1999.

5. Бандурин А.В., Чуб Б.А., Стратегический менеджмент организации: М., «Маркетинг-Микс», 2002.

6. В.А. Гончарук. Развитие предприятия: М., «Дело». 2000.

7. Виханский О.С. - Стратегическое управление - М.: Гардарики, 2003.

8. Виханский О.С. Наумов А.И. - Менеджмент - М.: Гардарики, 2003.

9. Герчикова И.Н. Менеджмент: Уч-к.—2-е изд., перераб. и доп.—М.: Изд-во Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995.—С.167-187.

10. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ.—М.: Изд-во “Дело”, 1992..—С.255-287.

11. Уткин Э.А. Курс менеджмента: Уч-к для Вузов. —М.: Изд-во “Зерцало”, 1998.—С.188-254.


[1] См.: Rumelt R.P. Strategy, Stracture, and Economic Performance, Cambridge, MA: Harvard University, 1974.

[2] См.: Porter M. Competitive Strategy, New-York, Free Press, 1980.

[3] См.: Grant R.M. Contemporary Strategy Analysis. Cambridge, MA: Basil Blackwell.

[4] См.: Hatten K.J., Hatten M.L. Effective Strategic Management, Englewood Cliffs, NJ, Prentice-Hall, 1988.

[5] См.: Smith G.D., Arnold D.R., Bizzel B.G. Business Strategy and Policy. Boston, houghton Miffin, 1988.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...