Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Опытно-экспериментальная работа по выявлению проблем социализации старших подростков из опекунских семей в условиях кадетской школы




 

В данном параграфе мы исследуем процесс социализации старших подростков в условиях кадетской школы на примере Кадетской школы-интерната г.Читы, расположенной по адресу: г.Чита, ул. 3-я Кооперативная.

Также мы исследовали психическое состояние подростков: наличие тревожности, агрессии.

В данном исследовании мы используем методику «Адаптация», цель которой - выявление уровня адаптации учащихся.

Для достижения цели были определены следующие задачи:

·   Определить уровень адаптации ребенка к социальному окружению.

·   Выявить уровень принятия учащимися собственной личности.

·   Определить уровень адаптации ребенка к ведущей деятельности.

Тип методики: вопросник. Форма проведения: групповая, индивидуальная. Возраст: подростки 13 - 17 лет.

Текст вопросника находится в приложении к данной курсовой работе (см. Приложение 1).

В исследовании принимали участие старшие подростки из опекунских семей 9кл, 11кл. в количестве 2-х человек.

При выявлении уровня адаптации учащихся, мы определили, что адаптация к социальному окружению и его взаимодействие с ним у подростков из опекунских семей протекает благоприятно.

Также нами проводилась методика «Самооценка психических состояний личности Г.Айзенка», цель которой - определить уровень тревожности, агрессии подростков.

Для достижения цели была поставлена задача: выявить негативное восприятие окружающего и отсутствие осознанного отклоняющегося поведения подростка. Материал: анкета из 40 предложений (см. Приложение 2).

При выявлении уровня тревожности и агрессии мы определили, что у одного из подростков присутствует склонность к переживанию тревоги, характеризующейся низким порогом возникновения реакции тревоги, а также повышенная психологическая активность, стремление к лидерству путем применения силы по отношению к другим людям.

У второго подростка никаких склонностей к агрессии и тревожности не наблюдается.

Таким образом, при проведении данного исследования мы выявили, что процесс социализации у старших подростков из опекунских семей в условиях кадетской школы интернат протекает благоприятно, взаимодействие с окружающими удовлетворительное, отсутствуют какие-либо конфликты со сверстниками и учителями, а вот психическое состояние одного из подростков не дало положительных результатов т.к присутствует внутренняя тревожность, переживание.

 


Заключение

 

Изучая процесс социализации старших подростков из опекунских семей в условиях кадетской школы, мы рассмотрели в данной работе, что опекунская семья является самой распространенной формой устройства ребенка на воспитание в семью. Понятия «опека» и «попечительство» как формы семейного воспитания идентичны.

Опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста 14 лет. Попечительство устанавливается от 14 до 18 лет.

Социализация личности - это одно из ведущих понятий социальной педагогики. Это сложный непрерывный процесс, протекающий на биологическом, психологическом и социальном уровнях. При этом процесс социализации старшего подростка предполагает включение его в систему общественных отношений и в тоже время самостоятельное воспроизведение им этих отношений.

Сущность социализации состоит в том, что она формирует человека как члена того общества, к которому он принадлежит. Соответственно и процесс социализации в различных обществах, сохраняя определенную специфику.

Подростковый период называют «трудным возрастом», «переломным периодом». Его содержание заключается в изменении поведенческих характеристик: от почти полного послушания, свойственного малым детям, юноши переходят к сдержанному послушанию. Подростки и юноши более восприимчивы к негативным оценкам окружающих, особенно если они касаются одежды, внешнего вида, манер поведения, круга знакомств, то есть всего того, что составляет социальную среду и социальную символику «Я».

Около 85% подростков, обучающихся в кадетских школах - дети дезадаптированные к системе основного общего образования, отверженные семьей и оказавшиеся в сложной жизненной ситуации. Создавая условия, обеспечивающие развитие познавательных интересов подростка, преодоление негативного отношения к обществу, кадетские школы-интернаты являются тем Рубиконом, который стоит на пути подростка к принудительной или в некоторых случаях особо принудительной социализации и способствуют постепенному и безболезненному разрешению конфликта между подростком и обществом.

Исследование, проводившееся в краевой кадетской школе интернате г.Читы, показало, что старшие подростки из опекунских семей - это хорошо адаптированные дети без каких-либо отклонений.

 


Список литературы

 

1. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. - М: Издательство Инфра, 2007. - 339 с.

.   Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе. - М.: Просвещение, 2005. - 224 с.

.   Басова Н.Ф. Основы социальной работы.- М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 288 с.

.   Галагузова М.А. Социальная педагогика.- М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2006. - 416 с.

.   Галанин Ю.Г. Стандарты в образовании // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2007. - №3. - С.9-12.

.   Кобазева Ю.А. Исследование процесса социализации современных подростков в отечественной психологии: Психология обучения. - М.: Инфра-М, 2007. - 378 с.

.   Лодкина Т.В. Социальная педагогика. - 2-е изд., доп. и испр.- М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 208 с.

.   Мардахаев Л.В. Социальная педагогика: Учебник. - М.: Гардарики, 2006. - 269 с.

.   Мустаева Ф.А. Основы социальной педагогики. - М.: Академический проект, Екатеринбург: Деловая книга, 2007. - 416 с.

10. Никитина Е.Л. Социализация старших школьников на основе системы педагогической поддержки: Автореферат дис.... канд. пед. наук: 13.00.01. - Киров, 2005. - 19 с.

.   Наумова А.Р. Социальный педагог сегодня // Социальная педагогика в России. - 2010. №4. - С.60-65.

.   Поневаж Е.В. Психологические особенности социализации старших подростков в группе сверстников: автореферат дис.... канд. псих. наук: 19.00.13. - М., 2007. - 18 с.

.   Педагогика: Учебное пособие для студентов пед.вузов / Под ред. Пидкасистого П.И. - М.: Просвещение, 2008. - 640 с.

.   Романюк Е.Г. Вектор социальной педагогики // Социальная педагогика. - 2006. № 3. - С.94-101.

.   Селиванова А.Ю. Проблемы социальной педагогики // Социаьная педагогика. - 2006. №3. - С.45-48.

.   Семейный кодекс РФ, ст. 150-151.

.   Шилова М.И. Социализация и воспитание личности в педагогическом процессе. - Красноярск, 2008. - 187 с.

.   Шилова Т.А. Диагностика психолого-социальной дезадаптации детей и подростков: метод. пособие. - М.: Айрис-пресс, 2006. - 112 с.

19. <http://www.vashpsixolog.ru/teenager/44-personal-development/1272-lichnostnye-trudnosti-i-problemy-podrostkov>

.   <http://opekaweb.ru/page.php?id=155>

.   www.proshkolu.ru <http://www.proshkolu.ru>

22. www.ingashevchenko.ucoz.ru

 


Приложения

Приложение 1

Методика «Адаптация» [22]

Инструкция: «Внимательно прочтите каждое утверждение теста. Если вы с ним согласны, то в протоколе, напротив его номера поставьте знак (+), если не согласны - знак (-)».

. Я испытываю внутреннюю неловкость, когда с кем-нибудь разговариваю.

. Я люблю соревноваться с другими и побеждать.

. Мне легко подбирать слова, чтобы выразить свои мысли и чувства.

. Я всегда сдерживаю обещание, даже если это мне не выгодно.

. Я общительный, открытый человек и легко схожусь с другими.

. Я постоянно стремлюсь к успеху, мне важно быть в числе лучших.

. Я практически не имею свободного времени.

. Я всегда говорю взрослым только правду.

. Я стараюсь держаться ото всех в стороне.

. Часто я неприятен сам себе.

. На некоторых уроках я чувствую себя глупым.

. Я всегда справедлив в отношениях с учителями и родителями.

. Я часто смущаюсь и испытываю чувство застенчивости.

. Я чувствую неуверенность в себе.

. Мои достижения - плоды моего труда, а не результат везения.

. Я никогда не говорю о других дурно.

. Попадая в новый коллектив, я быстро приспосабливаюсь и легко со всеми знакомлюсь.

. Порой мне кажется, что я ни на что не гожусь.

. С учебой я справляюсь легко.

. Я никогда не беру дома ничего без спроса.

. Мне нравится участвовать в различных коллективных мероприятиях.

. В целом я хорошо отношусь к себе и доволен своим положением.

. Я умею упорно работать.

. У меня никогда не было таких мыслей, которые нужно было бы скрывать от других.

 


Приложение 2

 

Методика «Самооценка психических состояний личности Г.Айзенка» [18, с.64-65]

Инструкция: «Напротив каждого утверждения стоят три цифры: 2, 1, 0. Если утверждение Вам подходит, то обведите кружочком цифру 2, если не совсем подходит - цифру 1, если не подходит - 0».

.   Часто я не уверен в своих силах.

.   Нередко мне кажется безвыходным положение, из которого можно найти выход.

.   Я часто оставляю за собой последнее слово.

.   Мне трудно менять свои привычки.

.   Я часто краснею из-за пустяков.

.   Неприятности сильно меня расстраивают, и я падаю духом.

.   В разговоре я нередко перебиваю собеседника.

.   Я с трудом переключаюсь с одного дела на другое.

.   Я часто просыпаюсь ночью.

.   При крупных неприятностях я обычно виню только себя.

.   Меня легко рассердить.

.   Я очень осторожен по отношению к переменам в моей жизни.

.   Я легко впадаю в уныние.

.   Несчастье и неудачи меня ничему не учат.

.   Мне приходиться часто делать замечания другим.

.   В споре меня трудно переубедить.

.   Меня волнует даже воображаемые неприятности.

.   Я часто отказываюсь от борьбы, считая ее бесполезной.

.   Я хочу быть авторитетом для окружающих.

.   Нередко у меня не выходят из головы мысли, от которых следовало бы избавиться.

.   Меня пугают трудности, с которыми мне предстоит встретиться в жизни.

.   Нередко я чувствую себя беззащитным.

.   В любом деле я не довольствуюсь малым, я хочу добиться максимального успеха.

.   Я легко сближаюсь с людьми.

.   Я часто копаюсь в своих недостатках.

.   Иногда у меня бывает состояние отчаяния.

.   Мне трудно сдерживать себя, когда я сержусь.

.   Я сильно переживаю, если в моей жизни что-то неожиданно меняется.

.   Меня легко убедить.

.   Я чувствую растерянность, когда у меня возникает трудности.

.   Я предпочитаю руководить, не подчиняться.

.   Нередко я проявляю упрямство.

.   Меня беспокоит состояние моего здоровья.

.   В трудные минуты я иногда веду себя по-детски.

.   У меня резкая, грубоватая жестикуляция.

.   Я неохотно иду на риск.

.   Я с трудом переношу время ожидания.

.   Я думаю, что никогда не смогу исправить свои недостатки.

.   Я мстителен.

.   Меня расстраивают даже незначительные нарушения моих планов.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...