Опытно-экспериментальная работа по выявлению проблем социализации старших подростков из опекунских семей в условиях кадетской школы
⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4
В данном параграфе мы исследуем процесс социализации старших подростков в условиях кадетской школы на примере Кадетской школы-интерната г.Читы, расположенной по адресу: г.Чита, ул. 3-я Кооперативная. Также мы исследовали психическое состояние подростков: наличие тревожности, агрессии. В данном исследовании мы используем методику «Адаптация», цель которой - выявление уровня адаптации учащихся. Для достижения цели были определены следующие задачи: · Определить уровень адаптации ребенка к социальному окружению. · Выявить уровень принятия учащимися собственной личности. · Определить уровень адаптации ребенка к ведущей деятельности. Тип методики: вопросник. Форма проведения: групповая, индивидуальная. Возраст: подростки 13 - 17 лет. Текст вопросника находится в приложении к данной курсовой работе (см. Приложение 1). В исследовании принимали участие старшие подростки из опекунских семей 9кл, 11кл. в количестве 2-х человек. При выявлении уровня адаптации учащихся, мы определили, что адаптация к социальному окружению и его взаимодействие с ним у подростков из опекунских семей протекает благоприятно. Также нами проводилась методика «Самооценка психических состояний личности Г.Айзенка», цель которой - определить уровень тревожности, агрессии подростков. Для достижения цели была поставлена задача: выявить негативное восприятие окружающего и отсутствие осознанного отклоняющегося поведения подростка. Материал: анкета из 40 предложений (см. Приложение 2). При выявлении уровня тревожности и агрессии мы определили, что у одного из подростков присутствует склонность к переживанию тревоги, характеризующейся низким порогом возникновения реакции тревоги, а также повышенная психологическая активность, стремление к лидерству путем применения силы по отношению к другим людям.
У второго подростка никаких склонностей к агрессии и тревожности не наблюдается. Таким образом, при проведении данного исследования мы выявили, что процесс социализации у старших подростков из опекунских семей в условиях кадетской школы интернат протекает благоприятно, взаимодействие с окружающими удовлетворительное, отсутствуют какие-либо конфликты со сверстниками и учителями, а вот психическое состояние одного из подростков не дало положительных результатов т.к присутствует внутренняя тревожность, переживание.
Заключение
Изучая процесс социализации старших подростков из опекунских семей в условиях кадетской школы, мы рассмотрели в данной работе, что опекунская семья является самой распространенной формой устройства ребенка на воспитание в семью. Понятия «опека» и «попечительство» как формы семейного воспитания идентичны. Опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста 14 лет. Попечительство устанавливается от 14 до 18 лет. Социализация личности - это одно из ведущих понятий социальной педагогики. Это сложный непрерывный процесс, протекающий на биологическом, психологическом и социальном уровнях. При этом процесс социализации старшего подростка предполагает включение его в систему общественных отношений и в тоже время самостоятельное воспроизведение им этих отношений. Сущность социализации состоит в том, что она формирует человека как члена того общества, к которому он принадлежит. Соответственно и процесс социализации в различных обществах, сохраняя определенную специфику. Подростковый период называют «трудным возрастом», «переломным периодом». Его содержание заключается в изменении поведенческих характеристик: от почти полного послушания, свойственного малым детям, юноши переходят к сдержанному послушанию. Подростки и юноши более восприимчивы к негативным оценкам окружающих, особенно если они касаются одежды, внешнего вида, манер поведения, круга знакомств, то есть всего того, что составляет социальную среду и социальную символику «Я».
Около 85% подростков, обучающихся в кадетских школах - дети дезадаптированные к системе основного общего образования, отверженные семьей и оказавшиеся в сложной жизненной ситуации. Создавая условия, обеспечивающие развитие познавательных интересов подростка, преодоление негативного отношения к обществу, кадетские школы-интернаты являются тем Рубиконом, который стоит на пути подростка к принудительной или в некоторых случаях особо принудительной социализации и способствуют постепенному и безболезненному разрешению конфликта между подростком и обществом. Исследование, проводившееся в краевой кадетской школе интернате г.Читы, показало, что старшие подростки из опекунских семей - это хорошо адаптированные дети без каких-либо отклонений.
Список литературы
1. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. - М: Издательство Инфра, 2007. - 339 с. . Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе. - М.: Просвещение, 2005. - 224 с. . Басова Н.Ф. Основы социальной работы.- М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 288 с. . Галагузова М.А. Социальная педагогика.- М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2006. - 416 с. . Галанин Ю.Г. Стандарты в образовании // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2007. - №3. - С.9-12. . Кобазева Ю.А. Исследование процесса социализации современных подростков в отечественной психологии: Психология обучения. - М.: Инфра-М, 2007. - 378 с. . Лодкина Т.В. Социальная педагогика. - 2-е изд., доп. и испр.- М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 208 с. . Мардахаев Л.В. Социальная педагогика: Учебник. - М.: Гардарики, 2006. - 269 с. . Мустаева Ф.А. Основы социальной педагогики. - М.: Академический проект, Екатеринбург: Деловая книга, 2007. - 416 с. 10. Никитина Е.Л. Социализация старших школьников на основе системы педагогической поддержки: Автореферат дис.... канд. пед. наук: 13.00.01. - Киров, 2005. - 19 с. . Наумова А.Р. Социальный педагог сегодня // Социальная педагогика в России. - 2010. №4. - С.60-65.
. Поневаж Е.В. Психологические особенности социализации старших подростков в группе сверстников: автореферат дис.... канд. псих. наук: 19.00.13. - М., 2007. - 18 с. . Педагогика: Учебное пособие для студентов пед.вузов / Под ред. Пидкасистого П.И. - М.: Просвещение, 2008. - 640 с. . Романюк Е.Г. Вектор социальной педагогики // Социальная педагогика. - 2006. № 3. - С.94-101. . Селиванова А.Ю. Проблемы социальной педагогики // Социаьная педагогика. - 2006. №3. - С.45-48. . Семейный кодекс РФ, ст. 150-151. . Шилова М.И. Социализация и воспитание личности в педагогическом процессе. - Красноярск, 2008. - 187 с. . Шилова Т.А. Диагностика психолого-социальной дезадаптации детей и подростков: метод. пособие. - М.: Айрис-пресс, 2006. - 112 с. 19. <http://www.vashpsixolog.ru/teenager/44-personal-development/1272-lichnostnye-trudnosti-i-problemy-podrostkov> . <http://opekaweb.ru/page.php?id=155> . www.proshkolu.ru <http://www.proshkolu.ru> 22. www.ingashevchenko.ucoz.ru
Приложения Приложение 1 Методика «Адаптация» [22] Инструкция: «Внимательно прочтите каждое утверждение теста. Если вы с ним согласны, то в протоколе, напротив его номера поставьте знак (+), если не согласны - знак (-)». . Я испытываю внутреннюю неловкость, когда с кем-нибудь разговариваю. . Я люблю соревноваться с другими и побеждать. . Мне легко подбирать слова, чтобы выразить свои мысли и чувства. . Я всегда сдерживаю обещание, даже если это мне не выгодно. . Я общительный, открытый человек и легко схожусь с другими. . Я постоянно стремлюсь к успеху, мне важно быть в числе лучших. . Я практически не имею свободного времени. . Я всегда говорю взрослым только правду. . Я стараюсь держаться ото всех в стороне. . Часто я неприятен сам себе. . На некоторых уроках я чувствую себя глупым. . Я всегда справедлив в отношениях с учителями и родителями. . Я часто смущаюсь и испытываю чувство застенчивости. . Я чувствую неуверенность в себе. . Мои достижения - плоды моего труда, а не результат везения. . Я никогда не говорю о других дурно. . Попадая в новый коллектив, я быстро приспосабливаюсь и легко со всеми знакомлюсь.
. Порой мне кажется, что я ни на что не гожусь. . С учебой я справляюсь легко. . Я никогда не беру дома ничего без спроса. . Мне нравится участвовать в различных коллективных мероприятиях. . В целом я хорошо отношусь к себе и доволен своим положением. . Я умею упорно работать. . У меня никогда не было таких мыслей, которые нужно было бы скрывать от других.
Приложение 2
Методика «Самооценка психических состояний личности Г.Айзенка» [18, с.64-65] Инструкция: «Напротив каждого утверждения стоят три цифры: 2, 1, 0. Если утверждение Вам подходит, то обведите кружочком цифру 2, если не совсем подходит - цифру 1, если не подходит - 0». . Часто я не уверен в своих силах. . Нередко мне кажется безвыходным положение, из которого можно найти выход. . Я часто оставляю за собой последнее слово. . Мне трудно менять свои привычки. . Я часто краснею из-за пустяков. . Неприятности сильно меня расстраивают, и я падаю духом. . В разговоре я нередко перебиваю собеседника. . Я с трудом переключаюсь с одного дела на другое. . Я часто просыпаюсь ночью. . При крупных неприятностях я обычно виню только себя. . Меня легко рассердить. . Я очень осторожен по отношению к переменам в моей жизни. . Я легко впадаю в уныние. . Несчастье и неудачи меня ничему не учат. . Мне приходиться часто делать замечания другим. . В споре меня трудно переубедить. . Меня волнует даже воображаемые неприятности. . Я часто отказываюсь от борьбы, считая ее бесполезной. . Я хочу быть авторитетом для окружающих. . Нередко у меня не выходят из головы мысли, от которых следовало бы избавиться. . Меня пугают трудности, с которыми мне предстоит встретиться в жизни. . Нередко я чувствую себя беззащитным. . В любом деле я не довольствуюсь малым, я хочу добиться максимального успеха. . Я легко сближаюсь с людьми. . Я часто копаюсь в своих недостатках. . Иногда у меня бывает состояние отчаяния. . Мне трудно сдерживать себя, когда я сержусь. . Я сильно переживаю, если в моей жизни что-то неожиданно меняется. . Меня легко убедить. . Я чувствую растерянность, когда у меня возникает трудности. . Я предпочитаю руководить, не подчиняться. . Нередко я проявляю упрямство. . Меня беспокоит состояние моего здоровья. . В трудные минуты я иногда веду себя по-детски. . У меня резкая, грубоватая жестикуляция. . Я неохотно иду на риск. . Я с трудом переношу время ожидания. . Я думаю, что никогда не смогу исправить свои недостатки. . Я мстителен. . Меня расстраивают даже незначительные нарушения моих планов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|