Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности современной социализации ребенка в семье




 

Семья - естественная социально-психологическая малая группа, соединяющая в себе и формальные, и неформальные черты. В ней осуществляются самые различные виды кооперативной, совместной деятельности, направленной на организацию домашней жизни, отдыха, досуга, удовлетворения самых разнообразных материальных и духовных потребностей. Для ребенка семья является естественной первичной школой кооперативного, группового поведения, коллективного, совместного повседневного труда. И это основное и решающее, хотя процесс социализации и воспитания в семье может происходить сознательно и бессознательно, целенаправленно и стихийно. [7].

Вступая в общественную жизнь, ребенок становится членом множества самых различных малых групп, формальных и неформальных, членом различных коллективов. Это означает, что он должен усвоить групповые нормы, требования, правила, так как любая организованная группа характеризуется групповым поведением, групповыми интересами, групповыми целями и задачами.

Кроме того, формальные и неформальные группы имеют ту или иную структуру, определенное разделение труда, групповые роли как системы взаимных прав и обязанностей, систему авторитетов (власти), групповых ожиданий, систему групповых поощрений и наказаний. Все это ребенок должен освоить и приспособиться к групповому поведению и групповой деятельности. Исходя из этого, главная задача семейной социализации и семейного воспитания состоит в том, чтобы развить у ребенка способности к кооперативной совместной, коллективной деятельности, так как в будущем вся его жизнь будет протекать в различных (самых разнообразных) группах и коллективах. [10].

Задачи семейной социализации:

1. Выработать у ребенка навыки и способности общей кооперативной (коллективной) деятельности.

2. Адаптировать ребенка к жизнедеятельности различных групп.

В этом плане социализация ребенка рассматривается как все усложняющийся и расширяющийся процесс социально- психологической адаптации к различным группам и коллективам.

Социально-психологическая адаптация ребенка начинается буквально со дня его рождения: ребенок приспосабливается к матери, затем к отцу. Сфера адаптации ребенка постоянно расширяется в зависимости от интенсивности и частоты общения с ним: это могут быть старшие братья и сестры, бабушки, дедушки и другие члены семьи.

По мере роста и развития ребенка он социально адаптируется к супружеским и семейным взаимоотношениям. В старшем дошкольном возрасте он (сначала - бессознательно) начинает понимать принципы разделения труда в семье, семейные нормы, правила, права и обязанности членов семьи, систему власти и подчинения, наказаний и поощрений.

Главное и самое существенное заключается в том, что ребенок, адаптируясь к семье как к кооперативной, совместной деятельности, вырабатывает при этом навыки и способности кооперативного поведения, без которого он не сможет приспособиться ни к детскому саду, ни к школе. Более того, в семье он приобретает навыки и способности социально-педагогической адаптации к характеру и темпераменту других людей (в данном случае - членов семьи). Нельзя забывать и того, что ребенок должен адаптироваться к сложнейшей системе семейных и родственных отношений, которые бывают чрезвычайно сложными. Процесс семейной социально-психологической адаптации является основополагающим первым жизненным опытом, опытом изначальным, но фундаментальным по своему смыслу, содержанию и значению. [22].


Заключение

Человек рождается в условиях социума, и социальные условия создают рамки, в которых происходит формирование социально-компетентной личности, иными словами, его воспитание и социализация. В процессе социализации человек усваивает специфические свойства, формы поведения, язык, культуру, ценности, и на их основе включается в структуры общественной жизни. Социологи считают этот процесс амбивалентным, связанным с большим риском и возможностями отрицательного развития, которые могут стать источником девиантного поведения. Известный американский социолог Н. Смелзер определяет социализацию как «процесс формирования умений и социальных установок индивидов, соответствующих их социальным ролям». По мнению польского социолога Я. Щепаньского, социализация, это «влияния среды в целом, которые приобщают индивида к участию в общественной жизни, учат его пониманию культуры, поведению в коллективах, утверждению себя и выполнению различных социальных ролей».

Формирование личности является результатом воздействия многих факторов - внутренних (унаследованных и врожденных) и внешних (влияния среды и воспитания). Каждый из них характеризуется своими специфическими чертами и особенностями. Однако все они неразрывно связаны друг с другом и образуют единое целое. Содержанием социализации является выработка соответствующих социальных позиций личности, позволяющих ей эффективно взаимодействовать в обществе.

В любом типе культуры именно семья выступает в качестве основной матрицы, в которой происходит социализация личности.

Семья как социальный институт, в рамках которого происходит становление и дальнейшее развитие личности, в настоящее время претерпевает существенные изменения.

Нуклеаризация семьи - мировой исторический процесс, связанный со структурными изменениями в семейной сфере, разрушением внутрисемейных связей, отчуждением межличностных отношений между супругами, родителями и детьми.

Глава семьи, отец, хозяин - эти понятия были однозначными в традиционной расширенной семье. В современной семье традиционные мужские роли существенно изменились. Мужчина утратил свое положение единственного кормильца, женщина увеличила самостоятельность и повысила внутрисемейный авторитет.

Функциональные и структурные изменения привели к ломке традиционного отношения "родители-дети", которое было стержнем расширенной семьи. Семья перестала быть сферой включения молодого поколения в профессиональную и культурную традиции. Значительно возросла социализирующая функция общественных институтов - детских воспитательных учреждений, школ, вузов, средств массовой информации. Создался дефицит живого контакта детей с родителями, следствие -возрастающее влияние на социализацию неформальных групп.

Изменения функциональных родительских ролей повсеместно связано с доминированием матери в уходе за ребенком, воспитание, ведение домашнего хозяйства и, следовательно, преобладанием контактов с ребенком. Внутрисемейная феминизация воспитания снизила социализирующую роль отца во многих семьях. С другой стороны, в эгалитарных семейных союзах воспитательная роль отца в последнее время серьезно возросла. При этом демократизация семейных отношений тесно связана с демократизацией и гуманизацией воспитания детей.

Демографические изменения, связанные с падением продолжительности жизни, в комбинации с низкой рождаемостью сократили время совместного проживания детей и родителей. Сто лет назад муж и жена в среднем только 1.5 года жили без детей, а сейчас - около 20 лет. Современные супруги тратят только 18% брачной жизни против 54% на воспитание детей.

Одна из причин отчуждения детей и родителей кроется в проводимой государством в течение многих десятилетий девальвации ценности семьи и детей и дезорганизации семьи. Наше общество ориентировано на внесемейные сферы деятельности, как профессиональные, так и досуговые. У нас сложился образ жизни, представляющий семье мало возможностей для общения: днем родители на работе, дети в детском саду или школе, по утрам - нервная спешка всех членов семьи, по вечерам - поглощенность взрослых мало устроенным бытом и общая для всех членов семьи усталость. Возрастает дефицит свободного времени у родителей, и, соответственно, дети обделены вниманием. Они недополучают необходимую эмоциональную поддержку, не формируется культура общения, постоянная озабоченность родителей насущными проблемами быта приводит к излишнему прагматизму. Если для родителей такая направленность может носить временный характер и легко отступит, как только нормализуется жизнь, то у детей в этих условиях формируются стойкие нормы поведения, внесемейные ценностные ориентации, которые наложат отпечаток на всю последующую жизнь. Таким образом, снижается вероятность воспитания будущих поколений с семейной ориентацией, а это может привести к дальнейшей дезорганизации семьи, если общество не предпримет определенные меры по изменению условий жизни современной семьи, поддержанию ценностей семьи и фамилистической культуры.


 

Список литературы

 

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. Екатеринбург. 2009.

2. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. М., 2013.

.   Азаров Ю.П. Семейная педагогика. М., АиФ, 2013.

.   Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. М., 1985.

.   Алексеева Л.С., Плоткин М.М., Спиваковская А.С., Ширинский В.И. Влияние внутрисемейных отношений на формирование личности ребенка. М., 2015.

.   Ананьев В.Г. О психологических эффектах социализации // Человек и общество. Вып.9. Л., 1971.

.   Андреева В.Г. Социальная психология. М., 2010.

.   Беличева С.А. Основы превентивной психологии. М.,2014.

.   Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. М., 2014.

.   Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 2000.

.   Бойко B.B. Малодетная семья. М., 2008.

.   Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 2008.

.   Борисов В.А. Деградация института семьи и пути ее преодоления. Семья в России. 2015. № 1-2.

.   Выготский Л.С. Собрание сочинений. В 6 томах. М., 1984.

.   Гидденс Э. Социология. СПб., 2009.

.   Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М., 2014.

.   Мацковский М.С. Социология семьи: проблемы методологии и методики. М., 2009.

.   Монсон П. Современная западная социология. СПб., 2012.

.   Немов Р.С. Психология. В 2 кн. М., 2014.

.   Основы социологии. Ч. 1 и 2. М., 2014.

.   О положении семей в Российской Федерации. М., 2014.

.   Соколова Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии. М., 2015.

.   Хоментаускас Г.Т. Семья глазами ребенка. М., 2009.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...