Вопрос 3. Социальная функция торговли и ее учет при государственном регулировании
Торговля - специфический социальный институт, возникающий в ответ на появление социальной потребности и выполняющего определенные социальные функции [8, с.11]. Торговлю можно определить как институт экономической подсистемы общества, функционально направленный на рациональную организацию распределения материальных и социальных ресурсов, необходимых для удовлетворения физических потребностей общества [6, с.17]. В соответствии с принципом множественности функций социальных систем становится возможным предположить, что социальный институт торговли направленно реализует весь комплекс функциональных императивов социальных систем: поддержание рациональной организации и распределения ресурсов посредством экономических обменов, адаптация, приспособление к изменившимся социальным и экономическим условиям, определение и формирование основных целей социальной системы, что определяет функциональную возможность торговли выступать в роли медиатора социальной и экономической политики, интеграция системы путем создания и поддержания общих нормативных образцов, ценностей, норм и правил, организующих и упорядочивающих совместную жизнедеятельность индивидов, формирующих основания социальной идентификации. Если характеризовать систему социальных функций торговли, следует разграничивать явные функции как преднамеренные, ожидаемые, официально декларируемые и непредусмотренные и неожидаемые латентные функции, как, к примеру, досуговая и социализирующая функции такого института торговли как очередь. Можно рассмотреть следующие социальные функции торговли. . Организационно-распределительная функция - торговля выступает механизмом аккумулирования ресурсов на определенных системных уровнях и разнесения ресурсов по разным этажам системной иерархии.
. Социально-адаптационная функция - торговля позволяет приспосабливать различные системы к изменившимся условиям внешнего ситуативного окружения, поставляя необходимы ресурсы для удовлетворения изменившихся потребностей системы. . Социально-интегративная функция - торговля как форма связи и взаимодействия индивидов и структур формирует принципы внутреннего единства системы, солидарности участников взаимодействия. . Социализирующая функция - торговля формирует, совершенствует и обновляет мотивацию индивидов, в ходе торговых практик происходит усвоение образцов поведения и социально-культурных норм сообщества (например, вежливость, услужливость, образованность, инновационность и т.д.). . Социально-стратифицирующая функция - торговля представляет собой структурно оформленные практики обмена (купли-продажи). . Социально-коммуникативная функция - перемещая предметы, вещи, наполненные информационным содержанием, торговля переносит информацию, пополняет информационно-ресурсную базу социальных систем. . Социально-трансформационная функция. Данная функция наименее выражена в категориях системно-функционального анализа, что является предметом его критики на протяжении более чем полувека. Поэтому привлечение понятийно-концептуальных конструкций синергетики, рассматривающей социум как открытую систему, постоянно пребывающую во взаимодействии со средой и состоянии становления, представляется оправданным методологическим приемом [3, с.26]. Можно отметить также роль торговли в организации социального метаболизма, за счет осуществления трех основных потоков межсистемного обмена: обмен природными богатствами, территориями, сферами жизненного пространства, человеческими ресурсами (ресурсная сфера); обмен товарами, капиталом (экономическая сфера); обмен идеями, информацией, ценностями (информационно-культурная сфера).
Даже простое перемещение предметов порождает инновационные процессы в системе. В современном мире связь трансляционных и инновационных процессов еще более тесная, что заставляет рассмотреть их в единстве. В данном параграфе акцентируется инновационный аспект торговли и торговых практик. Можно отметить два типа инновационных процессов в сфере торговли: I тип - социальные изменения, возникающие вне сознательной деятельности и проектирующего участия - изменения образа жизни, вещного пространства, новые практики, генерируемые социумом в ходе торговой деятельности, II тип - управляемый процесс создания новаций в сфере торговли - новые товары, новые услуги, новые институты торговли, специально создаваемые для оптимизации торговых практик [3, с.28]. Второй тип инновационных процессов является аналогом институционального проектирования, в то время как первый - процесса стихийной самоорганизации и появления неформальных институтов. Можно также охарактеризовать следующие изменения в обществе, инициированные торговлей: ) изменение вещно-пространственной среды, кулинарных пристрастий, облика людей, в итоге - изменение стиля жизни, ) новации в самой торговле, появление новых торговых практик и организационных форм, за счет чего осуществлялось развитие института торговли и институциональной системы общества. ) изменения в обществе, инициированные развитием торговли, появление новых занятий, знаний, представлений, социальных практик [8, с.29]. Изученный материал позволяет сделать вывод о том, что инновационная деятельность в сфере торговли не сразу, но кардинально изменила социокультурный тип европейцев и общества. Можно выделить основные направления социокоммуникативого анализа сферы торговли. Прежде всего, обнаруживается структурная дифференциация социокоммуникативных интеракций в сфере торговли: . Деловые и межличностные коммуникации внутри торгового сообщества: а) интеракции внутри торговой фирмы как взаимодействия между владельцами фирмы и ее руководством, между руководством и трудовым коллективом, между фирмой и ее дилерами, между продавцами в торговом зале и т.п.; б) межфирменные коммуникации, между торговцами, поставщиками, конкурентами, партнерами.
. Торговые коммуникации как посреднические коммуникации между производителем и потенциальным потребителем продукции. Традиционные интеракции «продавец и покупатель» в современном мире дополняются позицией «маркетолога» как знатока рынка, информатора и организатора торговых коммуникаций и рекламиста - профессионального коммуникатора в сфере торговли. . Коммуникации внутри покупательского сообщества, составляющие общение по поводу товаров, наилучших способах и местах совершения покупок, инновациях в области потребления и т.д. [1, с.12] Следующий аспект коммуникативного анализа торговли - анализ культуры торговли как социетальной системы, т.е. совокупности правил и моделей взаимоприемлемых коммуникативных действий, правил, определяющих принципы взаимодействия и коммуникаций, как непосредственных личных, так и организованных, привычно воспроизводимых в самых разных ситуациях торговых взаимодействий. Поскольку условием реализации коммуникативных возможностей в любом виде систем выступает наличие специфических коммуникативных средств, коммуникативный анализ торговли включает рассмотрение символических форм, способных выступать носителями информации. Все, что может быть носителем значений, содержать информацию, передаваемую в ходе торговых коммуникаций и имеющую значение для их осуществления выступает коммуникативным средством - деньги, товары, рекламные сообщения, торговые марки, чеки, векселя, упаковка, дизайн торговой точки, униформа продавцов и т.д. Важной проблемой, требующей специального анализа, является эволюция коммуникативных систем, роль торговли в этом процессе и влияние его на торговлю. Трансформация коммуникативных систем в обществе производит не только изменение в сфере торговли (например, появление электронной коммерции), но и в определенной степени меняет роль торговли в социуме. Можно считать важной социальной трансформацией, связанной с новой электронной системой коммуникации формирование пространства потоков как определяющей характеристики современного социально-экономического бытия. Но задолго до их появления существовала материально-организационная модель - торговые потоки ресурсов, информации, людей, товаров. Таким образом, новая система становится на основе уже существующей, что превращает торговые коммуникации в матричную структуру воспроизводства всех иных структур-потоков.
Современная рыночная экономика как способ координации и регуляции хозяйственной деятельности представляет собой совокупность множества институтов и институциональных форм. Производство и потребление - два процесса составляющие непременные условия самой человеческой жизни. Разделение труда предопределило существование торговли как способа их взаимосвязи. Местная торговля соединяет производителя и потребителя в рамках территориальной общности, торговля на дальние расстояния соединяет рынки, где какой-либо товар имеется в изобилии, с рынками, где он представляет собой редкость. Учитывая сложность и дороговизну перевозок в ранние времена, предпочтение отдавалось дорогим и малообъемным товарам (пряности, кофе, чай и т.д.) Уникальность пространственно перемещаемых товаров изначально была связана с природно-географической спецификой регионов, но в настоящее время определяется множеством других факторов, и, прежде всего, особенностями производственного процесса. Так, например, промышленно развитые страны способны обеспечить капиталоемкое производство, их статья экспорта - автомобили, сельскохозяйственное оборудование, станки и т.д. Обширные земельные ресурсы, обычно, ведут к развитию и активной торговле продукцией сельскохозяйственного производства. Наличие большого количества высококвалифицированных и образованных работников способствует становлению наукоемкого производства. Таким образом, торговля обеспечивает возможности углубления производственной специализации разных стран при унификации потребления. А производственная специализация по Смиту и др. классикам экономической мысли выгодна всем участникам торгового взаимодействия. Риккардо утверждал, что страны должны специализироваться в производстве тех товаров, которые обходятся их партнерам дороже. Ограничение свободы торговли, по их мнению, приведет к нарушению общей гармонии, общей выгоды и общего процветания [6, с.24]. Торговля представляет собой не только способ связи и пространственного перемещения товаров от производителя к потребителю, она выполняет функции регуляции этой связи.
Временная регуляция связи заключается в следующем: 1) торговля способствует экономии временных расходов производителя. 2) создавая инфраструктуру хранения продукции с учетом времени доставки, торговля способствует ослаблению зависимости потребления от временных регламентов производства, 3) торговля предотвращает порчу товара и тем самым выигрывает битву со временем путем оптимизации транспортировки, хранения, фасовки, упаковки и т.д. 4) торговля производит структурирование временных расходов потребителя. Механизм качественной и количественной адаптации известен со времен классической экономической теории - это взаимовлияние спроса и предложения. Спрос и предложение - ключевые категории анализа рыночной экономики, их взаимодействие определяет и принцип осуществления рыночных обменов. В вопросах взаимного влияния производства и потребления вся классическая теория исходила из представлений о предустановленной гармонии рыночного хозяйства. Спрос в рыночной экономике рождает предложение товара, а согласно взглядам Сэя, предложение в экономике равно совокупному спросу, за исключением некоторых временных диспропорций хозяйствования. Причем производство любого продукта порождает доходы (оплата сырья, транспортных расходов, заработная плата рабочих), которые рано или поздно появятся на рынке и потребуют товаров для обмена. Таким образом, предложение рождает спрос. Современная наука, рассматривая соотношение благосостояния и экономического роста, устанавливает прямую и обратную зависимости потребления и роста производства: благосостояние как функция экономического роста и экономический рост как функция повышения благосостояния. Повышение уровня и улучшение структуры потребления представляется следствием повышения экономических показателей и роста ВВП. С другой стороны, рост реальных доходов населения вызывает рост потребления, при этом стимулирует платежеспособный спрос, удовлетворение которого запускает новые производственные циклы - экономика развивается. Роль торговли в продвижении технологических новинок в жизнь общества обнаруживается при сравнении функционирования советского и западного комплекса «наука - технология - производство - общество». Само по себе наличие любого из указанных элементов не производит качественного изменения в обществе. Перетекание ресурсов и продуктов из высокотехнологических комплексов на уровень повседневной жизни с малой эффективностью обеспечивается политической волей, действия торговли в этом процессе приносят больший эффект [4, с.8]. Современная модель маркетинга стремится не столько усилить давление на потребителя, сколько увязать интересы различных субъектов экономической системы - производства, торговли и потребителя, устанавливая приоритет последнего: производитель должен производить и продавать не то, что ему удобно и выгодно, а то, что действительно требуется самому потребителю. Производство товаров и оказание услуг должно быть поставлено в прямую зависимость от потребительского рынка. Это означает, что производитель продукции и торговля как посредник в системе «производитель - торговля - потребитель» должны точно знать и прогнозировать потребности населения, изучить его готовность покупать или делать сбережения, выявить предпочтения и направить всю деятельность предприятия на удовлетворение покупательского спроса. Изучению и удовлетворению покупательского спроса должны быть подчинены не только рекламная кампания, но и все стороны производственного процесса: объем и структура капиталовложений, программы научно-технической подготовки специалистов и программы технологического переоборудования производства, характер использования рабочей силы, финансовых средств, дизайн, сервисное и техническое обслуживание покупателей. Маркетинг должен стать системой, направленной на то, чтобы увязать интересы производства и потребления, добиться снижения противоречий между производством и потреблением. Для реализации данной цели маркетинга разработаны специальные новации, касающиеся, прежде всего, изучения потребностей потребителей (сегментирование потребителей на основании изучения их потребностной сферы, исследования сегментов потребительского рынка на основании стратификационной модели, сегментирование рынка на основе различия стилей жизни, психографических типов и т.д.). Конец XX - начало XXI в. ознаменовалось новой революцией в системе розничной торговли, переходом от максимально стандартизованных, унифицированных торговых интеракций к дифференцированному подходу на основе необходимой информации о клиентах торгового предприятия. Дифференциация потребителей является одной из сторон стратегий индивидуального подхода в торговле. Другой стороной является индивидуализация обслуживания. Новацией современной торговли является так называемая «массовая индивидуализация обслуживания покупателей». Если бы речь шла только о предоставлении скидок в зависимости от уровня величины произведенных покупок, то говорить о «перевороте» в системе «производитель - торговля - потребитель» было бы слишком самонадеянно. Появились стратегии (например, Customer Specific Pricing), которые позволяют изменить вектор активности в отношениях торговли и покупателей, а значит влиять на производителей в большей степени, чем это было возможно ранее. Персонифицированные клиенты торговой фирмы становятся партнерами торгового предприятия, если с ними время от времени обсуждать существующий ассортимент товаров и формировать предложения по его изменению [4, с.10]. Посредническая функция торговли между производством и потреблением определяет возможности торговли выступать в качестве медиатора экономической и социальной политики. Формирование торговли происходило, прежде всего, в ходе выработки мер регулирования государством торговли и торговых отношений, а интенсивность торговых обменов становится показателем эффективности экономической политики. Но саморегуляция и самонастройка рыночного механизма осуществляется путем периодических экономических кризисов, известных еще со времен Римской империи (в связи с торговлей паями торговых обществ). Экономические кризисы характеризуются определенной цикличностью, глобализация рыночного хозяйства ведет к тому, что кризисы выходят за рамки национального государства и охватывают мировую экономику в целом, нанося ущерб всем сферам экономики в мировом масштабе. Доказанная еще в XIX в. периодичность экономических кризисов капиталистической экономики требовала включения проблемы антикризисного управления экономикой в область политико-экономического регулирования, для чего, прежде всего, необходимо решить проблему предупреждения и прогнозирования экономических кризисов. В отсутствие иных абсолютно надежных инструментов прогнозирования кризисов в рыночной экономике таковым становится индекс потребительских настроений (ИПН). В условиях циклического колебания экономики ИПН позволяет уловить точки возможного поворота экономического цикла. Его прогностические возможности основываются на предположении, что каждый отдельно взятый покупатель принимает решения, основываясь на случайной, разрозненной непрофессиональной информации, но все вместе покупатели довольно точно чувствуют экономическую ситуацию в краткосрочной перспективе. Кризис связан с производством товаров сверх возможной платежеспособности населения. Но платежеспособность разных социальных групп, возможность ее изменения, укрепления и восстановления после кризисного падения различны у разных социальных групп. Разрушительные экономические кризисы и отсутствие реальной возможности у многих слоев населения противостоять разрушительным кризисам, возникающим вследствие саморегулирования рыночной экономики, ведут к поляризации общества и еще более разрушительным последствиям в результате социальных революций. С точки зрения социологического анализа общества благосостояние - это категория, описывающая состояние жизнеобеспечивающей социетально-функциональной структуры общества. Необходимость специальных государственных мер определяется тем, что общество в отношении системы жизнеобеспечения делится на самодеятельное население, способное самостоятельно обеспечить себя средствами к существованию, и несамодеятельное население (дети, инвалиды, иждивенцы, неработающие пенсионеры). В отношении первых государство предпринимает усилия по обеспечению государственных гарантий занятости и получения доходов, в отношении последних развернуты специальные программы обеспечения их средствами существования. Совокупность этих мер образует содержание социальной политики, представляющей функционально значимую сферу государственной деятельности [8, с.31]. Основным инструментом социальной политики выступает государственное перераспределение доходов. Обеспечение государственных социальных программ за счет перераспределительных механизмов многими экспертами оценивается весьма позитивно именно в социетально-функциональном плане, поскольку перераспределение, обеспечивая смягчение социальной напряженности, улучшая качество взаимоотношений между людьми, повышая уровень доверия в обществе, обеспечивает социальную интеграцию. Создание более равномерного распределения доходов через механизмы перераспределения доходов ведет к росту платежеспособного спроса, улучшению его структуры и приближению спроса к структуре реальных потребностей. Благодаря социальной политике многие социальные слои не оказываются на обочине экономической жизни и потребления, а для торговли они становятся специфическим потребителем. Социально-экономические реформы российского общества 90-х годов начинались с кардинальной перестройки торговой сферы: либерализация цен, свобода торговли, отмена института обязательности поставок. Выбор либерализации торговли в качестве исходной точки реформ был неизбежен, поскольку определялся, как медиативным положением торговли в экономической системе, так и ситуативными требованиями. . Предполагалось, что либерализация цен станет наименее затратным реформационным проектом, и отдача от него наступит практически сразу же, что при трехкратном повышении общего уровня цен будет достигнута общая стабилизация экономики, а подкрепленный другими мерами пролонгированного характера, приведет к увеличению эффективности экономики в целом. . Ситуация в торговле выступала наиболее ярким индикатором кризисного положения дел в экономике. Напряженные ожидания в обществе фокусировались в торговле, отсюда возникало требование немедленной демонстрации решимости власти реализовать проекты решений. . Социально-экономические реформы сопровождались борьбой за власть, жестким политическим противостоянием и политической нестабильностью. Отсюда требование немедленных кардинальных изменений, чтобы как можно скорее сломать старую систему, скорее пройти «точку невозврата» в продвижении по пути экономических реформ [5, с.51]. Оценивая итоги реформирования российской экономики на этапе либерализации цен, необходимо отметить не только решение ближайших целей (наполнить прилавки товарами, адаптировать хотя бы часть населения к рыночным реалиям, создавать основу для развития деловой активности), но и следующие взаимосвязанные экономические последствия избранного курса: 1. Угнетение спроса как производственного, так и спроса домохозяйств. 2. Резкое снижение товарного предложения вследствие падения производства. 3. Структурные деформации спроса - перекосы между спросом населения на различные категории товаров (продовольственного и непродовольственного назначения), перекосы между отраслевым спросом, спросом промышленности и сельского хозяйства. 4. Рост товарного импорта и вывоза сырья, отсутствие инвестиций и «бегство капиталов». Отмена всеобщего принудительного назначения поставщиков ресурсов и покупателей продукции на деле означало разрушение прежней торговой инфраструктуры и структуры материально-технического снабжения при отсутствии инвестиций в создание новой структуры. В результате не был запущен рыночный механизм спроса и предложения, вместо санации неэффективного производства и конкуренции - угнетение производства и еще большее сжатие спроса и были заложены системные противоречия дальнейшего развития торговой сферы и российской экономики: стимулирование импорта вместо инвестирования в собственную промышленность, ориентация на экспорт сырья, вместо использования высочайшего научного потенциала, открытия экономики для бегства капитала, но закрытие для предпринимательской активности, деформация институциональной среды, рассогласования институтов, порождающие коррупцию и активизацию криминальных практик («позволяющие» законы без создания контролирующих и защищающих государственных структур).
Задача 23
На основе данных таблицы дать анализ динамики материальных расходов розничного торгового предприятия. Представить пути их экономии. млн. руб.
торговля социальный система Общая сумма материальных затрат розничного торгового предприятия в текущем году составила 5364,86 млн.руб., что больше показателя прошлого года на 1,8%, или на 94,86 млн.руб. Это показывает абсолютный перерасход по данной статье затрат. Рассмотрим изменение в составе материальных затрат. Стоимость отопления, электроэнергии всех видов увеличилась в текущем году на 58 млн.руб., или на 2,4%, и составила 2500 млн.руб. Стоимость услуг по фасовке и подработке товаров, комплектованию торгового ассортимента была равной в текущем году 581,4 млн.руб., это больше показателя прошлого года на 11,4 млн.руб., или на 2%. Расходы на транспортировку, хранение и другие затраты, связанные с приобретением материальных ценностей, составили 1830 млн.руб., это больше аналогичного показателя прошлого года на 130 млн.руб., или на 7,6%. По данной статье материальных затрат самый весомый перерасход. Стоимость потерь по возвратной таре снизилась в текущем году на 0,8%, или на 2,42 млн.руб., и составила 300 млн.руб. Следовательно, налицо экономия затрат по данной статье. Потери от недостачи, порчи при хранении и транспортировке товаров в пределах норм естественной убыли также уменьшились в текущем году на 2%, или на 10 млн.руб., и составили 500 млн.руб. Следовательно, основное влияние на перерасход по материальным затратам оказали две статьи: стоимость отопления, электроэнергии всех видов, расходы на транспортировку, хранение и другие затраты, связанные с приобретением материальных ценностей. Розничный товарооборот сократился на 852,44 млн.руб., или на 2,1%. При этом сумма материальных затрат в % к товарообороту повысилась на 0,5% и составила 13,5%. Определим сумму относительного перерасхода материальных затрат умножением изменения материальных затрат в % к товарообороту на товарооборот текущего года: (+0,5) * 39740 / 100 = +198,7 млн.руб. Относительная сумма перерасхода материальных затрат составила 198,7 млн.руб. Пути экономии материальных затрат: фасовку и подработку товаров поручать продавцам за отдельную плату ниже, чем оплата за эти же операции услуг сторонних лиц; снизить расходы на хранение и транспортировку путем заключение договоров с наиболее близкими поставщиками; сдать пустующие помещения в аренду, чем снизить стоимость отопления и электроэнергию; контролировать естественную убыль товаров и т.д.
Задача 28
Оценить доходность хозяйственной деятельности торгового предприятия на основе данных таблицы. Выявить резервы повышения доходности торгового предприятия.
Таблица Динамика показателей оценки доходности торгового предприятия
Прибыль от реализации находится как разница между валовым доходом и затратами, связанными с реализацией. Уровень валового дохода находится отношением суммы валового дохода к розничному товарообороту и умножением на 100. Уровень расходов находится отношением суммы затрат к розничному товарообороту и умножением на 100. Рентабельность ресурсов находится отношением суммы прибыли к стоимости ресурсов и умножением на 100. Рентабельность затрат находится отношением прибыли к сумме затрат и умножением на 100. Рентабельность товарооборота находится делением суммы прибыли на товарооборот и умножением на 100. Доля прибыли в валовом доходе находится делением суммы прибыли на сумму валового дохода и умножением на 100. Доход от реализации возрос в текущем году на 83,2%, или 29862 млн.руб., и составил 65747 млн.руб. При этом затраты на реализацию возросли на 87%, или на 20136,8 млн.руб., и составили 43278,3 млн.руб. Прибыль от реализации в итоге увеличилась на 9725,2 млн.руб., или на 76,3%. И стала равной 22468,7 млн.руб. Уровень валового дохода снизился в отчетном периоде на 0,13% и составил 24,87%. Это связано с меньшим приростом валового дохода по сравнению с приростом розничного товарооборота (соответственно 183,8%<184,2%). Уменьшение уровня валового дохода привело к снижению суммы дохода на 343,733 млн.руб. ((-0,13)*264410/100). Уровень расходов повысился а отчетном периоде на 0,25% и стал равен 16,37%. Следовательно, каждые 100 руб. товарооборота стали содержать в себе 16,37 руб. произведенных затрат. Рентабельность ресурсов во втором году составила 42,28%, что меньше показателя прошлого года на 5,5%. Следовательно, каждые 100 руб. использованных ресурсов стали приносить прибыль в размере 42,28 руб. Рентабельность затрат во втором году была равной 51,92%, что меньше показателя прошлого года на 3,15%. Следовательно, каждые 100 руб. произведенных затрат стали приносить 51,92 руб. прибыли. Уменьшение показателя - явление отрицательное, т.к. затраты должны давать большую отдачу. Рентабельность товарооборота была равной во втором году 8,5%, что меньше прошлого показателя на 0,38%. Следовательно, каждые 100 руб. товарооборота стали содержать в себе меньше прибыли, что также можно оценить отрицательно. Доля прибыли в валовом доходе составила 34,17%, что меньше показателя прошлого года на 1,34%. Следовательно, большую часть дохода стали составлять затраты, что также оценивается как отрицательный факт финансово-хозяйственной деятельности. Резервами роста доходности могут быть: возможное снижение затрат: умножим роста уровня расходов на фактический товарооборот (+0,25)*264410/100 = 661,025 млн.руб.; дальнейшее повышение уровня доходности: (0,13*264410/100 = 343,733 млн.руб.) и т.д. Пути повышения доходности предприятия: экономия издержек обращения; увеличение количества продаж более высокодоходных товаров с тем, чтобы не повышать уровень торговой надбавки; снижение продаж наиболее издержкоемких товаров; оперативный контроль за финансовыми результатами; проведение различных стимулирующих сбыт акций, как то: лотерея к различным праздникам, дисконты различные и т.д. Список литературы
1. Гавриков А.В., Казиначикова Н.А. Экономика торгового предприятия: Учебное пособие для вузов. - Минск: Новое знание, 2006. - 245с. . Греховодова М. Экономика торгового предприятия. - М.: Феникс, 2007. - 192с. . Егорова Н.Р., Николаева Т.И. Экономика предприятий торговли и общественного питания. - М.: Кнорус, 2008. - 400с. . Иванов Г.Г. Экономика торговли. Учебное пособие. - М.: Академия, 2009. - 144с. . Коровкин В.В., Кузнецова Т.В. Торговая деятельность: практическое пособие. - М.: ПРИОР, 2007 - 416 с. . Лебедева С. Экономика торгового предприятия. - Минск: Новое знание, 2007. - 240с. . Торговое дело: экономика, маркетинг, организация: учебник 3-е переработано и дополнено./Под общей редакцией профессора А.А. Брагина и профессора Т.П. Данько. - М.: Инфра - М, 2010 - 560 с. . Справочник предпринимателя: Розничная торговля, оптовая торговля, общественное питание. - М.: Наука, 2008. - 592 с. . Экономика торгового предприятия: Учебник / Под ред. Л.А.Брагина. - М.: ИНФРА-М, 2006. - 314с.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|